Трибуна
9 мин.

Бывший бакалейщик запустил две команды «Ф-1» – одна стала великой и выиграла 16 титулов. Итог – рыцарство в Англии и Орден почетного легиона

От редакции: Привет! Вы в блоге F1 – королева автоспорта, и сегодня здесь вспоминают одного из важнейших людей в истории «Формулы-1» – сэра Фрэнк Уильямса. Он скончался 28 ноября в возрасте 79 лет, но остался в истории как основатель двух гоночных команд – одна из которых стала одной из главных в автоспорте. За рулем болидов «Уильямс» титулы «Ф-1» завоевывали Алан Джонс, Кеке Росберг, Найджел Мэнселл, Нельсон Пике, Ален Прост, Дэймон Хилл и Жак Вильнев. Именно в «Уильямсе» раскрылся гений конструктора Эдриана Ньюи, и именно за рулем сине-белой машины провел первые тесты в «Ф-1» Айртон Сенна – а после и погиб в ней же.

 

Автор перевел текст официального сайта «Формулы-1» о жизни и карьере сэра Фрэнка – благодаря ему вы можете узнать множество интересных подробностей о запуске одной из самых удачных команд в истории. А это заслуживает плюса!

 

Как все начиналось

В школе-интернате Дамфриса в конце 1940-х – начале 1950-х учился мальчик, одержимый автогонками. «Я бегал вокруг, представляя, что я гоночный автомобиль – такие вот дела», – рассказывал Фрэнк в документальном фильме Sky Sports F1. Он пытался сделать карьеру гонщика, но «постоянно сбивался с пути», поэтому стал механиком. Следующий шаг был очевиден – он мечтал о собственной команде.

На деньги, полученные от работы продавцом бакалейных товаров, Фрэнк основал Frank Williams Racing Cars. После участия в «Формуле-2» и «Формуле-3» он купил шасси «Брэбем» и подписал пилотом своего друга Пирса Кариджа. В сезоне 69-го тот дважды финишировал вторым.

Однако уже в следующем сезоне талантливый пилот погиб в аварии на гран-при Нидерландов. «Это была большая потеря, – вспоминал Фрэнк. – Я был на похоронах, и могу сказать, что рыдали все присутствующие». Смерть Кариджа сильно ударила по Фрэнку. Но он не бросил гоночную команду. 

Времена были тяжелые, денег не хватало. Все было так плохо, что Дошло до того, что важные созвоны Фрэнк проводил из телефонной будки – офисная линия была отключена из-за неоплаченных счетов. Жена Джинни часто вкладывала собственные деньги в команду, чтобы помочь мужу. В конце концов, Уильямсу пришлось отказаться от управления, его место занял нефтяной магнат Уолтер Вульф. Фрэнк пытался остаться в качестве сотрудника, но это было не для него. Поэтому он ушел. Но это был не конец...

Необычный факт. Фрэнк называл Йохена Риндта «самым быстрым человеком, которого я видел за рулем болида». Риндт, выигравший шесть гонок, погиб в аварии на гран-при Италии 1970 года. Он единственный гонщик, которому посмертно был присужден титул чемпиона мира «Формулы-1».

Вторая попытка

«Формула-1» для Фрэнка была незаконченным делом. Поэтому он начал с нуля еще раз. Ему нужен был инженер, и Уильямсу порекомендовали парня по имени Патрик Хэд. В 1977 году они объединили усилия и стали соучредителями Williams Grand Prix Engineering, разместившись на старой ковровой фабрике. Тогда они еще не знали, но это стало началом особенного сотрудничества. Фрэнк отмечал приход Хэда, поскольку тот был «очень умным и трудолюбивым человеком».

Первая победа пришла в 1979 году на домашнем этапе в Великобритании: Клей Регаццони пересек финишную черту первым. Уже год спустя они праздновали победу в Кубке конструкторов, в то время как Алан Джонс – победу в личном зачете.

Это был удивительный взлет для Фрэнка, который всего за три года до этого вынужденно продал первую команду в «Формуле-1».

Команда была на подъеме, и за этим последовали новые успехи. Они начали заявлять о себе на самом высоком уровне – но тут случилась беда.

Необычный факт. Фрэнк считал, что причиной успеха «Уильямса» стали «ум и энергия» Патрика Хэда. «Он был отличным парнем. Мы часто спорили, но оно того стоило!».

Авария

В 1986 году Фрэнк, возвращаясь в аэропорт с испытаний на автодроме «Поль-Рикар», попал в аварию и получил травму спинного мозга, из-за которой перестал ходить. Несколько лет назад Фрэнк вспоминал об аварии с юмором: «Это было неудобно, не так ли?».

