Главного крэшера года оставили в «Ф-1» – даже он сам удивился. Просто у «Ред Булл» еще не было гонщика с такой крепкой пcихикой
Любопытная судьба сменщика Квята.
В волне трансферов и объявлений состава пилотов на 2022-й в «Ф-1» немного потерялся выбор бывшей команды Даниила Квята – «Альфа Таури». Просто она вместо приглашения новых лиц оставила еще на год обоих ребят – Пьера Гасли и Юки Цуноду: и если с №10 все понятно (он набрал 66 баллов и идет 9-м в общем зачете – в «Торо Россо» таких результатов не показывали и Карлос Сайнс, и Макс Ферстаппен), то продление контракта с японским новичком выглядело небольшим сюрпризом. Все-таки протеже «Хонды» пережил падение с «ярчайшего дебютанта» и «будущего чемпиона» на певой гонке сезона до главного крэшера «Ф-1» до главного крэшера современного пелотона – и даже сам удивился сделке.
«Удивлен тому, что остаюсь в команде в следующем году – потому что часто разбивал болид, – признался Цунода после объявления о продлении контракта. – Мои аварии стоили команде много денег. Я не лучшим образом закончил первую половину сезона – особенно когда врезался в стену в самом начале первой практики в Венгрии и испортил всю сессию.
Я немного потерял уверенность или что-то вроде того, еще в начале сезона – особенно после аварии в квалификации на Имоле. Я начал [перестраивать], но продолжал ошибаться.
Не ожидал таких трудностей в «Ф-1»: в молодежных сериях у меня не было случаев, когда я сталкивался с внезапной избыточной поворачиваемостью или просто летел в стену. Никогда не случались такие пробоины в уверенности. Теперь я строю и стараюсь показывать более стабильные круги и сессии. Не ожидал, что объем новой информации будет настолько велик – что мне столь многому нужно будет учиться. Например, тому, как настраивать машину. Также в сравнении м юниорскими сериями нужно намного больше и чаще менять настройки на руле, переключать их.
Думаю, после старта сезона ожидания оказались слишком высокими, и первая гонка прошла слишком хорошо, но последующие все запутали… И каждая следующая неделя превращалась в плохую спираль. Иногда все шло хорошо, иногда – не очень, вот почему решение команды стало для меня сюрпризом».
Частично можно и правда списать часть плохой прессы и негативного впечатления на завышенные ожидания – все-таки Юки в самом деле прошел дорогу от «Ф-4» до «Ф-1» буквально за три года, оставаясь всего по сезону в «Ф-3» и «Ф-2» (где вообще внезапно бился за титул до последней гонки).
Однако факты – все-таки упрямая вещь: и Цунода в самом деле накрэшил более чем прилично.
Квалификация на Гран-при Франции – мощный влет в стену.
Та самая авария в Имоле – красиво и очень разрушительно для болида.
Еще одна квалификация – в Азербайджане: прямой таран барьеров.
Финалочка перед летним перерывом на Гран-при Венгрии выглядела вот так.
А в чарте по середине сезона шел на 4-м месте, но если мысленно убрать Ферстаппена, пострадавшего от «Пирелли» и Хэмилтона, Юки моментально оказывается в топ-3.
Помимо аварий, у Цуноды регулярные проблемы еще и с самоконтролем – Юки материт вообще все подряд. Напарника, машину, ситуацию на треке, жизнь и неудачи – и никогда не сдерживается.
Сезон его никак не изменил: после каждого Гран-при Цунода через прессу признает неправоту, извиняется, обещает исправиться – а на следующем этапе все повторяется. И по части поведения, и в машине.
«Если говорить о стиле пилотажа, то я почти ничего не менял. Может только чуть-чуть.
Скорее я старался успокоиться в тех моментах, когда мне нужно действовать агрессивно. Например, на пяти стартовых этапах я порой действовал слишком агрессивно и начинал делать это слишком рано – например, уже с первого сегмента квалификации. И порой допускал ошибки.
Обычно, если в «Формуле-2» машину вдруг срывает в сторону, то ее проще поймать. Но это «Формула-1», здесь контролировать машину намного сложнее, чем в юниорских сериях. И как только я действительно это осознал, то начал стараться действовать спокойнее. Но как только я начинаю чувствовать уверенность по ходу гонки, то сразу стараюсь действовать агрессивнее, возвращаясь к своему обычному стилю».
