«У меня было обычное детство». Интервью с Себастьяном Феттелем в день объявления о завершении карьеры в «Формуле-1»
«Кто такой активист?» Спросили у Себастьяна Феттеля. Он почесывает свое покрытое щетиной лицо, гримасничает, ожесточаясь от обвинения в том, что он стал таковым. Трудно возразить с этим. За последние пару лет, даже когда он боролся за попадание в десятку лучших в составе команды «Астон Мартин», Феттель стал самым громким голосом в спорте на темы многие поклонники гонок, которые не оценят. Гражданские права, бойкот России, бедственное положение обездоленных детей, бремя, которое ложится на южные страны, и, самое главное, изменение климата, которое, по его мнению, связано со всем вышеперечисленным.
Безусловно, Грета Тунберг - активистка, я предлагаю.
«Я не знаю», - отвечает немец. «Является ли Грета активисткой или она просто очень обеспокоенный житель нашей планеты?».
Это интервью было сделано за несколько дней до Гран-при Венгрии. Разговор вышел очень необычным. На одном уровне с общением с Михаэлем Шумахером ранее в Монако, когда на вопрос о том, как ему мои новые кроссовки Adidas, тот ответил: «Очень броско. Я где-то могу купить такие поблизости?». Только этот разговор более глубокий. Я немного слышал ранее о Грете, молодом шведском фанатике, который стал одним из самых известных в мире защитников климатических изменений. Но я не предполагал, что Феттель будет знать о ней все.
Про активизм
«У Греты синдром Аспергера», - говорит Феттель. «Ее смущает, а также печалит то, что, по-моему, она очень честно говорит о том, что чувствует». Он считает, что это связано с ее состоянием. «Для нее наше бездействие в отношении климатического кризиса просто не имеет смысла, потому что это бессмысленно. И в то время, как все остальные как бы оцепенели от этого - у нас есть жизнь, у нас есть дела, у нас есть другие интересы и все такое - она просто логична. Зачем мне нужно образование, если мир станет непригодным для жизни?».
Странно, но то, как Феттель отнесся к Тунберг, показывает, что сделало его таким особенным гонщиком. Он абсолютно жаден до информации. Немец специалист по кроличьим норам. Когда у него появляется любопытство, то Себастьян не остановится, пока не увидит все стороны вопроса. Кроличья нора, из которой он не может выбраться прямо сейчас, и которую он не может решить, — это изменение климата, что, если подумать, является ужасной иронией, учитывая, что он - звездная фигура в глобальном путешествующем цирке, в основе которого лежит сжигание ископаемого топлива для достижения скорости и славы.
Это часть продолжающейся трансформации Себастьяна Феттеля. За свою карьеру он представал перед болельщиками в разных образах: вундеркинд, сорванец, чемпион, шут, провокатор, аутсайдер, наставник, ругатель и, наконец, агитатор. Когда немец начинает говорить об экологическом топливе и углеродном следе, то похож на протестующих, марширующих по площади Вашингтона и кричащих об обреченности.
«По-моему, ты похож на хиппи», - говорю я ему. Его длинные, вьющиеся волосы всего за несколько часов становятся сальными. Постоянно попадают в глаза. «У меня много волос, да», - говорит Феттель. «Хотя на самом деле их уже не так много. Это привилегия старения».
За несколько минут до этого разговора (одного из многих, которые нам предстоят), не предупредив практически никого, Феттель объявил о своем уходе. Немец сообщил об этом своим боссам, а также своей помощнице Бритте Рёске, которая, хотя и не удивилась, но была немного шокирована тем, что это произошло именно в этот день. Себастьян прошептал ей: «Ты знаешь, что я только что объявил о своем уходе? Ты как раз вовремя». Пока мы беседуем, его видео об уходе - суровая, честная и совершенно неприукрашенная оценка спорта, а также призыв к действию - как взрыв гранаты, раздается на его созданном аккаунте в [признано экстремистской организацией].
Мое время пришло...
Он прав. Сейчас самое время пересмотреть жизнь. Ему уже 35 лет, он счастливый семьянин. Отец троих детей. На пике своей карьеры он был так же неприкасаем, как любой гонщик в любую эпоху доминирования в любой серии. Нравится он вам или нет, но есть миллионы тех, кто относится к нему и так, и так. Немец войдет в историю как один из самых успешных пилотов, на уровне Шумахера, Хэмилтона и Проста.
Феттель родом из небольшого немецкого городка. Семья из среднего класса. Его отец, Норберт, был плотником и любителем картинговых гонок, хотя он никогда не подталкивал Феттеля быть кем-то иным, кроме как самим собой.
