Монца 91-го. Ревели моторы, плакали трибуны, ошибался Сенна, доминировал Мэнселл и дебютировал Шумахер за «Бенеттон»
Гран-при Италии и трасса Монца всегда были синонимом скорости, независимо от внимания, которое уделялось на протяжении многих лет, и гонка этого года не разочаровала мир «Формулы-1», хотя и оказалась полной катастрофой для болельщиков «Феррари». Никогда еще они не были такими тихими, их единственный момент радости был, когда Рикардо Патрезе вырвался вперед от Сенны и лидировал в течение одного круга, но даже тогда радость толпы выражалась относительно вежливым маханием руками, не было криков, воплей и прыжков вверх и вниз, и это было действительно из вежливости к настоящему итальянскому гонщику на англо-французской машине. Если бы он был на «Феррари», они бы все равно аплодировали!
В пятницу собралась большая толпа, настроенная оптимистично, какими могут быть только итальянцы, но все они уехали домой в очень плохом настроении. Жан Алези был пятым, а Ален Прост шестым после первой квалификационной сессии, которая была особенно аккуратной и опрятной и представляла собой пример квалификации в лучшем виде, но не для итальянцев. Немногие из них вернулись в субботу, и большинство из них, вероятно, провели грустный день перед телевизором, поскольку местный канал гарантировал показ каждой минуты квалификационного часа в прямом эфире.
Выходные начались с проблем для «Феррари». Фанаты покидали трибуны
Утренние тесты в пятницу вскоре показали, что только «Уильямс-Рено» и «Макларен-Хонда» полностью владеют ситуацией, а остальные являются аутсайдерами, относительно, и соревнование будет идти о мощности и эффективности двигателя, поскольку дни, когда мощность была превыше всего, похоже, прошли. Сегодня вам нужна мощность, но, кроме того, это должна быть полезная мощность, или, как говорят японцы, двигатель также должен иметь хороший крутящий момент, чистый беспрепятственный подхват и отклик дроссельной заслонки, и все это может быть достигнуто с помощью электронных компьютеризированных блоков управления двигателем. Американцы, вероятно, сказали бы, что двигатель должен быть "дружественным к пользователю". Кроме того, пока блок управления говорит двигателю и его вспомогательному оборудованию, что делать, ваша телеметрия на автомобиле может передать все это обратно на пит-лейн, где инженеры могут убедиться, что все в порядке. Пилот может продолжать движение, если на его приборной панели не мигают оранжевые или красные огни.
Благодаря такому мотору любая команда может получить преимущество. Если инженеры смогут сделать эффективное шасси и аэродинамику, то тогда общий пакет сможет использовать всю мощность двигателя для ускорения и максимальной скорости, а эффективный двигатель позволит автомобилю начинать гонку с меньшим весом топлива. В настоящее время таким автомобилем, похоже, обладает лишь «Уильямс». При этом у них есть два пилота, которые способны давать результат, в то время как у «Макларена» есть только Сенна, а вот Бергеру явно не хватает той крошечной частицы вдохновения и волшебного прикосновения. Прост и Алези в «Феррари» могут сделать немногое, кроме как тщетно пытаться не отстать.
Сенна сохранил лидерство со старта. Вторым шел Мэнселл, а третьим Патрезе
Тестирование и квалификация к Гран-при Италии подтвердили все вышесказанное, как показывает стартовая решетка. В гонке за победу боролись лишь «Уильямс» и «Макларен», в то время как Прост смог занять третье место лишь благодаря ошибкам других. Сенна лидировал со старта, Мэнселл преследовал его, но бразилец, казалось, хорошо контролировал ситуацию, когда они проезжали трассу со средней скоростью почти 241 км/ч (мимо главной трибуны со скоростью 313 км/ч). Как всегда, Монца была быстрой, а кроме того, в ней происходила яростная борьба между двумя философиями моторов. Моторы ревели очень классно. Не хватало лишь криков толпы. Патрезе далеко не уезжал от своего напарника. Бергер снова был слишком далеко позади, чтобы хоть как-то помочь своему лидеру команды, но, по крайней мере, он опережал «Феррари». Вскоре после старта Алези выехал за пределы трассы, а затем совершил пит-стоп для ремонта и замены шин, так что к тому времени, когда гонка пришла в норму после потасовки на первом круге, француз был на последнем месте и тщетно пытался наверстать упущенное время. Тьери Бутсен из «Лижье» сошел уже после первого круга. Затем вылетел пилот «Джордана» Роберто Морено.
