В Бельгии'92 Шумахер одержал 1 из 91 победу – она закончила карьеру Брандлу. Под дождем Сенна и Мэнселл были слабее
В конце концов, именно наименее опытный из топ-пилотов «Формулы-1» на таком же наименее технологически продвинутом из лучших болидов одержал победу на Гран-при Бельгии. Ранее успели выиграть лишь Мэнселл (8 раз), Сенна (2 раза) и Бергер (1 раз). Сейчас бы назвали такого – лучшим из остальных. Естественно, без удачи не обошлось, как и проблем со стороны Найджела Мэнселла. Для Михаэля эта победа стала первой в карьере.
Спа-Франкоршам великолепная трасса, возможно, самая харизматичная в календаре. Она бросает вызов пилотам. После смехотворного Хунгароринга с его постоянными радиусными поворотами и явным отсутствием мест для обгонов, цирк вернулся в то место, где обгоны были возможны, и, конечно же, были в изобилии. Прямо перед стартом гонки пошел дождь, который смыл весь держак, в результате чего один за другим все гонщики в течение нескольких кругов заезжали на пит-лейн. Затем трасса снова начала подсыхать, что потребовало новых остановок для перехода на слики.
«Золотой мальчик»
Именно в таких обстоятельствах стала очевидна глубина романа Михаэля Шумахера с дамой Фортуной. Уже сейчас можно сказать, что она благосклонно улыбается «золотому мальчику». Немец перешел в «Джордан» в самый подходящий момент 12 месяцев назад, когда он так сенсационно дебютировал в Спа. Затем трансфер в «Беннетон» так же случился в тот самый момент, когда Том Уокиншоу начал оказывать влияние на техническую сторону команды, что проявилось в новом сезоне в виде скорости и надежности, благодаря которым «Бенеттон» остается единственной командой, попадающей в очки в каждом Гран-при.
В день гонки Шумахер чувствовал себя хорошо. Спа традиционно приносит или грозит принести необычные результаты на заключительных этапах. В 1958 году Клифф Эллисон едва не выиграл на «Лотусе», когда Тони Брукс, Майк Хоторн и Стюарт Льюис-Эванс столкнулись с проблемами в пределах видимости флага. В 1964 году Джим Кларк сделал хет-трик по числу побед в Бельгии, когда Дэн Герни выбыл из игры, а Брюс МакЛарен замедлился на последних метрах. В 1968 году МакЛарен сам стал счастливым победителем после того, как его напарник Денни Халм и Джеки Стюарт сошли с дистанции. На этот раз настала очередь Шумахера, когда дама Фортуна ласково поцеловала его.
На старте Найджел Мэнселл, занявший 27-ю поул-позицию, вырвался вперед. «Завтра на старте, - сказал он накануне вечером, - между мной и Айртоном будет вопрос о том, у кого на борту лучший компьютер, потому что, когда мы бросим сцепление, именно компьютер и программное обеспечение будут решать, у кого лучшее сцепление с трассой. Когда я делал это инстинктивно, я всегда получал очень хорошие старты. Поэтому если меня что-то и разочаровывает в новой технологии, так это один момент. Теперь все решает программное обеспечение в компьютере».
Сенна лишь на мгновение стал лидером, так как «Уильямс», в частности Мэнселла, было сложно сдерживать
«Сейчас специалисты изучают всю информацию, и, возможно, они скорректируют программное обеспечение», - продолжил он после того, как всем гонщикам разрешили пойти против новых правил и попробовать стартовать самим на мокрой трассе в субботу. «Это будет вопрос того, кто первым вылетит со старта».
Вплоть до «Ля Сурса» он удерживал лидерство, когда превосходное ускорение Сенны вывело его на передний план перед торможением и поворотом. Затем мы стали свидетелями еще одного великолепного выступления, когда Патрезе пристроился позади них, а Шумахер пристроился за вторым «Уильямсом», опередив Алези, великолепного Хаккинена, Брандла, Бутсена, Каппели и Херберта.
Ниже видео про момент, когда на тренировках Сенна остановился спасти Эрика Комаса...
