«Еще один вопрос и я тебе врежу». Путь Макса Ферстаппена к титулу чемпиону мира
Решение «Ред Булл», которые изменило все
Дело было 5 мая 2016 года, когда «Ред Булл» принял смелое решение, которое навсегда изменило жизнь Ферстаппена. Решение, изменившее «Формулу-1».
В возрасте всего 18 лет и с 23 гонками за плечами Ферстаппен был переведен из младшей команды «Торо Россо», где он быстро привлек к себе внимание, несмотря на свою неопытность в гонках на одноместных машинах, чтобы занять место Даниила Квята в команде бывших чемпионов мира.
Не часто можно увидеть, как команда заменяет гонщика после четырех гонок сезона, не говоря уже о гонщике, который стоял на подиуме всего 18 дней назад. Но «Ред Булл» так верили в способности самого молодого гонщика в истории, что были непоколебимы, даже когда другие гонщики в паддоке критиковали их.
Мартин Брандл сразу поддержал «Ред Булл»: «Ферстаппен демонстрирует все признаки Сенны и Шумахера». Такой ход позволил удержать пилота, которого ждали в «Феррари» и «Мерседесе».
Но даже самый ярый сторонник Ферстаппена не мог предсказать, что произойдет в его первый уик-энд в качестве пилота «Ред Булл».
Запоминающийся дебют за «Ред Булл»
Спустя чуть больше недели после того, как Ферстаппен был утвержден в качестве нового партнера Даниэля Риккардо о команде, молодой голландец и сын бывшего гонщика «Формулы-1» Йоса оказался в эпицентре давления, которым является квалификационная сессия.
Понятно, что он уступил Риккардо четыре десятых, но все же занял очень солидное четвертое место на решетке.
В день гонки Ферстаппен был полон решимости оставить «Феррари» позади. Вероятно, он даже и мечтать не мог о подиуме в своей первой гонке за такую команду.
Печально известная авария между Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом, боровшихся за титул чемпиона мира, перевернула ход гонки.
Теперь это была битва «Ред Булла» против «Феррари». Поначалу казалось, что ведущие пилоты команд, Риккардо и Себастьян Феттель, будут бороться за победу, поскольку оба гонщика выезжали с пит-стопа первыми. Но оказалось, что стратегия двух остановок на самом деле была более благоприятной, и поэтому борьбу за победу вели Ферстаппен и Кими Райкконен.
Райкконен, который старше Ферстаппена на 18 лет, атаковал его на каждом круге, но благодаря великолепному расположению машины и зрелости Ферстаппен удержал лидерство.
Теперь он был не просто самым молодым гонщиком «Формулы-1» - он был самым молодым победителем. Голландец стал первым гонщиком, победившим в дебютной гонке за свою команду со времен Фернандо Алонсо в 2010 году.
«Это должно занять первое место среди самых громких историй в мире спорта», - восторгался Брандл. «Молодой парень справился с давлением со стороны чемпиона мира. При этом он пилотировал совершенно незнакомую ему машину. Экстраординарное выступление».
Звезда родилась.
Адаптация Ферстаппена в «Ред Булл»
В своих первых восьми гонках в составе «Ред Булл» Ферстаппен финишировал с очень впечатляющими четырьмя подиумами и шестью финишами в первой пятерке. В конце своего дебютного сезона Ферстаппен продемонстрировал пилотаж, который, возможно, даже более известен, чем испанский, когда он прорвался с 16-го места на третье в дождевой гонке в Бразилии. «Это была одна из лучших гонок, которые я видел в Формуле-1», - сказал Кристиан Хорнер.
Несмотря на все это всем было очевидно, что голландец еще слишком молод. Много ошибок, скандальное поведение и опасный пилотаж.
Во время Гран-при Бельгии 2016 года Ферстаппен вынужденно заблокировал Райкконена на скорости за 300 км/ч. Райкконен заявил, что Ферстаппен попадет такими темпами в серьезную аварию, если не изменит свой подход. «Как бы нам ни нравилась его вспыльчивость, это освежает, но это опасно», сказал босс «Мерседеса» Тото Вольфф, в то время как даже Хорнер вынужден был признать, что его пилот выступал на грани.
Как правило, Ферстаппен ведет себя вызывающе, настаивая на том, что жалобы на его подход – это «провокация».
Однако в октябре того же года - после столкновения Макса и Хэмилтона - было введено так называемое "правило Ферстаппена", чтобы остановить движение гонщиков при торможении во время защиты.
В то время как «Ред Булл» был вне конкуренции большую часть следующего сезона, Ферстаппен продолжал прогрессировать в скорости (опережая Риккардо в квалификациях в течение сезона и одержав еще две победы в гонках в Малайзии и Мексике в конце года), но при этом не забывал об инцидентах. На память приходят столкновения на первом круге в Испании, Австрии и Сингапуре.
