«С машиной все в порядке, просто она горит». Умер легендарный комментатор «Ф-1» – командир танка, который снимался в рекламе пиццы
Марри Уокер прожил 97 лет.
На днях ушел из жизни Марри Уокер – известный английский комментатор «Формулы-1». Он освещал главную серию более 30 лет.
Отец Марри тоже комментировал гонки. Он и привел сына в журналистику
Уокер-младший родился в 1923 году и вырос в подходящей для своей профессии обстановке. Его отец Грэхэм был гонщиком и брал с собой будущую звезду ТВ на местный чемпионат, где всегда были рады мальчику.
«Марри как-то рассказал историю, – вспоминает журналист Дэвид Тремейн. – Когда он сопровождал отца в гоночные уик-энды, его всегда приветствовали другие дядьки. Один из них всегда давал ему банку ирисок. С годами многие пропадали, переставали посещать заезды. Но любовь Марри к гонкам никогда не угасала».
Вскоре Грэхэм бросил соревнования и начал освещать их. А вот его сыну пришлось подождать с выбором профессии из-за Второй мировой войны. От техники далеко он, правда, не ушел и стал командиром танка. Рассекая по фронту на американском «Шермане», Марри дослужился до звания капитана.
После войны он пошел по стопам отца в местный гоночный чемпионат. Но вместо обычных машин Уокер-младший выбрал мотоциклы. И это было удачное решение, ведь так он познакомился с хорошим другом на всю жизнь – тогда еще начинающим гонщиком Джоном Сертисом.
Карьера пилота в итоге пришлась Марри не по вкусу. Тогда отец позвал его комментировать гонки по радио. Уже в 1949 году начинающий журналист работал на ТВ, где также занимался рекламой.
Освещая различные чемпионаты в течение нескольких лет, он наконец-то получил предложение стать голосом «Формулы-1» на BBC. С 1978 по 2001 год Марри Уокер был бессменным комментатором главной серии мира.
Британец работал с Хантом, троллил Хилла в рекламе, смешно оговаривался в эфирах
Голос Марри знали и любили миллионы.
Наибольшую известность обрел дуэт Уокера и Джеймса Ханта – английского гонщика, чемпиона мира-1976. Они были напарниками с 1980 по 1993 годы – вплоть до смерти чемпиона. Марри, к слову, не одобрял разгульный образ жизни Ханта. Тем не менее, они отлично поладили и сработались. Джеймс низким голосом и медленным темпом прекрасно дополнял громкую и эмоциональную речь Уокера.
Правда, без конфликтов не обходилось. В те годы у комментаторов был один микрофон на двоих, так что Джеймс и Марри делили его между собой. Сотрудничать получалось не всегда.
«Однажды он (Уокер) и Джеймс, – продолжает Дэвид Тремейн, – чуть не подрались. Джеймс схватил микрофон и не хотел возвращать во время одной из гонок. Думаю, это было проявление не агрессии, а огромной страсти Марри к автоспорту».
А страсти в Марри всегда было много!
«Посмотрите… Это Мэнселл!» – кричал британец, когда у чемпиона-1992 лопнула шина.
Комментарии Уокера сделали легендарные моменты еще эмоциональнее. Яркий пример – столкновение Алена Проста и Айртона Сенны в 1989-м: «Вот та возможность, которую ищет Сенна, и он проходит… Сходит! Боже мой!»
«Глядите, глядите! Он знает это! Он явно вне себя от радости… его мечта осуществилась», – говорил Марри о первом титуле Михаэля Шумахера в «Феррари». (Оба момента в подборке сверху; там же первая победа Сенны)
И как тут не вспомнить борьбу Арну и Вильнева в 1979-м. Яркий комментатор явно придал ей зрелищности:
Одним из важнейших моментов в карьере британского комментатора был долгожданный титул Дэймона Хилла. Уокер даже не мог говорить: «И Хилл выходит из шиканы и выигрывает Гран-при Японии! И я должен прерваться, потому что у меня ком в горле».
Марри действительно хорошо общался с Хиллом-младшим. Они вместе снялись в забавной рекламе Pizza Hut 1996 года, где журналист комментировал каждое действие гонщика.
Ролик заканчивался смешной отсылкой к событиям «Формулы-1». Уокер доедает пиццу раньше и говорит: «И Хилл финиширует вторым! Снова! – после этих слов Деймон начинает якобы душить Марри. Он взбешен! Он неконтролируем!» Это намек на доминирование Михаэля Шумахера в «Бенеттоне» в 1994 и 1995 годах.
Раз уж речь пошла о юморе. Это вообще отдельная тема в комментариях Марри Уокера. Он часто оговаривался в эфире, но эти оплошности лишь укрепили его авторитет и любовь зрителей. Есть даже отдельный цитатник с так называемыми «мариизмами». Вот несколько из них:
• Следите за лампами, сигнализирующими старт! Одна лампа! Две лампы! Три лампы! Четыре лампы! Пять кругов!
• И температура полотна выросла, причем в градусах!
• Это история. Я говорю история, потому что это случилось в прошлом.
• Я не видел времени, в основном потому, что его не было.
• Вот он снова здесь в первый раз.
• Как вы можете наблюдать визуально вашими глазами...
• И трассу высушил обрушившийся на нее ливень.
• И я перебиваю сам себя, чтобы рассказать вам о...
• Это будет первая победа «Уильямс» с тех пор, как они выиграли в прошлый раз.
• Вы не можете увидеть «Феррари» Алези, потому что ее там нет.
• И Дэймон Хилл преследует Дэймона Хилла!
• И он потерял оба передних правых колеса!
• Идет дождь, но в тоннеле почему-то сухо! Хм, понятно. Это оттого, что у тоннеля есть крыша.
• С машиной все в порядке, просто она горит.
• Марри: «Что это? На трассе тело!»
Джеймс Хант: «Хм, я думаю это кусок корпуса какой-то машины».
Марри: «В задней части машины «Феррари» что-то ярко горит».
Джеймс Хант: «Нет, Марри, это всего лишь фонарь безопасности!»
• Это грустное, но радостное окончание сегодняшнего Гран-при в Монреале.
А за что вы запомните великого комментатора? Пишите в комментариях!
Фото: Gettyimages.ru/Andreas Rentz/Staff, Ker Robertson; globallookpress.com/Julian Simmonds/ZUMAPRESS.com, Sutton Motorsports/Keystone Press Agency, imago sportfotodienst; East News/National Motor Museum