Сенна назвал его «счастливым ублюдком». 30 лет назад в Венгрии Мэнселл стал чемпионом Ф1 раньше всех в истории и ушел
Найджел доминировал в чемпионате 1992 года на своей машине Williams-Renault FW14B. Заняв второе место на Гран-при Венгрии, он выиграл чемпионат мира на более ранней стадии сезона, чем любой другой гонщик.
Но даже когда Мэнселл праздновал свою корону, уже начались махинации, в результате которых тот был вынужден объявить о завершении карьеры, не защитив свой титул.
Решающий Гран-при сезона омрачали слухе об изменении регламента на топливо
Мэнселл вышел на 11-ю гонку сезона 1992 года на фоне беспрецедентной полосы успехов. Он начал год с пяти побед подряд - новый рекорд - и прибыл на Хунгароринг, одержав очередной хет-трик побед в Маньи-Куре, Сильверстоуне и Хоккенхайме.
Британец опережал своего напарника по команде Риккардо Патрезе в чемпионате на 46 очков, и победа в Венгрии обеспечила бы ему титул.
Мэнселл уже сравнялся с рекордом Айртона Сенны по количеству побед за сезон. Сенна, казалось, был готов к тому, что потеряет статус чемпиона мира, но «Макларен» не собирался сдаваться. В Венгрию они прибыли с новой системой контроля тяги, которую Сенна впервые опробовал на разминке в воскресенье.
«Уильямс» был командой, которую можно опередить. Тогда, как и сейчас, Эдриан Ньюи являлся топовым дизайнером машин, и FW14B, который он создал вместе с Патриком Хэдом, давал им решающее преимущество.
Продолжая параллели с сегодняшним днем, «ФИА» прилагала все усилия, чтобы обуздать их. Накануне Гран-при Венгрии разразилась буря по поводу использования экзотических смесей в гоночном топливе.
Федерация с некоторыми трудностями пыталась ограничить команды в использовании топлива. Это не давало покоя Мэнселлу по мере приближения решающего уик-энда. Тестирование показало, что мощность его «Уильямса», скорее всего, снизится, а сплетни в паддоке говорили о том, что другие команды пострадали не так сильно.
Но на Хунгароринге мощность двигателя никогда не имела такого значения, как прижимная сила и тяга, а у Williams FW14B с активной подвеской всего этого было достаточно. Это было преимущество, которому Мэнселл, как правило, придавал слишком мало значения.
Последняя предквалификационная сессия в истории «Формулы-1»
Перед началом тренировок была проведена предварительная квалификационная сессия, в которой участвовал 31 автомобиль, чтобы сократить число участников до 30. Для этого в пятницу утром на трассу выехали пять самых низких по рейтингу автомобилей и были исключены самые медленные.
Однако, уже не в первый раз в 1992 году, печально известная команда Andrea Moda устроила насмешку над сессией, отказавшись дать одному из своих гонщиков шанс попасть в зачет.
Перри МакКарти (впоследствии Стиг из шоу Top Gear на BBC) уже пережил унижение, когда его выгнали за попытку пройти предквалификацию на его домашней гонке в Сильверстоуне на сухой трассе, используя старые шины для влажной погоды. В Венгрии его терпение окончательно лопнуло после того, как того впервые выпустили на трассу за 50 секунд до конца – этого времени явно было недостаточно, чтобы проехать круг.
Разъяренный Маккарти устроил боссу команды Андреа Сассети словесную выволочку по возвращении на пит-лейн. Но он пожалел об этом, когда босс команды «Эрроуз» Джеки Оливер зашел позже, чтобы пригласить МакКарти на тесты, если он получит разрешение Сассети. Неудивительно, что оно не было получено.
«ФИА» предупредила Andrea Moda, чтобы в будущем она приложила реальные усилия для предварительной квалификации. Но распад команды «Брэбем» после гонки означал, что предквалификационных сессий больше не будет.
А после того, как во время следующей гонки в Спа-Франкоршам явились судебные приставы, не было больше и Andrea Moda.
Вот так и завершилась эпоха, когда в «Формуле-1» участвовали более 30 пилотов...
С каждым сезоном команд становилось меньше, а спорт становился дороже. Вот сейчас есть только 20 пилотов и 10 команд.
Патрезе переиграл напарника и выиграл поул
Риккардо Патрезе выиграл поул-позишн у Мэнселла, который был не в форме - необычное развитие событий в сезоне, когда Мэнселл обычно выигрывал у своего товарища по команде более секунды в субботу.
