Валентино Росси и его недостижимая мечта
1998-й год...В наш дом приходит кабельное телевидение, и вместе с ним канал «ТВЦ», гонки «Формулы-1» и передача «Хроно» с Алексеем Поповым. Я, будучи 11-летним подростком, не пропускаю ни одного выпуска, и вдруг в одном из них Алексей Попов рассказывает о восходящей звезде итальянских мотогонок Валентино Росси.
Не знаю как, не знаю почему, но однажды на телеканале «Евроспорт» я случайно попадаю на трансляцию мотогонок в классе 250 «кубиков», в котором тогда выступал Валентино. Достаточно было посмотреть одну его гонку, чтобы кусочек сердца безнадёжного фаната «Формулы-1» и Михаэля Шумахера отныне принадлежал худощавому итальянскому пареньку с серьгой в ухе, забавной внешностью и приятной улыбкой.
Он отличался от всех других гонщиков: своим шлемом, ритуалами перед стартом, своим атакующим и смелым стилем пилотирования, обгонами на поздних торможениях и, конечно, знаменитыми шоу после финиша. Он выходил на подиум в шортах и шлёпанцах, с луком в роли Робина Гуда или иногда устраивал забавы на грани фола, забегая в туалетную кабинку на круге почёта или проезжая круг после финиша гонки с резиновой женщиной. Ну кто ещё мог позволить себе такое, даже в «младших» сериях?
В 1999-м Валентино Росси стал чемпионом мира по мотогонкам в классе 250 «кубиков», но его уже ждал старший класс чемпионата, знаменитые «пятисотки», в котором как раз царило безвластие после травмы и последующего окончания карьеры австралийца Мика Дуэна. И соперник у Росси уже был подходящий — соотечественник Макс Бьяджи, по прозвищу «Римский император», буквально уничтоживший соперников в младших классах.
В 2000-м под приход Росси в «королевский класс» была создана частная команда “Хонды», а его гоночным инженером стал легендарный Джереми Бёрджесс, работавший ранее с Миком Дуэном и задержавшийся в мотогонках, чтобы поработать с вундеркиндом из Тавулии...
Девять гонок и несколько аварий в старшем классе понадобилось Валентино, чтобы привыкнуть к мотоциклу и одержать свою первую победу, на знаменитой трассе «Донингтон Парк». Ну а потом «Доктор», это знаменитое прозвище Росси, вошёл во вкус и начал периодически подниматься на подиум и одерживать победы, конечно со своими знаменитыми шоу после финиша.
Всё, что было потом, уже стало легендой. Стартовый номер Росси, «46» стал ассоциироваться со скоростью и самим классом, который с 2002-го стал называться MotoGP. «Евроспорт» в те годы начинал трансляции за несколько часов до старта, ещё с уорм-апа, и каждое такое воскресенье я старался включить телевизор, как можно раньше, чтобы увидеть очередной шедевр в исполнении Валентино.
На пути к своему первому титулу в 2001-м Валентино Росси сломил сопротивление заклятого врага Макса Бьяджи, ещё одного соотечественника Лориса Капиросси и в 22 года ворвался в пантеон чемпионов.
Но это было только начало...Сезон шёл за сезоном, и Валентино Росси всегда оставался фаворитом и творил чудеса на гоночной трассе. Тотальное доминирование в сезоне 2002-го сменилось напряжённой схваткой с испанцем Сете Жибернау в 2003-м. Их бескомпромиссные дуэли навсегда остались в памяти тех, кто это видел, а я иногда вместо того, чтобы готовиться к выпускным экзаменам, часами смотрел трансляции с автодромов из разных точек планеты, чтобы ещё раз увидеть в деле «Доктора» и как будто пережить с ним очередную схватку с соперниками, среди которых был не только Жибернау, но и всё те же Макс Бьяджи и Лорис Капиросси.
Валентино — это всегда были эмоции, переход из всепобеждающей «Хонды» на среднюю «Ямаху» в 2004-м казался нелогичным, но только Росси мог сотворить чудо, выиграв первую же гонку на мотоцикле новой команды. После той победы в Южной Африке Валентино плакал сразу после финиша, и этот момент остался одной из вершин в творчестве «Доктора».
Яркие гонки, бурная личная жизнь «Доктора», крепкая дружба с друзьями детства, включая закадычного приятеля Алессио Салуччи по прозвищу «Уччио», - всё это составляло образ «Доктора». Казалось, что Валентино Росси был просто парнем с соседнего двора, только двор этот находился на побережье Адриатики.
Итальянцы сходили с ума после каждой победы своего кумира, болельщики Росси в 2000-е каждый год под завязку заполняли трибуны в родном Муджелло. Да что там Италия, его знал весь мир, от Америки до Австралии. Легендарные шутки и розыгрыши Росси крутили в повторах на «Евроспорте» и в только становящемся популярном YouTube, и этот образ человека, который вот сейчас дурачится перед камерой, а через 15 минут бьётся на скоростях за 300 километров в час за очередную победу делал из него в глазах болельщиков не просто победителя, а супермена!
