Михаэлю Шумахеру – 55. А у нас – 26 текстов о его здоровье, пилотажном гении, скандалах с трансферами и титулами и могучем наследии в «Ф-1»
С днем рождения, Красный барон!
3 января «Формула-1» празднует каждый год: в этот день родился величайший Михаэль Шумахер – Красный барон, легенда «Феррари» и «Мерседеса» и до недавнего времени самый успешный и титулованный пилот в истории.
Сейчас Михаэлю уже 55 года, и статус «самого-самого» он формально потерял: Льюис Хэмилтон сравнялся с ним по титулам и превзошел по поулам, победам и подиумам (у британца их 103, 103 и 191 соответственно). Даже образ «аватара скорости» постепенно уходит Максу Ферстаппену вместе с рекордами доминирования.
Тем не менее, для фанатов и даже многих гонщиков именно Михаэль все равно останется величайшим – даже шеф «Мерседеса» Тото Вольфф.
«Талант. Совершенство. Исключительный». Соперники Шумахера описали Михаэля одним словом
«Никто не сможет превзойти Шуми по величию – даже если Льюис статистически окажется впереди. Михаэль определил поколение как никто другой, это культовый пилот», – заявил босс восьмикратных чемпионов перед финалом 2021-го на Гран-при Абу-Даби.
И Тото прав – именно Шумахер изменил «Формулу-1» радикальнее всех – и с пилотажной точки зрения, и в работе с механиками и инженерами, и в физической подготовке, и в уровне собственной вовлеченности. Максимально подробно и с примерами мы разбирали величие Красного барона здесь
Все знают, что Шумахер – великий, но не все знают почему. Объясняем по пунктам
Душевнее всего там выглядит история любви с Михаэлем от лица его жены Коринны – с рассказами вроде:
«День Михаэля был распланирован практически поминутно: подъем в определенное время, 15-20 минут в ванной… Однажды перед гонкой на «Сузуке» у меня была бессонница – и я полночи просидела на унитазе, чтобы его не будить, чтобы он хорошо выспался. Просто читала там книгу.
С другой стороны, когда мы были дома и Михаэль рано уходил – я никогда его не слышала. Он уходил бесшумно. Но сперва всегда подходил к постели, гладил мою руку, целовал и говорил: «Я пошел». И тихонько уходил. Никогда не будил меня! Всегда был очень заботливым».
Но лучше всего его характер показывают все-таки отдельные истории – например, он еще в «Ф-3» однажды сам разобрал болид в поисках поломки. Механики ничего не нашли, ему удалось
Просто да, Красный барон относился к персоналу огромным уважением!
«У нас в офисе всегда был длиннющий список дней рождений — он хотел поздравлять каждого члена команды, и нам ежегодно приходилось его обновлять. Еще он всем дарил подарки и пару теплых слов на рождество и каждый год самостоятельно придумывал, кому что купить», – рассказывала менеджер чемпиона Сабине Кем.
«Михаэль сам выбирал подарки для механиков». Бесценные истории о характере Шумахера
Его человеческую сторону вообще часто упускают из вида – а ведь именно они и личные сомнения и подталкивали его к максимальному перфекционизму.
«Но временами, разве он всегда был уверен в себе? Что он делал все правильно? Потому что у него был этот параноидальный перфекционизм: постоянно требовалось делать все больше и больше, чтобы доказать себе больше. Потому что большую часть времени он гонялся сам с собой и сражался сам с собой. Что-то вроде «Сегодня я сделал достаточно? Хочу ли я сделать больше? Как я уничтожу противников? Что нужно сделать, чтобы остаться лучшим?», – описывал Михаэля бывший соперник по «Ф-1» Марк Уэббер.
И Красный барон правда делал все, чтобы стать лучшим – даже если его требования шли вразрез с традициями «Формулы-1». Например, он первым в истории потребовал спидометр в болид. Инженеры смеялись, но Михаэль использовал его для изучения пилотажа!
«В момент, когда он это предложит, подозреваю, мы выглядели малость озадаченными и полными недоумения, – рассказал бывший инженер «Бенеттона» Тоет. – Ему пришлось объяснять нам свою идею». И Михаэль пояснил – в итоге в машину добавили сразу три спидометра!
Потому он, конечно же, был суперским гонщиком. Даже в первом дебютном Гран-при вообще без опыта в «Ф-1» он сошел совсем не из-за личной ошибки и спаленного сцепления – просто ненадежную изношенную деталь украли у другой команды!
Но временами Красный Барон и жестил – вспомните «Обгон века» и сражение с Микой Хаккиненом в 2000-м!
Да и вообще, весь подход Михаэля Шумахера можно продемонстрировать в одном моменте: как-то раз его развернуло на решающем круге – но он все равно проехал быстрее напарника в квалификации!
Примерно так Михаэль и побеждал – максимальным напором на быстрых отрезках между точно просчитанными штабом «Феррари» пит-стопами: к примеру, показательно отыграл 25 секунд за 19 кругов и вынес более быстрый «Макларен» на Гран-при Венгрии-98.