Ферстаппен начал кампанию 2018 года более чем неудачно, разбившись или допустив значительные ошибки во всех шести гонках в начале сезона. На Гран-при Канады, куда Ферстаппен приехал после резонансного столкновения с Риккардо в Баку и аварии в квалификации в Монако, 20-летний парень вступил в перепалку с журналистом, когда его спросили о его склонности к инцидентам. «Я очень устал от всех этих вопросов», - сказал Ферстаппен. «Если я получу еще один, то могу ударить кого-нибудь».
Он шутил, наверное.
Голландец не изменил своего подхода к гонкам. Агрессивный в атаке и упорный в обороне. После этапа в Монако наступила светлая полоса. Макс выиграл в Австрии и окончательно стал номером один в команде. Во второй половине сезона его уже называли топовым пилотом.
Но в предпоследней гонке сезона Максу предстояло пережить еще один момент драмы. Ферстаппен, блестяще лидировавший на Гран-при Бразилии, вступил в контакт с Эстебаном Оконом, когда гонщик «Рейсинг Пойнт» пытался выйти из круга на более мягких шинах. Голландец проиграл гонку, финишировав вторым. Сразу после гонки он попытался начать драку с Оконом.
Затем на пресс-конференции он сказал: «Надеюсь, я не смогу найти его сейчас в паддоке, потому что у этого парня большие проблемы…».
Поведение Ферстаппена принесло ему два дня "общественных работ" в качестве наказания от «ФИА».
Переломный момент в карьере
Во время летнего перерыва сезона 2018 года Риккардо шокировал мир, заявив, что покинет команду в конце года. Не в «Мерседес» или «Феррари», а в «Рено», выступающей на среднем уровне. Каковы бы ни были причины этого перехода австралиец не раз говорил, что ему никогда не стать первым номером в «Ред Булл» пока там Ферстаппен. Хорнер заявил, что австралиец просто сбежал, как трус. В некотором смысле это стало толчком к формированию зрелого и удивительно последовательного, но быстрого Ферстаппена, которого мы знаем сегодня.
Ферстаппен, как и в 2016 году в Барселоне, оказался в роли лидера команды, на которого рассчитывает не только «Ред Булл», но и поставщик моторов. У него все получилось.
Хоть «Ред Булл» не мог противостоять «Мерседесу» в течение всего сезона, но Макс постоянно демонстрировал того, что он является пилотом, который может бороться за титул.
В первой половине 2019 года голландец выиграл Гран-при Австрии, ведя характерную ожесточенную, но справедливую борьбу, чтобы обойти Шарля Леклера. Две недели спустя он блистал на дождевом Гран-при Германии.
Его скорость по сравнению с новым партнером по команде Пьером Гасли даже привела к еще одной смене гонщика «Ред Булл» в середине сезона. Алекс Албон выступил лучше, но ненамного. На самом деле, Ферстаппена не обгоняли напарники по команде за вычетом красных флагов и штрафов с 2018 года, пока Серхио Перес не опередил его в Имоле в начале этого года.
В 2020 году Ферстаппен был, пожалуй, даже лучше, чем в предыдущем году, в одиночку сражаясь с «Мерседесом», когда обе машины «Феррари» оказались неконкурентоспособные. Если не учитывать проблемы в Австрии, то ему удалось завоевать подиумы во всех первых семи гонках сезона. На Сильверстоуне удалось даже пройти «Мерседес». Поул-позиция и победа в финале в Абу-Даби придали Ферстаппену импульс, которого он и «Ред Булл» хотели добиться перед ключевым 2021 годом.
Противостояние на века
Хотя Хэмилтон, семикратный чемпион мира, и Ферстаппен, восходящая суперзвезда, уже давно считались двумя самыми быстрыми гонщиками на стартовой решетке, сражения между ними на трассе и в турнирной таблице были удручающе скоротечными на протяжении многих лет.
До 2021 года.
Изменения в правилах, направленные на уменьшение прижимной силы сзади, казалось, сыграли на руку «Ред Булл». RB16B стал самым быстрым автомобилем на тестах в Бахрейне, а затем вместе с Ферстаппеном занял поул на открытии сезона на той же трассе. В первом стартовом заезде, который задаст тон всему сезону, Ферстаппен сразился за победу с Хэмилтоном. Семикратный чемпион все же одержал победу, но было ясно, что его стремление получить рекордную восьмую корону не будет легкой прогулкой по парку.
В целом, в каждом из первых четырех заездов были схватки колесо в колесо - и не без спорных моментов. Хэмилтон выиграл три из этих первых гонок, а Ферстаппен - одну, но в целом отрыв был небольшим, и до первого места было всего 14 очков.
Затем наступило Монако. В то время как «Мерседес» и Хэмилтон смогли приехать лишь седьмыми, Ферстаппен одержал первую победу в Княжестве. Раньше он тут много раз ошибался, а на этот раз смог выйти в лидеры чемпионата впервые в карьере.
