30 лет назад Мэнселл выиграл все сессии в Великобритании. «Либо ты финишируешь в тройке, либо ты часть безликой толпы»
Сильверстоун 14 июля. Ранее в обзоре Гран-при Монако 1991 года про Сенну, «Хонду» и «Макларен» было написано следующее: «Когда кто-то появляется и побеждает это трио честно и безоговорочно, а не по счастливой случайности или неудаче, это будет чем-то особенным, какая бы команда или пилот это не сделали». Сегодня именно тот случай. В день гонки на трассе собралось 150 000 болельщиков, чтобы увидеть Гран-при Великобритании на реконструированной трассе Сильверстоун. Героем дня же стал Найджел Мэнселл за рулем «Уильямса-Рено».
Мэнселл был лучшим в пятничной утренней тренировке, затем в пятничной квалификации, лучшим в субботней утренней тренировке и субботней квалификации. В воскресенье показал лучшее время во время утренней разминки перед гонкой. Как вы уже поняли и лучший круг в гонке, который стал рекордным. Средняя квалификационная скорость составила 232 км/ч, а гоночная – 217 км/ч. Найджел Мэнселл воспользовался по полной поддержкой родных трибун.
Мэнселл проиграл старт Сенне, но быстро смог вернуть позицию
Вы спросите, что остальные? Они изо всех сил старались, но не смогли остановить стремительный пилотаж британского пилота. Команда «Уильямс-Рено» уже демонстрировала скорость на Гран-при Сан-Марино, а затем в Монако. На Гран-при Канады вообще все вопросы отпали. Сенна был лишь третьим. Но воплотить весь свой потенциал в победу удалось лишь на Гран-при Франции. Следующий этап проходил на родине в Великобритании и закончился доминированием. Потребовалось несколько гонок, а именно почти полсезона, чтобы наконец, сложить все в единую картинку. Было бы слишком просто сказать, что шасси «Уильямса» лучше, чем «Макларена», или что двигатель «Рено» V10 развивает большую мощность, чем «Хонда» V12. Лишь внимание к деталям позволило им начать побеждать. В то время как Патрик Хед и Эдриан Ньюи работают над автомобилем и всеми его сложностями и аэродинамикой, Бернард Дудо и инженеры «Рено» совершенствуют мотор не только в поисках большей мощности и крутящего момента, но и в поисках большей эффективности. Более экономичный мотор позволяет «Уильямс» начинать гонку с меньшим количеством топлива. Большая мощность позволяет бороться с лобовым сопротивлением. Если пилот будет экономить по десятой на переключении передач, то за 100 переключений уже будет солидное преимущество. Превосходство над конкурентами в «Формуле-1» стало возможно лишь благодаря гармоничному сотрудничеству «Уильямса» и «Рено».
То, что Найджел Мэнселл сможет использовать все эти небольшие преимущества в полной мере в своем стремлении к победе, никогда не вызывало сомнений, хотя в трудные времена бывали моменты, когда нельзя было не задаться вопросом, действительно ли он понимает инженерную философию «Уильямса» и «Рено». Но неважно, он проделал почти идеальную работу на Гран-при Великобритании, к радости, тысяч его горячих болельщиков. Почти, потому что он не очень хорошо стартовал, когда зажегся зеленый свет, что позволило Айртону Сенне со второго места пройти его, но Найджел смог отыграть позицию, чтобы создать отрыв от соперника. Сенна планировал экономить резину, чтобы на протяжении 59 кругов не останавливаться в надежде, что Мэнселлу придется остановиться для замены шин. При этом «Макларен» уступал «Уильямсу» во всех сессиях, в том числе в субботней квалификации, как бы ни старался бразилец. Все, кто видел квалификацию, знают, что он очень старался.
«Макларен» привез на Гран-при сразу пять болидов и несколько моторов
Немного цифр, который сейчас вас удивят. На это уик-энд команда «Макларен» подготовила сразу пять болидов! «Хонда» привезла парочку моторов. В итоге Сенна мог выбирать из трех машин, а его напарник Берегер из двух. Один мотор взорвался в пятницу на болиде австрийца, а второй на машине бразильца в субботу. За мощность моторов приходилось расплачиваться надежностью.
Напарник Мэнселла не мог ему помочь в гонке, потому как Бергер влетел в того в первом повороте, что завершилось сходом для итальянца. Австриец же погнался за Роберто Морено на «Бенеттоне». Сейчас пилоты «Макларена» уступали Найджелу. Вообще в первом повороте произошло несколько контактов, что немного испортило им гонку.
На первом отрезке Мэнселл был в своем классе, неустанно отрываясь от Сенны, который, казалось, довольствовался темпом, обеспечивающим ему надежное второе место. В то время как пилоты «Феррари» Прост и Алези оторвались от Маурисио Гужельмина на бирюзовом «Лейтон-Хаусе». Смогли пройти Роберто Морено на «Бенеттоне» и приблизиться к Бергеру. Оба пилотировали финальную спецификацию машины на сезон, представленную ранее на Гран-при Франции. В эти же выходные была готова третья, то есть запасная машина. Сильверстоун был перестроен. Появилось много быстрых поворотов, что не очень хорошо сказалось на «Феррари».
Бертран Гашо за рулем «Джордана» смог отыграть десятки позиций
Борьба с Патрезе в первом повороте повредила переднее колесо Бергеру, что вызвало неприятную вибрацию, поэтому, прежде чем два пилота «Феррари» настигли его, он замедлился и направился в пит-лейн для замены колес, что отбросило его на шестое место. Впереди ехал Пике, которые ранее пострадал на первом круге. Бергер быстро смог вернуть себе позиции. В это же время позади на «Джордане» прекрасно шел Бертран Гашо. В тот момент он был лучшим из остальных. На старте он попал в замес, потом его развернуло, что отбросило его на 24-е место. Медленнее был лишь пилот «Футворка» Микеле Альборето.
