Кажется, сильный второй пилот уже мешает «Ред Булл» в схватке за титул «Ф-1». Обошел Ферстаппена в квале и добавил проблем
А ведь до командной тактики еще не доходило.
После ухода Даниэля Риккардо в конце 2018-го в «Ред Булл» сформировалась полноценная понятная субординация между гонщиками: Макс Ферстаппен – однозначный №1 с перспективами на чемпионский титул, а напарник должен помогать и учиться топовому пилотажу у звездного нидерландца. И к иерархии ни у кого из вторых пилотов не возникало вопросов: и Пьер Гасли, и Алекс Албон спокойно относились к роли и при случае в точности выполняли все инструкции стратегов с пит-уолл.
Вот только проблема заключалась в их слабом темпе: и №10, и №23 уступали Ферстаппену в районе 0,5 секунды и с одного быстрого круга, и на длинных отрезках – а потому крайне редко оказывались в разгаре битвы за топ-5. «Ред Булл» терял возможность играть их тактиками и пит-стопами в попытках обхитрить «Мерседес» – зато оппоненты запросто могли пожертвовать гонкой Валттери Боттаса, превратив финна в сдерживающий заслон или угрозу после очень ранней остановки в боксах.
Классический Гран-при для Албона и Гасли чаще всего состоял из череды проблем или разворотов в практиках, раннем вылете в квалификации или ошибок в гонках и последующем героическом прорыве в топ-5 (или бесславным финишем на границе топ-10). Лишь изредка Алекс и Пьер прессинговали лидеров – слишком нерегулярно для борьбы хотя бы за Кубок конструкторов.
Потому в 2021-й «Ред Булл» вошел с новым вторым пилотом – взял с рынка сбытого ради Феттеля Серхио Переса из «Рейсинг Пойнт». Сделка с опытным 31-летним мексиканцем нарушила традицию подписания гонщиков исключительно из собственной молодежной системы, но отправила миру четкое и ясное послание: англо-австрийская команда идет ва-банк ради обоих чемпионских титулов в последний год сотрудничества с «Хондой». Все-таки №11 пребывает на пике карьеры (как раз выиграл первый Гран-при и занял четвертое место в общем зачете, дважды поднялся на подиум и вообще рвал как в последний раз) и теоретически должен был лучше юниоров помочь в завоевании важнейших очков и давлении на «Мерседес».
Но, кажется, что-то опять пошло не так – и теперь «Ред Булл» даже не пожаловаться на скорость новичка.
Перес вынес Ферстаппена во второй квалификации сезона. Но «Ред Булл» рано радоваться
Чеко в самом деле провернул недостижимую для Албона и Гасли вещь – уже на втором Гран-при опередил напарника в битве за поул в Имоле. Ребят из «Ред Булл» разделили всего 0,05 секунды.
Вот только первое место ушло в «Мерседес» Льюису Хэмилтону – выходит, Серхио просто сдвинул Макса с первого ряда на третью позицию, серьезно ухудшив напарнику диспозицию на старт. Особенно с учетом потенциальной стратегии: все-таки Перес начнет Гран-при на самом мягком составе резины, а Ферстаппен и семикратный чемпион отправятся в гонку на среднем – теоретически он медленнее примерно на 0,7 секунды с круга (данные производителя), но изнашивается дольше. То есть при одинаковых стартах №33 не сможет сходу атаковать Хэмилтона – как раз из-за буфера в виде напарника.
Сам же №11, конечно, получил шанс войти в первый поворот лидером, но даже стартовый рывок не сделает его фаворитом: Пересу придется либо сильно снижать темп и растягивать первый отрезок на мягкой резине, либо гнать на два пит-стопа и после атаковать напарника и Хэмилтона на трассе. Конечно, Серхио – признанный всеми мастер работы с шинами (вероятно, даже лучший в современной «Формуле-1»), но даже при таком раскладе теоретический финиш Ферстаппена на третьем месте не особенно порадует «Ред Булл» – ведь Хэмилтон оторвется уже на 14 очков от Макса и на 18 – от Чеко (естественно, если без форс-мажоров).
Казалось бы, проблемы подобного рода легко решаются командной тактикой или просто лишним пит-стопом – но у Переса к противостояниям с напарником особые отношения. Только вспомните его схватки с Оконом в 2017-м и 2018-м – они постоянно таранили друг друга и вообще отказывались нормально взаимодействовать.
«Какого *** он делает?». Главные клоуны «Формулы-1» выступают в одной команде
К слову, в Имоле они вновь встретились в практике – и все снова закончилось аварией.
В ней всегда обороняющий своих ребят Гельмут Марко тут же обвинил именно Переса – важный звонок для №11.
