Лучший Гран-при России в истории: запугал до начала, свел с ума в квалификации, разбил сердце в гонке
Не сомневаюсь, что за последние годы многие давние зрители Формулы-1 понемногу начали терять интерес к королевским гонкам: доминирование Мерседеса (команда выигрывала 7 последних лет) и Льюиса Хэмилтона, слишком большое отставание остальных команд обеспечивали зрителям слишком большое количество посредственных гонок. Лишь форс-мажор в виде погоды, вдруг ломающейся техники или простые случайности могли подарить нам восхитительные Гран-при. Здесь на помощь пришел сезон, которого и не должно было быть. Изменения в регламенте из-за пандемии перенесли на 2022 год, отложив начало новой интригующей эры на год. Но вместо унылого докатывания старых шасси, пока все инженеры команд готовятся к новым правил, мы получили невероятный, интригующий и просто классный сезон 2021, в котором есть все: нон-стоп драма борьба за лидерство в чемпионате, подъем развалившихся ранее команд, улучшение середняков и вчерашние новички, которые уже готовы брать в свои руки бразды правления Ф1.
Действительно скучные гонки в этом году можно пересчитать по пальцам: Португалия, Австрия, возможно Испания. Пополнением в этом небольшом списке должен был стать и Сочи, но вслед за другими необгонными автодромами он решил преподнести сюрприз, да такой, что гонку в России уже можно назвать одной из лучших в этом сезоне.
Дождливый прогноз погоды на формульные выходные напугал не только желающих совместить поездку на Гран-при с отдыхом на море, но и организаторов гонки
Ливень в Бельгии, ставший причиной самой короткой гонки в истории Ф1, прошел почти месяц назад, но надолго оставил в головах болельщиков, команд и пилотов страх перед когда-то таким долгожданным "мокрым" прогнозом на уик-энд. Зрителям действительно лучше посмотреть бессобытийную гонку, чем не посмотреть вообще ничего, особенно, если планируешь поездку на автодром, да и пилотам сидеть 3 часа в боксах и проехать 2 круга за машиной безопасности скорее всего не показалось увлекательным.
За недели до поездки в Россию вряд ли у кого возникали опасения повторения ситуации в Спа - Сочи приучил к своей сухой и теплой сентябрьской погоде. Однако, обидевшись на перенос Гран-при Росси на Игору-Драйв в 2023 году, Олимпийский парк решил порадовать напоследок долгожданным дождевым уик-эндом. Причем дождевым настолько, что в субботу городу пообещали настоящий потоп.
Самая насыщенная программа с Формулой-3 и Формулой-2, да и сама Формула-1 оказались даже под угрозой срыва. Если в пятницу зрители Сочи-Автодрома наблюдали привычную солнечную картину, то вот в субботу прямо с утра дождь полил такой, что приехавшие на гонку болельщики из отеля могли только выплывать. Самые отважные, вооружившись дождевиками или пакетами на голову, даже отправились на трассу в надежде увидеть гонки младших серий, но, после неубедительных попыток провести запланированное, всю утреннюю программу отменили. Для любого, кто находился в Адлере в тот момент, проведение квалификации Ф1 казалось почти невозможным: ливень и ветер без конца то утихали, то заряжали с такой силой, что приходилось даже закрывать аэропорт. Но к трем часам дня, словно по волшебству, шторм решил отступить и подарить изрядно вымокшим зрителям восхитительную квалификацию, результат которой хоть и кажется случайным, но на самом деле абсолютно таким не является.
Первый поул Норриса, который обязан был наконец случиться. Сайнс снова доказал, что команда может всегда на него рассчитывать. Рассел - король квалификаций.
А Мерседес не выдержал давления? То, что Сочи - идеально для них подходящая трасса знают даже дети. Хэмилтон и Боттас были впереди в пятницу, в первом сегменте квалификации, во втором тоже, а вот в третьем что-то сломалось. Амбициозный переход Джорджа Рассела, а затем и всех остальных на слики сбил лидирующий Мерседес с толку и оставил Льюиса лишь на 4 месте (с результатом на дождевых шинах, круги на софте 7-кратный чемпион запорол, да еще и въехал в стену буквально на ровном месте), а Вальтери и вовсе оказался на 7. Ферстаппен, которому сменили мотор, на квалификацию решил не выезжать и остался на 20 месте. Таким образом, итоговая тройка оказалась не очень предсказуемой, зато может быть выбрана чуть ли не лучшей за последние много-много гонок (по оценкам радостных болельщиков по всему миру). Такую реакцию обьяснить не трудно. Ландо Норрис с момента своего дебюта в Ф1 в 2019 заполучил звание главного любимца публики, причем с симпатией к молодому британцу, еще совсем подростку, отнеслась не только молодая аудитория - Ландо пришелся по душе практически всем. Тоже самое относится и к Джорджу Расселу, который вместе с Норрисом пришел в Ф1 и является олицетворением уже не только ее будущего, но и настоящего. Карлос Сайнс пусть и несколько менее медийно популярен, чем его лучший друг и бывший партнер по Макларену, но тоже горячо любим всей аудиторией Формулы-1.
