«Ред Булл» и «Феррари» – антиподы в подготовке молодежи к «Ф-1». Только Скудерия готова ждать и не жестить с требованиями
А оппоненты просто хотят второго Ферстаппена.
Откуда в «Ф-1» берутся гонщики? Из молодежных серий вроде «Ф-2» и «Ф-3». Да, бывают исключения в виде прямых переходов из ДТМ или «Ле-Мана», но даже такие ребята зачастую проводят по несколько сезонов в юношеской «формульной» вертикали – поскольку лучшего способа привыкнуть с машинами с открытыми колесами нет.
Самые умные команды и фирмы-спонсоры давно смекнули: для получения лучших пилотов нужно активно искать таланты как раз среди молодежи, а затем качественно и централизованно их обучать. Так и появились первые молодежные академии – еще в конце 70-х: пионером стала программа «Мальборо», продвинувшая в «Ф-1» Жиля Вильнева.
Сейчас юношеские программы – не редкость: у шести нынешних команд есть свои вертикали («Мерседес», «Ред Булл», «Феррари», «Уильямс», «Альпин» и «Заубер» (гоняет в «Ф-1» под брендом «Альфа Ромео»). Еще недавно до Гран-при вел пилотов и «Макларен», а «Альфа Таури» и вовсе предназначалась исключительно под обкатку ребят «Ред Булл».
Успех Ферстаппена перевернул философию молодежной программы: теперь ко всем подходят с требованиями соответствия Максу
Наличие собственной команды для доводки юных пилотов до уровня будущих чемпионов, тщательная проработка вертикали и методов подготовки вместе с максимальным доверием молодежки с минимумом трансферов со стороны сделало программу австрийской компании самой эффективной и мощной за всю историю «Ф-1»: она выпустила Себастьяна Феттеля, Даниэля Риккардо, Макса Ферстаппена, Карлоса Сайнса, Даниила Квята, Алекса Албона и Пьера Гасли (у всех хотя бы по одному подиуму в «Ф-1»), а также чемпионов «Ле-Мана», гонок на выносливость и других всевозможных серий Себастьяна Буэми, Жана-Эрика Верня, Антонио Феликса да Кошту и прочих.
Правда, случай Ферстаппена стоит особняком: после картинга в 16 лет он перешел в команду-аутсайдер в «Ф-3», внезапно выиграл 10 гонок и всерьез рубился за титул – за него тут же попытались ухватиться менеджеры «Мерседеса» и «Ред Булл». Последним и удалось подписать соглашение с Максом, попутно сменив философию доводки пилота – нидерландцу сразу предоставили место в «Ф-1». С тех пор «быки» исповедуют экстремальный метод «тащи или вылетай» – каждого провалившего повтор пути Макса практически моментально выгоняли. В итоге в системе быстро закончились талантливые пилоты и она впала в жесткий кризис.
Вспомним ситуацию в командах австрийской компании в 2018-м: Риккардо объявил об уходе в «Рено», на его место выдвинули Гасли, и в «Торо Россо» остался лишь 29-летний новичок Брендон Хартли с тремя финишами в топ-10 в сезоне. Которого, по слухам, хотели заменить еще на Гран-при Монако (только треть сезона!) – но просто не нашли подходящего кандидата.
Тогда у «Ред Булл» по сути не оказалось талантливых молодых пилотов, готовых к «Ф-1». Кандидат был лишь один: Дэн Тиктум из «Ф-3» – но он как раз в то время резко сдал и начал регулярно уступать и Мику Шумахеру, и Роберту Шварцману, и Юри Випсу, и другим конкурентам. В итоге Тиктума отчислили из программы, но именно в тот момент стало ясно: система подготовки в кризисе и нуждается в перезагрузке.
Именно в 2018-м и начале 2019-го произошел новый набор: в «Ред Булл» подписали Випса, Лиама Лоусона (удивившего победой в Toyota Racing Sereies на болидах «Ф-3» 16-летнего самородка из Новой Зеландии), чемпиона мира по картингу Денниса Хаугера и протеже «Хонды» Юки Цуноду – чемпиона местной «Ф-4».
