Мазепин – грубейший новичок века в «Ф-1»: плюет на кодекс гонщиков, мстит за блокировки и наглеет в интервью
Образ, который навсегда останется с Никитой.
После трех Гран-при вряд ли еще остались энтузиасты для заочного спора с суровой и очевидной реальностью: дебют Никиты Мазепина в «Ф-1» обернулся настоящим провалом. Четвертый русский гонщик в истории серии отстает от напарника Мика Шумахера на 0,5-0,7 секунды с одного быстрого круга в квалификации и еще больше – по гоночному темпу (итог – минутные отставания на финише). Два последних места подряд – справедливый и абсолютно честный результат, ведь пока сын Михаэля прессингует другого неудачника – Николаса Латифи из «Уильямса» – №9 скорее изо всех сил пытается не проиграть немцу в такой же машине целую петлю. Конечно, часть преимущества Мика связана с тренировками на сверхнавороченном симуляторе «Феррари» (пока Мазепин катает на домашнем – у «Хааса» собственной установки нет), но все же настолько гигантский разрыв одним лишь виртуальным накатом не объяснить.
Тем более главная проблема Никиты сегодня – даже не в скорости: от безнадежного еще в прошлом году «Хааса» с минимумом обновлений вообще не ждали прорывов. Если бы москвич просто тихо приезжал под клетчатый флаг в стиле Латифи в 2020-м с минимумом инцидентов – никто бы не удивился и не размазывал бы парня после каждого Гран-при. Но №9 куда-то вляпывается практически каждый трековый день: то заблокирует соперника, то грубо ответит гоночному инженеру, то нарушит старое джентльменское соглашение, то просто развернется. А потом скажет в интервью что-то подчеркнуто спокойно-высокомерное, как будто все идет по плану.
Потому фанатскому сообществу и хватило трех Гран-при для завершения образа Мазепина: он – самый грубый новичок века в «Ф-1».
Дважды нарушил кодекс гонщиков в квалификации: в Бахрейне и Имоле
Помимо спортивного и технического регламентов у пилотов есть несколько внутренних правил-традиций, сформированных еще в 60-70-х – когда любой автоспорт грозил смертельной опасностью, и спортсмены старались минимизировать любой ненужный риск. Они основывались на взаимном уважении: к примеру, в квалификации гонщикам на быстрых кругах обычно уступали траекторию и не вмешивались в их попытки. Обычай соблюдали еще в 80-х – Ники Лауда вспомнил о нем во время рассказа о первой встрече с Айртоном Сенной на треке (да, бразилец тогда тоже нарушил кодекс, но ему моментально прилетело).
А карьера Никиты в отчетных сессиях «Формулы-1» по сути и началась с такого же нарушения: на последних секундах первого сегмента квалификации к Гран-при Бахрейна он ринулся обгонять Себастьяна Феттеля, Эстебана Окона и еще троих пилотов – а затем развернулся, вызвал желтые флаги и запорол круги нескольким конкурентам.
Но особенно удивили объяснения россиянина – он словно вообще не понял, почему все недовольны.
«Меня долго продержали на процедуре взвешивания. Моя команда сказала мне, что если я не прибавлю в скорости, то времени на пересечение финишной черты может не хватить. Я гонщик, выступающий за конкретную команду, мне дали инструкцию – инструкцию атаковать, что я и сделал.
Честно говоря, я раньше никогда не слышал об этом соглашении. Теперь буду знать».
То есть №9 предложил нам поверить, будто он перешел в «Ф-1», даже не зная, как тут все устроено. Хотя три предыдущий сезона он параллельно гонялся на тех же трассах в те же уик-энды с GP3 и «Ф-2», а в тренерах у него – бывший коуч Нико Росберга Даниэль Шлессер!
Однако в любом случае ситуация повторилась в Имоле практически в точности: Никита ускорился перед стартом финальной попытки в первом сегменте – и обогнал Антонио Джовинацци, лишив того шанса на еще один круг.
