Второй эшелон
«Заубер»
Петер Заубер, вернувший в Королеву Автоспорта свою собственную команду после ухода «БМВ», в лучших традициях закрепился в крепких середняках. Как и четвёрка ведущих команд, швейцарская «конюшня» сохранила пилотский состав. Пролонгация и моторов «Феррари», а, главное, Камуи Кобаяши, который стал неким символом для команды после её возвращения, свидетельствуют о полной стабильности и гармонии внутри тим. Единственным изменением стал уход де ля Розы с поста резервного гонщика в разряд боевого в «ХРТ».
Столь спокойная обстановка однозначно не намекает на провалы, однако и не способствует яркой смене статуса, которой как раз команда никогда, увы, не слыла. Первоочередной задачей, конечно же, будет успешное сражение с «Форс Индией», что, в свою очередь, станет отражением сотрудничества с грандами «Мерседесом» и «Феррари», соответственно. Но, как и в случае топ-команд, к сожалению для швейцарцев, определенное преимущество в технике третий год подряд не за итальянскими комплектующими. Хотя опередить «зелёный» пусть и распиаренный дуэт «Торо Россо» им будет ещё проще. Таким образом, 2012-й видится переходным, малоизменным в плане положения в чемпионате швейцарской тим. Однако для пилотов всё будет не так спокойно, ибо для Камуи важно закрепить статус первого номера после регулярных уступок в квалификациях Пересу, дабы сохранить место в команде в условиях отсутствия спонсорского пакета и нависающей работы в ресторане суши своего дяди. Для Серхио же важно показать скорость, дабы зарекомендовать себя в качестве достойного сменщика Фелипе в «Феррари». Второго шанса может уже не представиться. И выступления в высшей лиге автоспорта следует использовать по максимуму, ведь в чистом темпе мексиканец уже серьёзно проиграл в сравнительной дуэли Жюл. Бьянки…
«Торо Россо»
Замыкать очковую зону в попытках изредка опережать чуть более опытных конкурентов из «Форс Индии» и «Заубера» уготовано фрам-клубу чемпионов. Полная смена команды, конечно же, оживит середину пелетона. Однако сомнительно, что в первом же сезоне разрекламированные, но так и не выигравшие титулы в очной схватке в Мировой Серии Рено Риккьярдо и Вернь смогут вступить в равную борьбу с дуэтами индийской и швейцарской команд. Да, они свежее, чем уволенные из «Торо Россо» Буэми и Альгерсуари. Но ничуть не моложе, неопытнее… Хайме провёл свой лучший сезон в Ф1 и, будучи по-прежнему самым молодым пилотом в Больших Призах, вынужден оставить кокпит болида взамен комментаторской кабины на BBC. Стоит ли этого Жан-Эрик, который не смог ничего противопоставить Роберту Уиккенсу в прошлом году? Насколько правомерна замена вынужденного исполнять роль номинального первого пилота и с переменным успехом оправдывавшего авансы Себастьяна на Даниэля? Доктор Марко уверен, что австралиец вырос из «ХРТ», а швейцарец достоин не более, чем места тестера главной команды. Всё это казалось бы бесспорным до прошлого сезона. Однако выступившие ниже ожиданий Вернь и Риккьярдо навряд ли способны в 2012-м сотворить нечто даже сопоставимое со своими предшественниками. Гонщикам придется с трудом отбивать атаку пилотов «Уильямса», и, с большой долей вероятности, это сражение окажется не в пользу дуэта новичков. Потому главной целью для «Скудерии» из Фаэнцы станет повторение достижения прошлого сезона. Хотя борьба за восьмое место, да ещё и с «Уильямсом» – невероятное достижение для команды, на базе которой построе фарм-клуб «Ред Булл»…
«Уильямс»
После краха в прошлом году, на фоне которого был затмлен даже провальный сезон 2006, некогда чемпионская команда готовится восстать из небытия. По силам ли ей это? Ввиду прихода Майка Кофлена, отбывшего срок за шпионский скандал 2007 года, и полной реструктуризации команды, однозначно хочется ответить «да». Однако, взглянув на пилотский состав, возникает желание вернуть свои слова обратно. Нет, чемпион GP2 2010 и вице-чемпион 2008 пилоты высокого уровня. Но только если смотреть на уровне младших серий… В Формуле 1 им изрядно не хватает опыта, и настоящего ориентира у них не будет весь сезон. Да, приход в консультанты команды Алекса Вурца, закончившего карьеру в «Уильямсе» в 2007-м, возможно, станет каким-то шагом по пути опыта. Однако лидер команды, который так нужен в столь радикальный период, и мега талант, который смог бы повести команду за собой, явно отсутствует. Рубенса Баррикелло не продлили, предпочтя десятки миллионов спонсоров более молодых пилотов.