Ряд мелких проблем преследовал Мэнселла. Был драматический момент, когда он настиг медленный «Джордан» Стефано Модены на быстром круге и на скорости выехал с трассы.
Михаэль Шумахер разделил оба «Макларена», показав четвертое время после того, как Герхард Бергер на высокой скорости перевернулся в конце квалификации. Команда «Брэбем» сократила свое участие до одной машины, и Дэймон Хилл поставил ее на 25-е место.
Шестое появление Алессандро Занарди на гоночном уик-энде закончилось неудачно. Заменяя травмированного Кристиана Фиттипальди на «Минарди», он ошибся и не смог пройти дальше.
Пьерлуиджи Мартини занял последнее место на решетке за рулем «Даллары» после того, как команда устранила необычную неисправность в его коробке передач - она была установлена с двумя третьими передачами.
Мэнселл проваливает старт
У британца были все основания беспокоиться о старте на скользком Хунгароринге. В итоге он хорошо стартовал и даже смог догнать своего напарника к первому повороту, но затем его прошли сразу два пилота «Макларена».
Шумахер ненадолго потеснил Мэнселла в борьбе за позицию, но «Уильямс» оторвался, оставив гонщика «Бенеттона» отбиваться от внимания напарника по команде Мартина Брандла.
На восьмом круге Мэнселл обошел Бергера и вышел на третью строчку. Затем он погнался за Сенной, но чемпион мира закрыл внутреннюю линию в первом повороте, заставив Мэнселла отступить.
Призрачный автомобиль безопасности
На 14-м круге в результате двух инцидентов сошли сразу пять болидов. Сначала Бертран Гашо и Агури Сузуки запутались во втором повороте. Пара сцепилась, повредив подвеску, из-за чего Сузуки с большим трудом удалось вывести свой автомобиль с трассы.
Далее на круге столкнулись Оливье Груйяр, Карл Вендлингер и Стефано Модена, в результате чего сильно поврежденный «Джордан» Модены остался посреди трассы.
Диспетчерская служба подготовилась к отправке автомобиля безопасности, который в то время был недавним дополнением к гонкам Гран-при. Процедура была не столь отработанной, как сегодня, и закончилась тем, что на короткое время появились табло, но физически машина на трассе не появилась. К несчастью для Патрезе, он отстал еще до появления табло, что стоило ему значительного времени.
Мэнселл прессинговал Сенну в борьбе за второе место, пока они не столкнулись с Мартини. Он сильно задержал Мэнселла и за свои проблемы получил десятисекундный штраф стоп-энд-гоу - еще одно недавнее нововведение.
Битва пилотов «Бенеттона»
Тем временем Мика Хаккинен добился превосходного прогресса на своем «Лотусе». Он обошел Гашо и Ивана Капелли на «Феррари». Впереди был «Бенеттон».
Желтые автомобили оказались втянуты в длительную борьбу, которая началась, когда Шумахер в начале гонки проехал по внешней траектории и резко повернул обратно на гоночную линию, выдавив Брандла с трассы.
Теперь Хаккинен разделил их пару, обойдя Мартина, а затем снова отстал. Затем британец прошел Шумахера, но позже его опять обошел напарник по команде.
Мэнселл снова приблизился к Сенне, но допустил ошибку в предпоследнем повороте, пропустив Бергера. Но на этот раз круговые сработали в пользу Мэнселла.
Проблемы у команды «Уильямс»
Освободившись от Бергера, Мэнселл начал приближаться к Сенне - и теперь борьба шла за лидерство. Патрезе ошибся на 39-м круге и вернулся на седьмое место позади Хаккинена и «Бенеттонов».
Это изменило картину в чемпионате: если Мэнселл получит шесть очков за второе место, а Патрезе не наберет очков, то титул будет принадлежать Мэнселлу. Его позиции еще больше укрепились, когда Патрезе заехал на пит-лейн на 56-м круге, дым из задней части его машины сигнализировал о редком отказе двигателя «Рено».
Но всего пять кругов спустя Мэнселл тоже отправился на пит-лейн. Он отстал от Сенны более чем на 20 секунд из-за прокола.
Мэнселл не сразу понял, почему он уступает Сенне. «Проблема с активной ездой в том, что она компенсирует прокол. Так что, если задняя шина спускает, она просто поднимается».
