22 мин.

Макс Ферстаппен – новый король «Ф-1»: главный «вредитель» в жизни Квята, укротитель дождя и магнит для скандалов

Главное – о cвергателе Хэмилтона.

Максу Ферстаппену всего 24 года, а он проводит уже седьмой (!) сезон в «Формуле-1». Борьба за титул с Льюисом Хэмилтоном очень быстро превратила Ферстаппена из молодого таланта в суперзвезду «Формулы-1»: по официальному опросу серии, Макс – самый популярный гонщик в 2021-м.

Пилот «Ред Булл» – первый и единственный после Нико Росберга свергнувший Хэмилтона в «турбоэру» – то есть с 2014 года (попытки «Феррари» с Феттелем в 2017-м и 2018-м не считаются: во второй половине сезона стабильность №44 и ошибки Скудерии и Себа быстро убили интригу).

Мы собрали все самое интересное о новом чемпионе «Формулы-1»: от мощного начала карьеры до влияния на календарь и правила.    

Отец – бывший гонщик и напарник Шумахера, мать соперничала в картинге с главой «Ред Булл»

Ферстаппен родился в по-настоящему гоночной семье. Отец Йос долгое время оставался самым успешным нидерландским пилотом в истории «Ф-1» благодаря двум подиумам за «Бенеттон» в дебютном сезоне-1994 (напарник Михаэль Шумахер тогда взял первый из семи титулов). Правда, не обошлось и без серьезных проблем: на Гран-при Германии Йос заехал на ужасный пит-стоп – механики случайно пролили топливо на болид, и тот загорелся вместе с пилотом (кстати, после этого случая Ферстаппен взял те самые два подиума – причем подряд).

Но дебютный сезон так остался главным успехом в карьере Ферстаппена-старшего. Уже на следующий год босс «Бенеттона» Флавио Бриаторе отправил гонщика в «Симтек», который обанкротился через пять гонок. Йос провел оставшийся год как тест-пилот, а затем Бриаторе и вовсе перестал рассматривать его. До конца карьеры в 2003-м Ферстаппен выступал за команды-аутсайдеры и лишь четыре раза забирался в очки.

Мать Макса – бельгийка Софи Кумпен – в юности участвовала в картинге – например, боролась с будущим чемпионом «Ф-1» Дженсоном Баттоном и нынешним боссом своего сына – главой «Ред Булл» Кристианом Хорнером.

«Да, я гонялся с мамой Макса, – вспоминает сам Крис. – В 1989-м мы соперничали в юношеском чемпионате мира и боролись с суперталантливыми Яном Магнуссеном (экс-пилотом «Ф-1», отцом другого бывшего гонщика «Ф-1» Кевина Магнуссена), Ярно Трулли (гонял за «Рено», выиграл Гран-при Монако-2004), Джанкарло Физикеллой (напарником Алонсо в чемпионские годы), Дарио Франкитти (трехкратный победитель «Инди 500» и четырехкратный чемпион «Индикара»). Софи входила в десятку лучших».  

При этом Кумпен выросла в спортивной семье: ее отец Роберт был председателем футбольного клуба «Генк», а брат Пол – как и сестра – гонщиком.

Порвал всех в картинге, перешел в «Ф-3», а оттуда – в «Ф-1»

Макс с детства значительно превосходил соперников: занялся картингом в 8 лет и в первом же соревновании приехал вторым. Он гонял в этом классе вплоть до 2013 года и выиграл 23 титула, пока ему не исполнилось 16 – минимальный возраст для участия в «Формуле-3».

В открытых колесах Макс по-настоящему зажег: за 33 гонки поднялся на подиум 16 раз и даже сделал хет-трик (поул, победа, лучший круг) в специальном соревновании F3 Masters на голландской трассе «Зандворт».

Уже в следующем сезоне Ферстаппен дебютировал в «Формуле-1».

Звали в «Мерседес» без гарантии, поэтому перешел в «Ред Булл»

Яркие выступления Макса в картинге и «Формуле-3» привлекли внимание влиятельных фигур из «Формулы-1». Сначала с пилотом связался «Ред Булл»: советник команды Гельмут Марко приметил талантливого юношу благодаря победе на «Норисринге» и предложил место боевого пилота уже в следующем сезоне.

