30 лет назад в Бельгии дебютировал Шумахер за «Джордан». Его напарник был близок к победе, но выиграл в 4-й раз Сенна
При беглом взгляде на результаты Гран-при Бельгии может сложиться впечатление, что команда «Макларен-Хонда» монополизировала это событие и доминировала над соперниками, но это было бы очень далеко от истины. Конечно, они финишировали на первых двух строчках, причем Айртон Сенна опередил Герхарда Бергера на две секунды, но разгадка истины кроется в том, что Роберто Морено проехал быстрее всех в гонке на 40-м круге, в то время как Сенна с трудом удерживал позади Андреа де Чезариса, но пилот «Джордана» испытывал проблемы с коробкой передач, Бергер шел четвертым и не надеялся улучшить свою позицию. Роберто Морено шел шестым и финишировал четвертым исключительно благодаря чужим проблемам. Весь Гран-при Бельгии был чреват неожиданностями.
Неожиданное произошло еще до начала практики, поскольку Бертран Гашо оказался заперт в тюрьме Брикстон за неуправляемое и незаконное поведение после небольшого дорожного происшествия.
Шумахер заменил в «Джордане» арестованного Гашо. Проехал впервые по трассе и всех удивил
Его место в команде «Джордан» занял 22-летний Михаэль Шумахер, взятый напрокат у команды по производству спортивных автомобилей «Мерседес-Бенц». Его раскованное выступление стало одним из ярких моментов двух дней тренировок и квалификации. Неудивительно, что Сенна был самым быстрым оба дня, заняв поул-позицию с 1:47.811, что было на секунду быстрее, чем у преследователя. Если бы Сенна не был самым быстрым на великолепной трассе Спа-Франкоршам, включающей все, от быстрых поворотов и длинных прямых, то явно пошло что-то не так. Чтобы быть самым быстрым, ему, естественно, нужна полная поддержка «Макларена», «Хонды», «Гудиер» и «Шелл», которые вносят свой вклад в уравнение скорости и производительности.
Моторы «Хонды» не отличались надежностью, хотя V12 работал адекватно, но он также доставлял серьезные проблемы из-за того, что он работал очень близко к пределу, а серьезный взрыв машины Бергера во второй квалификационной сессии не позволил ему улучшить свои показатели. В итоге австриец стартовал пятым, но решение, принятое в последнюю минуту стюардами, подняло его на четвертое место, и многие другие гонщики также переместились вверх. Причина этого изменения заключалась в том, что в болиде «Уильямс-Рено» Патрезе во время проверки после тренировки обнаружили неработающую передачу заднего хода, что полностью противоречит известным правилам. Он был в отличной форме и прошел квалификацию быстрее, чем Мэнселл, и уступил только Сенне. Стюарды постановили, что Патрезе должен потерять все свои субботние круги, в результате чего у него осталось пятничное время круга, которого хватило только для 17-го места на стартовой решетке, а Прост был переведен на второе место вместе с Сенной.
На первом ряду заклятые соперники: Сенна и Прост
В прессе было много шума по поводу выступления нового молодого немецкого гонщика Шумахера. Его восьмое место в квалификации (позже повысили до седьмого) было тем, что заставило всех прислушаться и обратить внимание. Подобное демонстрировал еще Жан Алези за рулем Tyrrell 019 в 1990 году. Здесь был человек, который заставлял машину делать то, что он хотел, когда он хотел, а не ждал, что машина захочет сделать. Если не принимать во внимание дисквалификацию Патрезе, единственными гонщиками быстрее Шумахера были Сенна, Патрезе, Прост, Мэнселл, Бергер, Алези и Пике, и это не требует дальнейших комментариев. Андреа де Чезарис уже давно показывает нам, что в машине «Джордана» нет ничего плохого, по крайней мере, с ее 585-сильным двигателем «Косворт».
Через несколько секунд после того, как загорелся зеленый стартовый свет, немец выбыл из гонки, но не из-за чьей-то ошибки при вхождении в первый поворот, а из-за разрушения сцепления при первой попытке гоночного старта на полностью загруженном автомобиле. Люди, наблюдавшие за первым поворотом, так и не увидели звезду квалификации. Журналисты приутихли, наблюдая привычную картину, когда Айртон Сенна отрывается от Проста, Мэнселла, Пике, Бергера и Алези. Однако неожиданность была не за горами. На втором круге Мэнселл обогнал Проста, а на третьем круге пилот «Феррари» вообще исчез с радаров из-за проблем с мотором. Дым и пламя вырвались из моторного отсека, и очень недовольный Прост выбыл из гонки, но он был не одинок, так как Маурисио Гужельмин сошел еще раньше из-за мотора.