Тем не менее, радость от подобной квалификационной тройки обусловлена не только личным отношением болельщиков к пилотам, но в первую очередь тем, что каждый из них показал такой результат не случайно. Ландо проводит просто сумасшедший сезон: борется за 3 место в личном зачете с пилотами Ред Булла и Мерседес, коллекционирует подиумы, установил рекорд команды по заездам в очковую зону. Кто скажет, что он не заслужил поул-позицию? Карлос демонстрирует потрясающее умение адаптироваться к новым командам, даже пересев из специфического по управлению Макларена в Феррари к Шарлю Леклеру, который находится в системе этой команды уже много лет, не только не затерялся, но и едет абсолютно не хуже партнера, отрабатывая за команду на максимум, особенно в те моменты, когда это необходимо. Говорить про Рассела даже ничего не нужно - то, что он показывает в квалификациях на 8-9 по скорости машине очень сложно объяснить, но делает он это регулярно и, особенно, в сложных условиях, когда даже лидеры сбиваются с толку, Джордж показывает настоящий класс.
В гонке произошло все, что нужно для идеального заезда Формулы-1
Если 26 сентября вы проснулись с предчувствием скучной и унылой гонки, то ваша интуиция вас очень сильно подвела. Хотя холодный и пасмурный, но сухой прогноз в Сочи дарил ощущение того, что ничего экстраординарного не произойдет: Хэмилтон аккуратно объедет всю первую тройку, Ферстаппен со своего последнего места постарается добраться до очков, отражая вялые атаки Вальтери Боттаса, которому зачем-то (все понимали зачем) опять сменили двигатель, Рассел не сумеет удержаться в лидерах, а Норрис и Сайнс постараются сохранить места на подиуме. В реальности все получилось не совсем так, а мы получили прекрасную гонку, сполна соответствующую не менее прекрасному сезону 2021. В воскресном заезде было всё: борьба за лидерство между Ландо и Карлосом с самого старта, запоротые не привыкшими к новым правилам механиками пит-стопы и, конечно, дождливая концовка, которая спутала все карты и обесценила все старания лидера гонки.
Всем известно, что старт гонки Формулы-1 всегда максимально захватывающие зрелище, но гораздо реже мы получаем сумасшествие на последних кругах дистанции. Одним из недавних примеров огненной концовки можно назвать Гран-при Азербайджана 2021, где красные флаги привели к непривычному формату супер-спринта в виде рестарта на два круга и множеству сюрпризов. С того момента все мечтали увидеть что-то подобное снова и наконец Гран-при России подарил такую возможность.
Когда до окончания гонки оставалось меньше 10 кругов и Норрис мужественно пытался не пропускать вперед Льюиса Хэмилтона, начал покрапывать дождь, причем лишь на некоторых участках трассы. Очевидно, что в такой момент лидирующий Ландо даже слышать ничего не хотел о заезде в боксы. Дождь немного усиливался, но продолжал идти уж очень слабо. И когда после долгих уговоров руководства Мерседеса 44 болид поехал на пит-стоп, у Норриса, идущего в очевидно более слабом темпе, уже практически не осталось шансов опередить Хэмилтона с такой же стратегией, Тогда рискнуть и не менять резину действительно было оправданным решением. Кто-то сразу яро осудил действия Ландо Норриса, который дважды затыкал своих инженеров по радио, кто-то воодушевился его смелостью. Но уже через пару минут как зрители, так и все члены команды Макларен поняли, что это была огромная ошибка. Ландо жутко не повезло, потому как дождь предательски ударил с максимальной силой в тот самый момент, когда практически все пилоты уже сменили резину, и закончился сразу после гонки. В результате мы увидели не только действительно заслуженную 100 победу Льюиса Хэмилтона и неожиданное возвращение Карлоса Сайнса на подиум, но и прорыв Ферстаппена с 20 места на 2 (!), также произошедший благодаря грамотному пит-стопу. Для Ред Булла произошла настоящая сказка - получив новый мотор, Макс практически ничего не потерял, в то время как Льюису замена еще только предстоит. Вряд ли Хорнер и команда рассчитывали на такое стечение обстоятельств, но быки сработали безукоризненно и заслужили некоторое везение.
Но насколько очевидцам и телезрителям гонки в Сочи было радостно увидеть непредсказуемую гонку, настолько же им было горько и обидно за упущенный шанс Ландо Норриса. По переговорам пилота и инженера сложно сказать, понимала ли команда что делать или же запаниковала вместе с юным Ландо. Его зазывали в боксы, но настолько неуверенно, что было бы даже странно, если бы молодой гонщик в такой ситуации их послушался, ему также не сообщали о том, что дождь серьезно усилится. Макларен не знал этого? Или все-таки надеялись на чудо, потому как обойти Хэмилтона уже вряд ли бы получилось? Непонятно, но хочется надеяться, что и команда, и пилот не забудут эту гонку, а вынесут из нее полезный урок и вспомнят его, когда Ландо снова будет бороться за победу в Формуле-1, что определенно произойдет уже очень скоро.