Трибуна
8 мин.

Развороты Мазепина оправдали два гонщика «Ф-1», британское медиа и первый русский в Гран-при. Призвали к поддержке Никиты

Не все хейтят русского новичка.

Первый уик-энд Никиты Мазепина в «Формуле-1» оказался настоящим провалом: новичок из Москвы дважды развернулся в квалификации, уступил напарнику 0,8 секунды и вылетел из гонки на первом же круге. Такого короткого дебюта в чемпионате не видели с 2002 года, когда столкнулись Фелипе Масса и Аллан Макниш (первый заезд для обоих).

Авария дала лишний повод ненавистникам пилота «Хааса» поделиться негативом в соцетях, а вслед за простыми фанами к хейту подключились и профессионалы, вроде бывшего пилота «Ф-1» (ныне – стюарда ФИА) Мики Сало, который отметил, что Мазепину в «Ф-1» «просто не место».

Но не все в автоспорте так критикуют дебютанта. У него нашлось немало защитников в лице не только соотечественников, но и даже коллег по «Формуле-1».

На стороне Мазепина босс «Хааса», британское СМИ и даже пилот «Макларена»

Первым аварию прокомментировал руководитель американской команды Гюнтер Штайнер. Он поддержал пилота, оправдав ошибку отсутствием у россиянина опыта:

«Он расстроился. Я сказал ему не вешать голову и продолжать работу. Конечно, ситуация неидеальная, однако это произошло. Он сильно себя корил: атаковал чуть больше, чем нужно. Думаю, сказался его характер – он пытается найти предел и порой переходит грань. Я не очень удивлен, потому что Никита пытался показать все, на что способен, а наш болид не такой простой в управлении. Он из тех ребят, которые очень сильно стараются

Эти машины такие мощные, что в любой момент можно потерять контроль. Это просто вопрос опыта. Не думаю, что они (другой новичок «Хааса» Мик Шумахер так же чуть не развернулся на первом круге, но продолжил гонку) повторят подобную ошибку. Они еще развернутся, но уже не в Бахрейне».

Мик Шумахер дебютировал в «Ф-1» с повторения разворота Мазепина. Но сына Михаэля все простили

Резервный гонщик «Хааса» Пьетро Фиттипальди дополнил слова босса объяснениями ошибки Никиты – из-за далекой от идеала техники:

«Надеюсь, обновления [к гонке в Имоле] сделают машину чуть более приятной в управлении. Думаю, у нас есть небольшие проблемы с поведением болида в «грязном воздухе». Но команда сосредоточена на следующем сезоне – я бы сказал, что 90 процентов усилий направлены на подготовку к 2022-му, к новому регламенту.

Да, это сложный момент, – говорит бразилец о самой аварии Мазепина. – Он был в «грязном воздухе», гонка только началась. Пилотам прошлось проехать еще один прогревочный круг, так что шины, вероятно, были немного холоднее, чем обычно. Иногда такие ситуации застают тебя врасплох».

В подведении итогов первого Гран-при сезона от критики отказался журналист The Race (по составу авторов – фактически бывший авторитетный Autosport) Джек Беньон:

«После тщательного обсуждения на втором прогревочном круге действий и режимов для использования команда «Хаас» навряд ли радовалась виду улетевшего в барьер Мазепина. Похоже, сам пилот переволновался на выходе из второго поворота, что в итоге вылилось в кратчайшую для него гонку.

Однако критика в адрес Никиты оказалась напрасной: Мик Шумахер – хоть и в четвертом повороте – попал в абсолютно такую же ситуацию, очевидно, слишком сильно надавив на газ. Он все же продолжил гонку.

Мы знали, что «Хаас» будет бороться с немного улучшенной прошлогодней версией болида, но количество их разворотов в этот уик-энд вызывает беспокойство. Видеть «Хаас» на прямой, как было перед аварией Ромена Грожана, становится страшно. Будем надеяться на успех двух новичков и на развитие «Хаасом» своей машины».

О ситуации высказался даже пилот «Макларена» Ландо Норрис: разобрал момент с Мазепиным на своем стриме в твиче:

«Во многом причина в том, что это его первая гонка, и впереди 18 машин – много «грязного воздуха», сплошная турбулентность. Возможно, в этот момент у него вообще не было прижимной силы. Он проводит очень сильную корректировку, но тут уже ничего не поделаешь. Нажал ли он слишком сильно на газ? Оглядываясь назад – да. Но это сочетание факторов: сложная ситуация, и машина у него, вероятно, непростая. Чем хуже у тебя болид, тем легче развернуться».

Гонщик «Ф-1» разложил Гран-при на стриме: оправдал Мазепина, поддержал обгон Ферстаппена, объяснил триумф сменщика Квята

Ландо не поддержал начавшийся в чате хейт в адрес Никиты, а затем, увидев разворот другого гонщика «Хааса» Шумахера, сказал:

«О, он развернулся! Чат, давайте похейтим Мика, ведь он тоже развернулся! Не хотите посмеяться? Условия должны быть равными. Вперед, давайте хейтить его!»

