Мазепина после скандала с непристойным видео спасают подозрительными статьями. Аргументы там – просто стыд
Пиар-кошмар нового русского пилота в «Ф-1».
В 2021-м Россия не останется без собственного гонщика в «Формуле-1»: хоть Даниил Квят и вылетел из программы «Ред Булл», теперь наше представительство перехватит новичок «Хааса» Никита Мазепин.
Сын владельца «Уралхима» и «Уралкалия» еще не провел ни единого Гран-при в лучшей серии планеты, но уже несколько раз попал на первые полосы медиа – причем совсем не благодаря мастерству на треке.
Если вы все пропустили: у Мазепина в сторис появился ролик, где будущий дебютант «Ф-1» хватает за грудь девушку в неоднозначных обстоятельствах. Фанаты вообще не приняли такое поведение: они потребовали убрать Никиту из «Ф-1» (не в последнюю очередь «благодаря» накопленной за последние годы репутации – удар по лицу сопернику в «Ф-3», эмоциональная реакция на штраф в «Ф-2», аварии и пафос), а сразу несколько медиа опубликовали тексты с рассуждениями на тему «должны ли «Формула-1» и ФИА как-то отреагировать».
Команда назвала поступок Никиты «отвратительным» и пообещала разобраться, отказавшись комментировать дальнейший ход истории. Сам пилот сперва опубликовал, а потом удалил извинения за неподобающий поступок – после чего девушка из видео (ранее защитившая Никиту) запостила в соцсети в виде совета молодой себе «не пить с мудаками».
В итоге 21-летний гонщик все-таки не потерял место в «Хаасе» (еще бы – по инсайду Corierre Dello Sport, за сезон организация получит от Мазепиных 20 млн евро), но уже превратил работу маркетингового отдела американской команды в ад. Привлекать сторонних спонсоров под сотрудничество с таким токсичным парнем – сложная задача даже когда во второй машине сидит максимально привлекательный, политкорректный и перспективный Мик Шумахер.
Гоняться в «Ф-1» с настолько тяжелым бэкграундом будет непросто, и надеяться на короткую память публики не приходится: в Гран-при внимание и медийный прессинг даже на главных аутсайдеров намного сильнее, чем в молодежных «Формуле-2» и «Формуле-3». С нехорошим образом Никиты явно надо было что-то делать – и, вероятно, Мазепины предприняли совершенно неожиданный ход. В зарубежных и российских медиа появились подозрительные тексты.
На странную активность обратил внимание наш блогер: отреагировал на перевод статьи из «бизнес-издания о «Ф-1», вышедший в «Комсомольской правде» и «Спорт-Экспрессе» и даже прорекламированный через Двач. Тексты, кстати, заняли сразу по 10 страниц – на них главный редактор британского журнала объяснил, почему гонкам нужны плохие парни вроде Мазепина.
Оригинал поста изначально вышел в BusinessF1 – основанном в 2002-м бывшим компаньоном Берни Экклстоуна по изданию F1 Magazine Томом Рубайтоном. Он работал в крупных европейских бизнес-газетах EuroBusiness и Sunday Business в середине 90-х, но в итоге запустил собственное медиа. Его тираж не превышал 7 тысяч экземпляров – казалось бы, не так уж и плохо, если журнал распространялся в основном среди президентов и вице-президентов крупных компаний, топ-менеджеров и держателей акций. Однако изучение сайта журнала вызовет, мягко говоря, недоумение: статистика по читателям, выпуску и дистрибуции не обновлялась с 2006 года! Да и еще тогда доля подписчиков в тираже насчитывала только 22 процента (кстати, годовая подписка стоит 195 долларов), а 46 процентов всех отпечатанных экземпляров распределялись «контролируемым образом» – то есть бесплатно. Предположительно, тем людям и компаниям, которых редакция хотела зацепить или привлечь.
Можно ли назвать такой метод распространения эффективным? Вряд ли – только представьте, сколько спама ежедневно получает CEO какого-нибудь Shell.
Но, вероятно, Мазепины и не стремились изменить воззрения потенциальных спонсоров на образ Никиты – скорее они целили в массового читателя, в том числе российского. Именно поэтому местом второго размещения и выбрали одни из самых популярных и консервативных газет. А изначальная публикация в неизвестном в России бизнес-журнале по идее как бы добавляет статье веса – чтобы она выглядела не как оправдание своего, а как авторитетная зарубежная аналитика.
Почему подозрение падает на российскую семью и их пиарщиков? Слишком уж акцентировано появление одной и той же публикации в конкретных источниках при нулевой реакции от остальных. Причем текст явно составлен с единственной целью: объяснить читателям, почему Никита ничего плохого не сделал и почему за него все равно нужно болеть. У младшего Мазепина уже сложилась не самая приятная репутация, и бороться с ней поздно – так что лучше обратить в главную фишку, весьма близкую агрессивной политической риторике России последних лет.
