В «Ф-1» – небывало быстрый городской трек: средняя скорость – 253 км/ч. А еще рекорд по поворотам и почти нет жестких торможений
Мощный дебют Саудовской Аравии.
Саудовская Аравия полноценно дебютирует в «Ф-1» городской гонкой в Джидде 5 декабря – предпоследним этапом 2021-го. Раньше нефтяная ближневосточная монархия лишь эпизодически влияла на автоспорт: главным достижением стало финансирование побед «Уильямса» в конце 70-х-начале 80-х. Но все изменилось в последние сезоны: королевство перешло в режим наведения мостов с остальным миром и превращения в туристически привлекательную державу, а для этого занялось реформами законов (во многом завязанных на шариат) и отмыванием репутации крайне жесткой абсолютистской диктатуры – прежде всего через автоспорт.
Масштабы вложений в гонки просто поражают: сперва в Саудовскую Аравию приехала «Формула Е» и «Дакар», а с 2020-го главная нефтяная компания страны (и самая дорогая корпорация в мире) Saudi Aramco подписала спонсорский контракт с «Ф-1» с обязательством платить по 40-45 миллионов долларов за сезон (данные Sport Business).
Следующим шагом оказалась сделка на право привезти Гран-при в Джидду – за нее аравийцы выложат 660 миллионов в течение 10 лет (рекорд, кстати говоря). И, естественно, для оправдания настолько громадной суммы и трек, и сама гонка должны грандиозно прогреметь на весь мир – поэтому трассу президент автоспорта Саудовской Аравии принц Халид Бин Султан Аль-Файсал анонсировал как «быстрейшую и лучшую в мире».
«Ф-1» едет в страну, где убивают журналистов, практикуют пытки и публичные казни. Все из-за $660 млн
18 марта промоутер этапа вместе с «Формулой-1» представили ее конфигурацию и расположение – и замах аравийцев на нечто историческое, похоже, оправдался.
253 км/ч средней скорости – наивысший показатель для городских треков. А еще здесь будет 27 поворотов, 3 зоны DRS и 6,2 км по побережью
Для проектирования трассы наняли одного из самых известных гоночных архитекторов последних десятилетий – Германа Тильке (задизайнил «Сочи Автодром», бомбический трек в Ханое, любимейшую пилотами «Трассу Америк», шедевральные «Сепанг» и «Стамбул-Парк», крепкий автодром в Шанхае и городские треки в Сингапуре и Валенсии). Но теперь бюро немецкого дизайнера впервые в истории ассистировало спортивное подразделение «Формулы-1», управляемое Россом Брауном – оно консультировало команду Тильке и помогло с симуляциями скоростей и базовых характеристик болида относительно возможных конфигураций. Раньше автодромы еще никогда не строили с таким научным подходом.
Что же получилось?
Трасса в Джидде станет второй по средней скорости в календаре – с показателем в 252,8 км/ч. Быстрее – только «храм скорости» в Монце (264,4 км/ч). И да, легендарные «Спа» и «Сильверстоун» – позади.
Кстати, автодром займет первое место в истории среди городских трасс: пока еще титул удерживает австралийский «Альберт-Парк» (237,2 км/ч), но расчеты спортивного отдела «Ф-1» показывают: лидерству Мельбурна осталось недолго.
При этом трассу в Джидде составили не из одних прямых: здесь соберут 27 поворотов – рекорд для современного календаря (который сейчас принадлежит сингапурской «Марине-Бэй» – там 23 виража). Просто многие изгибы аравийского автодрома пилоты проедут с педалью в пол – либо лишь с легким сбросом скорости.
Обилие виражей и три длинные прямые для DRS вынудили архитекторов растянуть трассу аж на 6,175 км – даже длиннее зоны проведения Гран-при Баку! Среди всех автодромов календаря Джидда займет гордое второе место – сразу после семикилометрового олдскулького монстра «Спа». Так что шейхи не обманули – проведут свой этап с королевским размахом.
«Мы не хотим представить обычный привычный городской трек, – говорил зимой глава автомобильной федерации страны в интервью каналу Cross-Country Rally. – Наша цель – в предложении чего-то нового. Некоторые городские трассы не очень захватывают. Там нет возможностей для обгона, это бывает скучно. Так что наша идея заключается в том, чтобы построить большой проект, большой город для автоспорта.