Но все-таки величайшей гонкой в карьере будущего семикратного стал эпичный заезд на 40 кругов на одной лишь пятой передаче.
«Шумахер выдавливал все, все возможное. Потом он очень гордился этой гонкой – потому что ему пришлось реально все обдумывать и идти против мнения команды. Ведь моторный отдел тоже считал: невозможно добраться до финиша с такой активной атакой ограничителя оборотов, – признавался Тоет. – Он связался с командой по радио как раз в тот момент, когда все думали, как бы ему получше сказать об утечке. «Лучше заезжай, мы никак не доберемся до конца на одной передаче», – сказал ему гоночный инженер Пэт Симмондс. «А давайте я попробую», – услышали мы в ответ».
Но, конечно, настолько легендарная карьера не обошлась и без скандалов с противоречиями. Например, а вы знали, что Шумахер в самом начале пути в картинге таскал шины со свалки, гонял под чужим флагом и отдавал трофеи в обмен на помощь казино?
А переход в «Формулу-1» начался со лжи: Михаэль соврал владельцу «Джордана» о знании трека «Спа-Франкоршам», а потом его менеджер изменил письмо с согласием на сделку-контракт так, чтобы гонщик легко мог уйти куда угодно. Шеф той самой первой команды до сих пор считает, что его обманули.
Оказывается, Шумахер попал в чемпионскую команду всего из-за одного слова. Без него не было бы побед
А после осле клетчатого флага того Гран-при Бельгии Шумахер моментально обернулся восходящей звездой. За него даже развернулась настоящая заруба между «Джорджаном» и «Бенеттоном» – и попытка сразу посадить Михаэля в новую машину просто расколола итальянскую команду. Будущий напарник немца трехкратный чемпион Нельсон Пике отказался ехать следующий Гран-при – боссу «Бенеттона» даже пришлось блефовать с переодеваниями резервиста якобы для замены бразильца.
В итоге, конечно, альянс Михаэля и «Бенеттона» все-таки состоялся – и пришел к победе в сезоне-1994 через скандалы, дисквалификацию и столкновение с Дэймоном Хиллом.
«Мое личное мнение – Михаэлю очень повезло уйти без штрафов», – резюмировал в автобиографии босс ФИА в то время Макс Мосли.
28 лет спустя в использовании трэкшн-контроля все-таки признался бывший глава отдела аэродинамики «Бенеттона» Виллем Тоет – в видео основателя академии пилотажа Driver61 Скотта Мэнселла, посвященного бывшему шефу команды (и ныне послу «Формулы-1») Флавио Бриаторе!
А в 1997-м случился еще более грандиозный скандал – уже с Вильневым.
«Год и правда был сумасшедшим. После пары первых гонок все решили: «Все, «Уильямс» выиграл», но затем «Феррари» нашла невероятный ответ. Откуда-то у них взялось отличное механическое сцепление, они внезапно тоже стали супербыстрыми. В середине сезона все решили, что теперь-то уж точно победит Скудерия, но мы смогли ответить, – рассказывал Жак. – Мы помнили о том, что происходило в предыдущих битвах Шумахера за титул – когда он, к примеру, вытолкнул в стену Дэймона Хилла. Как нам казалось, единственный способ не дать ему сделать это снова – напомнить о них всем остальным. Поэтому все 2-3 недели перед Гран-при Европы напролет мы раз за разом упоминали о такой возможности, вспоминали прошлое и напоминали людям обо всех былых инцидентах: о том, что Михаэль хорошо выносит других в стены, когда на кону стоят титулы. Это был хороший способ надавить на Михаэля. И на «Феррари». Весь сезон был об этом: кто же на кого надавит сильнее».
Еще одно противоречивое решение – возвращение в 40 лет в «Мерседес»: с одной стороны, чудом не лишился головы в аварии, раз поднялся на подиум, слил 3 сезона напарнику и вызвал еще несколько скандалов. С другой – помог заложить основы той самой команды, взявшей 8 Кубков конструкторов подряд.
Но в конце 2012-го Михаэль все-таки ушел окончательно, а в 2013-м случился роковой инцидент во Французских Альпах во время катания на лыжах.
«Он был на лыжах вместе с группой на обычном склоне, – описывала Сабина Кем. – Он помог другу, упавшему в снег, задел камень и упал головой вниз. Ему жутко не повезло, ведь он не ехал быстро».
Великий гонщик пережил искусственную кому, операцию – по сути, только расторопность медицинской бригады спасла ему жизнь. И, к сожалению, без повреждений мозга не обошлось.
Потому семикратного чемпиона мира сейчас просто нет в публичном поле, но он не забыт. Каждый год как минимум 29-го декабря или 3 января фанаты «Формулы-1» собираются вот в таких текстах и вспоминают величайшую фигуру в истории топовых гонок.
С Днем рождения, Красный барон.
> «Никто не сможет превзойти Шуми по величию – даже если Льюис статистически окажется впереди. Михаэль определил поколение как никто другой, это культовый пилот», – заявил босс восьмикратных чемпионов
- вот и свеженький пример.
Здоровья тебе, Михаэль! Верю, несмотря ни на что.