Взяв все эти факторы воедино, становится понятно, что даже за топ середняков с такими возможностями побороться шансов нет. Более того, возможным конкурентом может стать и шаг за шагом подбирающийся коллектив Тони Фернандеса. Однако хотелось бы заверить болельщиков третьей команды в истории Формулы 1, что хуже прошлого сезона упасть команда уже не может, а номинально находящаяся впереди «Торо Россо» ввиду неопытности своих пилотов может стать легкой добычей для латиноамериканского дуэта, который имеет в своем активе хотя бы по полному сезону в Больших Призах. Эпизодические появления в очковой зоне уже можно считать приемлимыми, хотя приход моторов «Рено», и серьезное совершенствование болида говорят о назревающем соперничестве с группой крепких середняков.
«Катерхем»
Стремительно прогрессирующий экс-«новый Лотус» сподобился записным аутсайдерам, сделав рокировку на рента-драйвера, отправив в отставку Трулли.
Теперь дуэт представляет из себя пилотов «средних лет», стремящихся хоть как-то оставить след в Формуле 1. Для обоих приход в малайскую команду стал очевидным «дауншифтингом». Притом если для Ковалайнена это стало отрицательным моментом – финн покинул топовый «МакЛарен», став «чемпионом новых команд», променяв возможность бороться за победы на невозможность набрать даже очка, то для Петрова данный момент весьма положителен – россиянин, таким образом, нашел себе место в Формуле 1. Так отсутствие менеджмента и его активное вмешательство сыграли свою роль, соответственно.
Команда, пережив переименование и сдачу полномочий на с таким трудом завоеванный лейбл «Лотус», нацеливается на первые в свой истории очки. Борьба с ровесниками из Испании и России вообще не рассматривается, и коллектив готов бросить вызов аж «Уильямсу» и «Торо Россо».
На деле, рискну предположить, опередить ни того, ни другого конкурента не удастся, однако открыть счёт очкам, вполне. Потому, видится, что третий год подряд десятое место малайцем обеспечено.
«ХРТ»
Бывшая уже национальная испанская команда совершила на своем уровне прорыв, выставив болид до старта чемпионата. В прошлом году коллективу пришлось пропустить стартовую гонку в Австралии, а в наступившем «ХРТ» едва не успела приехать на финальные тесты с новым шасси! Увы, выехать удалось лишь только в понедельник, и заезды носили лишь съемочный характер. Однако пилоты явно не узнают, что такое собранные наспех механиками DTM и гонок на выносливость болиды прямо по ходу уик-энда , и дебютный опыт Чандхока и Сенны явно не повторится. Более того, команда пополнилась национальным и опытнейшим пилотом Педро де ля Розой, который дебютировал в Формуле 1 ещё в 1999-м году. Хотя испанец лишь по ходу нынешнего сезона сможет разменять первую сотню выступлений в Гран-при, опыт тест-пилота в «МакЛарене» дорогого стоит. Никто не забудет, как Педро сходу блестяще заменил травмированного Монтойю в Бахрейне 2005 года, финишировав пятым с лучшим кругом, в довесок. Или как на следующий сезон завершал за Хуана чемпионат, завоевав «серебро» для «МакЛарена» в Венгрии. Полный чемпионат де ля Роза не проводил аж с 2002 года и до Фернандо Алонсо представлял скромные потуги испанской нации в Королеве Автоспорта. Учитывая неплохую форму Педро и сейчас (о чем свидетельствуют его успешные выступления в «Заубере» на фоне Кобаяши в 2010-м), а также тестерские навыки и опыт в «МакЛарене» и резины «Пирелли», «ХРТ» уж точно не откатится на последнее место в Кубке Конструкторов. Притом, вполне вероятно, ещё и впервые заявит о себе, как не о последней машине пелетона и по чистой скорости. Однако выше десятого места, прочно занимаемого экс-«Лотусом» испанцам нереально. Очки, соответственно, также пока лишь иллюзорны. Подкрепляя невеселые перспективы, стоит добавить, что команда будет использовать самый неконкурентоспособный мотор «Косуорт», а вторым пилотом всё же, как и в начале прошлого сезона, будет Нараин Картикеян, в свои «без пяти сорок» проведший лишь один полный сезон в Формуле 1. Однако не стоит впадать в уныние немногочисленным болельщикам испанцев, ведь по сравнению с предыдущими годами предстартовая подготовка «ХРТ» как нельзя лучше.