Могу пообещать: уличная гонка в Саудовской Аравии не будет стандартной. Это будет захватывающе, у нас будет много обгонов».
«Дизайн трассы в Саудовской Аравии не только подчеркивает все лучшее, что может быть в современной городской трассе, но и имеет быстрые свободные участки для высоких скоростей и возможностей для обгона, – подтвердил Росс Браун. – Там будет 180-градусный поворот с переменным количеством бэнкинга [наклона], и в нем – большие перегрузки и мощный прессинг на пилотов.
Зрители хотят битв колесо в колесо. Мы хотим, чтобы пилоты позади подбирались настолько близко, чтобы получить шанс отвоевать траекторию в повороте. Мы хотим связки поворотов, где один гонщик может атаковать по внутренней другого, выставить его с траектории, а затем продолжить сражаться до следующего поворота – вот что для меня гонки. Колесо в колесо. Настоящие обгоны. И этот трек создан для по-настоящему качественных обгонов».
Реальность сражений на трассе мы узнаем только в декабре, зато предполагаемым видео круга с бортовой камеры болида можем насладиться уже сейча – благодаря современным технологиям симуляции. Вот как выглядит трек в Джидде глазами виртуального пилота.
Ух, быстрых поворотов впритирку с отбойниками и правда немало. Наверное, в первых Гран-при стоит ждать кучу аварий. И да, ровный характер автодрома почти без шпилек и зон сильнейшего торможения превратит гонку в настоящий фестиваль слипстрима: болиды, заточенные под скорость на прямых, взлетят в топ с любой стартовой позиции, а роль квалификации вообще и поула в частности окажется минимальной.
На побережье Красного моря еще и очень красиво, но гонка уже под угрозой: активисты требуют Хэмилтона бойкотировать этап
Саудиты не просто хотят отбелить репутацию через топовые ивенты, но и рассказать миру о красивейших локациях страны. В самом деле, в Джидде и правда есть на что посмотреть – ведь трек специально построят на побережье Красного моря. С главной трибуной – прямо у живописной лагуны.
Трибуны будут смотреть прямо на море.
Как и здания боксов с VIP-ложами.
И вода будет везде буквально в шаговой доступности.
Да, похоже, нас ждет сумасшедше дорогой микс Монако и «Яс-Марины» из Абу-Даби – саудиты знают толк в роскоши. Так что не стоит удивляться планам «Формулы-1» сохранить местный этап как минимум на 10 лет.
«Мы рассчитываем как минимум на десятилетие сотрудничества, если не дольше, – подтвердила директор чемпионата по работе с промоутерами гонок Хлоя Таргетт-Адамс. – Когда приходишь на новый ключевой рынок, важно иметь возможность инвестировать. Это потрясающая страна и культура, и нам не терпится начать совместную работу.
Мы очень рады, что будем там гоняться, это соответствует долгосрочному видению «Ф-1» в Средней Азии. «Ф-1» очень интересно провести гонку в Саудовской Аравии с большим и молодым населением, интересом к автоспорту и автомобильному сектору».
Нарушения прав женщин, убийство журналистов, слишком суровые законы? Похоже, главную гоночную серию мелочи не волнуют.
«Важно задавать вопросы, – прокомментировала вопрос с правами человека в стране Таргетт-Адамс. – С контрактной точки зрения у нас есть ожидания относительно прав человека, работы и отношения к нашим сотрудникам. У нас хороший контакт с промоутером и правительством страны по этим вопросам».
Тем временем ее отговорки не особенно убедили местные и мировые правозащитники: только 25 февраля сразу 45 организаций обратились к главному активисту «Формулы-1» Льюису Хэмилтону с просьбой бойкотировать этап по политическим причинам. Семикратного чемпиона уже просили высказаться по теме в ноябре прошлого года, но тогда он отказался под предлогом необходимости разобраться в ситуации – кажется, теперь у него было достаточно возможностей все изучить.
Впрочем, подобные призывы к участникам «Дакара» – о бойкоте одного из этапов, проходивших в нескольких сотнях метров от тюрьмы, где держали местную активистку по борьбе за права вождения машины для женщин – ни к чему не привели. Вероятно, политика останется лишь фоном и теперь – и в декабре «Формула-1» покажет всему миру красивейшую аравийскую Джидду вместо реального положения внутри страны.
Фото: formula1.com; Gettyimages.ru/Peter Fox, Francois Nel