30 лет назад Нельсон Пике в Канаде одержал последнюю победу в карьере - благодаря сходу Мэнселла на последнем круге
Дело было 2 июня в Монреале. Уже прошли четыре гонки: США, Бразилия, Сан-Марино и Монако. Во всех этих Гран-при доминировала комбинация Айртона Сенны, «Макларена» и «Хонды». В том числе благодаря резине «Гудиер» и маслу «Шелл». Четыре поула и четыре победы. Дубль в Имоле. После такого многие бы просто сдались и начали готовиться к следующему сезону. К счастью, были некоторые, кто не был готов принять это господство как неизбежное, не только пилоты, но и конструкторы, производители двигателей, топлива и шин. Тот факт, что Герхарда Бергера на машине, идентичной Сенне, можно было легко пройти, давал надежду, хотя победить Сенну было сложнее.
Казалось, что Ален Прост невольно разрушил моральный дух в команде «Феррари», точно так же, как он почти сделал это в «Рено», а затем и в «Макларене». Из лидеров оставался лишь «Уильямс», но мы то знаем историю. Соперники были рады тому, что «Феррари» не представляет никакой опасности. Комбинация Сенны / «Макларена» / «Хонды» была чем-то совершенно другим, но не непобедимым. Уже продолжительное время руководитель рабочей группы «Уильямса» Патрик Хед и руководитель группы разработчиков двигателей «Рено» Бернар Дудо работали над тем, чтобы покончить с этим. Беглый взгляд на предыдущие четыре гонки показывает, что Williams FW14 и силовой агрегат Renault V10 были близки к McLaren MP4 / 6 с двигателем Honda V12. Найджел Мэнселл, как мы знаем, всегда выкладывается на полную, а Риккардо Патрезе удивлял всех своим тихим отношением к делу и соблазном возможной победы, которая иногда была в пределах досягаемости.
Изменения в командах перед этапом в Канаде
Было бы неплохо сейчас рассказать о том, что команда Фрэнка Уильямса переиграла «Макларен» и выиграла Гран-при Канады, но этого не произошло. Они обыграли их в квалификации и лидировали в гонке, но все проиграли на финише. При этом дело было не в «Макларене» или других быстрых конкурентах. Победителем гонки стал Нельсон Пике за рулем Benetton B191, использующий шины «Пирелли», двигатели «Косворт» V8 и масло «Мобил». Были сломаны все шаблоны.
После предквалификационной сессии ранним утром в пятницу, в которой пилоты «Даллары» Пирро и Лехто, а также «Джорданы» де Чезариса и Гашо легко прошли дальше, началось настоящее сражение. На большей части трассы переложили асфальт, переделали крышки люков, изменили некоторые повороты. Все были довольны переменами.
Первая квалификация осталась за Мэнселлом
Утро было серым и унылым. Дождь начался раньше, чем закончилась утренняя тестовая сессия, что вызвало некоторую нереальную ситуацию в предварительных утренних результатах. В боксах произошло несколько перемен. Стефан Йоханссон заменил Алекса Каффи в «Футворк-Порше» из-за того, что итальянец попал в дорожно-транспортное происшествие в своем родном городе Брешия. Джонни Херберт поехал в «Лотусе» вместо Джулиана Бейли. Более интересным выглядела замена двигателей «Косворт» на «Форд» в команде «Джордан», причем той же самой спецификации, что и у «Бенеттона». Чезаре Фьорио перестал руководить «Феррари».
Казалось, что все идет достаточно хорошо, учитывая тот факт, что на этой живописной трассе не возникало проблем, но затем во время практики показали красный флаг. Сенна остановился в конце круга со сломанным двигателем, в результате чего на трассу пролилось много масла. В то время как Пике возвращался в боксы со следами масла, вытекающего из коробки передач. Патрезе ошибся на масле и попал в аварию, что принесло не мало проблем с шеей. Ему рекомендовали отдохнуть. Рон Деннис взял на себя вину за взрыв двигателя «Хонды», предъявив обвинение своему собственному инспекционному отделу, который не заметел закупорку масляной системы, потому что всем известно, что двигатели «Хонды» не «взрываются». Из-за этого Сенна потерял много времени, так как ему пришлось пересесть на запасную машину. В результате к тому моменту, когда надо было показывать квалификационные круги, начался моросящий дождь.