После австрийцев к Ферстаппенам обратились боссы «Мерседеса» Тото Вольфф и Ники Лауда, но не договорились: в отличие от соперников, «Мерседес» не мог предоставить Максу гарантии в «Ф-1» – места в команде занимали именитые Хэмилтон и Росберг, и голландца могли устроить либо на должность резервного пилота, либо в «Формулу-2». Предложение «Ред Булл», который гарантировал кокпит в дочерней команде «Торо Россо», понравилось Ферстаппену больше – туда он и ушел.

«У нас в то время не было соответствующей структуры для юниоров, – объяснил отказ голландца босс «Мерседеса» Тото Вольфф. – Мы сосредоточились на том, чтобы выигрывать гонки и чемпионаты. В «Ред Булл» Максу дали время на развитие».

До «Ф-1» не было крупных спонсоров. Карьера держалась на деньгах отца и агента

Для участия в «Формуле-3» у Ферстаппенов не было денег: Йос не мог заплатить за участие сына полмиллиона евро. Тогда им помог агент Хуб Роттенгаттер – за 150 тысяч евро он купил болид для Макса и поспособствовал переходу гонщика в команду «Ван Амерсфорт Рейсинг» в 2014 году. Да и в «Формулу-1» он попал не из-за отцовских миллионов, а благодаря поддержке программы «Ред Булл» – «быкам» очень понравился юный талант, и они сделали все ради его перехода в Гран-при (даже помогли получить суперлицензию).

С первыми успехами Макс привлек внимание крупных спонсоров: сегодня его поддерживают такие гиганты, как голландская сеть супермаркетов Jumbo, бренд джинсовой одежды G-Star, технологическая компания Exact, онлайн-сервис по продаже и аренде машин Carnext и голландский оператор кабельного телевидения Ziggo (Ферстаппен в итоге превратился в главного героя канала Ziggo Sport).

Мог выступать под флагом Бельгии, но выбрал Нидерланды

Родители пилота «Ред Булл» – голландец и бельгийка. Сам Макс родился в Бельгии, но при получении гоночной лицензии выбрал Нидерланды. Скорее всего потому, что большую часть жизни прожил с отцом – из-за тяжелого развода родителей: Кумпен даже подавала на Йоса в суд с обвинениями в угрозах и преследовании. Голландца приговорили к трем условным годам, однако позже оправдали. Отношения бывших супругов полностью испортились, и вопрос национальности сына стал больной темой для Софи.

«Макса можно определять только как бельгийца, – говорила Кумпен в 2015-м. – Когда ему исполнится 18, не раньше, он сможет выбрать гражданство Нидерландов. А пока что он бельгиец и точка!»  

Ферстаппен все-таки оставил себе триколор Нидерландов. Но и к Бельгии Макс проявил должное уважение: всю карьеру он называет местный этап «еще одним домашним» и относится к нему по-особенному – трасса «Спа-Франкоршам» вообще у спортсмена любимая. Так что о бельгийских корнях Макс не забывает – Софи может быть спокойна.

После его дебюта ввели «правило Ферстаппена» и изменили выдачу суперлицензии

За первые годы в больших гонках Макс изменил автоспорт больше, чем многие пилоты за всю жизнь. Контракт «Ред Булл» с 16-летним гонщиком не просто шокировал общественность, но и подтолкнул другие команды к поиску молодых талантов.

ФИА всерьез забеспокоилась из-за подобной тенденции и перед сезоном-2016 изменила правила выдачи суперлицензии (разрешения для участия в «Формуле-1»; молодой Ферстаппен получил ее «в качестве исключения» – в то время в комиссии многое решали представители команд). С тех пор пилот должен достигнуть 18-летнего возраста и иметь водительское удостоверение. Также после Макса ввели новую балльную систему: для перехода в «Ф-1» нужно накопить не менее 40 баллов в определенных чемпионатах; причем количество баллов за титул в каждой серии свое: к примеру, за победу в «Ф-2» можно получить сразу 40, а в американском NASCAR – только 15.

Второе изменение последовало в том же году. Среди коллег по треку Макс быстро получил репутацию «агрессивного юнца», а пилоты приходили в ужас от его жесткой обороны. Макс не стеснялся смещаться на торможениях и рисковать столкновением с конкурентами. Из-за действий Макса по радио орал даже обычно спокойный Кими Райкконен:

«Он, *****, поворачивает, когда я на полной скорости смещаюсь направо».