«Маруся»
Российская команда не по праву занимает второй год подряд последнее место. В чистой скорости будучи ещё британскими дебютантами из «Верджин» болиды, построенные на базе «Мейнор», были лучшими из новых команд. Но гонка за гонкой команда теряла позиции, и с 12 места Кубка Конструкторов не ушла и поныне. Более того, и удача явно не на стороне бывшего «Мейнора», ибо в 18 из 19 гонок прошлого сезона русско-британская дружина опережала на финише «ХРТ», но по итогам сезона впереди оказались именно испанцы!
Николай Фоменко грозился сотворить настоящий фурор на Гран-при России в Сочи в 2014-м и серьёзное улучшение в результатах начиная с текущего сезона. Все проигрыши были списаны на оригинальную идею бывшего технического директора Ника Уиртса, основыванную исключительно на CFD в противовес привычной аэродинамике. Однако затянувшаяся реструктуризация и переезд базы команды привели не только к спаду во втором сезоне «Верджина» в прошлом году, но и очередной постройке болида, основываясь исключительно на вычислительную гидродинамику. Тем не менее, третий болид команды под руководством Джона Бута выполнен уже абсолютно под российским взором и флагом, а потому все претензии вправе воспринимать уже наша страна.
«Маруся» может расчитывать на уход с последней позиции Кубка Конструкторов и даже на эпизодическую борьбу с «Катерхемом». Однако, как и в случае «ХРТ», бороться за очки пока рано. И главным соперником для российской команда пока, увы, останется лишь испанский аутсайдер. И если с малоопытным индусом ещё можно будет справиться, то с маститым де ля Розой даже в честной борьбе пилотам «Маруси» бороться, возможно, будет не под силу. Ведь команда мало того, что начинала тесты со старым болидом, так ещё и последней представила новый MR01, пройдя финальный креш-тест с большим опозданием даже на фоне наибюджетной «ХРТ»! Проблемы с пассивной безопасностью возникли настолько неожиданно даже для самой тим, что вся работа с неудачным прошлогодним болидом на тестах в Хересе оказалась бессмысленной, ибо по новым правилам FIA тестировать технику можно не позднее, чем за неделю до старта чемпионата. Оттого «Маруся» отметилась лишь «съемочным» заездом со сверхограниченным километражом на демонстрационной резине «Пирелли». Мельбурн станет шагом в неизвестность для команды. Единственным светлым пятном в перспективе «конюшни» является дальнейшая пролонгация контракта опытного Тимо Глока, а также наметившееся сотрудничество с «МакЛареном» и приход в качестве технического консультанта отбывшего срок за разработку преднамеренной аварии Пике в Сингапуре’08 Пэта Симмондса.
Пока симуляторы команды из Уокинга не привели к скачку скорости российской команды. И по абсолютно непонятным причинам Фоменко сотоварищи по-прежнему не отказываются от заведомо проигрышного мотора «Косуорт», обрекая себя на борьбу лишь с использующей аналогичный агрегат «ХРТ».
Как итог, команда лишь при наилучшем стечении обстоятельств покинет последнее место в первенстве, и, весьма вероятно, станет плацдармом для очередной загубленной карьеры молодого гонщика. В дебютном сезоне им был ди Грасси, в прошлом году д’Амброзио, а в наступающем, последний француз-дебютант, Шарль Пик.
Презентацию лидирующих команд Вы можете прочитать в моей следующей статье
Виталий Мошин
Вы смеетесь? У Ла Росы было к 14 гонкам 6 очков, у Кобаяси - 21.
В итоге, несмотря на все проблемы Педро, Камуи так и не опередил его во внутрикомандной дуэли в квалификации.