Вплоть до этого момента Патрезе и Сенна были быстрее всех, но затем смог прибавить Мэнселл. Незадолго до начала дождя Роберто Морено вывел свой «Бенеттон» на первое место в списке, где и остался. Во время полуторачасового перерыва между окончанием утренних тестов и началом квалификации, когда те, кому нечего делать, уходят обедать, в верхней части пит-лейна происходила большая работа по замене мотора. Трудолюбивые механики слабых команд за два часа подготавливали машины к квалификации. Все портила только погода. Дождь не останавливался, но независимо от погоды, квалификация должна была состояться. Если дождь продолжится, то улучшить в завтрашней квалификации уже не удастся. Время круга сократилось на 15 секунд по сравнению с тем, каким должно было быть. Было видно, что «Уильямс» лучше подготовился, имея более управляемую машину, чем у «Макларена» и «Феррари». Патрезе проделал доблестную работу, но нельзя было ожидать, что он окажет большую поддержку своему напарнику в этот момент, в то время как Жан Алези делал все возможное, чтобы вывести «Феррари» на верх, почти сравнявшись с показателями Мэнселла.
Сенна на этот раз был в восьми десятых позади, что позволило показать третий результат. Четвертое время показал Роберто Морено на «Бенеттонне», в то время как «лучшим из остальных» стал Андреа де Чезарис. В целом день прошел скорее со знаком минус.
В субботу команда «Уильямс» снова лидировала
В субботу утром светило солнце. Трасса подсохла. Время прохождения круга улучшилось. «Уильямс» опять был лучше всех. Патрезе вновь опередил напарника, при этом испытывая боли в шеи. В обычных условиях это позволило бы занять вторую строчку сразу позади Сенны. Некоторое время казалось, что 1:20 недостижимое время, но затем Патрезе, Мэнселл и Сенна смогли максимально близко приблизиться к 1:19. Примечательно, что Бертран Гашо сегодня блистал лучше всех сред слабых команд. В то время как команда «Брэбем» не была уверена в двигателях «Ямахи».
Во время обеденного перерыва солнце так прогрело трассу, что во время второй квалификационной сессии команды сдали. При этом пилоты «Уильямса» по-прежнему задавали темп. Все благодаря работе шасси, подвески, тормозов, аэродинамики и мотора «Рено» V10. При этом производители масла «Эльф» подготовили новую его версию.
На машине Мэнселла возникли проблемы во второй квалификации
В решающей квалификации быстрейшим оказался Патрезе. Сенна показал третье время с 1:20.481. Прост смог проехать за 1:20.656, что позволяло стартовать четвертым. Опять Мэнселл испытывал неприятности, которые, кажется, преследуют только его. На этот раз сдала коробка передач.
Вишенкой на торте стал заглохший мотор. Ничего не оставалось как пересесть в запасную машину. Британец проехал за 1:20.295 и показал второе время. Его напарник Патрезе с 1:19.893 стартовал с поула. Иногда кажется, что время Найджела уже прошло.
Выглядя удивительно невозмутимым, хотя все еще испытывая некоторую боль в шее, Патрезе проехал еще быстрее – 1:19.837. Сенна улучшил свое время более чем на десятую долю секунды, но этого не хватило даже для того, чтобы бросить вызов Мэнселлу, который испытывал много проблем. Британец ушел в бой вторым с 1:20.225. Сразу обе машины оказались быстрее.
Все это волнение в лидирующей группе, как правило, затмевает все, что происходило в оставшейся части стартовой решетки. Пилоты уложились меньше, чем в пять секунд. Не обошлось без потерь. Дальше не прошли пилоты команды «AGS-Косворт» Фабрицио Барбацца и Габриэле Тарквини, как и два британских пилота Марк Бланделл («Брэбэм-Ямаха») и Джонни Херберт («Лотус-Джадд»). Удачливее были пилоты команды «Футворк-Порше». Эдди Джордан был очень доволен тем, что два его гонщика оказались в центре событий в этих сложных условиях. Немного оказались разочарованы результатом в «Тиррелле».