«Очевидно, это ошибка Переса, – выдал советник гоночной программы «Ред Булл». – Он упустил из виду Окона на быстром круге.
Повреждения исправимы, но мы потеряли время – Чеко не смог проехать на мягких шинах».
Последняя фраза особенно важна – ей локальный босс по подбору гонщиков четко указал: Серхио создает дополнительные проблемы на пустом месте. В точности как Албон и Гасли в предыдущие годы.
В первом Гран-при Перес не помог «Ред Булл» из-за проваленной квалификации
Мексиканец не впервые заставляет стратегический штаб новой команды бегать в панике по Милтон-Кейнсу в попытках придумать оптимальный план на гонку – в Бахрейне он уже скосплеил предшественников вылетом во втором сегменте квалификации.
«Этой машине требуется особый стиль пилотажа, и мне пока не удалось его подобрать, – объяснял тогда Серхио 11-е место. – В квалификации я проехал не очень хороший круг».
Но уже перед заездом в Имоле Серхио резко изменил мнение и свалил все на внезапно обнаруженную проблему с тормозами. Может, смена риторики – лишь совпадение или внутренние договоренности команды, но вообще-то все три недели между Гран-при эксперты обсуждали стратегические аспекты провала Переса в квалификации: якобы из-за него у «Ред Булл» не оказалось достойного ответа на ранний пит-стоп Боттаса в Бахрейне, Ферстаппену пришлось рисковать с особой тактикой – и в итоге она не сработала (Макс догнал Хэмилтона слишком поздно, чрезмерно износил шины в процессе погони и потому не сумел произвести чистый обгон). Конечно, никто не обвинил №11 в поражении напрямую (тем более, что гонку испортили и технические проблемы на прогревочном круге), но осталось четкое ощущение: топ-команда подписала его совсем не ради повторений прорывов а-ля Гасли или Албон.
Перес только добавляет давления Ферстаппену – похоже, Макс от него отвык
Почему пара Риккардо-Ферстаппен так здорово тащила «Ред Булл» в 2018-м?
«Я бы сказал, люди со стороны недооценивали то, что делали я и Макс – мы подгоняли друг друга, чтобы достичь такого уровня, – рассказал недавно Дэн в интервью изданию Square Mile. – И, конечно, Пьер [Гасли] и Алекс [Албон] не справились – или по меньшей мере не сделали это достаточно быстро. Я выигрывал гонки и брал поулы, так что он знал, что я быстрый пилот, и уважал меня».
С тех пор Максу два года реально не бросали вызов внутри команды – и первое же равное сражение с напарником закончилось для №33 поражением из-за собственной ошибки.
«Я не смог проехать хороший круг, ошибся и выехал двумя колесами за пределы трека в третьем повороте. Просто небрежно проехал круг – со мной такого давно не случалось», – признался нидерландец.
Похоже, он первым дал лишь легкую слабину – и она грозит более серьезной потерей очков по сравнению с предыдущими сезонами. В предыдущие сезоны мы могли и не видеть результат подобных помарок от Ферстаппена из-за бесконечного отрыва от напарников, но теперь Перес вернул №33 в сверхконкурентную среду. И в гонке и других ближайших Гран-при ситуация только пойдет на эскалацию – помните же о любви Серхио подрезать напарников в рубке колесо в колесо?
Выдержит ли Макс дополнительное давление как раз в тот год, когда «Ред Булл» просто не может ошибиться? От ответа во многом и зависит судьба титула.
Фото: Gettyimages.ru/Bryn Lennon; globallookpress.com/Hasan Bratic/dpa, HOCH ZWEI/Pool/Dan Istitene, Dppi/Frederic Le Floc
Успокойтесь! Никто не будет специально мочить Серегу. Его очки нужны для борьбы за КК. Макс все равно был быстрее Переса и будет быстрее дальше. А ошибки случаются у всех.
Скорее всего, его изначально брали только на один сезон, потому что хайп и больше не кого было брать.
РБ всегда делали ставку на своих гонщиков. Если Цунода хорошо себя зарекомендует, то возьмут его.
Так что, тут от Переса ничего не зависит: будет он давить на Макса или играть во вторикеллу - на его контракт это никак не повлияет.
что-то как-то много высосано из пальца. Мерс постоянно имеет дело с двумя пилотами в первом повороте, Ред Булл тоже хотел возвращения времён Риккардо. разные шины как раз дают пространство для манёвра в гонке, а Максу придётся зарубиться только с Хэмом, а не с парой Хэм-Боттас. Серхио на альтернативной стратегии прикроет тылы. и создаст такое необходимое давление на Макса.
Перец сделал именно то, для чего его брали в РБ.