«Хороший друг. Честный парень. Он настоящий». Как прошел первый год Себастьяна Феттеля в «Астон Мартине»
Помните о секретных поездках вместе Отмаром Сафнауэром прошлым летом? «Феррари» попросила на выход четырехкратного чемпиона мира, и он стал свободным агентом. Его заметили в машине босса «Астон Мартина» в Сильверстоуне.
Тогда вся пресса сразу начала сватать немца в эту команду. В конце концов это действительно произошло. Феттель перешел в «Астон Мартин». Но Себ не настолько глуп, чтобы на виду у всех поехать подписывать контракт.
На самом деле, предварительное соглашение о контракте уже было подписано к тому моменту…
«Я познакомился с Себастьяном черт еще знает когда…», - говорит Сафнауэр. «Где-то между выступлениями за БМВ и Ред Булл. Давным-давно».
Дело было в 2007 году в маленьком ресторанчике «Хюллен» в местечке под названием Барвайлер, что примерно в восьми километрах от Нюрбургринга. Вице-президент по гоночным разработкам «Хонды» Сафнауэр встретился с молодым пилотом «БМВ-Заубер» Феттелем и еще с парой других пилотов академии. На стол накрывал давний друг семьи Джоши Уэлч. Также на встрече присутствовал гуру журналистики Михаэль Шмидт. Они вместе поужинали и выпили. В тот момент Себастьян думал о том, чтобы перейти в «Торо Россо».
«Это было, я думаю, уже решено», - вспоминает Шмидт. «Это было, скажем так, почти как открытый секрет, что он собирается туда. Мы знали, что что-то происходит, потому что БМВ уже заявили, что у него нет шанса стать боевым пилотом. И мы шутили в тот вечер, что заключим контракт прямо здесь и сейчас. Мы все расписались на клочке бумажки».
Сафнауэр организовал еще одну встречу в Токио сразу после Гран-при Японии в ресторане под названием Mon cher ton ton в районе Роппонги, пригласив уже действующего пилота «Торо Россо». Еще на встрече присутствовал ведущий инженер «Хонды» в «Формуле-1» Такео Кикучи.
«В свое время он работал над моторами для Айртона Сенны. Он рассказывал нам истории о том, как Сенна приходил к нему домой со своей девушкой. Подружка Сенны не говорила ни по-английски, ни по-японски, а жена Кикучи говорила только по-японски. В итоге все сводилось к тому, что подруга все рассказывала Сенне, а тот все переводил жене Кикучи».
Неудивительно, что Себ, будучи большим поклонником «Формулы-1» и ее историй, любил такие посиделки. Они подружились и стали постоянно проводить такие встречи после Гран-при.
«В молодости я думал, что он очень милый», - говорит Сафнауэр. «Амбициозный. Ему всегда хотелось стать лучшим пилотом. Хороший друг. Честный парень. Он настоящий. Это как раз тот тип друга, который тебе нужен».
Затем пришлось прервать связи. «Мы стали очень занятыми», - объясняет Сафнауэр. Но их дружба означала, что Отмару и Себастьяну не требовалось специальной подготовки, чтобы подписать контракт.
Его выгнали против своей воли?
Феттель провел два сложных года в «Феррари». Себ знал, что его контракт с «Феррари» не будет продлен еще до начала прошлого сезона. Единственным вариантом оставался «Астон Мартин».
«Я думаю, что он начал немного уставать после двух проигранных чемпионатов в 17 и 18 годах», - говорит Шмидт. «И он действительно не мог видеть светлого будущего. Я думаю, в конце концов, если бы это было его решение, оставаться ли [в Феррари] или нет, может быть, он бы даже сам решил не оставаться. Потому что он вроде как больше в них не верил».
«У него были проблемы с настройками. Он нажимает на тормоз и поворачивает одновременно – старая школа. Команда же пошла в направлении Леклера, который сначала тормозил, а затем входил в поворот».
«Феррари сразу сделала ставку на Леклера, потому что увидела в нем будущее команды. Себ был застигнут врасплох «Феррари». Руководитель команды Маттиа Бинотто лишь соизволил уведомить немца о том, что в «его услугах больше не нуждаются». Большего и не скажешь».
«Астон Мартин» выглядел разумным вариантом, потому что сейчас сюда устраиваются сотни новых специалистов.
«Он хотел знать о команде, какой будет команда, каковы наши амбиции, соответствовали ли наши амбиции его амбициям», - говорит Отмар о переговорах с Феттелем. «После четырех титулов вам многое интересно. Дальше было больше. Он захотел стать частью этого проекта. Наши цели совпадали».