В результате переговоров за дверями акул бизнеса Михаэль Шумахер перешел из «Джордана» в «Бенеттон». То есть произошел обмен на Роберто Морено. Для СМИ, которые больше интересуются людьми и деловыми маневрами, чем автогонками или гоночными автомобилями, эта странная ситуация между гонщиками «Джорданом» и «Бенеттоном» казалась более важной, чем бескомпромиссная гоночная битва между «Маклареном» и «Уильямсом». Шумахер в своей дебютной гонке за «Бенеттон» квалифицировался седьмым, уступив лишь Сенне, Мэнселлу, Патрезе, Бергеру и Просту. Впечатляющий результат. Молодой человек, за которым стоит внимательно следить. Но серьезные дела разворачивались впереди, где лидеры начинали обходить круговых. Сенна все еще лидировал, а Патрезе приблизился к Мэнселлу. Оба пилота «Уильямса» стали мелькать в зеркалах бразильца. Это продолжалось около десяти кругов, и хотя Сенна выглядел уверенным, что сможет удержать их, было ощущение, что ему не помешала бы помощь Бергера, но австриец был слишком далеко позади, хотя и на четвертом месте, чтобы чем-то помочь. Пилоты «Уильямса» с каждым кругом выглядели все опаснее и опаснее.
Михаэль Шумахер дебютировал за «Бенеттон» очень успешно
На 19-м круге Мэнселл решил сделать передышку и дать шинам и температуре немного отдохнуть, потому он пропустил Патрезе на второе место, чтобы тот продолжил преследование Сенны, что тот и сделал, благородно и с настоящей агрессией, ведь, в конце концов, это был его домашний Гран-при в Монце, на родине итальянских автогонок. На протяжении семи кругов Патрезе не отпускал Сенну и все время наседал на него, но чемпион мира держал его на расстоянии, пока на 25-м круге Патрезе не обогнал «Макларен» на торможении. Не многие гонщики могут утверждать, что им удалось обогнать Сенну в любом месте, но Патрезе заслужил медаль в этом случае. В течение одного великолепного круга он лидировал на Гран-при Италии, и он действительно заслуживал этого, но на следующем круге в шикане произошла катастрофа, когда третья передача не была выбрана должным образом. Задние колеса заблокировались на долю секунды, и машину закрутило. В мгновение ока Сенна и Мэнселл оказались рядом, поскольку британец все еще был близок к лидеру, хотя и "взял передышку". Патрезе поймал машину в повороте и закончил этот круг на третьем месте, но на следующем круге его уже не было, трансмиссия полностью отказала. Доблестная гонка закончилась.
Мэнселл вернулся в игру. На решающей шикане в задней части трассы у Сенны заблокировался левый передний тормоз, и с дымом, валившим из шин, и эффективным торможением только на трех колесах ему пришлось глубоко войти в поворот перед поворотом, и это было все, что нужно Мэнселлу. «Уильямс» прошел поворот и вышел в лидеры. Из-за заблокированного тормоза левая передняя шина «Макларена» пришла в негодность. Сенна сразу же оценил ситуацию и поехал на пит-лейн за новым комплектом шин. Сама остановка заняла менее шести секунд, что было блестящей работой механиков, но замедление до остановки и повторное ускорение означало, что Сенна опустился на пятое место, когда он вернулся на трассу. Оставалось 19 кругов, и Мэнселл имел более 12 секунд преимущества над Простом, когда «Феррари» уже не представляла никакой опасности. Бергер шел одиноко на третьем месте, а Шумахер на четвертом, но ненадолго, так как Сенна вернулся к темпу Мэнселла.