Вот только выхлоп от размещений, очень похожих на платные, оказался приблизительно нулевым – никто не поддержал мнение, выраженное в статье. Все из-за крайне топорной аргументации.
Мазепина в статье сравнивают с Джеймсом Хантом. Главный вывод – «в «Ф-1» бывали люди и похуже, а с поступком Никиты все норм
Пересказывать весь 10-страничный трактат было бы не слишком правильно (и законно – все-таки правила цитирования никто не отменял), так что лучше остановиться на главных тезисах. Желающие изучить публикацию целиком могут ознакомиться здесь.
О чем же заявляет нам бизнес-журналист Том Рубайтон?
Появление Мазепина с его сложной репутацией знаменует возвращение в «Формулу-1» плохих парней и их очарования;
Мазепин последним посмеялся над критиками: после скандала его популярность и мировое признание резко выросли. Если до инцидента о Никите практически никто не знал и не интересовался – теперь же «он один – из самых известных гонщиков на стартовой решетке» (с);
В драке между Никитой и Айлоттом в 2016-м виновным выставлен Айлотт – «за отсутствие раскаяния после блокировки Мазепина на быстром круге и использование лексики с расистским подтекстом» (интересно, какой именно);
Проведены параллели чемпионом «Ф-1» 1976-го и главным соперником Ники Лауды Джеймсом Хантом. Буквальные!
Подробно описаны похождения Ханта (и не только) – с посылом «Хант больше, чем любой другой гонщик сделал для большого коммерческого успеха «Ф-1»;
Заявления ФИА о скандале с непристойным видео названы «лицемерными», поскольку бывший президент ФИА, смещенный 12 лет назад, когда-то сам попался на секс-скандале и не пожелал его обсуждать;
Босс «Хааса» Гюнтер Штайнер назван ханжой за осуждение поступка Никиты. Нет, серьезно: «Вне всяких сомнений, Гюнтер — ханжа. Гюнтер не живет в реальном мире, где нормальные 21-летние парни развлекаются с девушками»;
Надежда на сохранение образа плохого парня и в будущем: «Мазепин сделал достаточно, чтобы получить суперлицензию и перейти в «Ф-1» с командой «Хаас». А затем произошел инцидент, после которого его имя узнали все еще до первой гонки в «Формуле-1», а сам он стал самой яркой личностью на стартовой решетке со времен Джеймса Ханта. Никита Мазепин никогда не будет Джеймсом Хантом. Такое поведение невозможно в современную эпоху. Однако есть надежда, что Мазепин сохранит свой яркий образ плохого парня и станет культовым героем гоночного спорта. Как и Хант много лет назад».
Естественно, в статье еще много чего веселого, но лучше на этом остановиться и разобрать данные тезисы, чтобы понять: как же в печатном мире работает подмена понятий и откровенная ложь.
Прежде всего – параллели с Хантом. Джеймса явно выбрали как самого известного чемпиона с противоречивой репутацией – все-таки фильм «Гонка» прогремел буквально пару лет назад, а про выходки того же Нельсона Пике сейчас уже мало кто помнит. Однако английский гуляка прославился не за одно только вызывающее поведение! Он еще и гонял как бог: на равных противостоял лучшим и самым подготовленным пилотам эпохи. Его всерьез считали быстрейшим по чистой скорости до самого конца 70-х – без учета уровня машин. Мазепин же никогда не входил и сейчас не входит в пятерку главных талантов своего возраста – даже несмотря на контракт с «Хаасом» и повышение в «Ф-1». Конечно, само по себе наличие более быстрых гонщиков не повод как-то критиковать чье-то поведение, но откровенно странно оправдывать противоречивые действиям в современности выходками чемпионов 45-летней давности – особенно когда они в 70-х выглядели редкими чудачествами.
Такая же подмена понятий – и утверждение, будто как раз выходки Ханта подняли рейтинги трансляций «Формулы-1». Это откровенная ложь: по телевизору продавали и показывали прежде всего гонки, и аудитория росла благодаря напряженному противостоянию с Ники Лаудой из более богатой «Феррари». Люди смотрели, как частная команда пытается отобрать титул у итальянского гиганта, а не ждали очередной драки Ханта на обочине – без накала на трассе Джеймс остался бы просто странным и быстрым чудаком (а за 70 лет «Ф-1» переварила их десятками). А еще не меньше гонки рекламировали трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт, запустивший сразу несколько телепередач о «Ф-1» на американском и британском телевидении (тестировал машины, рассказывал об устройстве болидов и так далее), а также другие ребята с эффектным пилотажем вроде Жиля Вильнева.
