Ферстаппен и Хэмилтон столкнулись в финале Гран-при Саудовской Аравии - кто виноват?
* Нижеописанные выводы - это мой личный анализ ситуации по горячим следам, который, конечно, может быть некорректным. Предпоследний этап текущего сезона Формулы-1 на новой городской трассе в Саудовской Аравии подарил нам самую хаотичную гонку за долгое время. Претенденты на чемпионство - Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен, - закончили её, после многих инцидентов на грани (и за ней) допустимого, на первом и втором месте соответственно, но результат был непредсказуем до самого конца. Главным эпизодом для споров стало столкновение лидеров в решающей фазе гонки. Макс получил нечестное преимущество в борьбе c Льюисом и должен был вернуть последнему позицию. По телевизионной картинке всё дальнейшее за этим выглядело по меньшей мере странно: Макс сбавляет скорость, когда его предупреждают, что он должен отдать позицию, Льюис не обгоняет его, пристраиваясь сзади и таранит Ферстаппена, когда тот сильно сбавляет скорость.
Как и почему это вообще произошло? На первый взгляд Льюис должен был просто объехать Макса и случившееся кажется непониманием и хаосом, но копни чуть глубже - и становится ясно, что оба пилота точно следовали своим планам. Всё дело в точке детекции ДРС. Получив указание от команды пропустить Хэмилтона, Макс начал сбрасывать скорость. Его задача - оказаться позади Льюиса до того, как они пересекут точку детекции открытия крыла, чтобы получить возможность мгновенно контраковать. Конечно, Льюис тоже это прекрасно понимает. Слова о том, что команда не предупредила его о том, что Макс будет его пропускать - это не более, чем красивая дежурная отговорка для стюардов. Один из лучших пилотов Ф1, обладающий колоссальным опытом, не совершит такой ошибки, если это не сделано из желания получить определенное преимущество. В борьбе за чемпионство никто не станет следовать за другим пилотом в ситуации, когда тот сбрасывает скорость за сотни метров до точки торможения - снижение темпа впереди идущего оппонента может означать только пропуск тебя вперед или проблемы с машиной. Впрочем, и тут вступает в дело Ферстаппен, позиционирование машины которого, мягко говоря, не очевидное. И вновь, это не сделано по неопытности или растерянности - Макс играет свою часть партии ровно так, чтобы получить наибольшее преимущество из сложившейся ситуации. Он точно не хочет смещаться с траектории внутрь - тогда у него будет хуже выход из следующего поворота и ему может не хватить ДРС для проведения контратаки. Тогда он начинает смещаться совсем немного левее, оставляя для Льюиса место для прохода только глубоко внутри. Таким образом он получит и ДРС, и лучший выход, и почти наверняка отберет у Хэмилтона отданную позицию на прямой. В итоге оба оказываются в странном положении - Макс не прижался ни справа, ни слева, Льюис не собирается проходить его по невыгодной траектории до точки детекции, Ферстаппен сбавляет скорость всё сильнее, сигнализируя, что он следует инструкциям ФИА, и Хэмилтон влетает в него сзади. Идея о том, что Хэмилтон нарочно врезался в Макса не выдерживает критики - риск сойти или оказаться вне очковой зоны в результате этой ситуации настолько велик, что он вряд ли даже рассматривал такой вариант. В ситуации, когда у тебя есть отличные шансы на победу и перевод финальной схватки за чемпионство на трассу, традиционно подходящую Мерседесу, это безумная идея на которую может пойти человек, играющий в видеоигру, но не претендент на восьмое чемпионство. Но он точно не собирался обходить Макса именно в этом месте - получив ДРС он смог бы получить позицию обратно в более благоприятных условиях и сразу же обезопасить себя от контратак. Как ни забавно, но эта ситуация - это скорее гоночный инцидент. Оба пилота виноваты в том, что произошло: Макс занял слишком неочевидную траекторию, а Льюис перемудрил, хотя с самого начала мог нажать на газ и обойти Макса внутри. Оба не хотели терять преимущество, что и привело к, откровенно говоря, цирку. Чем-то эта ситуация напоминает вечные тормозные паровозики в Q3 - там тоже никто не хочет никого обгонять, несмотря на настойчивое оттормаживание пилота впереди, желая получить выгоду в виде слипстрима. По хорошему - штрафануть бы обоих, но от этого никому ни жарко, ни холодно. Больше, чем на +10 секунд это не тянет, а при таком раскладе они оба сохранят свои позиции.
Это гонка, соперник, твой основной соперник перед тобой ВДРУГ начал замедляться и тут вы решаете тоже замедляться? Это что за хитрый план такой?
Я думаю, нужно отбрасывать эти теории заговора в сторону, они просто пытались не дать друг другу преимущество в зоне ДРС и зашли в этой игре слишком далеко.
1. Изначально в нарушении правил, причем систематическом и совершенно осознанном. Именно это привело к ситуации, когда ему пришлось отдавать незаслуженное место.
2. В сильном и внезапном торможении и в целом в попытке отдать позицию "стратегически"(с), т.е. получить выгоду после нарушения правил.
Именно момент резкого нажатия на педаль тормоза определил наказание. 2.4G, почти 70бар давления на педаль на прямой, где вообще не тормозят. Это не "плавно". Это внезапно и резко. А это запрещено напрямую и F1 Sporting Regulations и международным спортивным кодексом ФИА.
F1 Sporting Regulations 27.4
At no time may a car be driven unnecessarily slowly, erratically or in a manner which could be deemed potentially dangerous to other drivers or any other person.
Международный спортивный кодекс FIA Appendix L 4.2.e
It is not permitted to drive any car unnecessarily slowly, erratically or in a manner deemed potentially dangerous to other drivers at any time.
Того, что Макс так резко затормозит без всякого повода, никто не мог ожидать. И именно за это он получил наказание. И именно поэтому руководство Ред Булл принесло извинения за предыдущие утверждения о том, что Макс тормозил плавно и с постоянным усилием. Из вердикта стюардов:
"the key point for the Stewards was that the driver of Car 33 then braked suddenly (69 bar) and significantly, resulting in 2.4g deceleration".
Поэтому хватит сказок о "плавном торможении"(с).