«Обычно гонщики уважают друг друга, но сегодня было не так: Мазепин просто не сумел создать разрыв от машины впереди и уничтожил мой круг, – посетовал итальянец после клетчатого флага. Мы не такого ожидаем друг от друга на трассе».
«Я встал в очередь, соблюдая соглашение между гонщиками, – объяснил инцидент Никита. – Но когда я проехал 17-й поворот, инженер сказал, что осталось всего десять секунд, и я должен прямо сейчас начать разгоняться.
Позади подъезжали Риккардо и Расселл. Они тоже хотели ускориться, так что я начал разгон. Антонио увидел и тоже ускорился. Я оказался очень близко к нему на главной прямой, и мне ничего не оставалось, кроме как проехать вперед».
Оправдания Мазепина постоянно перекладывают вину на команду – инженеры не предупредили и плохо спланировали выезды, пока он сам просто выполнял инструкции. Звучит логично – вот только в прошлых сезонах Ромен Грожан и Кевин Магнуссен как-то обходили подобные конфликты.
Безусловно, время от времени хаос в квалификациях вместе с нарушением очередности выезда происходит – но все-таки не на каждом Гран-при в исполнении одного и того же пилота. К тому же, действия Никиты за рулем и по радио вызывают огромные сомнения в четком следовании инструкций от командного мостика.
Общение с гоночным инженером в стиле «может, помолчи?» – объясненные непривычкой к широкой трансляции переговоров
Еще одним штрихом к характеру, образу и деловым навыкам русского пилота стало взаимодействие и принятие советов по пилотажу и настройкам во время Гран-при в Имоле. В колонке на The Race аналитик Скотт Митчелл описал сразу несколько случаев, когда гоночный инженер предлагал Мазепину ценную информацию по улучшению темпа – а слышал в ответ «Мне не до разговоров».
В квалификации и гонке ситуация повторилась несколько раз – на данные по отрывам и советы по настройкам россиянин реагировал в стиле «дайте мне ехать» тоном недовольного ребенка.
Объяснения со стороны Никиты вышли слегка нелепыми – в стиле «раз меня слушают – то буду говорить что-то другое».
«Мне нужно привыкнуть к тому, что во время работы или той же стрессовой ситуации миллионы людей вокруг смогут услышать радиопереговоры. Я еще к этому не привык. В «Формуле-2» такого не было. И очень часто речь, которую вы слышите без вида говорящего лица, можно воспринять ошибочно. Сейчас мы с инженером еще привыкаем друг к другу. Поэтому я стараюсь донести до команды, что мне хочется слышать во время гонки, а что мне не нужно знать».
Выходит, проблема заключается не в спикере, а в зрителях – как они вообще могут слушать и осуждать чужие разговоры?
«Да, порой он кажется не особо дружелюбным, – признал в итоге и босс «Хааса» Гюнтер Штайнер. – Но Никита просто очень прямой человек, такой у него характер. Он не собирается кого-то обидеть».
Улучшилась ли коммуникация между инженером и Мазепиным? На Гран-при Португалии россиянина оштрафовали за блокировку лидера гонки – и Никита переложил часть вины за нарушение на команду (якобы его не предупредили о приближении соперника), хотя прослушивание радиопереговоров не оставляет сомнений: все инструкции ему передавали.
Выходит, №9 на самом деле не так-то внимательно слушает голос в наушниках – может, тогда и в первых двух квалификациях инструкции с мостика стали лишь удобным оправданием за не самое спортивное поведение?
Моментальная месть за испорченный квалификационный круг – под очередное интервью в стиле «а чего такого?»
А еще в Португалии Никита оказался уже в роли потерпевшего – его финальную попытку испортил Николас Латифи и зазевавшийся гоночный инженер «Уильямса». Вот только россиянин не спустил блокировку просто так – даже после завершения круга остался на гоночной траектории, затормозил как можно раньше и занял апекс.