Патрезе прошел Сенну, но круг спустя ошибся, пропустив его вперед. Затем ошибся Сенна и в лидеры вышел Мэнселл
Все это волнение в лидирующей группе, которое действительно имело значение, полностью затмило остальную часть поля. Так остался незаметным сход Сатору Накадзима из-за дроссельной заслонки. Эрик Бернар припарковал свою «Лолу» на обочине из-за отказа мотора. Алези, который заехал на пит-лейн с таким количеством масла, вытекающего из задней части его «Феррари», что маршал с ведром порошка следовал за ним до тех пор, пока механики не затолкают болид в боксы. Лучшим из остальных сегодня был новичок «Бенеттона» Михаэль Шумахер. Даже лидер команды трехкратный чемпион мира Нельсон Пике не мог ему ничего противопоставить. Немец провел всю гонку в одиночестве, проезжая круги за 1:28, в то время как Сенна шел за 1:27.6. Бразилец, конечно, смог его пройти, но в свой актив немец записал пятое место уже во второй гонке в карьере, причем сделал он это, стартовав седьмым. Шумахер завоевал первые очки в своей долгой карьере.
Вернемся к самой гонке. Мэнселл ни разу не ошибся, а болид «Уильямса» работал безупречно. Сенна проходил круги на две или три десятых секунды быстрее Мэнселла, но этого было недостаточно, чтобы серьезно повлиять на преимущество, которое было у Мэнселла. Сенна обошел Шумахера на 37-м круге, Бергера на 41-м круге и Проста на 46-м круге, но в конце 53 круга до победы ему не хватило 16,2 секунды, что по современным стандартам Гран-при означает целую жизнь. Сенна показал быстрейший круг, проехав за 1:26.061, что соответствует средней скорости 242 км/ч, в то время как средняя скорость Мэнселла составила 236 км/ч. Оба результата были рекордными. В квалификации Сенна проехал круг за 1:21.114, что соответствует средней скорости 257 км/ч. Гонка на Монце вышла жаркой. Даже те, кто не был в первых рядах, немного запыхались на финише. Пике финишировал шестым на втором «Бенеттоне» после вращения и пит-стопа для установки новых шин. Андреа де Чезарис смог провести гонку вообще без пит-стопов и финишировать в нескольких секундах позади от Пике. Иван Капелли финишировал 8-м. Пилоты «Брэбема» работали быстро и надежно, но потеряли много времени на пит-стопах для установки новых шин. Последним классифицированным пилотом стал Никола Ларини на «Ламборгини».
Сенна смог вернуться на вторую строчку, но Мэнселла уже было не догнать
Через неделю будет обзор гонки в Спа. Будут ли еще рассмотрены гонки этого сезона неизвестно, а потому самое время вспомнить статистику сезона. Участие принял 41 пилот! Классифицированы были 36 пилотов. Очки набрали лишь 24 пилота. Причем Джанни Морбиделли набрал лишь 0.5 очка. По одному очку набрали еще 6 пилотов. По два и четыре очка – по 3 пилота. Больше десяти очков набрало всего 7 пилотов! На шестой позиции завершил карьеру Нельсон Пике. Сезон стал дебютным для будущих чемпионов мира Хаккинена и Шумахера. Мэнселлу остается подождать лишь год, чтобы наконец-то стать чемпионом мира. Да, он выиграл титул на самовозе, как сейчас бы его назвали, но ведь он этого заслужил титула. В 86-м британец проиграл Просту всего два очка, в 87-м проиграл Пике менее 20 очков, при этом пропустив два Гран-при из-за травмы. В 91-м же с 5-ю сходами (2 по собственной вине) против 1-го у Сенны бился за титул до той самой обидной дисквалификации.
И до сих пор после Мэнселла, который в 41 год взял поул и выиграл гонку, никто не мог повторить его успех. Сможет ли Алонсо, посмотрим…