Российский авторспорт тоже защитил Мазепина. Призвал к поддержке Никиты

Чемпион мировой серии «Рено», бывший пилот «Индикара» и WEC Михаил Алешин считает: «хоронить» карьеру новичка слишком рано:

«Думаю, команда тщательно все проанализирует. Считаю, для Никиты самое главное – поскорее забыть этот уик-энд. Впереди их еще будет много. У Никиты целый сезон, чтобы себя проявить. Понятно, первый уик-энд не сложился, но впереди целый сезон, целая карьера в «Формуле-1», будем надеяться. Поэтому предлагаю подождать и посмотреть, что будет дальше».

Подобной позиции придерживается и бывший менеджер первого русского пилота в Гран-при Виталия Петрова – Оксана Косаченко:

«Особенность трассы в Бахрейне в том, что там постоянно меняется ветер и на трассу попадает песок. Там то есть песок, то его нет, ситуации очень разные. Песок очень мелкий, на нем скользишь, как на воде, поэтому если наехал [на поребрик], то шансов нет.

Давайте не будем делать трагедию, это его первый этап. Никита – боец. Команда хорошо квалифицировалась, не было гигантских отставаний от всех остальных».

Тщательнее всех разобрал инцидент сам Петров. Экс-пилот «Рено» тоже посчитал песок главным виновником схода:

«Многие забыли или просто не знали, когда смотрели гонку, что в Бахрейне была песчаная буря. С Робертом [Шварцманом] мы разговаривали, что в гонке «Формулы-2» деградация шин будет. Пересмотрите старт: когда все подъезжают к четвертому повороту, на заднем плане видно шлейф из песка, будто они в дождь едут.

Понятное дело, что песок лежит на трассе, и когда человек заезжает на поребрик или даже едет в полную силу, он не может тормозить так поздно, не может быстрее проехать поворот, потому что там все очень скользко. Соответственно, когда Никита заехал на поребрик, ни колеса до конца не прогрелись, ни «зацепа» не было. Вы сами знаете, что в дождь мы не ездим по поребрикам.

Мы также знаем, что турбированные двигатели выходят на пик мощности, когда турбина раскрутится, и выход из этого поворота всегда очень опасный – машины на поребрике прыгают. В данном случае у Никиты машина чуть подпрыгнула, поребрик был скользкий, потому что там был песок, колеса были не готовы, и когда пик турбины сработал, его развернуло и он вылетел.

Может быть, он не знал или думал, что на поребрике можно было нажать полный газ, потому что руль уже стоял прямо, но на самом деле из-за песка там было очень скользко. У Мика Шумахера случилась идентичная ситуация».

Другой бывший пилот «Ф-1» Сергей Сироткин особое внимание уделил психическому состоянию Мазепина. Сергею знакомо положение Никиты: гонщик «СМП» выступал в «Уильямсе» как раз в самом начале падения легендарной организации.

«В целом машины «Формулы-1», особенно не самых топовых команд, могут быть трудны в управлении, иногда непредсказуемы. Тем более в таких ситуациях, как на старте гонки: в грязном воздухе, с покрышками, которые находятся не в оптимальных условиях и кондициях.

К сожалению для Никиты, этот сход произошел в трудный период: квалификация прошла неидеальным образом, в межсезонье, когда надо готовиться к дебюту в чемпионате, сложилась не самая комфортная атмосфера. Очень жаль, что такое случилось в этот момент. Конечно, хотелось бы, чтобы Никита смог затем отыграться в гонке и тем самым ответить всем критикам.

Для Никиты самое главное сейчас не поддаваться критике, давлению, которое на него оказывается и уже оказывалось какое-то время. Надо не давать критике влиять на пилотаж, не надо замыкаться в себе, рисковать там, где не надо. Очень важно пилотировать максимально раскованно, как ни в чем не бывало.

С точки зрения психологии я понимаю эту ситуацию. Я сам бывал в подобных ситуациях в разные моменты своей карьеры и понимаю, насколько большой труд такую ситуацию переломить. Я думаю, мы все должны пожелать ему удачи и, со своей стороны, понимая все эти трудности, поддерживать его».

Мазепин разбил болид-триколор уже в третьем повороте первой гонки «Ф-1». Детская ошибка – дал газу на поребрике

Без денег Мазепина «Хаас» гонял бы в «Ф-1» без триколора – в цвете спонсора Мика Шумахера. Есть слитый концепт

Три европейских издания влепили Мазепину «кол» за Гран-при Бахрейна. Разнесли и Феттеля, а лучшим назначили Хэмилтона

Фото: twitter.com/BanterSteiner; twitter.com/HaasF1Team; globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency, Panoramic/Keystone Press Agency, Dppi/Antonin Vincent, Antonin Vincent/Keystone Press Agency