Глава дирекции ФИА Чарли Уайтинг внес поправку, которую назвали «правилом Ферстаппена»: гонщикам запретили смещаться на торможении при обороне позиции.

«До этого правила существовало искусство обороны и атаки, – сказал Макс, – но это в прошлом, потому что теперь мы ничего не можем делать. Мы больше не можем защищаться – вот что я думаю».

И все же правило признали слишком жестким – по инициативе стратегической группы перед сезоном-2017 поправку переформулировали: запретили смещаться с изначальной траектории более одного раза, а гонщиков обязали оставлять место между своим болидом и границей трассы для соперников. Еще с того момента каждый эпизод решили рассматривать отдельно (а штрафовать только в случае серьезной опасности маневра).

Главный «вредитель» в жизни Квята: сменил Даниила в «Ред Булл», а сейчас встречается с его бывшей

Ферстаппен дебютировал в «Формуле-1» в 17 лет и стал самым молодым пилотом в истории. Большую часть первого сезона у него не было водительских прав, потому его везде возил отец. Лицензию он получил только в сентябре – на 18-летие.

Что же касается «Ф-1», то №33 тяжело начинал сезон: в дебютной гонке сошел из-за поломки двигателя, затем сходил из-за отказов трансмиссии (в Китае) и электрики (в Бахрейне). Но с гонки в Австрии стабильно приезжал в очки и дважды добирался до четвертого места. Сезон-2016 он также начал стабильно в очках – эти успехи Макса превратились в серьезную угрозу для Даниила Квята, который рисковал потерять место в «Ред Булл». Ужасный старт на Гран-при России с выносом Феттеля поставил крест на карьере россиянина в первой команде «быков».

В Испании за рулем «Ред Булл» уже сидел 18-летний Ферстаппен – который еще и выиграл первую гонку в новом для себя болиде!

Но это не единственный удар по Даниилу со стороны Макса. С 2017 года Квят встречался с бразильянкой Келли Пике – дочерью трехкратного чемпиона «Ф-1» Нельсона и голландской модели Сильвии Тамсма. Через два года у них родилась дочь Пенелопа. Правда, очень скоро Квят и Келли разошлись. Пике стала встречаться с Максом Ферстаппеном – об их отношениях стало известно только в начале этого года.

В сети даже шутили, что после «Ред Булл» Макс заменил Квята и в «Пике тим». Хотя сам Даниил вроде не особо переживает по этому поводу.

Его называют магом дождевых гонок «Ф-1»

Макс сумел показать настоящий класс в главных дождевых гонках последних лет.

Впервые он зажег на сложнейшем Гран-при Бразилии 2016 года. В безумный дождь Ферстаппен мощно обогнал Нико Росберга по необычной траектории. Событие номинировали на лучший маневр года.

А ведь гонка тогда складывалась для Макса не лучшим образом: неудачная стратегия «Ред Булл» отбросила его на 16-е место, но Ферстаппену удалось прорваться на второе!

А еще он совершил один из лучших дождевых сейвов. Подробнее здесь:

Ферстаппен – главный маг дождя в новейшей «Ф-1»! Вспоминаем его мегапрорыв: 13 обгонов за 16 кругов и подиум

Спустя три года – в 2019-м в Германии – Макс снова творил волшебство (хотя российскому зрителю та гонка больше запомнилась подиумом Даниила Квята за «Торо Россо»). На «Хоккенхаймринге» «Формула-1» будто сломалась: оба «Мерседеса» просто выпали из топ-10 (Боттас сошел, а Хэмилтон оказался девятым только благодаря послегоночному штрафу обоим пилотам «Альфа Ромео»). Вообще в гонке было много инцидентов (развернуло даже Ферстаппена, но на 360 градусов – тут ему повезло) – обо всем можно прочитать тут:

В «Формуле-1» хаос: топы вылетали и разбивали машины, на подиум приехали с последнего места

Что же касается Макса, то он, несмотря на разворот, доминировал большую часть Гран-при и одержал уверенную победу.

Единственной приходящей на ум дождевой неудачей Ферстаппена стал Гран-при Турции 2020 года – голландца мощно развернуло (на сей раз не так безобидно, как в Германии), и в итоге он приехал шестым (хотя стартовал вторым).