Правда, никто из них не имел прав на выступление в «Ф-1» – и для «Торо Россо» нашли другого дебютанта из бывших: выигравшего 4 гонки накануне в «Ф-2» (против Норриса и Расселла) Алекса Албона. А для лучшего понимания уровня и прогресса новичка (или других новичков – в случае неудачи тайца) «Ред Булл» взял уже известного им небесталанного пилота, побеждавшего Риккардо по очкам в первом же сезоне и отлично зарекомендовавшего себя в «Феррари» по части настройки машин. Это был Даниил Квят.
С тех пор Албон после двух сезонов отправился на симулятор, в «Альфа Таури» подняли Цуноду, а место напарника Ферстаппена занял первый гонщик со стороны за 12 лет – Серхио Перес. И наем мексиканца как бы подтвердил тупиковый путь системы «Ред Булл» с 2015-го по 2020-й: альтернативы до сих пор нет (Гасли все-таки убрали из основной команды за неспособность совладать с неудобной машиной, а не за нехваткой скорости или таланта). С другой стороны, теперь хотя бы молодежь больше не выгоняют из программы за один неудачный сезон.
Отличный пример «сжигания» хорошего гонщика – вице-чемпион «Ф-2» Айлотт. Он «провалился» в «Ред Булл» и теперь наслаждается «Феррари»
В свое время Каллум Айлотт угодил на карандаш всесильному боссу всех гонщиков «Ред Булл» Гельмуту Марко в самое неподходящее время – как раз сразу после прорыва Ферстаппена.
Айлотт тоже [как и Макс] выиграл чемпионат Европы по картингу, и потому доктор Марко решил направить британца тем же путем. В итоге Каллума сразу запустили в «Ф-3» без промежуточных стадий (за исключением новозеландской Toyota Racing Series – но там болиды по спецификации как раз соответствуют «Ф-3»).
«Помню, мы встретились в пятницу на Гран-при Великобритании-2014 на «Сильверстоуне», – вспоминал Каллум в интервью для Autosport. – Он спросил, сколько мне лет. И такой: «Окей, ты поедешь в «Ф-3». Ага, разумеется».
Айлотту на тот момент исполнилось 15 – обычно в таком возрасте пилоты хотя бы сезон тратят на обкатку в «Ф-4» просто для привыкания к болидам на открытых колесах. Ведь разница между ними и картом колоссальная – как минимум в наличии аэродинамического обвеса и подвески: они кардинально меняют перераспределение веса на торможениях и разгонах, а также на скорость в поворотах.
Но «Ред Булл» рискнул – из-за Ферстаппена.
«Очевидно, Макс сделал то же самое за год до меня, – объяснил Каллум. – И, конечно, я не стал противиться. Но, да, честно говоря, на самом деле я даже не представлял, во что меня окунут. Я хорошо выступал в картинге, сильно провел предсезонку. Не понимал, насколько реально сложно будет. Просто у меня нет гоночного окружения. Так что когда мне говорят «ты это можешь», я такой : «я могу». Пришлось учиться и открывать все самому – все подходы в автоспорте».
Айлотт набрал очки только в 11 гонках из 33-х и лишь раз оказался на подиуме – и потому Марко быстро потерял интерес. Каллума отчислили из программы.
«Я не жалею, – оценивает британец короткий период в «Ред Булл». – Думаю, это судьба».
Новый шанс подвернулся только через пару лет: шеф Академии «Феррари» Массимо Ривола приехал на гонку «Ф-3» посмотреть на прогресс слушателя программы Чжоу Гуаньюя, а заметил его напарника – Айлотта.
«Помню, как говорил с ним, – рассказал Каллум. – Я попал в аварию, когда лидировал в гонке. Он подошел и такой: «ты такой ********* быстрый, тебе не нужно вообще рисковать, просто расслабляйся немного». И еще: «Я бы хотел видеть тебя в нашей Академии».