В таких условиях, с более быстрой машиной и Сенной впереди, Мэнселлу трудно было не атаковать, и на этом драматическом круге казалось, что мы можем увидеть повторение их спорного столкновения 1987 года. Сенна был невозмутим и лидировал в конце первого круга, но он уже знал, что пытаться сдержать Мэнселла безнадежно. Новоиспеченный чемпион мира пронесся мимо в «автобусной остановке». В конце второго круга Патрезе последовал его примеру, казалось, что борьба закончилась. Однако дождь шел довольно сильно, и постепенно все лидеры были вынуждены перейти на дождевые шины. Мэнселл и Алези в конце третьего круга, Шумахер – четвертого, Брандл – пятого, новый лидер гонки Патрезе – шестого, Херберт – восьмого (после того, как в двух предыдущих случаях, когда он хотел заехать, на соседнем пит-лейне обнаруживали сначала Хаккинена, а затем «Феррари»).
Только Сенна решил остаться на сликах, продемонстрировав виртуозное выступление в тяжелых условиях. «Я знал, что это мой единственный шанс - надеяться, что все высохнет раньше», - сказал он позже, но в этот раз удача отвернулась от него. По мере того, как Мэнселл, Алези и Шумахер на своей лучшей резине возвращались назад, дождь продолжался, и преимущество Айртона сокращалось. Даже стычка между Мэнселлом и Алези в «Ля Сурс» дала ему лишь короткую передышку.
Айртон решил в дождь остаться на сликах – это была ошибка
«Феррари» была хороша в этих условиях. Жан готовился к спуску к трибуне, в то время как Мэнселл задумался о внешней линии на повороте сразу за боксами. Алези, стоявший на средней линии, немного притормозил, чтобы помешать ему, и оба вступили в контакт, переднее правое колесо «Уильямса» ударилось о левую заднюю часть «Феррари». В итоге – прокол. Когда 27-й номер бешено вращался, а Мэнселл широко выехал, чтобы избежать столкновения, Патрезе временно прорвался на второе место.
На 11-м круге Мэнселл снова оказался впереди после очередного неизбежного обгона Сенны в «автобусной остановке», а затем, как паровоз, мимо пронеслись Патрезе, Шумахер, Брандл и Хаккинен. На 16-м круге Сенна наконец сдался и перешел на дождевую резину, великая авантюра закончилась. Мэнселлу оставалось лишь довезти машину до дома. Патрезе больше волновала борьба позади между двумя «Бенеттонами» и Хаккиненом. В это время за седьмое место боролись Бутсен, Альборето, Лехто (очень быстрым на прямой), Хербертом (проблемы с мощностью) и жизнерадостным Тарквини, который в последнее время так хорошо выступает в «Фондметал». Самое необычное, что Сенна, занимающий 12-е место, не мог ничего поделать с остальными. На протяжении нескольких кругов разрыв держался в районе 13 секунд. Херберт наконец вырвался вперед, когда мешающий, но упорно сопротивляющийся Альборето сошел из-за коробки передач на 21-м круге. К 23 кругу Херберт обогнал более мощную «Даллару», а затем его задача упростилась, когда мотор на болиде Капелли взрывался на 26 круге. На том же круге Тарквини сошел с дистанции из-за аналогичной болезни, и теперь порядок был таков: два «Уильямса» продвигались к чемпионату конструкторов для команды из Дидкота, Мэнселл был на 9 секунд лучше, два «Бенеттона» по-прежнему шли нос к носу, Хаккинен - в одиночестве, Херберт - аналогично, а впечатляющий Лехто изо всех сил пытался отбиться от Сенны.
Трасса так же начала подсыхать, и по всему кругу появилась траектория. Желая снова рискнуть, Сенна на 28-м круге заехал на пит-лейн, и когда Херберт сделал то же самое на 30-м круге, его, Лехто и Сенну снова разделяли лишь метры.
Михаэль ошибся под давлением напарника Брандла, но смог перехитрить всех, чтобы выйти на вторую строчку
Дальше впереди произошла решающая драма. В сложных условиях Брандл демонстрировал гоночное мастерство, которое спустя несколько дней будет вознаграждено увольнением из «Бенеттона», поскольку тот начал прессинговать Шумахера, а немец давления не выдерживал. На 29-м круге произошел сильный рывок, а затем более показательная ошибка на 30-м круге, когда болид вылетел на траву в первом повороте. Через мгновение британец уже шел на третьем месте, но Михаэль проделал удивительно хорошую работу по восстановлению, каким-то образом удерживая желто-зеленую машину вдали от барьеров. Действительно, к концу круга в «Бланшимоне» он снова стал серьезно прессинговать Мартина. Именно в этот момент британец потерял свои шансы на победу. «Я должен был принять решение за доли секунды», - сказал он после этого хмуро, но без намека на злость. «Сразу перейти на слики или остаться на еще один круг».