Продвижение Гашо было довольно интересным. Он обгонял одного за другим. Уже к 22-му кругу он оказался на седьмом месте позади Пике. Оба «Джордана» были хороши в квалификации. Их стабильность в скоростных поворотах впечатляла. Андреа де Чезарис шел на восьмой позиции, но его задние шины сильно износились, и ему пришлось остановиться для замены шин, что отбросило его далеко назад, но затем он также начал отыгрываться. Все закончилось тем, что в задней части машины что-то сломалось, и она на большой скорости врезалась в барьеры. Пилот не пострадал.
Впереди Найджела Мэнселла подбадривали толпы зрителей по всему автодрому и, несомненно, многие миллионы людей, сидящих перед своими телевизорами, но все было под контролем. Некоторые из менее успешных гонщиков не контролировали ситуацию: Иван Капелли промахнулся с переключением передач при приближении к первому повороту и вылетел в гравий, что означало сход. Морено опережал своего напарника Пике, но затем из машины повалил дым. Это было масло, вытекающее из коробки передач, и через несколько кругов произошло неизбежное. Хорошее выступление Гужельмина закончилось, когда он совершил пит-стоп для смены шин, который прошел не слишком гладко, а затем под кузовом оторвалось днище, аэродинамические удары и вибрация почти раздробили ноги бразильца, и он был вынужден сдаться.
Одинокий «Футворк» и одинокий «Лижье», прошедшие квалификацию, исчезли с горизонта. Мартин Брандл за рулем «Брэбема-Ямахи» сошел с дистанции из-за дросселя. Напарник по команде Марк Бланделл большую часть времени держался рядом с ним и фактически поднялся до восьмого места в какой-то момент, но пит-стоп отбросил его на 12-е место. Когда до финиша оставалось всего шесть кругов, мотор отказал.
Жан Алези врезается в кругового и сходит
Пилоты «Феррари» преследовали Бергера. На старте был быстрее Прост, но Алези был с этим не согласен, что закончилось обгоном. Они оставались в таком порядке до тех пор, пока не начали обгонять гонщиков в середине поля.
Алези столкнулся с круговым Агури Судзуки на «Лоле-Форд». Прост отреагировал на удивление быстро и избежал обломков, перейдя на третье место, а Алези был вынужден сойти.
После своего пит-стопа Бергер смог впечатляюще догнать Проста и пройти его на 43-м круге, чтобы вернуться на третье место после Сенны. Все было бы хорошо, но Мэнселл был далеко впереди них обоих, практически вне их поля зрения. Скорее для подстраховки, чем по необходимости, Мэнселл сделал остановку для установки нового комплекта шин. Британец выехал впереди Сенны. На последних кругах Мэнселл почувствовал, что его механизм переключения передач подает признаки проблемы, поэтому он ехал так осторожно, как только мог, имея достаточное преимущество над Сенной, чтобы немного сбросить скорость и делать меньше переключений.
Пике сменил шины, в результате чего он снова оказался между Моденой и Накаджимой. Когда бразилец собрался пройти Модену, к ним подъехал Мэнселл, чтобы пройти сразу обоих. Пике применил свое огромное мастерство, чтобы воспользоваться создавшимся "трафиком" и обойти пилотов «Тиррелла». При этом они все стали круговыми. За четыре круга до конца гонки Пике пошел Гашо, перейдя на пятое место, но, как он открыто говорит: «Бенеттону предстоит пройти долгий путь, чтобы стать настоящим лидером».
Пике прорывается в очки, в то время как Мэнселл продолжает уверенно лидировать
Когда Мэнселл начал свой последний круг, то сразу вспомнил Канаду, но на этот раз все сложилось. Под крики толпы британец пересек финишную черту. Бергер финишировал вторым, опередив Проста. Мотор Сенны же отказал, как позже выяснилось, из-за того, что в баке не было топлива, хотя бортовой компьютер утверждал, что в баке его было предостаточно! Бразилец ничего не мог сделать, кроме как почувствовать себя так же, как Мэнселл на последнем круге Гран-при Канады.
Мэнселл остановился и позволил Сенне забраться на машину, чтобы подвезти его. Тем временем восторженная толпа перевалила через ограждения и хлынула на трассу, демонстрируя энтузиазм, равный Гран-при Италии в Монце. Большая разница заключалась в том, что после окончания церемонии вручения призов все вернулись за ограждения, и две гонки поддержки, которые должны были завершить очень насыщенную программу, главной особенностью которой был Гран-при, смогли состояться.
Мэнселл должен был насладиться такой великолепной победой на глазах у родной публики, но не менее уместно было и то, что триумф «Рено» пришелся на 14 июля, "День взятия Бастилии", очень важную дату для французов. В начале сезона месье Патрик Фор, глава компании «Рено-Спорт», которая проектирует, создает и разрабатывает двигатели, сказал: «Если вы хотите создать себе имидж победителя в глазах общественности, вы должны быть в первой тройке. Все, что меньше этого, - вы просто один из безликой толпы». После победы в Мексике, Франции, а теперь и в Великобритании в "День взятия Бастилии" он должен быть доволен. Верно говорят, что «Рено» никогда не была частью безликой толпы, с тех пор как они начали выступать в «Формуле-1» со своим автомобилем с турбонаддувом. Тот памятный день состоялся на Гран-при Великобритании 1977 года.