А временами инциденты с ним и вовсе приобретают комический характер – хоть и легко объясняются небольшим опытом работы с топовыми болидами.
Ха, звездный новичок «Ф-1» не умеет сдавать назад. Пришлось просить помощи по радио у команды
Можно ли сказать, будто японский самородок компенсирует крэши, мат по радио и лулзы невероятной скоростью? Пока – не особенно: по расчетам The Race, на сухом треке от отстает от Пьера Гасли в среднем на 0,627 процента с круга. То есть примерно 0,6 секунды на воображаемой петле в 1,5 минуты с одинаковым пропорциональным количеством прямых, медленных и быстрых поворотов – честно говоря, прямо огромная пропасть. Босс всех гонщиков «Ред Булл» Гельмут Марко оценивает потенциал пилотов именно по квалификациям – и нередко выгонял ребят из программы поддержки и за меньшее.
За что же тогда Цуноду оставили в «Ф-1»? У Юки – феноменально крепкая психика
Прямо сейчас по чистым результатам японец больше не выглядит будущим чемпионом – скорее он съехал в сегмент крепких середняков, а такие обычно долго не живут в программе «Ред Булл». И если бы перспективы и возможности №22 оценивались исключительно по квалификационным и гоночным темпам – он бы точно вряд ли остался в «Ф-1» (особенно после хвалебных оценок прогресса другого юниора «Ред Булл» от Марко – в адрес Лиама Лоусона).
Но все-таки у Цуноды есть кое-что по-настоящему уникальное – уникально крепкая психика. На него вообще никак не влияют неудачи и давление со стороны прессы – только сравните его поведение на трассе и в прессе с переменами в Квяте, Албоне и Гасли после появления разговоров о возможном понижении или критики в прессе. Даниил, Алекс и Пьер серьезно сникали и реально менялись на трассе: россиянин ударялся в чрезмерную несвойственную себе агрессию, таец просто начинал ошибаться и разворачиваться, а француз просто пытался пилотировать менее агрессивно, но в итоге лишь сливал напарнику по кругу.
Да чего уж там, даже Макс Ферстаппен после череды аварий, разворотов и прочих неудач вышел из обычного режима «я крут и все делаю правильно» и дошел до эмоционального брейкдауна – пообещал Гран-при Канады боднуть любого, кто задаст ему еще хоть один вопрос о смене пилотажа и поведении.
Главный молодой талант «Формулы-1» творит дичь на трассах
А у Цуноды такого просто нет – он вообще не поменялся. Остался собой – ровно таким, каким и пришел в «Ф-1». Да, чрезмерно агрессивным, да, не сильно-то рассудительным, чрезмерно горячим, вообще не осторожным и ни капли не сдержанным. Но дополнительное давление, трудности и фэйлы не усугубили ситуацию и не превратили его в дерганного параноика, неготового больше рисковать – мы видим все того же Юки, удивившего «Ф-2» год назад.
С учетом беспрецедентного давления, обычного для пилота «Ред Булл»(особенно когда нет ожидаемых результатов) – просто невероятно уникальное зрелище. Такого еще не было.
«Как бы я оценил сезон? На пять или шесть из десяти, – признавался Цунода перед летним перерывом. – А теперь все в порядке. В последних трех гонках я, может, и не лучшим образом выступал в квалификациях, но, думаю, начал лучше изучать машину, так что все в порядке и идет хорошо».
И, между прочим, Юки всего 21 год – а его интервью по уровню риторики примерно соответствуют рассказам Шарля Леклера из дебютного сезона о том, как у того «вообще нет эмоций». Эти парни не просто на редкость уверены в себе – они еще и не прогибаются под обстоятельствам.
В системе «Ред Булл» не нашлось пилота побыстрее и с более крепкими нервами
Еще один фактор продления Цуноды – отсутствие реального конкурента за место в «Ф-1». Да, Марко нахваливал Лиама Лоусона, и 19-летний новозеландец действительно временамами просто поражает (выиграл дебютную гонку в ДТМ, лидирует там в чемпионате с 3 победами и 8 подиумами, выиграл дебютную гонку в «Ф-2»), но все-таки у парня в реально конкурентной среде не хватает ментальных сил на стабилизацию. В той же «Ф-2» после победы он взял еще один подиум и не появлялся в топ-3 с марта – потому идет сейчас восьмым в общем зачете: другой новичок примерно того же возраста Тео Пуршер выглядит посильнее.