«В то время я не понимал, как мне повезло», - вспоминает Себастьян. «Я имею в виду, что по сравнению со многими другими гонщиками, я - исключение. У меня было нормальное детство. Я участвовал в гонках, но и часто бывал дома. Я ходил в школу. Я ее сам закончил. Я занимался картингом, и я думаю, что был настолько профессионален в этом, насколько это возможно для ребенка. Вне карта я бродил по лесу».
Скаут талантов «Ред Булл» Хельмут Марко сравнивает воспитание Феттеля и Макса Ферстаппена как исследование контрастов, которые привели к схожим результатам. Отец Макса, ветеран «Формулы-1» Йос Ферстаппен, как известно, был жесток с Максом в детстве, заставляя его участвовать в гонках в условиях, которые 10-летний ребенок, вероятно, не должен был переносить. Феттелю было позволено все.
«Что, по нашему мнению, делает кого-то более выносливым?», - задается вопросом Феттель, размышляя о чрезвычайно многообещающей карьере Макса. «Меня не били. Но если тебя всю жизнь бьют, это помогает? Или это работает, когда тебя любят и объясняют, как устроен мир? Если сравнить эти два случая, кто более устойчив? Стойкость в том, чтобы дать отпор - кто-то бьет тебя, ты отвечаешь? Или стойкость заключается в понимании того, что произошло, размышлении и принятии дальнейших действий?».
Хотя сейчас его уже больше волнует жизнь после гонок.
«Будучи сам отцом, я, очевидно, сталкиваюсь с этими проблемами каждый день», - говорит он. «И если вы говорите: хорошо, моим детям разрешено говорить в ответ, что ж, тогда вам тоже нужно смириться с тем, что они говорят в ответ. Поэтому я думаю, что это очень интересно, потому что от этого во многом зависит, кем мы станем впоследствии и как будем справляться с ситуациями. И я не говорю о том, сколько гонок мы можем выиграть. Наше детство имеет основополагающее значение. Так много можно сделать правильно, и так много можно сделать неправильно».
Никаких частных самолетов и роскошных отелей
Феттель никогда не ожидал, что станет гонщиком «Формулы-1». Он размышлял об университете после того, как получил среднее образование. Это было обычным делом. «Я сдал свои экзамены и буквально через две недели получил телефонный звонок: ты наш резервный гонщик. Ждем тебя в следующей гонке», - говорит он. «Я был потрясен». Он получил место пилота развития в «БМВ».
Что сейчас? По стандартам, установленным такими парнями, как Кими Райкконен, который ушел на пенсию в 42 года, и Михаэль Шумахер, который закончил свою последнюю гонку, когда ему было 43 года, Феттель может провести еще десятилетие в «Формуле-1», если захочет. Там, где молодые парни еще более мелкие, форма Феттеля более функциональная, с мощными предплечьями, крепкой шеей, и лишь небольшой живот сбивает с толку. Он не зацикливается на тренировках, как это делают молодые парни делают. Ему комфортно с его телом.
Вы никогда не узнаете, где находится Феттель во время гоночных уик-эндов. Обычно он не останавливается в шикарных отелях вместе с другими гонщиками. Немец предпочитает снимать дом вдали от трассы, часто в сопровождении своей семьи. У него нет бизнес-менеджера, и он сам заключает контракты. Он не приемлет авторитетов. Все делает по-своему.
Не было такого момента, когда Феттель решил озаботиться климатическим кризисом или даже использовать слово «кризис». Но он формировался в середине его карьеры, гонка за гонкой.
«Мне кажется, я всегда что-то замечал», - говорит немец. «Я помню, как в Малайзии, где за год до этого, когда мы проводили там гонку, был лес, а на следующий год мы проезжали мимо, и там были одни пальмы. Конечно, сейчас я оглядываюсь на некоторые вещи, и удивляюсь, почему я не совмещал воедино одно и другое раньше? Или почему я делал определенные вещи, такие как полеты по всему миру, использование частных самолетов? Это то, что вы должны решить для себя сами».
Феттель может говорить практически обо всем. Он не хранит секретов, отказывается скрывать свои убеждения и открыто проявляет эмоции - гораздо больше, чем вы ожидаете от немца, по крайней мере. Хотя Себастьян привязан к целому ряду спонсоров, которые платят ему и «Астон Мартин» миллионы долларов, он не пытается защитить их от своего мнения. А у него есть свое мнение. И он всегда подкрепляет их фактами.
В течение большей части его карьеры в «Формуле-1» ненавистников Феттеля по всему миру было легион. Они ненавидели его, потому что тот выступал за «Ред Булл», который, когда он появился на сцене, считался клоунским хозяином вечеринок в мире приключенческого спорта. Как они могут конкурировать на одном уровне с «Феррари» или «Маклареном»? Скептики считали Феттеля исчадьям Ада, сотворенным Марко.
