Вот почему Боттас никогда не станет чемпионом «Ф-1»: бросает атаки на стартах, отпускает газ в схватках колесо в колесо, повторяет глупые ошибки
Экс-гонщик и технический эксперт «Ф-1» разнес амбиции второго пилота «Мерседеса».
Валттери Боттас уже пятый год гоняет в «Мерседесе» – лучшей команде современной «Формулы-1». Однако №77 запомнился только регулярными проигрышам и напарнику, неудачными стартами и безвольному подчинению командной тактике. Даже редкие победы финна не вносят динамику в развитие титульных схваток.
В результате создается ощущение, будто второй пилот семикратных чемпионов просто не способен сражаться за главный титул серии. Валттери становился вице-чемпионом лишь в самые доминирующие года «Мерседеса» (2019 и 2020), уступив Хэмилтону в первый из них почти 90 очков, а потом целых 124, а в 2021-м первые 5 Гран-при и вовсе вышли худшими за все годы соперничества с Льюисом.
Чемпионские амбиции Боттаса так вообще превратили финна в мем: слова двухлетней давности об апргрейде до версии 2.0 стали одним из главных приколов гоночной ветки интернета. А еще помните любимую победную цитату Валттери последних лет: «Всем моим хейтерам – идите ## ###!»? В 2019 году она прозвучала после побед в Австралии и Японии, а в 2020-м – после триумфа в России, но с учетом общей картины неудач финна (в среднем не больше двух побед за сезон), послание Боттаса выглядело довольно нелепо.
А после Гран-при Монако пошли слухи о раздумьях «Мерседеса»: чемпионы рассматривают вариант прощания с №77 по окончании года. И сенсацией возможное расставание не кажется.
Просто у Валттери при неоспоримой огромной природной скорости слишком много именно гоночных проблем – и как раз они никогда не позволят ему стать чемпионом. За них №77 регулярно разносит экс-пилот и технический эксперт «Ф-1» Джолион Палмер в шоу на F1 TV – и аргументы у чемпиона GP2 просто неоспоримы.
Боттас испортил несколько гонок из-за медленного старта
Валттери очень трудно дается самое начало заезда: чаще других финн не успевает вовремя нажать на газ. Ярчайший пример его ужасно медленного старта – Гран-при Венгрии 2019 года, где гонщик «Мерседеса» квалифицировался вторым, но за несколько секунд потерял место в тройке.
Пытаясь защитить позицию, Валттери влетел в первый поворот с блокировкой переднего правого колеса.
Хэмилтон тут же воспользовался ошибкой напарника и ринулся в атаку.
В отчаянной обороне №77 испортил еше и левую шину, все равно пустив Льюиса вперед.
«Боттас заблокировал оба передних колеса. Хэмилтон объехал его по внешней траектории, – описал Палмер. – Теперь у Боттаса спереди не осталось сцепления, и уверенность при торможении просто исчезла».
И действительно: Валттери тут же обонали оба пилота «Феррари»: сперва – Леклер.
Затем на прямой позицию у Боттаса забрал Себастьян Феттель.
В итоге пилот «Мерседеса» попал на длительный пит-стоп с заменой антикрыла после контакта с Шарлем и финишировал восьмым. И всему виной плохой старт: финн жаждал реванша и фактически убил гонку уже на первом секторе.
Еще один хороший образец проблем Боттаса – прошлогодний Гран-при Сахира. Тогда на него свалилась огромная ответственность: Льюис Хэмилтон пропустил гонку из-за ковида, и на его место посадили молодого и амбициозного Джорджа Расселла из «Уильямса». Опытный Валттери стал формально лидером команды и поначалу подтверждал временный статус поул-позицией. Но очередной проигранный старт вновь все расставил на свои места.
«Прямо в конце первой передачи, – объясняет Палмер, – он слышит всплески в моторе, и затем при переходе на вторую происходит пробуксовка. Возможно, он слишком сильно надавил на педаль газа в отчаянной попытке найти дополнительную мощность. Ведь на внутренней траектории был Расселл. Немного давления, осознание важности гонки, соперничество с напарником, к слову, хорошо проводящему уик-энд – да и еще впервые за рулем этого болида… (Расселл занял второе место в квалификации, уступив Боттасу всего 0,026 секунды)
Кроме того, Расселл находился на теоретически менее удобной траектории и без особых усилий вышел в лидеры ко второму повороту.
