Тони Брукс выиграл в Монце, Спа и Нюрбургринге, но остался забытым. Не считал гонки смыслом всей жизни
Старт карьеры был похож на сказку, но впоследствии из-за условий контракта ему было необходимо играть вторую скрипку легендарного Стирлинга Мосса, когда они вместе выигрывали гонки за команду «Вануолл».
Чарльз Энтони Стэндиш Брукс - более известный как Тони - последний из победителей Гран-при пятидесятых, умерший в возрасте 90 лет, стеснялся первого и гораздо больше любил второе. От рождения британец был скромным джентльменом. Брукс управлял машинами на поразительных скоростях с экономичностью и художественной точностью, на которые было приятно смотреть. В таких условия было легко поддаться звездной болезни, но это не про него.
Все началось в 1955 году, когда Тони, студент-стоматолог из Дукинфилда, увлекавшийся автогонками, отправился на незачётный Гран-при Сиракузы и вернулся звездой, победив на своем маленьком автомобиле именитые итальянские команды, и стал первым британским гонщиком со времен сэра Генри Сегрейва, выигравшим Гран-при на британском автомобиле, а ведь с тех пор уже прошло 30 лет! Удивительно, но до этого он управлял болидом в «Формуле-2» лишь на нескольких национальных соревнованиях, а большую часть свободного времени проводил на Сицилии, уткнувшись носом в книги по стоматологии.
Карьера начала развиваться сама собой
«Я был полностью поглощен учебой, когда мне позвонили из Коннаугта, и я все еще был погружен в учебу на протяжении всего пути туда», - вспоминал Брукс. «Возможно, это было благословением, потому что у меня не было времени подумать, что я делаю, отправляясь на край света за рулем машины, в которую я никогда не садился, на трассе, которую я никогда не видел – настоящей автомобильной трассе! К счастью, я больше беспокоился о своей учебе».
Вместо того, чтобы забивать голову мечтами, он был из тех, кто концентрируется на реальности, не отвлекаясь на образы. И даже когда британский автоспорт приветствовал новую звезду, Тони сразу же вернулся к учебе, потому что, взяв на себя обязательства, нужно было довести их до конца.
Тони совершенно не был похож на других молодых пилотов, таких как Майк Хоторн, Питер Коллинз, Эудженио Кастеллотти, Луиджи Муссо и Гарри Шелл, ярких, но обреченных на гибель отважных гонщиков, которые танцевали на грани риска, словно бессознательно осознавая, насколько коротка их жизнь. Никогда не рисковавший добровольно, не говоря уже об отказе от контроля, он был скорее прототипом сегодняшнего технократического поколения, тем более что Брукс обладал немодным пониманием и чувствительностью к техническим характеристикам своих автомобилей.
Первый сезон в составе «БРМ» в 1956 году не принес ничего хорошего, поэтому было принято решение перейти в команду Тони Вандервелла. Уже в Монако тот финишировал вторым, а когда Стирлинг взял его машину на Гран-при Великобритании в Эйнтри, то они стали первыми британскими пилотами на британской машине, победившими в Гран-при.
Ему приходилось играть роль второго пилота
На следующий год несмотря на то, что ему часто приходилось сдавать шасси, двигатель или коробку передач после тренировок Стирлингу, который, будучи первым номером, имел право выбора оборудования, он сравнялся с маэстро по количеству побед – три. Вполне уместно, что они были одержаны на Спа-Франкоршам, Нюрбургринге и Монце - трех самых быстрых и сложных трассах в календаре. По иронии судьбы, ни один из них не выиграл в том году чемпионский титул, поскольку надежность была на стороне Хоторна, но, в то время как Мосс оставался известной личностью, Брукс был очень рад оставаться в тени. Для него публичность ничего не значила.
«Я думаю, что действительно чувствовали себя не так, как другие», - сказал он. «Я понимал, что в гонках не место шуткам. Я чувствовал, что ты должен быть полностью в форме и полностью сосредоточен на том, что ты делаешь. Но у меня не было проблем Стирлинга. Он был противоположностью Майка, поскольку рано ложился спать накануне гонки и не пил с парнями в пабе, но его часто критиковали несмотря на то, что за рулем тот был абсолютно преданным профессионалом, за максимальную рекламу и маркетинг. Но почему бы и нет? Я думаю, что за рулем я был таким же преданным и профессионалом. Вы в любом случае ставите на кон свою жизнь, и не быть профессионалом за рулем — значит ставить не на себя».