«Ред Булл» добился огромного успеха с молодежной программой, но это было очень… К тебе приставляют личного тренера, который повсюду с тобой, тебе нужно много работать на симуляторе и все такое. Но на тебя вываливается много индивидуальной работы: нужно самостоятельно заниматься саморазвитием и вот так работать.
Подход работает с некоторыми, но не со всеми. Я, например, оказался слишком юным, чтобы выжать максимум из такого, и просто реально не понимал, что от меня требуется.
Сейчас я с «Феррари» уже 3 или 4 года. Я наслаждаюсь. Программа «Феррари» всегда заключалась на идее терпения, предоставления времени, возможности на привыкание и обучение. И вот это сработало отлично».
Сдержанный подход Скудерии приносит результаты: после Жюля Бьянки итальянцы довели до «Ф-1» суперталантливого Шарля Леклера, а также нашли места в чемпионате Мику Шумахеру и Антонио Джовинацци. Возможно, не всех пилотов Академии ждет великое будущее в главных гонках мира, однако шансов проявить себя им дают куда больше, чем в системе «Ред Булл».
«Мерседес» взял стритрейсера-рентача в «Ф-2». Он гонял по 300 км/ч на дорогах, но €2 млн перевесили
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; globallookpress.com/Dppi/Sebastian Rozendaal – China, imago sportfotodienst
Квята и Сайнса вели чуть ли не с картинга, через формулу-БМВ, формулу-рено, бф3, гп3 и мировую серию. Потом же Марко смекнул что может просто предложить кокпит в торо россо самородку за полгода до дебюта и на этом все.
Но при старом подходе у РБ был профицит классных пилотов. Можно было легко и без сожаления убирать Буэми или Верня. Не повышать да Кошту. Зачем? На подходе всегда были и Квят, и Сайнс, и Гасли.
Сейчас такого нет. Но и второго Ферстаппена не видно. А Цунода, Випс или Лоусон это истории в лучшем случае близкие к Квяту
Автор, прокачай своё знание истории Ф1. Никакой программы Phillip Morris (она же Marlboro) не было, был Джон Хоган - австралиец, директор по маркетингу табачной компании Phillip Morris. Именно Хоган был инициатором того чтобы Marlboro выступала спонсором как команд,, так и отдельных гонщиков, таких как Фиттипальди, Хант, Лауда.. McLaren взяли Жиля по совету Джеймса Ханта, но не решились продлевать с ним отношения после дебютной гонки..
Единственной реально существовавшей программой подготовки в 70-е была программа французской компании Elf - Volant Elf, которая подготовила (реально подготовила - устраивала отборы, обучала, поддерживала команды в младших сериях и спонсировала на начальном этапе Ф1) огромное количество в основном французских гонщиков. В их числе были Патрик Тамбэ, Дидье Пирони, Алан Прост, Алан Ферте, Паскаль Фабр, Оливье Груйар, Поль Бельмондо, Эрик Бернар, Эрик Кома, Оливье Пани... Число слушателей этой программы доходило до 200 человек за сезон..
Свой Боттас в РБ у кого очки будет отбирать? Если цель чемпионство, то надо отбирать очки у Льюиса. А для этого нужен второй Макс. А не Боттас, Перес, Албон.
ещё один момент про то, что "психосоставляющую никогда не стоит исключать".. почему-то когда говорят про Квята обязательно говорят про серьёзный прессинг, про тяжелую психологическую ситуацию.. а что у остальных не бывает сложных моментов в жизнь? на них нет никакого давления? а как быть с гонщиками 60-х, 70-х, которые выходили на старт после похорон своих коллег и друзей с постоянным риском стать следующим в списке погибших пилотов? в каком состоянии стартовали они?
а на деле 17/18-летний Макс набрал очков больше, чем его напарник Сайнс и пара Квят - Вернь (сезон-2014) вместе взятые..