Последний вариант оказался более заманчивым: Брандл рассудил, что еще один круг на полной скорости даст ему достаточный задел перед напарником, чтобы остановиться на следующем круге и сохранить третье место. Шумахер, волей-неволей, должен был ехать в боксы сразу. Это решение определит победителя гонки. Шины немца уже были грязными после того, как он попал в траву, так что у него не было другого выбора, кроме как заехать на пит-лейн, но он также видел, какие шины были у Брандла. Он заехал и выехал на четвертом месте, опережая Хаккинена (который остановится на 31-м круге вместе с Патрезе), Лехто, Херберта и Сенну. Остановка Мартина была медленной, так как команда забыла про него. В результате Шумахер вышел на вторую строчку, когда Мэнселл заканчивал 33-й круг. «Уильямс» смогли быстро его обслужить (6.37 секунды), но все-таки недостаточно быстро. Превосходная тактика, к всеобщему удивлению, принесла «Бенеттону» лидерство в гонке. Британец начал погоню за молодым талантом, который на 39-м круге гонке установил быстрый круг.
Сенна был деклассирован. Великой битвы между Шумахером и Мэнселлом не вышло из-за поломки мотора у второго
Сможет ли Мэнселл сделать это? Коэффициенты говорили о том, что почти наверняка он сможет и сделает это, особенно с учетом возросшей скорости «Уильямс-Рено». На 34-м круге отрыв составлял 5.57 секунды, затем 5.2, 4.7, но Шумахер получил передышку на 37-м круге, когда отрыв увеличился до 5.7 секунды. Через круг он сократился до трех. Тысячи болельщиков приготовились к великому сражению. К сожалению, оно так и не состоялось. До падения клапана Патрезе в Венгрии компания «Рено» 18 месяцев обходилась без единой поломки двигателя, а теперь, без объяснения причин, на обоих FW14B отвалился левый выхлоп.
На одном круге Мэнселл стал проигрывать Шумахеру 12 секунд! На следующем круге - еще 9. Игра была закончена. Патрезе ошибся, что позволило приблизиться Брандлу. Сенна же только сейчас смог разобраться с Хербертом и Лехто, а затем подтянулся к Хаккинену и, используя резко превосходящий крутящий момент Honda V12, обогнал «Лотус» с двигателем Ford Series V на подъеме к «Ле Комб». Херберт потерял седьмое место после очередной поломки мотора всего за круг до финиша.
Мэнселл лишился рекордной девятой победы в сезоне, но второго места оказалось достаточно, чтобы «Уильямс» завоевал Кубок конструкторов. Для Фрэнка это была пятая победа, но первая для «Рено». Парни ждали этого дня с 1977 года, когда дебютировали в Сильверстоуне, пропустив сезоны 1987-88 годов. Успех был заслужен. Моторист стал единственным представителем европейской автоиндустрии, положившим конец доминированию «Хонды».
Гонке был рад весь подиум – день, положивший начало чему-то великому
Бернар Дюдо и другие инженеры не могли сдержать слез от победы «Рено», в то время как Шумахер стал первым немцем со времен Йохена Масса с Испании 1975 года, выигравшим Гран-при, и только третьим с тех пор, как чемпионат мира начался в 1950 году. «Что я могу сказать?», - отвечал немец. «Просто так трудно описать это чувство. Впервые у меня на глазах появились слезы в Хоккенхайме, но могу сказать, что сегодня я действительно плакал. Позвольте мне просто сказать, что я очень, очень счастлив. Я выиграл свой первый Гран-при на трассе, расположенной всего в 100 километрах от моего дома...».
Бывают моменты, когда вы осознаете, что наблюдаете за творящейся историей. Покидая Спа-Франкоршам, когда смех Шумахера звенел в ушах, вы чувствовали, что это один из таких случаев.