«Мне нравится, что я мог развлекаться с парнями после или между гонками наравне с лучшими из них, хотя я, конечно, отличался от Майка! Вдали от гонок я заканчивал учебу и думал о том, что получу квалификацию дантиста, так что я действительно был дантистом, а не профессиональным гонщиком. Наверное, я чувствовал это всю свою карьеру».
Победы приходили без лишнего риска
Его восприятие себя было озаряющим. «Я считаю, что мне очень повезло. Я был наделен природными способностями, которые с легкостью мог доводить до предела. Очевидно, что Сиракузы были сказочной историей и принесли мне огромное удовлетворение. Но стены не имели для меня никакого значения. Стена или стог сена на Сильверстоуне - в моем понимании это было одно и то же. В книгах большинства людей это была пугающая трасса. Сицилийские дороги тогда были не очень хороши. Но меня это не волновало».
Брукс был экономным не только с точки зрения вводимых средств, но и философии. «Я просто делал то, что получалось само собой», - говорил он с характерной неуверенностью. Тони не понимал, почему даже некоторые великие гонщики признавались, что ненавидят Спа или старый Нюрбургринг, вежливо намекая на то, что, возможно, они слишком далеко зашли. Он использовал всю доступную дорогу, но не больше, и никогда не давил на себя, чтобы набраться смелости и надавить сильнее, чем хотелось. Брукс просто позволил всему течь своим чередом.
«Когда эти парни говорили, что ненавидят Спа, они не могли ненавидеть прекрасные повороты и скоростные заносы, которые в наше время мы там испытывали, потому что они не были бы такими великими гонщиками, какими они были, если бы не получали такого удара», - подмечает Брукс. «Они пытались сделать больше, чем обладали от природы. Я оставался в рамках своих возможностей, и, к счастью для меня, этого было достаточно, чтобы выиграть несколько гонок». Если быть точным, он выиграл шесть Гран-при.
Тони присоединился к «Феррари» в качестве первого номера в 1959 году и наслаждался этим сезоном больше, чем любым из своих предыдущих. Британец выиграл в Реймсе и Авусе – сложнейших трассах. Пропустил этап в Британии, а в Монце у него сгорело сцепление, тем не менее, шансы на титул сохранились до финального этапа в Себринге. Брукс квалифицировался на первом ряду, но хронометристы пропустили тот факт, что франко-американец Гарри Шелл срезал часть трассы, чтобы установить свое быстрейшее время. На старте Тони попал аварию с Вольфгангом фон Трипсом.
Пит-стоп, который лишил его титула в «Формуле-1», но позволил остаться честным перед самим собой
Ранее у него была крупная авария с «БРМ» из-за механической поломки, а затем в Ле-Мане незадолго до Гран-при Великобритании 1957 года еще одна серьезная авария на «Астон Мартине». Он отвлекся из-за механических проблем. И дал себе обещание никогда не идти на ненужный риск на некачественной машине. Поэтому за 90 секунд, отведенных ему на обдумывание ситуации, Тони счел своим долгом сделать предупредительный пит-стоп в конце первого круга в Себринге.
«Поверьте, это были, наверное, самые трудные минуты в моей жизни!», - признался он. «Если бы я остановился, чемпионат мира был бы потерян. С другой стороны, если бы я этого не сделал, то нарушил бы торжественное обещание, которое дал себе... Если не драматизировать, то я дважды расставался с жизнью и поэтому дал себе такое обещание».
Поэтому он занял третье место, когда вполне мог бы выиграть, и уступил титул Джеку Брэбему.
Интеллектуальный гонщик и глубокий мыслитель, способный видеть общую картину, он был удивительно хорош в свои 29 лет, когда решил уйти на пенсию. Тони только что занял третье место за «БРМ» на Гран-при США 1961 года в Уоткинс-Глене, но тут подвернулся бизнес, который нужно было развивать, и время казалось подходящим. Ему не очень нравились 1,5-литровые машины с их избытком сцепления с дорогой, но главной причиной была его растущая семья.
На Фестивале скорости в Гудвуде в 1998 году он воссоединился с «Вануолл» 1957 года, победившим в Эйнтри. Марио Андретти его назвал лучшим. Чемпион мира 1978 года всегда хорошо разбирался в мастерстве других гонщиков...
Тони Брукс – 1932-2022
Источник: Formula-1.