Затем Боттаса снова повело. Скорее всего, из-за слишком агрессивной атаки.
Валттери оказался главным лузером в первых поворотах: сначала он потерял лидерство, а потом чуть не опустился еще ниже».
Второй пилот «Мерседеса» просто не борется: в нужные моменты отпускает газ
Казалось бы, в распоряжении Боттаса самый доминирующий болид всех времен – можно требовать и соответствующие выступления. И ведь что-то у финна получалось: например, он показал яркую и достойную борьбу в 2019 году на Гран-при Великобритании: выиграл схватку за лидерству с напарником – многократным чемпионом Льюисом Хэмилтоном. Да и в США №77 доказал: обгонять он все-таки может.
Исторический момент в «Формуле-1»: Боттас обогнал Хэмилтона в борьбе за победу. Дважды!
Однако в 2020-м на все том же Сильверстоуне №77 словно «сломался».
«Я крайне разочаровался в Валттери Боттасе, – признался Джолион Палмер. – Некоторые моменты в его выступлении действительно удручают.
Значит, вот гаснут огни, и Валттери хорошо стартует, у него реально появляется шанс. Он едет бок о бок с Льюисом Хэмилтоном. Перед первым поворотом у него есть много места, можно зайти чуть пошире.
Но смотрите, что происходит дальше на апексе! Хэмилтон поворачивает. Боттас поворачивает... и просто отпускает газ. В очень скоростном повороте.
Вот что мы имеем к третьему повороту.
Хэмилтон чувствует себя спокойно. Нет нужды обороняться. Нет смысла даже смотреть в зеркала – Боттаса никогда не станет атаковать оттуда.
Думаю, многие другие пилоты выжали бы максимум в такой ситуации, но Валттери так сильно затормозил, что подарил Льюису полную свободу».
Ситуация точь-в-точь повторилась через этап – в Бельгии, когда после хорошего старта финн вновь на воспользовался моментом. Палмер отметил это:
«Преследуя Хэмилтона на подходе к «О Руж», Боттас получил превосходный шанс на прямой. И вот он все ближе и ближе...
А затем сам же отпускает соперника.
Причем он делает это слишком сильно. Ровно так же было в Сильверстоуне. Хоть «О Руж» – это поворот, куда надо входить плавно, это не значит, что нужно отступить. Боттас просто проиграл эту борьбу, и Хэмилтон уехал.
Даже в этом сезоне пилот «Мерседеса» продолжает упускать моменты. Отличный пример – Гран-при Португалии: Валттери убрался на безнадежную траекторию и слил шанс на контратаку, пропустив Хэмилтона.
Очередной провал Боттаса – недавний Гран-при Монако, где проблемы у обладателя поула – Шарля Леклера – позволили финну стартовать фактически не третьим, а вторым (первый слот остался пустым). У Валттери даже был шанс возглавить пелотон на самом старте, но он им не воспользовался.
«У Боттаса есть свободное пространство впереди, – оценивает ситуацию Палмер.
В Монако такая особенность: если ты стартуешь с нечетной стороны решетки, то расстояние до первого поворота короче. К тому же это гоночная траектория, и потому она лучше «прорезинена» – там больше сцепления.
И вот старт, Боттас атакует Ферстаппена.
Он подъезжает.
И отпускает газ…
Ферстаппен уезжает и заходит лидером в первый поворот. А Боттас еще и немного блокирует колесо, находясь в грязном воздухе за Максом.
Посмотрим еще раз на тот момент.
Ферстаппен довольно агрессивно смещался наперерез Боттасу, однако Валттери отступил, когда у него еще оставалось место. Он мог занять внутреннюю траекторию и сказать Ферстаппену: «Если ты продолжишь движение, мы столкнемся – и по твоей вине». А Ферстаппен в этом году сражается за титул – он не может позволить себе столкновение с Боттасом. Пришлось бы оставить сопернику место, но Боттас решил, что Макс этого не сделает.
Жаль, ведь у Валттери появился шанс захватить лидерство.
Если посмотреть на онборд Макса, видно, что он смещается в сторону Боттаса.
Но потом выравнивает руль и заворачивает немного влево, постоянно проверяя Валттери в зеркалах. Он понимает, что не должен попасть в аварию.
Ферстаппен оставляет Боттасу немного места, тот отступает, Макс говорит «спасибо» . В этот момент он уже не должен оставлять ему место, потому что Боттас находится позади.