«Я всегда беспокоюсь о своих соперниках, – заявил (или поиронизировал?) после клетчатого флага Мазепин. – Я вообще хотел бы жить в мире, где все счастливы. К сожалению, на подиуме всего три места, а победителем может стать только один. Не получится, чтобы все 20 гонщиков были счастливы. Я никогда бы не стал намеренно портить кому-то круг.
Мне сказали, что соперник находится от меня в трех секундах, и из того что я видел, он был не слишком близко. То есть вопрос в том, кто и что называет блокировкой. Мне очень жаль, что он расстроился».
И, да, инженер предупредил Никиту сразу после завершения быстрого круга словами «Латифи сзади, начинает попытку, следи за Латифи».
Пожалуй, новичков наглее в XXI веке «Формула-1» еще не видела
За последние 20 лет через Гран-при прошло немало дебютантов – и многие заработали откровенно невеселую репутацию: к примеру, ребят вроде Такумы Сато, Пастора Мальдонадо и Ромена Грожана прозвали сумасшедшими крэшерами, Кевин Магнуссен надолго превратился в главного грубияна, а Макс Ферстаппен бесил всех сменами траекторий на торможениях. Но все-таки Сато, Мальдонадо и Грожан выносили других явно не специально, Магнуссен включил жесткость только на середине сезона под прессингом слухов о вылете из «Ф-1» и стремился именно рубиться колесо в колесо в гонках – да и Ферстаппен хлопал калитками ради обороны позиции не на каждом Гран-при (и по сути просто пользовался лазейкой в регламенте). Еще огромной наглостью прославился Хуан-Пабло Монтойя – но колумбиец все-таки с первых Гран-при ринулся красиво обгонять доминирующего Михаэля Шумахера, и потому его притязания выглядели вполне оправдано.
Никита же отстает почти на круг даже от ближайшего конкурента – но все равно прямо пышет оптимизмом.
«Уверен, проведу в «Формуле-1» как минимум несколько лет», – заявил он перед гонкой в Португалии.
«Я надеюсь, те, кто смотрит [«Формулу-1»], сами все решат про мою репутацию. Мои гонки никогда не скучно смотреть. Мне ничего не достается просто так», – из предсезонного интервью. Все-таки работа Мазепина с прессой и микрофоном явно не способствует улучшению имиджа.
Фактически пока на стороне дебютанта из Москвы только Штайнер – правда, даже он признает своеобразный образ и характер №9.
«Мы все знаем: у Никиты образ плохого парня, который ему слепили некоторое время назад, – заключил босс «Хааса» после гонки в Португалии. – Режиссеры «Ф-1» всегда вставляют комментарии о нем, потому что публике они нравятся. Но не думаю, что на Никиту это влияет. Мы должны подождать еще немного – может, Никите просто требуется больше времени, чтбы найти скорость».
Однако мантру про ожидания нельзя повторять весь сезон – особенно когда прогресса не видно, а все новые инциденты случаются на каждом этапе. Мазепин уже собрал все неприятные атрибуты воедино – и пока не подал ни одного повода для защиты. Можно сетовать на скоропалительные выводы, но мировая пресса продолжит разбирать каждый провал №9, а режиссеры трансляций не откажутся в эфирном времени для новой порции негодования на действия россиянина от кого угодно. Образ у Мазепина уже сложился – и вытравливать его придется минимум много лет. Продержится ли Никита столько в «Ф-1»?
Фото: Gettyimages.ru/Laurent Charniaux – Pool, Mark Thompson, Peter Fox / Stringer; REUTERS/Jennifer Lorenzini
Ну, значит, я скажу...
А с другой стороны, Гюнтер понимал в каком положении команда и на что подписывается принимая деньги от Мезепина старшего. Видимо, другого пути не было и теперь ему, и всей команде Хаас приходится иметь дело с самым грубым новичком Формулы 1.