За первые 150 Гран-при добился успехов гораздо больше, чем Хэмилтон и Ферстаппен
Затем Феттель превзошел и «Феррари», и «Макларен». Это была машина, а не пилот, говорили ненавистники. Как и каждый гонщик на победной полосе, он жаловался, много жаловался, и его обвиняли в неспортивном поведении (все помнят скандал в Multi 21 с всегдашней подружкой невесты Марком Уэббером).
Но что делает гонщика великим? Этому разговору столько же лет, сколько гонкам на колесницах. Количество побед? Чемпионатов? Подиумов? По этим показателям у Феттеля мало равных. У него четыре чемпионата мира, он сравнялся с Аленом Простом, впереди только Михаэль Шумахер, Льюис Хэмилтон и Хуан Мануэль Фанхио.
С точки зрения чемпионатов, есть 30 не менее значимых гонщиков, которые останутся далеко позади него в списке: Сенна, Лауда, Кларк, Алонсо, Вильнев и так далее… Присяжные еще не определились с Ферстаппеном, который обладает, по-видимому, безграничными способностями. Пока его первый титул можно считать подарком судьбы от гоночного директора, которого из-за этого впоследствии уволили.
Феттель проработал в «Ред Булл» всего шесть лет, в течение которых он выиграл свои чемпионские титулы. До своего 150-го старта в «Формуле-1» заработал 41 победу, 73 подиума, 45 поул-позиций и четыре титула - потрясающие показатели, которые бросают тень на его современников (в те же первые 150 Гран-при Льюис Хэмилтон с 34 победами и двумя чемпионскими титулами находится ближе всех; Алонсо и Ферстаппен сильно отстают). Помимо сырой статистики, исключительной трудовой этики и сверхъестественного таланта, величайшие гонщики объединяют в себе необычный набор качеств: способности, интуиция, самую сплоченную команду, самых богатых спонсоров, смелых руководителей команд. Это своего рода колдовство с примесью удачи.
Чемпионат — это не «просто машина», но отличные машины могут приблизить вас к нему. Во время своего четырехлетнего доминирования Феттель имел возможность ездить на аэродинамических шедеврах Эдриана Ньюи - RB6, RB7, RB8 и RB9, которые, помимо прочего, оснащались выдувным диффузором, которому конкуренты никогда не могли противостоять. И все же, возможно, только профессиональный пилот может понять, какой уровень неослабевающей концентрации требуется для поддержания такого уровня мастерства в борьбе с Льюисом, Фернандо, Кими, Уэббером, и другими. Не всякий может сесть в самую быструю машину и выиграть четыре чемпионата подряд.
Стал самым молодым чемпионом мира, причем первым без лидерства в чемпионате
Подумайте, как Феттель заработал место в «Ред Булл». Сначала немец проявил необычные способности в картинге, его отец начал тщательно планировать бюджет, откладывая то тут, то там, чтобы финансировать скромную кампанию. После работы в «БМВ» Феттель получил место в «Торо Россо», младшей команде, которая использовала шасси предыдущего года с двигателем «Феррари» вместо более мощного двигателя «Рено». На Гран-при Италии 2008 года Феттель за рулем такой машины выиграл с поула на стартовой решетке, которая включала доминирующую комбинацию Хэмилтона на «Макларене» и двух пилотов «Феррари». Выступление Феттеля стало определяющим, и оно обеспечило ему место в «Ред Булл».
Оказавшись там, Феттель открыл глаза инженерам. Он рассказал о каждом компоненте автомобиля, о всех его слабых местах и нюансах. Возможно, немец знал о чудесных машинах Ньюи столько же, сколько и его инженеры. Так Феттель покорил команду и быстро стал ее естественным центром внимания. У напарника Феттеля по команде Марка Уэббера, одного из самых талантливых гонщиков в мире, не было ни единого шанса. То же любопытство, которое заставило Феттеля выяснить, что исчезновение леса в Малайзии - плохой знак для климата, или что синдром Аспергера у Греты Тунберг - признак ее честной преданности делу, привело к тому, что он стал гонщиком. Любимое дело позволило ему стать виртуозом на сильнейшей машине.
Остальное – история. В 2010 году Себастьян Феттель стал самым молодым гонщиком, выигравшим чемпионат мира «Формулы-1» в возрасте 23 лет и 133 дней.
Сейчас он понятия не имеет, что будет делать дальше. Но его мотивирует то, что судьба планеты маячит на горизонте.
«У меня трое детей и жена, которую я очень люблю», - говорит немец. «Я буду очень занят. Все, что вы думаете, вы можете делать или хотите делать, я не знаю, будет ли это приносить удовлетворение. Потому что я не знаю ничего другого, кроме гонок. Но я думаю есть более важные вещи. В конце концов, я найду подход к ним».