«Но ему хотелось наслаждаться атмосферой гонок без напрягов. Мы были готовы сделать все, что в наших силах. В итоге он согласился».
Каким вышел дебют
Соответствовали ли ожидания Феттеля реальности? Вероятно, не на 100%. Как показало начало сезона, смена команда далась всем непросто. Не только Феттель, но и Даниэль Риккардо, Серхио Перес, даже Фернандо Алонсо были не совсем готовы. Ограничения, связанные с коронавирусом, определенно не помогли Феттелю познакомиться с командой с самого начала. Виртуальные конференц-залы просто не лучшее место для этого.
«Это было в январе», - вспоминает Сафнауэр о первом посещении Себастьяном фабрики. «Это было к сожалению, в разгар эпидемии. Так что это было трудно… Вы знаете, все должны были носить маски, мы должны были [провести] тест и все такое прочее. Обычно пилот приходил на фабрику, а потом шел общаться со всеми. Он не мог сделать ничего из этого. Тот факт, что Формула-1 ограничилась всего тремя днями предсезонных тестов, также был не в пользу Феттеля. С учетом того, что большую часть времени он провел в боксах из-за технических проблем. У нас было всего три дня испытаний зимой, и из этих трех дней мы, вероятно, потеряли полтора дня. И Себастьян потерял большую часть этого. Так что у него действительно не было никаких зимних испытаний».
«Вся его акклиматизация к машине и к различиям должна была проходить в гоночные выходные, что сделать сложнее, потому что вы хотите акклиматизироваться, но при этом вы также хотите выступить на самом высоком уровне. Так что приходилось идти на некоторые компромиссы».
Феттель не смог попасть в очки в четырех первых гонках сезона. На самом деле это была не его вина – в квалификации в Бахрейне он был скомпрометирован одним из кульбитов Никиты Мазепина. В Имоле ему пришлось стартовать с пит-лейна из-за проблем с тормозами. Сафнауэр же говорит, что всегда в него верил.
«В начале, когда все шло не так хорошо, и ему нужно было лучше освоиться с машиной и лучше ее понять, он просто работал все усерднее и усерднее. Он не был обескуражен. Он просто сказал, что должен стать лучше».
«Он очень мотивирован. Он подталкивал себя и всю команду. Когда он отстает, как, например, в квалификации [в Австрии], где у него было удалено одно время прохождения круга, вы знаете, что он обвинит себя. Он ожидает большего. А это хорошее качество, которым нужно обладать».
«Конечно, мы хотели ему помочь. Он отличный гонщик. В 34 года он не мог забыть, как пилотировать болид. Он доказал это».
Правильная атмосфера в команде приносит плоды
Себастьян открыл свой счет очкам за «Астон Мартин» пятым местом в Монако, в том числе благодаря превосходной стратегии. Уже в следующей гонке в Баку ему даже удалось подняться на подиум.
Было бы преувеличением сказать, что сейчас он находится в лучшей форме. Очевидно лишь то, что сейчас он счастлив. Пресс-конференции немец начинает с шуток. Носит глупые шапки. Раздает советы всем записаться в ряды фанатов Макса Ферстаппена.
Это делает человек, который в прошлом сезоне заявлял, что «пилоты Феррари не могут быть смешными».
«Я думаю, что для него это своего рода облегчение, потому что вся ситуация в Астон Мартине гораздо более спокойная, чем раньше в Феррари», - говорит Шмидт. «Очевидно, что в Феррари также слишком много ограничений на то, что вы можете говорить, что вы можете делать, и некоторые из них были действительно глупыми, вы знаете. Он был сыт по горло этими запретами».
«Это небольшая команда, и на данный момент у него гораздо больше свободы. Он чувствует, что может дать команде что-то, что поможет им вырасти в топ-команду. Он чувствует, что теперь у него есть роль, которая была утрачена в Феррари».
Когда Себастьян Феттель счастлив, то в паддоке не найти лучшего пилота, чем он. И, как отмечает Сафнауэр, связь между гонщиком и командой уже прочна, как на трассе, так и вне ее. После бакинского подиума немец вернулся на завод, чтобы наконец встретиться с людьми, с которыми он не мог встретиться зимой.
«У нас было мероприятие на лужайке перед домом, потому что было лето», - говорит Сафнауэр. «И все люди были снаружи, все еще в масках, но, по крайней мере, ты был снаружи. И все они подошли сфотографироваться с Себастьяном. Он поприветствовал ребят. Очень приятный момент».