Однако в то время его семье было невероятно тяжело. Джинни была «исключительной»: ей приходилось ухаживать не только за мужем, но и за тремя детьми: Джонатаном, Клэр и Джейме. А еще следить за командой «Формулы-1».

Фрэнк не собирался никуда уходить. Он хотел вернуться к управлению.

«Конечно, после аварии Фрэнк жил ради команды и семьи, – говорит Клэр, которая возглавила команду отца в 2013 году, пройдя путь от пресс-атташе. – «Уильямс» поддерживал его».

Необычный факт. Фрэнк держал подписание контракта с Нельсоном Пике на 1986 год в полном секрете. Когда бразилец подошел к тогдашнему боссу команды «Брэбем» Берни Экклстоуну и сказал, что уходит, Экклстоун бросился в сторону «Макларена» – думал, что пилота подписал Рон Деннис. Пике крикнул ему вслед, что он должен идти в сторону «Уильямса».

Успех и потрясения

В период с 1979 по 1997 год «Уильямс» выиграл семь чемпионатов среди гонщиков, девять титулов среди конструкторов. В общей сложности 113 гонок. Это был уровень устойчивого доминирования, который редко встретишь в спорте, не говоря уже о «Формуле-1». Кульминацией этого стало посвящение Фрэнка в рыцари (в 1999 году). Кроме того, Уильямс – один из немногих нефранцузов, получивших звание кавалера французского Ордена Почетного легиона после сотрудничества команды с «Рено».

Весь этот успех пришел на фоне аварии Фрэнка, которая могла бы дестабилизировать проект. Вместо этого он сплотил команду, а Джинни сыграла ключевую роль в поддержании всего процесса до того момента, когда Фрэнк снова сможет принимать решения.

Но в этот насыщенный период Фрэнк пережил еще одно потрясение. 

Он давно мечтал о том, чтобы Айртон Сенна пилотировал одну из его машин, и в сезоне 1994 года это стало реальностью. Но уже на третьей гонке Сенна погиб, разбившись во время гран-при Сан-Марино.

«Я знаю, как сильно отец обожал Айртона, – говорит Клэр. – Он много лет хотел, чтобы тот стал пилотом «Уильямс», и вот через несколько месяцев случилось немыслимое. Для папы это было ударом».

Необычный факт. В период с 1992 по 1997 год «Уильямс» выиграл пять из шести титулов конструкторов, еще один раз заняв второе место. В общей сложности за первые 18 лет они выиграли 113 гонок. В последующие 22 года они одержали только 11 побед.

Финальная глава

С 1997 года для «Уильямс» наступили тяжелые времена. За последующие 24 года они выиграли всего 11 гонок, последней из которых стал триумф Пастора Мальдонадо на гран-при Испании 2012 года. А в личной жизни произошло еще больше трагедий. У Джинни, которая была опорой на протяжении всего времени, диагностировали рак; она скончалась в марте 2013 года. Фрэнк все это время оставался у руля команды, но в 2012-м стал сокращать рабочую нагрузку, выйдя из состава правления «Уильямс» – Клэр заняла его место как представитель семьи. Год спустя ее назначили заместителем директора команды.

В 2016 году Фрэнк попал в больницу с пневмонией, и после этого перестал выезжать на гонки. В 2020 году команду продали инвестиционной компании Dorilton Capital, и вскоре после этого семья Уильямс полностью отошла от дел «Уильямс».

Сэр Фрэнк Уильямс скончался 28 ноября 2021 года. Нынешний генеральный директор и директор команды «Уильямс» Йост Капито отдал дань памяти основателю своей команды.

«Сэр Фрэнк был легендой и иконой нашего спорта, – сказал Капито. – Его уход знаменует конец эпохи для нашей команды и для «Формулы-1». Он был единственным в своем роде, настоящим первопроходцем. Несмотря на значительные жизненные невзгоды, он привел нашу команду к 16 чемпионствам мира, сделав нас одной из самых успешных команд в истории спорта.

Его ценности – честность, командная работа, независимость и решительность – остаются основой нашей команды. Это его наследие, как и фамилия Уильямс, под которой мы с гордостью выступаем в гонках».

Источник: официальный сайт «Формулы-1».

Фото: Gettyimages.ru/Dario Mitidieri / Contributor, Charles Coates / Stringer, Marcus Brandt; globallookpress.com/Sutton Motorsports/Keystone Press Agency, imago sportfotodienst; REUTERS