Мэнселл выходит в лидеры в первом повороте
Воскресенье вышло прекрасным. Несмотря на стоимость билетов по трассе было много фанатов. Все были в ожидании чуда от пилотов «Уильямса». Третьим стартовал Айртон Сенна, что выглядело необычным. Бразилец не пытался оправдываться. Во время утренней разминки возникли проблемы с электрикой на машинах «Уильямс». Двигатель Патрезе не завелся, но не из-за проблем с двигателем, а из-за отказа электрической системы. Решение проблемы заняло время, а к тому времени разминка уже закончилась. Мэнселл смотрелся быстрее всех, в том числе пилотов «Макларена».
К 14 часам, когда началась гонка, было очень жарко (по меркам 1991 года). Возникли некоторые опасения по поводу износа резины и возможных пит-стопов. Поэтому яркой борьбы никто не ожидал. На формировочном круге из-за проблем с тормозами Пьерлуиджи Мартини на «Минарди» вылетел с трассы, потому ему пришлось возвращаться в боксы, чтобы стартовать на запасной машине. Патрезе все-таки смог занять свое место на поул-позиции на старте. Впереди его ждала сложная гонка. Мэнселл был в приподнятом и тигрином настроении, а Сенна спокойно рассматривал всю ситуацию, готовый немедленно импровизировать, когда появится возможность, но не был полностью уверен в том, что возможности появятся.
На подходе к первому повороту Мэнселл обогнал Патрезе и вошел в поворот так, как будто гонялся со смертельным соперником, а Патрезе, который очень повзрослел за последнее время, не создал никаких трудностей для своего партнера по команде и установил свой собственный темп, оставив Мэнселла впереди, как будто у него на хвосте были Сенна и Прост. На самом деле, Сенна не был ни у кого на хвосте, следуя за Патрезе на комфортном расстоянии на третьем месте, а Прост был очень близок к пилоту «Макларена». Дальше все шло по плану, за исключением того, что Пирро столкнулся с де Чезарисом и остановился на пит-лейн для осмотра и замены шин. Однако, прежде чем гонка успокоилась, Альборето сошел из-за проблем с двигателем «Порше», а Агури Судзуки очень ловко выбрался из своей «Лолы», когда из-за сильной утечки топлива загорелась вся задняя часть машины. Бергер поехал в боксы из-за проблем с электрикой. Спустя круг он был вынужден сойти.
К 10-му кругу сложилась интересная ситуация. В лидерах ожидаемо были пилоты «Уильямса». Сенна ехал где-то на безопасном расстоянии. Аналогично Прост был расположен к пилоту «Макларена». Француз реально хотел пройти его. Алези занимал пятую строчку, опережая Пике. Морено был вынужден сойти из-за проблем с подвеской. Классический Гран-при. Очень хорошо смотрелись ярко-зеленые машины «Джордана». Андреа де Чезарис опережал Стефано Модена на «Тиррелле». Следом шел второй пилот команды Бертран Гашо. Оба пилота «Джордана» стартовали на «софте», что было правильным выбором, но должны были раньше заезжать на пит-стоп, что позволит Модене уйти в отрыв. Где-то рядом ехали Иван Капелли («Лейтон Хаус») и Юрки Ярвилехто («Даллара»). В это же время их напарники Маурисио Гужельмин и Эмануэле Пирро шли лишь на 19-м и 21-м местах соответственно.
К середине гонки сходят Сенна (первый и последний раз в сезоне) и Прост
К 20-му кругу картина мало поменялась, если не учитывать прорыв в среднею группу пилота «Минарди» Пьерлуиджи Мартини, стартовавшего с пит-лейна. Вскоре вылетели Мика Хаккинен («Лотус») и Джанни Морбиделли («Минарди»). Мартин Брандл был вынужден припарковать свой «Брэбем» из-за проблем с мотором. У Проста произошел сбой в работе электрической системы его механизма переключения передач, что позволило проехать мимо Пике и Алези. К 30-му кругу лидирования Мэнселла произошло что-то более важное. На болиде Сенны возникли проблемы и ему пришлось остановиться. К огромному разочарованию зрителей проблемы с коробкой передач на машине Проста повторились. Французу ничего не оставалось как сойти.
Возникло ощущение, что просто какой-то фанат с трибун стал светить лазером пилотам в глаза, и потому те стали сходить. Следующим на очереди был Алези. Из болида валил дым – отказал мотор. Патрезе опустился ниже из-за медленного прокола, позволив выйти вперед Пике и Модене. Новые шины вернули его в гонку, но из-за задержки он опустился на шестое место. Мэнселл опережал напарника уже на круг. Британец полностью контролировал ход гонки. Обоим «Джорданам» требовались новые шины, но они прекрасно прорывались.