Он был готов закрепить это преимущество двумя неделями позже в Азербайджане, но взрыв колеса поставил на этом точку. Единственным утешением было то, что Хэмилтону также не удалось набрать очки впервые за три года после того, как то, что могло бы стать маловероятной победой британца, было сорвано из-за того, что он по неосторожности задел переключатель "волшебной" кнопки на рулевом колесе после рестарта в конце гонки.
К тому моменту маятник результатов, казалось, решительно качнулся в сторону «Ред Булл». Макс выиграл три следующих Гран-при. Перед Сильверстоуном он лидировал с преимуществом в 32 очка. В субботу он добавил еще одно очко к этому преимуществу, выиграв инаугурационную спринтерскую гонку у Хэмилтона.
Не прошло и двадцати четырех часов, а ход чемпионской дуэли снова изменился: в результате столкновения на высокой скорости на первом круге между Хэмилтоном и Ферстаппеном пилот «Ред Булл» был вынужден сойти. Хэмилтон был признан преимущественно виновным, и стюарды назначили ему штрафное время, хотя он все же восстановился и выиграл свою домашнюю гонку.
Ферстаппен, который был доставлен в больницу для обследования, был вне себя от ярости и обрушился на послегоночные празднования «Мерседеса» в социальных сетях после гонки.
Поскольку «Ред Булл» настаивал на более суровом наказании для Хэмилтона, то разбирательства затянулись вплоть до гонки в Венгрии, где Ферстаппену был нанесен еще один удар, когда в его машину врезался вышедший из-под контроля «Мерседес» Валттери Боттаса во время хаотичного старта на мокрой трассе. К летнему перерыву Хэмилтон вернулся в лидеры с отрывом в восемь очков.
Первая поул-позиция в Спа-Франкоршам обернулась победой в "гонке, которой не было" днем позже - но затем быстро наступил Зандворт и одно из самых впечатляющих выступлений Ферстаппена. Домашняя публика прибавила сил и позволила выиграть гонку у Хэмилтона, а также вернуться в лидеры чемпионата.
Способность Ферстаппена выдерживать давление со стороны самого успешного гонщика этого вида спорта была продемонстрирована месяц спустя еще одной крупной победой в Остине, которую он затем одержал в Мексике, обогнав перед первым поворотом стартовавший из первого ряда «Мерседес».
Однако по мере того, как накал борьбы за титул нарастал, росло напряжение как на трассе, так и за ее пределами. Ферстаппен был признан виновным во втором серьезном столкновении в сезоне с Хэмилтоном в Монце в сентябре. На его пилотаж обращали особое внимание в последних гонках сезонах, когда «Мерседес» смог прибавить.
Ферстаппен не был наказан в Бразилии, к удивлению многих пилотов, за жесткую оборону с Хэмилтоном. Зато получил сразу два штрафа в Саудовской Аравии, которые, по его мнению, были незаслуженными.
У всех возникло чувство, что правила не распространяются только на одного Хэмилтона.
С этого начались выходные в Абу-Даби. Равенство по очкам. Победитель получит все. Ферстаппен был великолепен, взяв поул в квалификации. Хэмилтон доминировал в гонке вплоть до появления машины безопасности, которая все изменила.
После гонки разгорелись ожесточённые баталии по поводу того, а должен был ли быть рестарт. Хэмилтон, впечатляюще великодушный в данных обстоятельствах, первым поздравил нового чемпиона, лично и в своем интервью перед подиумом.
Делясь своими мыслями о соперничестве, которое сделало сезон и привнесло в спорт новую аудиторию, Ферстаппен сказал в интервью Sky Sports через три дня после Абу-Даби: «У меня была отличная борьба с Льюисом весь сезон, и, конечно, мы несколько раз сходились, но в конце концов мы очень уважаем друг друга, и это здорово для спорта».
«Тяжело проиграть чемпионат на последнем круге, но что было действительно приятно, так это то, что Льюис сразу же подошел ко мне после гонки и поздравил меня - так поступают настоящие спортсмены».
«То, как мы доводили друг друга до предела в каждой гонке, а также команду - каждый должен быть идеальным или, по крайней мере, стараться быть идеальным».
«Это создает большое давление и стресс для всех, что довольно необычно, потому что в прошлом у меня были сезоны, когда я был на подиуме, но мне не к чему было стремиться, поэтому такой сезон был очень напряженным».
Пару дней спустя в Париже Макс был официально признан чемпионом мира: «Хотя приятно называться чемпионом мира, я больше думаю о долгом пути и обо всех часах, которые я провел, работая с моим отцом, чтобы оказаться здесь.
Это был долгий и трудный сезон, и я чувствую себя потрясающе, что наконец-то достиг своей цели. Надеюсь, я смогу сделать это еще много раз».
Сейчас ему 24. Кажется, что дальше будет только больше.