В «Ф-1» осталось только одно свободное место – и за него рубятся 3 топ-команды. На кону $35 млн из Китая, моторы и заводские связи
Но могут всем отказать ради суперюниора вообще без спонсоров.
Трансферный рынок в «Формуле-1» временами убивает скукой и предсказуемостью, но чаще выдает блокбастер за блокбастером – все-таки постоянные ограничения свободных мест порождают нереальную конкуренцию и среди новичков, между опытными гонщиками. 2021-й уже не подвел: мы увидели повышение сверхперспективного Джорджа Расселла в «Мерседес», занимательную сделку Валттери Боттаса с «Альфа Ромео» и внезапное возвращение Алекса Албона в «Уильямс».
После объявления состава британской команды в чемпионате по сути остался только один свободный кокпит – как раз второе место в «Альфа Ромео» (еще формально в «Хаасе», но, судя по заявлениям шефа американцев, его в любом случае отдадут пилоту программы «Феррари»). И за него развернулось самое ожесточенное противостояния среди топовых организаций «Ф-1» и их спонсоров: по слухам из паддока, на роль напарника №77 претендуют Антонио Джовинацци, Мик Шумахер или Роберт Шварцман из Академии Скудерии, Ник де Врис из системы «Мерседеса» и Чжоу Гуаньюй из «Альпин». Более того, до новостей о переходе Албона в «Уильямс» Алекс тоже претендовал на роль напарника Боттаса – так что швейцарцы собрали полный флэш-рояль.
Связи с «Феррари» против азиатских денег и мощи «Мерседеса»
Традиционно «Альфа Ромео» считают прежде всего сателлитом «Феррари»: все-таки бывший «Заубер» пользуется именно итальянским мотором, за брендинг платят из сестринского концерна Stellantis (это бывший «Фиат», наибольший пакет акций принадлежит компании Exor – она же владеет и огромной долей «Феррари»), и в составе бело-красных три года уже катается резервист Скудерии Антонио Джовинацци. Именно его организация из Маранелло и хотела бы оставить в Хинвиле.
«Джовинацци сохраняет позицию нашего резервного гонщика, – признался в недавнем интервью босс «Феррари» Маттиа Бинотто. – Антонио растет год от года и, надеюсь, останется в «Альфа [Ромео]», он этого заслуживает».
№99 и правда сильно прибавил по сравнению с 2020-м (когда его оставили в Гран-при вообще без особых видимых причин) и перехватывал фактическое лидерство у Райкконена – в середине лета он и правда казался выбором №1 для «Заубера» в качестве опытного первого пилота.
Вот только «Альфа Ромео» выбрала знания гонщика топ-команды и заключила сделку с Валттери Боттасом. Теперь 27-летний (а после конца сезона даже 28-летний) точно не входит в долгосрочные планы – его оставят только в случае полного отсутствия вариантов с более перспективными пилотами вне зависимости от хотелок «Феррари».
Но у Скудерии есть и альтернативы: к примеру, в «Формуле-2» до сих пор катается чемпион «Ф-3» и слушатель Академии из России Роберт Шварцман. Правда, с ним все непросто: петербуржец сам озвучивал цель в виде победы в чемпионате, но сейчас он только третий в общем зачете: проигрывает Чжоу и другому юниору «Альпин» Оскару Пиастри (между прочим, новичку главной молодежной серии и еще одному чемпиону «Ф-3»). Роберт выиграл две гонки, но пока проваливает главную задачу на сезон – достижение стабильности (ключевой скилл для пилота «Ф-1»): Шварцман до сих пор может задоминировать всех в одной гонке, а затем испортить вторую глупым разворотом или ошибкой с прогревом шин.
С другой стороны, вторая четверть чемпионата уже прошла удачнее провальной первой, и впереди еще целая половина календаря (включая домашние заезды в Сочи) – так что шанс остается вплоть до момента, пока «Альфа» не огласит выбор. Сдаваться еще рано.
Третий вариант из «Феррари» – Мик Шумахер: вообще Скудерия довольна работой сына Михаэля в «Хаасе», но противостояние с Никитой Мазепиным нарастает слишком сильно. Теперь русский гонщик уже обвиняет немца в нарочном саботаже, Мик в ответ возмущается грязными маневрами – в общем, все больше кажется, будто в американской команде остаться может только один.
Отец москвича вкладывает в «Хаас» €20 млн, и о продлении Никиты на 2022-й уже официально объявили – а переговоры с Миком как раз застопорились: босс организации Гюнтер Штайнер даже заговорил о возможности подписать другого гонщика «Феррари». Шумахер-младший доказал способность гонять в Гран-при и явно не останется без места, но если вариант с «Хаасом» закроется окончательно – именно «Альфа Ромео» окажется главной опцией, и вряд ли швейцарцы откажутся. В конце концов, шеф «Заубера» Фред Вассер еще в декабре прошлого года после объявления о трансфере удивлялся решению «Феррари» отдать Мика американцам вместо «Альфы» и называл ситуацию «странной».
