30 лет назад в Имоле Найджел Мэнселл стал первым, кто выиграл 5 гонок подряд. Сенна финишировал третьим в судорогах
В сезоне 1991 года «Уильямс-Рено» твердо обозначили свой настрой дать бой «Макларен-Хонде». Победа могла состояться на Гран-при Канады, однако в последний раз в карьере выиграл Нельсон Пике на «Бенеттон-Форд», в то время как Мэнселл сошел прямо на последнем круге, то ли по своей вине, то ли нет. Сенна же выиграл все четыре предыдущих гонки, но и Патрезе, и Мэнселл продемонстрировали темп FW14. Успех был неизбежен.
Год спустя уже в Имоле «Макларен» не мог даже подумать о том, чтобы бросить вызов за победу.
После неудачного этапа в Испании надежды на Имолу возросли, и когда Сенна закончил первую пятничную сессию свободной практики всего лишь на десятую долю секунды позади Мэнселла, будучи очень близок к нему и на предгоночных тестах, пульс начал учащаться. Возможно, в конце концов, у нас будет настоящая борьба. Правда заключалась в том, что Мэнселл просто не нашел своих настроек. В квалификации британец завоевал очередную поул-позицию, а Риккардо Патрезе после всевозможных драматических событий, связанных с ожиданием замены двигателя в тот день, вышел на старт и в субботу днем. Напарник уступил целую секунду и этого все равно оказалось достаточно для второго места. Сенна показал третье время.
Мэнселл выиграл поул с секундным преимуществом, а затем и гонку в доминирующем стиле
Квалификация - это одно, а гонка - совсем другое. И никогда это не было так очевидно, как в тот момент, когда пилоты наконец-то вышли на старт после того, как первый старт был отменен, когда Карл Вендлингер не смог сдвинуть с места свой «Марч».
На каждом круге, выходя из последнего поворота, можно было услышать, как болиды «Уильямс-Рено» упираются в ограничитель оборотов, однако это сработало устройство контроля тяги, которое также позволяла хорошо стартовать. За три круга Мэнселл на 3,2 секунды опередил Рикардо, за которым на таком же расстоянии находился Сенна. По сути, даже на этой стадии все было кончено. Мэнселл был вне конкуренции. Без видимых усилий он оторвался от Патрезе. Провел идеальный пит-стоп на 23-м круге, чтобы поставить свежий комплект гоночных шин с более мягким составом, и остаться все равно лидером. Были моменты беспокойства, например, когда Бергер и Алези оставили обломки по всей трассе после столкновения на 40-м круге, и когда маршал выбежал, чтобы собрать некоторые из них, но они носили незначительный характер. Так же, как и судороги ног, от которых он время от времени страдал.
В то воскресенье Мэнселл был абсолютно неуязвим, выиграв очередную гонку. Этот успех довел его счет побед до 26, на одну больше, чем у Джеки Стюарта, но меньше, чем у Проста (44) и Сенны (33). На тот момент британец стал первым пилотом, выигравшем пять гонок подряд. Трудно представить, что еще он мог сделать, кроме как проехать самый быстрый круг.
Однако сделал это его напарник Патрезе, финишировавший вторым. Дубль «Уильямса» лишь подтверждал скорость FW14B.
Напарнику Найджела пришлось ехать на запасном болиде, а Сенне бороться с машиной
Рикардо можно было только посочувствовать. В пятницу перед гонкой он попал в серьезную аварию в Тамбурелло во время тестов, когда шина медленно сдулась, а затем взорвалась во время прохождения поворота на полном ходу. Итальянец отделался синяками, но ему пришлось провести большую часть дня в ожидании окончания замены двигателя. «Уильямс» и «Рено» поняли, что на это потребуется много времени, а потому посадили того в запасную машину Мэнселла, оснащенную новейшим Renault RS4 V10. Хотя эту машину берегли для борьбы с «Маклареном» в случае непредвиденных ситуаций.
В гонке Патрезе снова выглядел сильным и предусмотрительно сделал остановку для замены шин на 19-м круге, как раз в тот момент, когда ему грозила опасность столкнуться с трафиком. Это была превосходная остановка, не только потому, что его команда быстро обслужила его, но и потому, что он минимизировал время замедления и ускорения, и потерял всего 10 секунд. Тем не менее, как он не потерял место во время остановки, так и Мэнселл не потерял лидерство, и хотя на 24-м круге разрыв между ними составлял 2,5 секунды, Мэнселл смог увеличить его, вынудив Рикардо снова довольствоваться вторым местом.
Сенна на третьем месте выглядел измученным. Бразилец долго не хотел вылазить из болида из-за боли в плечах. Эта проблема была похожа на ту, с которой он столкнулся в Бразилии в прошлом году, когда ремни безопасности сдавили нервы в его груди и плечах. Боль в итоге прошла, а вот проблемы «Макларена» остались. После семи кругов чемпион мира отставал от Патрезе более чем на девять секунд, от Мэнселла - на 13 секунд, и ему с трудом удавалось не только опережать напарника Герхарда Бергера, но и «Бенеттон» Брандла и Шумахера. Конечно, «Макларен» добился достаточного прогресса, чтобы опередить желто-зеленые машины в этой гонке, но B192 боролись за сцепление с трассой в квалификации, а Брандл и Шумахер выглядели так, будто могли бы ехать быстрее, если бы смогли найти способ обойти MP4/7A в гонке.
