4 мин.

Как рассудить столкновение Хэмилтона и Ферстаппена в Сильверстоуне?

 

Все мы видели столкновение Макса и Льюиса в Сильверстоуне. Кто не видел, коротко: Макс стартовал с поула, Хэмилтон следом за ним. Половину круга они шли колесо в колесо, так же зашли в 9-й поворот, (знаменитый и один из самых скоростных в календаре Коупс) на выходе Хэмилтон поддел передним крылом правое заднее колесо Макса и тот на огромной скорости (вход в Коупс - это немногим меньше 300 км\ч) улетел в барьер.

Дальше - красные флаги, Макс в медицинской машине отправился в больницу проходить медосмотр, а Майклу Маси и команде стюардов нужно было срочно принимать решение по инциденту. Но какое?

Это одна из самых сложных аварий для оценки стюардами за последнее время. Слишком много переменных, которые нужно в уравнении учесть - тут ведь не только само столкновение, но и контекст борьбы за чемпионство между двумя гонщиками. Второе, конечно, не прописано в правилах, но стюарды задумываются и об этом - даже если у них нет прямых директив по таким эпизодам, самого психологического давления при рассмотрении ситуации, потенциально влияющей на исход чемпионата, уже достаточно.

Сам инцидент, на самом деле, довольно простой. На прямой перед Коупсом Макс отдает Льюису внутреннюю траекторию и тот туда, конечно, ныряет. Ферстаппен оставляет Хэмилтону очень много места внутри, но тот слегка не попадает на апекс и выходит шире оптимальной, в этой ситуации, траектории. Из-за этого его слегка выносит на внешнюю линию, где едет Макс. Тот уже заужает вправо, чтобы у семикратного чемпиона не осталось достаточно места и ему пришлось сбросить скорость, пристроившись сзади болида Ферстаппена. Но Льюис вышел шире, чем ожидает Макс, происходит столкновение и лидер чемпионата бортом улетает в стену. Перегрузка от удара в пиковый момент - 51G, Макс не может по радио даже внятно ответить в порядке ли он, только ошеломленно кряхтит. А Льюис, так и оставшись на втором месте, (после столкновения его обгоняет Леклер) уезжает под красные флаги в боксы.

Ферстаппен выбирается из разбитого болида

 

Можете тут послушать переговоры Макса и команды после столкновения.

Со спортивной точки зрения это гоночный инцидент. Ни покрышки, ни тормоза еще не встали в температуру, середина первого круга, два гонщика в пылу борьбы. Один из них - Хэмилтон, - ошибается на какие-то сантиметры и это приводит к столкновению. Никакого злого умысла, никакого выдавливания с траектории, закрывания калитки, ничего в этой ситуации нет. В отдельных случаях за такое дают +5 секунд, если пострадавший пилот потерял позицию относительно нарушителя.

Но в этой истории пострадавший пилот - главный претендент на титул чемпиона мира, закончивший Гран-при в стене. А пилот, спровоцировавший гоночный инцидент - его главный соперник, который за счет этого имеет возможность отыграть 25 очков в гонке за лидерство в чемпионате. И это не взорвавшаяся в Баку покрышка у Макса - там можно посетовать на невезение, тут сход Ферстаппена - прямое следствие столкновения с ним Хэмилтона.

Вот и вопрос. Накажи Хэмилтона жестко - и это идет вразрез с философией ФИА, которую они постоянно вокально транслируют: гонки должны быть жестче, борьба на первых кругах это нормально, наказывать за гоночные инциденты - это снижать градус борьбы, демотивировать пилотов обгонять в сложных местах и всё такое.

Накажи Хэмилтона слишком мягко - и пилот, выбивший своего главного конкурента получает за это огромные дивиденды. Маси и команда выбирают штраф в 10 штрафных секунд. У Льюиса еще есть впереди обязательный пит-стоп и он отстаивает свой штраф перед заменой покрышек. В конце-концов темпа в его болиде достаточно, чтобы догнать оказавшегося неожиданно для себя в лидерстве Шарля и он побеждает в гонке, сокращая до минимума отрыв от Ферстаппена. И как-то становится ясно, что 10 секунд - это недостаточное наказание в этой ситуации. Хэмилтон провел отличную гонку, (исключая столкновение) но такой способ сокращения отрыва от лидера чемпионата оставляет очень неприятный осадок.

Хорошего быстрого решения тут, конечно, нет. Если в соответствии с правилами Хэмилтона не надо наказывать и у большинства из нас, простых фанатов и даже многих экспертов, возникает диссонанс и чувство несправедливости в результате, то значит, наверное, что с правилами что-то не так. Что именно - до конца не ясно.

Прямо сейчас мне приходит в голову только одно уточнение: если вследствие гоночного инцидента ты получил значительное преимущество над оппонентом, то отвечать придётся без скидок. Потому что если вы разменялись позициями, кого-то откинуло назад на десяток секунд и он может продолжить бороться, это еще можно понять, но когда один выбывает из гонки, а второй летит к победе - то справедливости в этом точно нет.

Несправедливость в этой ситуации не должна как-то происходить только в одну сторону. Столкновение произошло и оно должно быть несправедливо для всех. Да, ты не хотел выбивать оппонента. Но ведь выбил. Он теперь в больнице, машина - в утиль, очков - ноль. Может быть стоп-энд-гоу в 10 секунд* в твою сторону и испортит тебе гонку, но эта несправедливость хоть как-то уравняет другую.

Такой вот компромисс. 

* - напомню, что во время стоп-энд-гоу нельзя менять покрышки и вообще проводить манипуляции с машиной - это просто дополнительный пит-стоп, за который ты теряешь время