Чуть менее вероятен трансфер Ника де Вриса – свежего чемпиона «Формулы Е» в составе «Мерседеса». Немецкий концерн внезапно вплотную принялся за поиск варианта для 26-летнего нидерландца – причем переговоры велись не только в «Уильямсе»: босс семикратных чемпионов Тото Вольфф огласил вариант с «Альфа Ромео» еще до сделки с Албоном:
«Мы рассмотрим вакансии в «Альфа Ромео» и «Уильямсе» и попытаемся найти решение», – заявил Тото перед Гран-при Нидерландов.
Обычно перспективы перехода пилота «Мерседеса» в команду со связями с «Феррари» никто бы не принял всерьез, но вслед за слухами о переговорах появились и сведения о возможной смене вектора партнерства: якобы «Заубер» планирует переключение на немецкие двигатели. Сами сплетни моментально и яростно опровергли все стороны, сам факт их появления доказывает: игра идет по-крупному, и «Мерседес» вступил в нее не только ради пары подножек для «Ред Булл». Все-таки сейчас и «Альфой», и «Уильямсом» владеют (и управляют) независимые инвестиционные фонды, и их руководства может принять абсолютно любое самое неожиданное решение – потому иметь лишний запасной вариант всегда неплохо.
К тому же, «Феррари» четко обозначила позицию: влиять на выбор сателлита итальянцы не собираются.
«Мы как мотористы не должны влиять на то, что происходит между командой и гонщиком – это было бы неправильно, – объяснил Бинотто. – «Феррари» никогда не обсуждала «кокпит «Феррари» в «Альфе». Контракт заключен с [компанией] «Альфа Ромео», и она как спонсор определяла, кто поедет в «Заубере».
Так что теоретические шансы у де Вриса сохраняются – особенно после поражения в битве за болид «Уильямса». Если «Мерседес» и правда намерен вкладываться.
Хотя перебить предложение от Чжоу Гуаньюя, «Альпин» и китайских спонсоров будет очень непросто: один из лидеров «Формулы-2» во всех интервью повторяет об огромных стараниях в деле попадания в «Ф-1». Бывшая «Рено» помогла шанхайскому гонщику собрать богатый пул национальных спонсоров – RMC Motori даже выдал инсайд о сумме в $35 млн для «Альфа Ромео» за год контракта.
Предложение выглядит крайне заманчивым, но именно Чжоу кажется самой непредсказуемой опцией: его развитие идет странными волнами в стиле «сильный сезон выше всех ожиданий» – «средний сезон слегка ниже ожиданий». Сейчас он явно на гребне первого варианта: лидирует в «Ф-2» по числу побед, и в целом показывает результаты как минимум уровня не хуже Латифи, но перспективы роста реально туманны – а потому трудно представить уровень заинтересованности «Альфа Ромео». Разве что в деньгах – ведь после ухода Кими Райкконена команду покинут и большинство спонсоров (они приходили в основном под невероятную популярность финна), а с финансовой точки зрения предложение стороны Чжоу не перебить.
Но фаворит, кажется, другой – суперюниор из собственной программы. Знакомьтесь: Тео Пуршер
Практически каждый год в автоспорте появляются по два-три таланта, которых называют новыми хэмилтонами, шумахерами и ферстаппенами – но далеко не все переносят успехи первых молодежных сезонов на уровни посерьезнее. К примеру, только за последние несколько лет в развитии слегка притормозили Лиам Лоусон из программы «Ред Булл» и Кристиан Лундгор с Фредериком Вести из «Альпин» : их считали «некстванами», но пока они лишь эпизодически поднимаются на подиумы в «Ф-2» и «Ф-3».
Фактически лишь двое таких «суперталантов» пока полностью соответствуют ожиданиям: лидер «Ф-3» 18-летний Деннис Хаугер (тоже из системы «Ред Булл») и выигравший 1 гонку в «Ф-2» 18-летний Тео Пуршер. И второй выглядит даже поинтереснее!
Тео остался без мировых и европейских титулов в картинге, но ворвался в открытые колеса в 2018-м: выиграл в одну калитку юниорский зачет французской «Ф-4» (для пилотов младше 15). Тогда его заметили в новосозданной (на базе чешской «Хароуз») молодежной академии «Заубера» и профинансировали переход в сильнейшую немецкую «Ф-4» – там Пуршер тоже в первый же год разделал всех (в том числе Хаугера).
Через год он 16-летним ворвался в «Ф-3», выиграл две гонки, 8 раз поднялся на подиум и реально удивил всех мегастабильностью (ни одного схода и лишь три финиша за пределами топ-10, два из которых – в дебютном уик-энде). Более того, Тео до самого последнего круга претендовал на титул и проиграл 19-летнему Пиастри лишь 3 балла – убрал всех в своей возрастной категории. «Заубер» настолько впечатлился, что тут же оплатил парню два этапа в «Ф-2», и на следующий год перевел в главную молодежную серию на постоянной основе. Там 17-летний новичок удержал мощный уровень: взял поул в Монако, выиграл «только» одну гонку и ни разу не выпал из топ-10. Сейчас Пуршер идет шестым в общем зачете, но противостоит не сверстникам, а ребятам на 3-4 года старше с несколькими сезонами в «Ф-2» за плечами.