«Я думаю, что у него есть некоторые качества, которые позволили Михаэлю [Шумахеру] создать вокруг себя хорошую команду. Я вижу, как Себастьян делает то же самое. Ребята его просто обожают. И они хотят поддержать его в энной степени».
«У него есть эта способность привлекать всех на свою сторону. И я думаю, что это происходит от того, как ты относишься ко всем, от твоей честности и всего такого. Инженеры и механики любят, когда он приходит и искренне хочет помочь им разобрать машину после гонки. Иногда он приносит им ящик пива после хорошей гонки».
«Это имеет большое значение для людей. И он делает это от чистого сердца. Как только вы поймете, что это подлинно, это станет еще более значимым».
Опыт от чемпиона мира
За три года работы в «Мерседесе» герой Феттеля и соотечественник Михаэль Шумахер не сильно улучшил статистику своей карьеры. Один подиум и один поул — это не совсем то, чего ожидали его поклонники от его возвращения в «Формулу-1». Но спросите любого инженера «Мерседеса», и он скажет немец сыграл огромную роль в развитии команды.
Феттель может сделать то же самое в Астоне. Он еще достаточно молод, чтобы иметь возможность извлечь выгоду из своих собственных усилий. Его влияние уже ощущается, например, по словам Сафнауэра, в отчетах команды.
«Он очень точно описывает ситуацию на трассе», - говорит Сафнауэр. «Он описывает все стадии входа в поворот. Таких пилотов я еще не встречал. Все для того, чтобы убедиться, что мы все сделаем правильно. Все эти мелочи складываются в нечто большее. Вот в чем разница. Лэнс Стролл пытается учиться у него. Сейчас у него стало лучше получаться рассказывать о своих ощущениях».
Но именно так и должно быть. В конце концов, Феттель стал первым чемпионом мира в гонках за команду из Сильверстоуна с тех пор, как Деймон Хилл припарковал свой «Джордан» после 21 круга Гран-при Японии 1999 года.
«Мы очень довольны им», - говори Отмар о Феттеле. «Он очень хорошо вписывается в команду. Он привык к машине. Скорость в квалификации и гонке возросла. Вышло несколько прекрасных гонок таких, как Баку, Монако и Венгрия. Так что мы счастливы».
«Теперь он понимает машину. Благодаря ему мы смогли кое-что изменить в настройках мотора, а также еще некоторые моменты, которые позволили ему прибавить на трассе».
«Как я уже сказал, он просто гораздо более опытен в том, как побеждать и как добиваться победы. Ему не нужно этому учиться. Он уже научился этому. Мы все можем лишь поучиться у него».
Немец вернулся, но другим
За эти 15 лет многое изменилось. Нюрбургринг. Себ установил кучу рекордов. Успел выступить за «Феррари». Женился. Стал отцом троих детей. Гонки перестали быть смыслом его жизни. В своих интервью Феттель все чаще затрагивает темы, выходящие далеко за рамки мира «Формулы-1».
В наши дни Феттель старается добраться до европейских этапов на поезде, по возможности избегает полетов и по возможности ездит на велосипеде от отеля до трассы.
Швейцарский дом Феттеля оснащен солнечными панелями, и он всегда носит рюкзак, когда ходит за покупками в супермаркет. И он призывает «Формулу-1» внести свой вклад в то, чтобы помочь миру достичь устойчивого будущего, например, путем содействия разработке синтетических видов топлива.
«Я думаю, что это достойно восхищения», - говорит Сафнауэр. «Он пилот Формулы-1, но делает больше, чем 19 остальных гонщиков на стартовой решетке. Дома у него больше нет пластиковых бутылок. Есть свой электромобиль».
«Ты знаешь, что он действительно так считает. И нет ничего плохого в том, чтобы быть гонщиком Формулы-1, но в то же время заботиться об окружающей среде и стараться помочь ей стать лучше в будущем».
«Это приходит с возрастом, и это приходит вместе с миром, в котором мы живем. Десять лет назад мы на самом деле не так сильно беспокоились об этом. Но теперь, когда это привлекло его внимание, он хочет что-то изменить. И он работает над этим».
Феттель уже не тот 20-летний мальчик, которого встретил Сафнауэр. Но действительно ли этот успех изменил его?
«Не как личность», - говорит Сафнауэр. «Я уверен, что это изменило его как гонщика. Вы знаете, что он выиграл гонку за Торо Россо, а затем перешел в Ред Булл и выиграл десятки титулов. Его подход к гонкам стал более совершенным».
«Но как личность он все тот же парень».