Никто не идеален, но одна неудача не отменяет талант Макса.

Часто попадает в скандалы: мстит соперникам, не следит за языком и провоцирует судей

Конфликтных ситуаций в карьере предостаточно.

На Гран-при Бразилии-2017 пилот «Ред Булл» шел к уверенной победе, однако на его пути встал круговой Эстебан Окон из «Форс-Индии» (ныне «Астон Мартин»): француз хотел вернуться в один круг с лидером и не отпустил Макса в связке поворотов S do Senna. Дело дошло до контакта – Ферстаппен проиграл гонку и даже выбыл из первой тройки.

«Что за ******* идиот!» – дважды прокричал Макс по радио.

После финиша голландец отправился на взвешивание пилотов, где лично выразил Окону свое недовольство парой толчков.

Еще один скандал произошел в 2019 году в Мексике. Ферстаппен практически взял первый поул в карьере, однако вмешались желтые флаги из-за аварии Боттаса. Вернее, как вмешались… Макс поставил лучший круг еще в первой попытке, так что вынужденные замедлиться другие пилоты уже не могли отобрать его у голландца. №33 сам зачем-то решил не тормозить при виде желтых флагов.

Самое нелепое: пока судьи расследовали инцидент, на пресс-конференции Макс внезапно провокационно ответил одному журналисту: «Разве похоже, что я замедлился? Нет». Долго думать не стали и тут же выписали пилоту «Ред Булл» штраф. Он опустился на четвертое место – а поул ушел Шарлю Леклеру из «Феррари». Сам Макс приехал только шестым.

Кстати, в том же году в Китае Ферстаппен серьезно обиделся на других пилотов: ему не понравилось, что в квалификации многие – например, Себастьян Феттель – обогнали его перед быстрым кругом, нарушив тем самым джентльменское соглашение. Тогда Макс заявил: «Отныне в квалификации я буду ******* их точно так же. Я запомню, как они вели себя».

«Теперь я тоже буду портить круги этим мудакам!». Ферстаппен обещает конкурентам месть за фэйл в квалификации

Оказалось, голландец не шутил: позже он не раз мстил соперникам. Яркий пример – конфликт с Грожаном на «Сильверстоуне» в 2020-м. Во время быстрого круга Ферстаппена пилот «Хаас» случайно оказался в быстрой связке поворотов, и Макс бросил газ. Позже французу прилетела ответочка от №33.

«Такое ребячество», – говорил по радио недовольный Грожан.

Другой конфликт у Макса возник с целой страной: в пятничной практике прошлогоднего Гран-при Португалии пилот «Ред Булл» столкнулся с «Рейсинг Поинт» (бывшая «Форс-Индия», теперь «Астон Мартин») Ланса Стролла.

В ярости №33 назвал канадца «монголом» – этим словом иногда называют людей с синдромом Дауна. Ферстаппен тем самым разозлил (загибаем пальцы) министерство культуры Монголии, организацию Mongol Identity (она занимается корректным употреблением слов), официального культурного посланника Монголии, официального посла Монголии в ООН и даже партнера «Ред Булл» компанию Siemens.

Сам Макс посчитал, что ситуацию слишком раздули: «Думаю, порой ситуация подогревается извне. Я не хотел оскорбить никого лично. Вряд ли нужно делать из этого что-то большее. Я знаю, что выразился неправильно, но не могу это изменить. Однако, безусловно, можно извлечь уроки и стать лучше».

Из-за него в календарь «Ф-1» вернули Нидерланды

Долгое время отец Макса – Йос – был самым успешным голландским пилотом. После него в «Ф-1» гонялись Кристиан Альберс, Роберт Дорнбос и  Гидо ван дер Гарде. Но ни один не добрался до подиума. Потому дебютная победа Макса за «Ред Булл» серьезно повысила интерес к гонкам в Нидерландах.

Ферстаппен постепенно набрал невероятную популярность. В его честь назвали трибуны на таких автодромах, как «Спа», «Шпильберг», «Хоккенхаймринг» и даже британский «Сильверстоун».

Да что там: первая победа Макса настолько взбудоражила голландцев, что в его честь фанаты под прозвищем Pitstop Boys даже записали специальный трек – Super Max.

Организаторы не могли пройти мимо зарождающейся звезды Ферстаппена: «Формула-1» с удовольствием договорилась с голландцами на три года о проведении Гран-при Нидерландов на трассе «Зандворт».