Впервые в сезоне Брандл мог потягаться не только с Шумахером, но и с Сенной
На этот раз, впервые в сезоне, Брандл был очень близок к Шумахеру в квалификации, несмотря на то, что немец имел преимущество последней версии Ford HB серии VII в отличие от серии VI британца. В гонке Мартин обогнал своего напарника по команде, когда Бергер проходил того грубо, что вывело его на временное четвертое место. Он уже начал фантазировать о борьбе с Сенной, как вспомнил, что должен беречь машину и шины. Столкновение в квалификации в пятницу с Алези выбило его из колеи, и он не собирался предпринимать слишком рискованных попыток. Когда Сенна стал проходить повороты с большей, чем обычно, осторожностью, Мартин был вынужден спешно отступить и уступил место Бергеру.
Пилоты «Бенеттона» ошиблись в погоне за «Маклареном»
Таким образом, оба «Макларена» и «Бенеттона» шли ноздря в ноздрю на протяжении первых 18 кругов. Сенна же находился в своей лиге достаточно далеко от Герхарда, в то время как Шумахер метался во все стороны, пытаясь расстроить австрийца и британца. Последний выглядел контролирующим ситуацию, хотя временами возникал вопрос, не могли ли два пилота «Бенетона» взять верх над вторым пилотом «Макларена», работая вместе, а не борясь друг с другом. Нехарактерно, что немец допустил ошибку на 19-м круге. Как итог – машина в стене. Михаэль смог даже проехать еще один круг, но на этом гонка для него закончилась.
Брандл ошибся в быстром повороте на 25-м круге, но смог сохранить машину и доехать до боксов за свежими шинами. Это позволило Алези выйти на пятое место, а когда «Макларен» позвал пилотов в боксы, то француз поднялся на третье место. К большому огорчению тифози, «Феррари» выглядела медленнее «Макларена» и «Бенеттона», не говоря уже о «Уильямсе», но, по крайней мере, Алези пытался вести борьбу на грани пределов машины. Партнер по команде Иван Капели снова выглядел блекло, хотя квалифицировался рядом с Алези, но гонку провел в одиночестве на восьмом месте на запасном болиде после отказа электроники. На 12-м круге заблокировал тормоза и застрял в гравии.
Затем удача вновь улыбнулась Брандлу, в то время как Алези и Бергер столкнулись
Перед гонкой Брандл подошел к Алези, чтобы пожать ему руку, хотя все наблюдатели их пятничной ссоры возлагали вину на плечи француза. Узнав об этой новой сердечной размолвке между двумя гонщиками, которые сильно повздорили в Бразилии, Бергер рассмеялся вслух и предсказал: «Наверняка они разобьются вместе в гонке!». Он оказался прав в своем прогнозе относительно Жана, но ошибся в другом. Британец шел на шестой строчке в ходе погони Сенны, который на 40-м круге смог пройти Алези. Бергеру показалось, что он тоже увидел брешь, и поздно нырнул в нее, после чего Жан защитил свою позицию. Результатом стало еще одно столкновение и мгновенная отставка для обоих, что подняло Брандла на четвертое место, на котором ему удалось и финишировать. Впоследствии Мартин был достаточно честен, чтобы признать, что машина позволяла пройти Сенну, но он не верил, что риск остаться без очков стоил того, чтобы поставить под угрозу три, которые ему наконец удалось завоевать.
Микеле Альборето проводил еще одну бурную гонку за «Футвоорк», в которой итальянец полностью превзошел своего напарника по команде Агури Судзуки. На тестах перед этапом в Имоле Микеле обеспокоил свою команду, предположив, что они могут победить. Однако в гонке так не вышло, но зато она получилась яркой. После того, как Суздзуки ошибся в последнем повороте на восьмом круге, пытаясь сравняться с ним, давление на Микеле исходило от сражающегося дуэта пилотов «Даллары»: Мартини и Лехто. Лишь к 49-му кругу ему удалось их пройти, но впереди уже был его напарник, в результате чего итальянец обогнал того лишь на 56-м круге. К тому времени Мартини снова обрел скорость, но Альборето сдерживал его. Вот так они и замкнули очковую зону. Не повезло на заключительном этапе Лехто, чей двигатель вышел из строя перед финишем, и де Чезарису, который успешно пилотировал «Тиррелл» и догонял «Джорданы», но сошел из-за технических проблем. Седьмое место осталось за Маурисио Гужельмином.
Локальные успехи на фоне очередной победы Мэнселла
Для «Джордана» данный результат можно считать успешным. Бразилец был быстрее там, где его напарник Стефано Модена был вынужден притормаживать. Вендлингер снова выглядел хорошо, квалифицировавшись 12-м, но после старта с задней линии после пробуксовки он налетел на новый Lotus 107 Джонни Херберта. Австриец финишировал недовольным 12-м. Херберт продержался всего семь кругов и коробка сломалась.
Оба гонщика «Ламборгини» отличались храбростью, особенно Гашо, который добавил зрелищности в свой прорыв после очень медленного старта, но на 34-м круге он закончился в гравии.
На этот раз не было никаких аргументов, чтобы испортить великолепный день Мэнселла, и когда британец летел домой, он мог наслаждаться 42 очками преимущества над Сенной. В прошлом году бразилец имел подобное преимущество, которое впоследствии было сведено на нет, но к тому времени «Уильямс-Рено» уже начали показывать свою силу. Нынешний «Макларен» таким похвастаться не мог.