Такую же манипуляцию можно увидеть и в отсылке к секс-скандалу с бывшим президентом ФИА Максом Мосли. Да, топовый автоспортивный функционер вляпался в некрасивую историю и сделал несколько наглых заявлений в стиле «это моя частная жизнь и не лезьте туда» – но вообще-то он тут же и лишился поста как раз вследствие скандала! Происшествие с Мосли как раз и говорит о последовательности ФИА в смысле реакции на непристойные истории – так что глава федерации Жан Тодт еще проявил необычайную мягкость к Мазепину.
И можно ли сказать, будто скандал запустил узнаваемость Никиты до уровня Райкконена, Феттеля или Ферстаппена? Да вообще нет: просто в межсезонье все обычно отдыхают, вот в паддоке и гремит эта история. В реальности же она быстро утихла под напором обсуждений переговоров «Мерседеса» и Хэмилтона о новом контракте – а про Мазепина вспоминали только при случае (когда русский гонщик удалил извинения, например). Да, теперь его знают получше какого-нибудь Латифи, но, честно говоря, такая известность весьма сомнительна.
Особенную пикантность придает умалчивание фактов, не подходящих под стройный сюжет «пробившегося на вершину автоспорта таланта с плохим характером». К примеру, в статье нет ни слова о подконтрольности «Хайтека» отцу Никиты. Вообще ни слова! Как и о том, что за пределами команды Мазепин показал результат только в GP3 за «АРТ» – в тот самый сезон, когда хорошо профинансированных команд в серии просто не осталось (на следующий год ее потому слили с европейской «Ф-3»). Про финансовую поддержку перехода в высшую лигу в 20 миллионов – тоже ни слова, как и о многочисленных платных частных тестах в командах «Ф-1» с 2017-го.
Особенно выбился эмоциональный пассаж про ханжу Гюнтера Штайнера. Вот только босс «Хааса» широко известен как один из самых жестких и честных людей в современной «Формуле-1». Более того, итальянец превратился в рок-звезду паддока и героя бесчисленных мемов благодаря безлимитному использованию не самых печатных слов в сериале Drive To Survive на Netflix, а его колонка для The Race так и называется – The F Column («***** колонка»). Штайнер не бежит от неудобных вопросов, не скрывается от журналистов и всегда говорит открыто – когда ему есть что сказать (к примеру, он многократно угрожал через прессу увольнением Магнуссену и Грожану). Так что ироничные эпитеты из текста вызывают сомнения, будто автор вообще следил за «Ф-1» где-то кроме википедии последние лет пять.
Но самая великолепная часть статьи – цитируем:
«То, чем занимается Никита Мазепин на собственной территории, — его личное дело. Если кто-то решает предать это огласке, то неправ именно этот человек, а не Никита (если кто-то вообще здесь может быть неправ)».
Вот только огласке инцидент фактически предала именно ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА НИКИТЫ В ИНСТАГРАМЕ, не больше и не меньше. Видео не сливали в соцсети хакеры-взломщики, не выкладывали обиженные бывшие и уж точно не публиковали в «Хаасе» или ФИА. Все выглядело так, словно Никита не просто повел себя вызывающим образом – но еще и прилюдно похвастался поступком на все десятки тысяч подписчиков. Им что, следовало проигноровать такое с резолюцией «ну бывает, чего такого-то?»
Такой пиар только ухудшает ситуацию – поскольку вскрывает реальность: на самом деле Мазепины не вынесли вообще никакого урока
«Формуле-1» сейчас отчаянно нужны яркие личности, – убеждает нас Том Рубайтон. – Лишь немногие выступающие сегодня гонщики обладают решительным характером, и это становится серьезной проблемой, поскольку интервью до и после гонки скучны».
Очень хотелось бы знать, о какой решительности идет речь. Решительность вдарить сопернику по лицу? Схватить девушку за грудь? Удалить извинения и сделать вид, будто ничего и не было? Ни в одном интервью российским медиа после инцидента (а Мазепин разговаривал как минимум с Алексеем Поповым для его ютуб-подкаста и с Тиной Канделаки для «Матч-ТВ») тему вообще никак не затрагивали – и с учетом ее остроты вряд ли это можно считать совпадением.
Да и пассаж про «яркие личности» – тоже очень странный. В «Ф-1» как раз пришла целая волна молодых харизматичных пилотов: прямой и бескомпромиссный Макс Ферстаппен, эмоциональный и открытый Шарль Леклер, король мемов, соцсетей и стримов Ландо Норрис и просто очень интересный Джордж Расселл. И никто из них никого не абъюзил и не попадал в откровенно дискриминирующие истории (разве что за жесткие высказывания по радио в пылу гонки).