Первый этап ожидали в 2020-м, но пандемия изменила планы. Нидерландам пришлось подождать еще один год – и это того стоило. Ведь Макс приехал на трассу в качестве реального претендента на титул, потому и поддержка у него была соответствующая. Трибуны тонули в оранжевом цвете, а успехи Ферстаппена (он взял поул и одержал победу) фанаты отмечали той самой песней Super Max.

Часто гоняет на симуляторе. Настолько одержимого в «Ф-1» больше нет

С помощью симулятора пилоты изучают конфигурации трасс и вместе с командой подбирают базовые настройки. Но у Ферстаппена особое отношение к виртуальным гонкам.

«После возвращения с гонки первым делом я вновь проезжаю трассу в своем мини-симуляторе, – рассказывал еще 17-летний Макс в свой первый сезон «Ф-1». – Делаю это для удовольствия и немного для практики. Я занимаюсь симулятором три-четыре часа в день, без остановок. Останавливаюсь лишь для изменения настроек».   

Удивительно, но реалии «Формулы-1» не изменили подход Ферстаппена. Он все так же беспрерывно проходит на симуляторе круг за кругом. Даже после тяжелейших этапов! Это ярко описал гоночный инженер Макса для виртуальных заездов Дидрик Киндс в интервью для Sports.ru:

«Когда он не на Гран-при, то дома сразу включает симулятор и начинает тренироваться. И тут же создает такой поток информации и вопросов – «эй, можешь взглянуть на вон то, можешь взглянуть вот сюда» – нет, объем его работы просто великолепен». 

С начала пандемии и появлением первых локдаунов пилот «Ред Булл» успел поучаствовать во многих виртуальных соревнованиях: проехал в «24 часах Ле-Мана» и «Нюрбургринга», выиграл чемпионат «королей» онлайн-гонок Team Redline и «24 часа Батерста».

«Работа на симуляторе близка к реальности, рулевое колесо откликается так же, как в настоящей машине, – говорит сам Ферстаппен. – Перегрузки, конечно, чуть меньше, но в остальном все очень похоже. Здесь вы можете искать грань возможного своей машины и свою собственную, можете понять, как нужно и можно действовать на той или иной трассе».

Идеальный пример – Макс на следующий день после Гран-при Катара: гонял, стримил и отвечал на вопросы зрителей серии ProSim полночи.

Отказался от съемок в популярном сериале Drive to Survive

«Формула-1», подобно другим видам спорта, следует мировым тенденциям и активно пытается создать шоу для зрителей – с упором на американскую аудиторию (которая считается самой прибыльной). Один из главных примеров – сериал Drive to Survive на платформе Netflix. Уже вышло три сезона, и сейчас готовится четвертый.

Со своей основной задачей – привлечением людей – сериал справляется на отлично: «Формула-1» стабильно сообщает о росте телевизионной аудитории. Даже босс «Макларена» Зак Браун в одном интервью отметил, что благодаря Drive to Survive его популярность резко возросла и его теперь узнают в ресторанах.

Однако Макс относится с недоверием к сериалу от Netflix, который – по его мнению – многое преувеличивает. На фоне борьбы за титул с Хэмилтоном позиция Макса становится куда яснее.

«Они просто придумывают некоторые соперничества, которых на самом деле не существует, – сказал Ферстаппен. – Поэтому я принял решение больше в этом не участвовать – и больше не давать им интервью, потому что ты не можешь ничего продемонстрировать. Я не большой любитель драмы – меня интересуют факты и реальные вещи.

Вероятно, в Netflix покажут, что мы с Хэмилтоном [серьезные] противники. Однажды мы задели друг друга, когда шли — наверное, там будет этот момент».

Его зарплата – $42 млн в год. Больше только у Хэмилтона

Этим летом Forbes провела новое исследование зарплат пилотов «Формулы-1», и – как оказалось – новый контракт с «Ред Булл» существенно поднял Максу Ферстаппену зарплату: в чистом виде она составила $25 млн, но из-за возможных бонусов в $17 млн вполне может достичь $42 млн. В «Ф-1» никто другой не получает столько – кроме семикратного чемпиона из «Мерседеса» Льюиса Хэмилтона (базовая сумма – $55 млн; с бонусами – $62 млн).