Мэнселл вышел на вторую строчку, но Сенна контролировал ситуацию
К концу третьего круга Сенна и Мэнселл остались одни, причем бразилец явно позволял Мэнселлу задавать темп, но оставался впереди без особых усилий. Темп был удручающе медленным по сравнению с квалификационными скоростями. Они ехали на 12 секунд медленнее, чем в квалификации. Тем не менее, стоял прекрасный солнечный день, потому ничего не могло его испортить. Моторы ревели. Казалось, что ничего не может нарушить эту идиллию.
Быть позади Сенны – это одно. Впереди - совсем другое. На протяжении 14 кругов Сенна и Мэнселл ехали сами по себе, но затем они заехали в боксы для смены шин, но «Уильямс» оказался быстрее в этом компоненте. Сенна задержался на несколько секунд из-за срыва колесной гайки при замене, тогда как остановка Мэнселла прошла безупречно, и в результате он уверенно возглавил гонку. Алези планировал провести гонку вообще без пит-стопов, начав гонку на более жестких шинах, и это принесло свои плоды: он оказался на втором месте, между Мэнселлом и Сенной.
Сенна уступает лидерство на пит-стопе, но у Мэнселла отказывает мотор. Алези мог выиграть первую гонку в карьере
Внешне все выглядело так, будто из-за неудачного пит-стопа «Макларен» потеряли не только лидерство, но и, возможно, второе место, поскольку Сенна не выглядел слишком озабоченным тем, чтобы отыграть хоть какую-то позицию у Алези. Мы не знали, что Сенна решил, что он не сможет ничего сделать с лидирующей позицией Мэнселла, поскольку «Уильямс-Рено» выглядел быстрее «Макларен-Хонды». Второе место выглядело досягаемым, поскольку уже бы к концу гонки у пилота «Феррари» возникли бы проблемы с шинами, да и вообще были видны проблемы с мотором.
Едва ситуация стабилизировалась, как Мэнселл резко начал терять мощность мотора, что закончилось сходом. В результате Алези остался лидером, а Сенна – на втором. Через четыре круга после схода Мэнселла Сенна в том же самом месте трассы (поворот «Ля Сурс») резко замедлился, возможно, ошибся передачей. Победа «Феррари» выглядела более чем реальной, но Сенна смог вернуться, а вот молодой французский пилот Алези через круг или два был вынужден сойти из-за отказа мотора. Вот так шансы на победу и улетучились.
Сенна вернулся в лидеры, но у него возникли проблемы с коробкой передач, и после нескольких осторожных экспериментов он решил провести остаток гонки, используя только четвертую, пятую и шестую передачи. Единственным сомнительным моментом было прохождение поворота «Ля Сурс» а четвертой передаче, но он быстро адаптировался к этому. Все это неожиданное волнение в лидерах гонки полностью затмило то, что происходило позади. Очень неожиданно на втором месте оказался ярко-зеленый «Джордан», который довольно долго опережал Бергера на «Макларене», в основном из-за того, что австриец неудачно провел пит-стоп, а затем ошибся при выезде из боксов. Почти незамеченным остался прорыв Патрезе с 17-го места на стартовой решетке на очень похвальное четвертое, но пилот «Джордана» не только прошел «Уильямс», но и пытался догнать Пике на «Бенеттоне». В тот самый момент, когда Алези сходил, Андреа де Чезарис проходил Пике. Можно было бы подумать, что вот в чем секрет крепкого дебюта Шумахера.
Сенна выиграл гонку только на трех передачах. Напарник Шумахера неожиданно вышел временно на вторую строчку
На протяжении 10 славных кругов опытный, но малорезультативный итальянский гонщик выглядел так, будто собирается вписать свое имя в книгу рекордов, но этому не суждено было случиться: на 42-м круге отказал двигатель. Андреа де Чезарис рыдал. «Джордан» так же был расстроен.
Сенна лидировал несмотря на проблемы с коробкой передач, но Бергер уже вышел на второе место, когда Патрезе резко замедлился из-за того, что его «Уильямс-Рено» застрял на пятой передаче, а у Пике быстро заканчивалась резина. На последнем круге, когда Сенна приближался к финишу, чтобы выиграть свой четвертый Гран-при Бельгии, Морено обошел несчастного Патрезе, который пережил неудачный уик-энд не по своей вине. На шестом месте смог финишировать пилот «Брэбема-Ямаха» Марк Бланделл.
Истинно!!