Осторожность Боттаса делает его отличным вторым пилотом, прекрасным командным игроком: он не берет на себя лишние риски. Возможно, в борьбе за лидерство на старте в Монако – на трассе, где мы не видим обгонов – стоило рискнуть».
Валттери не выдерживает давление: в самые ответственные моменты допускает глупые ошибки
Иногда финн все же решается дать бой – однако получается все хуже и хуже.
К примеру, на Гран-при Айфеля 2020-го, даже взяв поул-позицию, Валттери все равно не справился в гоночных условиях с Льюисом Хэмилтоном. И, конечно, Палмер не мог пройти мимо:
«Боттас блестяще стартовал, сохранил лидерство. Он был первым 12 кругов, но давление со стороны соперника сделало свое дело: Валттери очень серьезно ошибся в первом повороте. Льюис находился в двух секундах от Боттаса и ни разу не пропадал из зеркал финна и сократил отставание до одной секунды.
Видно, №77 боролся со своими же шинами. Посмотрите на его правое переднее колесо, и вы увидите на нем темную линию.
На Нюрбургринге холодно, происходит гранулирование (причина появления той самой линии): сцепление слабеет, увеличивается вероятность блокировки.
Далее Боттас делает все так же, как на предыдущих кругах: тормозит в той же точке, но колесо блокируется из-за проблемы с шиной.
Валттери явно чувствовал давление Хэмилтона и старался ехать на пределе. В результате он убил резину. Льюис его прошел.
Все труды финна в квалификации и на старте ушли впустую».
Но еще хуже №77 выступил затем в Имоле. Боттас взял еще один поул, не потерял лидерство после старта, но жестко проехал по поребрику на втором круге и повредил днище.
В результате потерял немало прижимной силы и потерял скорость на остаток заезда. Следовавший позади Макс Ферстаппен догнал финна.
«Боттаса преследует Ферстаппен и даже проходит его, – удивляется Палмер. – Поразительно, что на 42 круге Валттери допустил ту же самую ошибку, что и на нескольких предыдущих.
Потому он и уступил Максу. Конечно, он управляет поломанным болидом, но это же абсолютно идентичная ошибка!
Единственным способом для Ферстаппена обогнать Боттаса в Имоле была ошибка №77: на этой трассе сложно обгонять. Они оба ехали на одинаковых шинах.
И ранее у Валттерио уже была небольшая блокировка.
И еще ранее другая – с выездом на гравий.
Даже с повреждениями можно следовать точкам торможения и не допускать таких оплошностей. А ведь это произошло после блокировок на Нюрбургринге, когда он отдал лидерство Хэмилтону. В итоге за пару гонок Боттас одинаковым путем проиграл кучу позиций. Здесь, например, он сломался под довольно большим давлением со стороны «Ред Булл».
Сегодня ситуация дошла до критической точки: Боттас уже не способен выжимать из болида максимум и даже бороться за победы. Валттери выглядит как сторонний наблюдатель, а не как претендент на титул в чемпионской команде.
«Боттас не любит бросать вызов Хэмилтону, – резюмировал ситуацию Палмер еще в 2020-м. – Он много болтает по радио – действительно много. Но в конечном счете мы никогда не видим от него борьбы в гонке. Валттери – быстрый пилот, он действительно давит на Льюиса по субботам, но по воскресеньям – нет. Для Хэмилтона все слишком просто.
В сражении с Хэмилтоном за титул Боттасу не хватает бойцовских качеств. Я никогда не говорил, что Боттасу не хватает скорости. Нет, он очень быстрый гонщик, он старается бросать Хэмилтону вызов. Но зачастую Боттас лишь говорит о том, что борется за титул – на деле же это происходит в гораздо меньшей степени, чем вам хотелось бы, если вы действительно хотите бросить Хэмилтону вызов – как это сделал Нико Росберг».
Но, может, именно за это его и держали в «Мерседесе» столько лет?
Источник: F1 TV
Фото: Gettyimages.ru/Gabriel Bouys – Pool; youtube.com/Formula1
В нужном месте, в нужное время - и любой квалифицированный пилот может стать чемпионом.
Экс-чемпионы обычно этим не занимаются, у них и так полно занятий. А вот средние гонщики - вполне. Уровне знания у них достаточно, плюс есть мотивация проявить себя никуда не делась.