Зарплаты «Ф-1»: Хэмилтон идет на $62 млн, у Ферстаппена – только бонусов $17 млн, Алонсо стоит как Феттель и Боттас вместе взятые

Купил самолет у Брэнсона и катается на дорогущей «Феррари» (как у Ибрагимовича)

Макс в первый же год сумасшедшей зарплаты окунулся в роскошь богатого мира. Если до 2020-го он пользовался личным самолетом посла «Ред Булл» Дэвида Култхарда, то теперь позволил себе собственный экземпляр. И причем довольно необычный!

Ферстаппен купил самолет за 10 миллионов евро. У миллиардера Брэнсона

Это модель Falcon-900EX (любимая модель экс-президента США Барака Обамы). Макс приобрел ее у основателя концерна Virgin Ричарда Брэнсона за сумму не менее десятка миллионов: самому Брэнсону самолет обошелся в $16 млн (а потом и еще в несколько миллионов из-за различных модификаций).

Для наземной коллекции в том же 2020-м Ферстаппен заказал в Маранелло уникальный суперкар – «Феррари» Monza SP2 (существует всего 500 экземпляров). Машина обошлась Максу в $1,6 млн. Ее особенность в отсутствии лобового стекла (при этом ветер обходит водителя благодаря аэродинамике) и наличии 6,5-литрового мотора V12 мощностью в 810 л.с. К слову, на такой же модели гоняет звезда футбола Златан Ибрагимович.

Ферстаппен купил суперкар «Феррари» мощностью 810 л.с. за €1,6 млн – прямо как у Златана. Теперь автопарк Макса стоит €5 млн

Ферстаппен почти везде близок к топ-10 лучших в истории, а в этом сезоне даже претендует на абсолютный рекорд

В «Формуле-1» Макс провел 141 гонку и к 24 годам создал себе солидную статистику:

  • 60 подиумов

  • 20 побед

  • 13 поул-позиций

  • 15 лучших кругов

В таком темпе Ферстаппен вот-вот войдет в десятку лучших сразу по нескольким показателям: ему не хватает семи побед (в этом сезоне у №33 их девять), чтобы обойти великих чемпионов Джима Кларка и Ники Лауду и стать сразу девятым среди пилотов «Ф-1» по количеству выигранных Гран-при.

Благодаря успехам в 2021 году Макс побил рекорд Хэмилтона, Феттеля и Шумахера по количеству взятых подиумов за сезон.

В последние годы популярность пилота «Ред Булл» сильно возросла. По результатам исследования «Формулы-1» треть фанатов включила Макса в личный топ-3, а 14,4% так вообще назвали №33 любимым гонщиком.

К слову о 33-м номере Ферстаппена: он выступает под ним с первых дней в Гран-при и даже не особо задумывался над выбором: «Моя любимая цифра – 3. Я использовал ее на всех своих болидах. Но к моему приходу в «Ф-1» Даниэль Риккардо уже забронировал номер, так что я просто добавил другую тройку. Думаю, смотрится симпатично».

Правда, в то же время Макс признал, что если выиграет титул, то вернет в «Формулу-1» чемпионский №1 (Льюис Хэмилтон все эти годы отказывался менять свой №44 на единицу).

***

Сейчас Ферстаппена ждет самая важная гонка в карьере – на грядущем Гран-при Абу-Даби решится судьба титула 2021 года. Шансы у Макса, кажется, не особо велики: новая конфигурация лишь ускорила трек с одной из самых длинных прямых в календаре – а это идеальные условия для нынешнего «Мерседеса». Тем не менее как бы ни сложилась ситуация с чемпионством, Ферстаппен уже вписал себя в историю. Да и ведь ему еще 24 года. Тому же Льюису Хэмилтону – 36, а он пилотирует с каждым годом все лучше и лучше. Так что триумф Макса в чемпионате – вопрос времени. Если, конечно, будет позволять машина.

Сам же Ферстаппен выразился о финале сезона так:

«Что бы ни произошло, самое прекрасное – это то, что я везде чувствовал и продолжаю чувствовать поддержку оранжевой армии».

Фото: Gettyimages.ru/Christian Bruna – Pool, Mark Thompson /Allsport, Dan Istitene, Clive Mason, Boris Streubel; commons.wikimedia.org/Stefan Brending; instagram.com/maxverstappen1