Временами Лоусон выдает абсолютно гениальные обгоны, но с квалификациями и у него большие проблемы (2 поула за 3 сезона в «Ф-2» и «Ф-3»), да и в «Ф-3» он за 2 года выиграл только 3 гонки и не поднялся выше 5 места общего зачета. Пока Лиам прогрессирует далеко не так быстро, как от него ждали.
Другой пилот «Ред Булл» в «Ф-2» Юри Випс победил дважды в сезоне и выступал в «Ф-3» не хуже, но запомнился как раз проблемами с психологией: в те самые моменты, когда от эстонца требовалось ускоряться, биться за титул и включать режим win now, он по-идиотски терял позиции или вообще влетал в соперников за автомобилем безопасности. Врял ли у него есть реальный шанс на повышение, если честно.
Еще в юниорке «Ред Булл» есть 18-летний норвежский монстр Деннис Хаугер – он сейчас второй год катает в «Ф-3», и после провала в 2020-м наконец-то выиграл 3 гонки и лидирует в общем зачете с отрывом в 43 балла (это 23 процента от всех набранных очков – гигантская пропасть, в общем). Титул Деннису практически обеспечен, но двигать его в «Ф-1» только после одного успешного сезона с учетом неудачного предыдущего – слишком смело: есть опасность просто получить второго Цуноду (в плохом смысле крэшей и фэйлов). Хаугера закономерно сперва посмотрят в «Ф-2» и сравнят с Лоусоном на трассе.
Кто еще оставался в колоде? Только Алекс Албон – уже проигравший Цуноде место в «Альфа Таури» в прошлом году (когда по сути напарника для Гасли выбирали именно между Юки и понижаемым из «Ред Булл» тайцем). Теперь мы видим причины: №23 действительно не так стоически переносил прессинг прессы и организации, и потому вряд ли Гельмут Марко продолжил котировать Алекса как будущего чемпиона. А занимать им тогда место в сестринской команде – не слишком-то эффективно.
Так что у Цуноды, по большому счету, и не было особых конкурентов – к тому же, для реальной оценки его потенциала нужно все-таки подождать пару сезонов.
«У любого гонщика «Ф-1» бывают взлеты и падения, – объяснил технический директор «Альфа Таури» Джоди Эггингтон. – С молодыми пилотами случаются эйфория и невезение. Ситуация не стала неожиданной. Повлияла и хорошая дебютная гонка: машина выглядит сильно, ожидания растут, но гонщику все равно нужно учиться».
«Я не вижу никого в качестве альтернативы Юки, – вообще отрезал босс «Альфа Таури» Франц Тост. – Современная «Ф-1» невероятно сложна, потому я всегда говорю, что новичку нужно три года. Тогда он привыкает и раскрывает его истинный потенциал».
Тем не менее, посол «Ред Булл» Дэвид Култхард уже добавил еще чуть-чуть публичного давления – максимально жестко удивился признанию Цуноды и даже призвал Юки готовиться к вылету заранее без прогресса.
«С какой он вообще планеты? Мне кажется, ему пора паковать чемоданы и ехать домой, настоящий гонщик не может позволить себе подобные высказывания. На его месте я бы уже заранее бронировал билеты на самолет – так он хотя бы сможет сэкономить, – потому что Цуноды не будет в «Формуле-1» по окончании следующего сезона».
И оно даже звучит логично: если за год программа «Ред Булл» подготовит-таки еще одного пилота для Гран-при, а Юки так и продолжит крэшить и материть все подряд – терпеть его и дальше правда не будут даже несмотря на крутую ментальность.
Фото: Gettyimages.ru/Bryn Lennon, Lars Baron, Peter Fox
Его продлили из-за Хонды и из-за того, что готового талантливого проспекта на его место на текущий момент нет. Как только это изменится, вышвернут его нахрен. Нет никаких предпосылок к тому, что он станет соответствовать стандартам гонщика ф-1.
__________________________________________________________________________
конечно не влияют, деградировать-то дальше некуда.
Он просто "отморозок", который не соображает что делает. Он плевал на всех. Он самый умный, красивый и т.д.
но в любом случае, его психика не может справиться:
1) с собственным ошибками
2) с поведением других пилотов
3) с изменением поведения машины по сравнению с Ф2
4) главное - с давлением скорости и каждого поворота в Ф1
Я сделан из суши...