Мэнселл ехал позади Патрезе, отстающего на круг, намеряясь так и финишировать
Вот настал 40-й круг. В гонке ничего особенного не происходит. Мэнселл отлично справляется с давлением. Пике благодаря неудачам соперников уверенно шел на второй позиции. Капелли упорно сражался, чтобы выйти на четвертое место, хоть и в круге позади лидера, но даже в этом ему было отказано, потому что на болиде отказал мотор «Илмор». Это позволило Лехто подняться на четвертую позицию, но счастье продлилось недолго, потому как Патрезе смог его пройти. Пилот «Уильямса» выглядел способным на то, чтобы вернуть себе второе место. Пит-стоп Модены на 47-м круге для установки новых шин «Пирелли» поднял Патрезе на третье место, но все мысли об отвоевании второго места у Пике испарились, когда электроника «Уильямса» забарахлила. Патрезе решил сохранить себе третье место, а не рисковать, пытаясь занять второе место. Примерно в это же время Мэнселл замедлил ход и позволил Патрезе пройти мимо, чтобы вернуться тому в круг. Так пилоты «Уильямса» и планировали финишировать, при том, что между ними был почти круг. В полукруге от них был Пике. «Уильямс» намеривался завершить выходные победой. Под конец гонки на болиде Патрезе возникли проблемы с коробкой передач при понижении, но Рикардо отнесся к этому с пониманием, сбросив скорость, намереваясь продолжать гонку до конца.
Благодаря этому Модена смог подъехать на дистанцию атаки, а Мэнселл все еще оставался рядом, наблюдая за замедляющимся напарником, но не зная почему. Обгон оставался лишь вопросом времени, поэтому британец принял решение уйти вперед. Модена вышел на третье место точно по расписанию, а именно на 67-м круге. В этот момент Мэнселл проезжал уже 68-й круг. На финальном 69-м круге Найджел начал приветствовать зрителей, махая им рукой. Клетчатый флаг первым должен был увидеть Мэнселл, но им стал Пике на «Бенеттоне». По телевизионной картинке стало ясно, что британец остановился на трассе. Модена («Тиррелл»), Патрезе («Уильямс»), де Чезарис («Джордан») и Гашо («Джордан») пересекли финишную черту вслед за бразильцем. Отставание в круг позволило Мэнселлу замкнуть очковую зону. Нельсон Пике был в восторге от того, что вышел на первое место на столь поздней стадии гонки. Он не пытался скрыть своего восторга и сделать вид, что выиграл гонку благодаря себе. Да, конечно, ему было жаль бедного Найджела Мэнселла, но он был в восторге от результата. Еще больше была рада вся команда «Джордан», начиная с самого Эдди Джордана. Четвертое и пятое места в первых гонках в истории – это то, чего не многим новым командам удавалось достичь.
Непонятный сход Мэнселла на последнем круге гонки
Мэнселл вернулся в боксы, сидя на болиде Патрезе на круге возвращения. Даже эта прогулка с ветерком не помогла развеять полное неверие в то, что машина, которая отлично работала на протяжении 68 кругов, вдруг заглохла без какого-либо предупреждения. Когда он переключался с пятой на четвертую передачу, коробка передач внезапно перешла в нейтральное положение между двумя передачами, и в этот момент двигатель заглох. Не имея возможности включить передачу, не было никакой возможности запустить двигатель. Когда машину вернули, то она завелась и все заработало! Проблема с электрикой или кто-то реально ослепил его лазером?
Сенна не был на поул-позиции, моторы «Хонды» взрывались и отказывали в гонке, лидеры попадали в неприятности, гонку выиграла машина с мотором V8, два первых места завоевали болиды с шинами «Пирелли», а победу одержал болид на масле «Мобил». Гран-при Канады развеял множество мифов.
В этой истории все очевидно и давно известно. Мэнселл в шпильке Casino начал приветствовать болельщиков, имея преимущество что-то около минуты над Пике. Обороты в медленном повороте упали ниже пороговой величины иииии да)) ...двигатель ессесно заглох)
Ну гаааайс, ну вы чего))
...но повеселили старика 👆 Спасибо 🙏