Темп Тео так впечатлил «Альфа Ромео», что для француза даже организовали частные тесты на болиде «Ф-1» – еще до дня 18-летия. И, по инсайду авторитетного немецкого издания AMuS, результаты поразили боссов команды – Пуршер попал в шорт-лист претендентов.
Готов ли он к старту в Гран-при? Формально для получения суперлицензии французу достаточно закончить сезон «Ф-2» на 9-м месте общего зачета – накопленных в других сериях баллов хватит. Скорость на одном круге у парня тоже присутствует, как и редкая для юного возраста стабильность – то есть по чистым природным навыкам он упакован по полной. На данный момент прослеживается только слабость физической подготовки: к примеру, не очень-то опасное на первый взгляд столкновение в Баку (даже на не самых больших скоростях) закончилось для Тео переломом.
Последствия повышения 17-летнего парня в третьи по скорости болиды мира – руку обездвижили на 4 недели.
Пуршеру еще повезло с календарем: между этапом в Баку и следующим в Англии прошло больше месяца. Перелом немного сросся, врачи заменили гипс на фиксатор, и Тео даже успел немного потренироваться перед возвращением на трек – но с расписанием Гран-при такое не прокатило бы. Если француз резко не рванет в физическом развитии за ближайшие месяц-два – пускать его за руль болида «Ф-1» на постоянной основе будет как-то рановато.
Кажется, «Феррари» все-таки проиграет место
До объявления о сделке с «Уильямсом» в схватке побеждал Албон – по инсайду французского Canal+. Интерес именно к Алексу легко можно было понять: благодаря популярности на густонаселенном тайском рынке и большому личному таланту №23 выглядел идеальным компромиссными вариантом между маркетингом и перспективами. Теперь же у «Альфа Ромео» остались «половинчатые» варианты: пилот с азиатскими спонсорами и неясными перспективами, не совсем готовый сверхталант без спонсоров и консервативный путь сохранения связей с «Феррари» – где ситуация еще труднее.
И, похоже, босс команды Фред Вассер мудро решил не гадать прямо сейчас, а отложить решение в ожидании смены статус-кво – исключения хотя бы некоторых факторов неопределенности.
«У нас тут несколько молодых парней, которым предстоит еще несколько гонок, – заявил шеф «Альфы» перед Гран-при Италии. – До них мы не сможем увидеть всю картину более ясно. Все возможно – включая [продление] Антонио. У нас есть контракт с «Феррари», потому некоторые сделки заключить сложнее – или даже невозможно. Но я сперва хотел бы увидеть ситуацию яснее – и обсудить с акционерами».
Тем не менее, Джовинацци, кажется, утешают просто для галочки – по рассказам репортера Sky Sports и «Ф-1» Теда Кравица, на последнем Гран-при Тонио выглядел крайне подавленным и грустно отвечал на любые вопросы и возможном продлении контракта. Кажется, его эпоха завершается – зато мы однозначно увидим в Гран-при новичка поинтереснее.
Но кого? Если Чжоу продолжит побеждать, а нужда «Заубера» в деньгах после ухода Райкконена сохранится – именно китаец окажется первым выбором. Если же акционеры команды в лице инвестиционной компании Longbow Finance согласятся закрыть нехватку спонсорских денег, а Пуршер продолжит удивлять стабильностью – швейцарцы запросто рискнут и с ним. Но если в «Феррари» включат более жесткий режим или у Шумахера отношения с Мазепиным окончательно пойдут вразнос – кандидатура Мика внезапно возглавит шорт-лист. И только шансы Ника де Вриса выглядят самыми призрачными – только в случае срыва всех остальных сделок (либо твердого желания «Альфы» переключиться на моторы «Мерседеса»).
Классическая битва денег, таланта и связей – то самое, за что мы и любим «Формулу-1».
Фото: Gettyimages.ru/Joe Portlock / Stringer; globallookpress.com/HOCH ZWEI via www.imago-images.d/www.imago-images.de, Hoch Zwei/Keystone Press Agency, Panoramic/Keystone Press Agency; REUTERS/John Thys, Andrej Isakovic
Был еще год назад всеми ожидаемый переход Рассела и три вакансии в командах из конца пелотона. Понятно, что одна ушла Боттасу, вторая внезапно Албону, но глобально всем по фиг на пилота Уильмса - разве что удивились камбэку тайца.
Ну и главная интрига трансферов - место второго пилота в Альфа-Ромео
На мой взгляд это как раз то что называется "убивает скукой"
Цунода, Джовинацци, Латифи, Албон, Мазепин, Шумахер мл., Стролл - парни как на подбор. Посади любого из них в суперсамовоз, сделай первым пилотом, дай в помощники Ботю и вот вам готовый ЧМ Ф1.
А таким как Дженсон Баттон, Кими Райкконен места в королеве ав не хватает. Аж смешно.