За честь пообщаться с Росси считали звёзды кино и спорта, среди которых Том Круз и Марко Матерацци, а напарник по «Ямахе» Колин Эдвардс как-то назвал Валентино GOAT – Greatest of All Times, то есть величайшим за все времена. Но старый шутник Эдвардс не был бы Эдвардсом, если бы не заложил в эту шутку двойной смысл — по-английски goat это ещё козёл!)
С каждой победой, с каждым чемпионатом перед «Доктором» маячил другой образ и другой недостижимый соперник — ещё один великий итальянец, Джакомо Агостини. Его статистика кажется невероятной — 8 чемпионских титулов в старшем классе мотогонок и 122 победы за карьеру. В мире мотогонок его называли «Божественный Аго», и где-то в глубине души Росси хотел превзойти его достижения. Один за другим он опережал по разным показателям «звёзд» прошлого — Джона Сетриза, Майка Хейлвуда, Уэйна Рэни, но звезда Агостини казалась ещё очень далёкой.
Победив в 2005-м, Росси сравнялся по количеству чемпионских титулов с великим Миком Дуэном, и казалось, что в 2006-м его победная поступь продолжится. Но кто бы мог подумать, что дуэт бывшего напарника по «заводской» «Хонде» американца Ники Хэйдена и 20-летнего дебютанта MotoGP Дани Педросы постарается остановить великого чемпиона.
Тот 2006-й навсегда останется в моей памяти, если я не мог посмотреть гонку в прямом эфире, то делал это ночью или утром. На экваторе чемпионата отставание Росси от Хэйдена казалось безнадёжным, но только Валентино смог собраться и с неизменной улыбкой провести несколько красивых гонок и выйти в лидеры перед финалом сезона в испанской Валенсии. Перед стартом каждой гонки второй половины чемпионата на «Ямахе» Росси были нанесены цифры отставания от Ники Хэйдена, и этот обратный отсчёт доказывал, сколь целеустремлённым бойцом является Валентино.
После падения в Валенсии Росси смог финишировать лишь 13-м и потерял чемпионат, ну а на следующий год в MotoGP безраздельно доминировала новая «звезда» - 21-летний австралиец Кейси Стоунер и его сверхмощная Ducati. Вообще в те годы мир MotoGP стремительно помолодел — к Педросе и Стоунеру присоединился ещё юный уроженец Мальорки Хорхе Лоренсо, ставший в 2008-м напарником Росси по «заводской» «Ямахе».
К началу сезона 2008-го Валентино было 29 лет, по меркам мотогонок не самый юный возраст, и никто бы не удивился, что «молодые львы» будут править бал в чемпионате. Но Валентино Росси смог собрать волю в кулак и вырвать ещё два чемпионата, в 2008-м и 2009-м. В эти два года мы видели знаменитую стену в боксах «Ямахи», великий обгон Кейси Стоунера в «Штопоре» и всё новые и новые победы. По числу побед Росси опередил уже легендарного испанца Анхеля Нието, по количеству побед в чемпионатах до Агостини оставался всего лишь шаг, и казалось, что мы увидим, как падёт последний из великих рекордов «Божественного Аго».
Но увы, мечта иногда должна оставаться мечтой. Обидный перелом ноги в 2010-м лишил Валентино шансов побороться за восьмой титул. Он тренировался, как одержимый, чтобы побыстрее вернуться на трассу и поднялся на подиум через пару гонок после возвращения, но Хорхе Лоренцо был слишком далеко впереди на пути к своему первому титулу.
Впереди у Росси был переход в «Дукати», который не принёс великому чемпиону ничего, кроме пары подиумов, множества разочарований и чудовищной аварии на «Сепанге», в которой погиб ученик и товарищ Росси Марко Симончелли.
Возвращение в «Ямаху» в 2013-м в 34 года кому-то могло показаться утопичным, но только не старым поклонникам таланта Валентино. Они знали, что этот парнишка с бензином в крови вырос в неуступчивого бойца, который будет всегда идти за своей мечтой, мечтой о восьмом титуле. Он начал всё заново, редкие подиумы, потом победы, соперничество с «звездой» абсолютно нового поколения — юным Марком Маркесом. Как все мы, каждый из нас, желали Росси восьмого титула в 2015-м, но увы, судьба-злодейка и сговор Маркеса и Лоренцо на «Сепанге» лишили нас этого чуда.
Вале повзрослел, запустил собственную Академию пилотов, стал владельцем команд в младших сериях, поднимался на подиумы и одерживал редкие победы, но, поняв, что молодое поколение, многие представители которого родились, когда он одерживал первые победы, просто быстрее, объявил 5 августа 2021 года об уходе из мотогонок после окончания сезона.
Что остаётся нам — пожелать Валентино успеха в дальнейшей деятельности, чем бы он не занимался, ведь мы знаем, что талантливый человек талантлив во всём. После тестов за рулём гоночной Ferrari в 2006-м с ним хотел подписать контракт глава «Скудерии» Лука ди Монтедземоло, но Валентино остался верен двум колёсам, хотя уход Михаэля Шумахера из «Феррари» открывал ему возможность занять место в кокпите красной машины. Кто знает, почему Росси тогда отказался от предложения «Скудерии»: возможно, он понимал, что ему предстоит заново учиться слишком многому, а возможно верил в мечту о восьми титулах, которой суждено было остаться лишь мечтой...