«У нас есть предупреждающая лампочка в кокпите, но поскольку в Германии она не работала, мы заклеили ее скотчем - так что в этот раз она работала, но мы ее не видели!».
Вынужденный пит-стоп был существенным недостатком в гонке, которая должна была пройти без пит-стопов. Все команды использовали шины «Гудиер», которые были значительно более консервативными, чем сегодняшние «Пирелли».
Найджел становится чемпионом мира
Мэнселл вернулся на трассу на шестом месте за 16 кругов до конца. Сенна теперь имел 30-секундное преимущество над своим напарником по команде, более чем достаточное, чтобы сделать предупредительный пит-стоп для установки свежих шин, чтобы устранить вибрацию, которая его все больше беспокоила.
Удача принесла Мэнселлу успех. Пилоты «Бенеттона» зацепили Бергера на 63-м круге, когда Шумахеру пришлось резко затормозить, чтобы избежать столкновения. Брандл задел заднюю часть машины своего напарника, что привело к катастрофическим последствиям, когда Шумахер достиг самой быстрой точки трассы: его заднее крыло отлетело, отправив его во вращение за пределы трассы, к счастью, без повреждений и травм.
Мэнселл легко справился с машинами впереди, обойдя Херберта, Брандла и Бергера одного за другим в первом повороте. К 69-му кругу он вернулся на второе место и был на пути к титулу чемпиона мира.
Мартин продолжал бороться, но ему нужно было больше опасаться Хаккинена. На 73-м круге гонщик «Лотуса» оказался рядом с ним в первом повороте и занял отличное четвертое место.
После того, как Сенна пересек линию, гонщик, сменивший его на посту чемпиона мира, ждал 40 секунд. Мэнселл провел большую часть 1992 года, лидируя в гонках, но в Венгрии он выиграл титул, показав результат, больше похожий на прорыв.
«Это самое удивительное чувство для меня, может быть, даже больше, чем для других людей, которые выигрывали его, не будучи трижды вторыми», - сказал он после этого. «Когда ты так близок к победе, как я, и не можешь ее достичь, ты начинаешь думать, сможешь ли ты когда-нибудь ее достигнуть».
Краткие итоги
Брандл сошел на последнем круге и занял пятое место. Сход напарника позволил Капелли заработать очко, которое стало для него вторым в сезоне.
Это был крайне необходимый результат для Капелли в 500-й гонке чемпионата мира для «Феррари». Но было уже слишком поздно, чтобы спасти его место в команде, которая уже объявила о его снятии с чемпионата на следующий сезон.
Это был катастрофический уик-энд для команды «Лижье», чьи гонщики сошли уже через несколько секунд после старта. Эрика Комаса закрутило в первом повороте, и его забрал победитель гонки 1990 года Тьерри Бутсен. Джонни Херберт из «Лотуса» также выбыл из борьбы.
Последним классифицированным гонщиком стал Хилл, который пересек линию в четырех кругах позади на 11-м месте. После 30 лет и 394 гонок команда «Брэбем» прекратила свое существование.
Мэнселл официально объявил о своем уходе из «Уильямса»
Контракт Мэнселла на 1993 год стал главной темой для разговоров в тот уик-энд, когда он стал чемпионом мира. В то время активно обсуждалось, что «Уильямс» под давлением поставщиков двигателей «Рено» уже согласовал условия контракта с Аленом Простом. Эти слухи вскоре подтвердились.
Во время гоночного уик-энда в Венгрии Мэнселл считал, что он договорился с Фрэнком Уильямсом о том, что останется в команде вместе с Простом в 1993 году. Но позже переговоры между ним и Уильямсом сорвались, и он покинул «Формулу-1», чтобы участвовать в гонках «Индикара».
Но это в будущем. Пока же Мэнселл наконец-то вступил в ряды чемпионов мира. Сенна приветствовал его на подиуме словами: «Молодец, Найджел. Это такое хорошее чувство, не так ли?».
«Теперь вы знаете, почему я такой ублюдок. Я никогда не хочу потерять это чувство или позволить кому-то еще испытать его».
Вот так вот неожиданно быстро завершился сезон 1992 года, а ведь впереди еще была вторая часть сезона! Какие у вас впечатления от чемпионата? Мы рассмотрим с вами еще несколько этапов. Ведь впереди легендарная первая победа Шумахера в карьере…