Более зрелые и не менее подходящие под определение «ярких личностей» ребята вроде Даниэля Риккардо тоже прорвались в лидеры по подписчикам и зрительскому интересу совсем не грубостями на треке и за его пределами. У каждого такого пилота есть фирменная фишка помимо харизмы, умения запомниться и пошутить – а не только одно лишь наплевательство на правила и границы других.
Похоже, статья говорит лишь об одном: Мазепины не собираются отказываться от сложившейся репутации – более того, они пытаются превратить ее в основу образа Никиты. Этакого смелого парня из России, нарушающего все подряд и идущего к цели своей дорогой. Правда, в таком случае все извинения новоявленного №9 в «Ф-1» автоматически обнуляются – выходит, их приносили исключительно в лицемерном порыве уйти из-под удара. Вряд ли международные партнеры такому обрадуются.
Впрочем, такое позиционирование Никиты, судя по всему, и правда рассчитано именно на российского зрителя – достаточно только взглянуть на его высказывания насчет отношения к русским в автоспорте во всевозможных интервью.
«Так случилось, что есть определенные причины, не связанные с гоночным миром, по которым, возможно, ко мне относятся чуть иначе, – заявил Никита в эфире «Матч-ТВ». – Я к этому привык и отношусь к этому абсолютно нормально».
«Думаю, мало гонщиков в России сталкивались с таким количеством хейта, хайпа, как я, – уточнил он в интервью Попову. – Ожидаемо, что русских оценивают иначе. У нас самая большая и сильная страна. Есть решения, с которыми люди согласны, а есть те, на которые плохо реагируют, потому что по их менталитету и воспитанию так нельзя делать. Я вырос в этой стране и хочу остаться. Надеюсь, что мое будущее будет связано с Россией. Я понимаю и готов смириться с тем, что будет такое отношение».
В общем, неприязнь мировой общественности к Мазепину постараются свести к «русскому фактору» – достаточно популярному сейчас в консервативной публике России. Поступки самого пилота вроде как и ни при чем – извиняться и не за что, можно и дальше делать «нормальные вещи».
Кстати, уже после выпуска статьи выяснилось: суд Великобритании еще до старта сезона «Ф-2» оштрафовал Никиту на 28 тысяч рублей за проезд на красный свет.
А может, все-таки слишком часто такие вещи случаются с одним конкретным гонщиком?
Русский новичок «Формулы-1» против сына Шумахера. Кто победит?
Россия в «Ф-1»: собственный Гран-при, 4 подиума, команда-аутсайдер. Когда же будут победы?
Фото: instagram.com/nikita_mazepin; instagram.com/haasf1team; businessf1magazine.com; Gettyimages.ru/Evening Standard/Hulton Archive; globallookpress.com/HOCH ZWEI
"Мазепины не собираются отказываться от сложившейся репутации – более того, они пытаются превратить ее в основу образа Никиты. Этакого смелого парня из России, нарушающего все подряд и идущего к цели своей дорогой".
К сожалению особый русский путь свелся именно к этому.
Ни ума, ни харизмы, ни интеллекта. Миллионы долларов, рандомно свалившиеся на очередного гопника, могут сделать его писателем, гонщиком формулы -1, главой республики, кандидатом в президенты, крутым рэпером, философом и совестью нации, хоккеистом...
Каждый идиот просто покупает свои фантазии. И если в России возмущение и смех блокируется цензурой и Росгвардией, то европейцы (предварительно получив чек из России) стебут идиотов и выкидывают из приличного общества.
Самое неприятное что платим за этот цирк мы. Мы и спонсоры и зрители.
И должны в добровольно-принудительном порядке восхищаться убогими потугами в какой-либо области очередного мажора или (что еще хуже) его престарелых родственников, присосавшихся к госкормушке...
Кто во что горазд. Вот куртизанка решила, что она эталон интеллекта и получила канал в свое распоряжение. Вот пенсионер, у которого не было в детстве велосипеда, осуществляет свои фантазии (Пенсионер вообще плодовит. Если б не санкции, он бы по всем каналам выступал. И хоккей. И концерт для фортепиано с оркестром. И диалоги о рыбалке...) и т.д. Теперь детки подъехали...
А самое печальное, что "кто не скачет - тот москаль".
Кто не радуется успехам деток элиты. Не ходит на их концерты. Не голосует за них на выборах. Не смотрит срежессированные ими фильмы - тот предатель, пятая колонна и подлежит замене на более лояльных зрителей.
В любой стране есть богатые и бедные. Но это затрагивает только сферу материальную
Мы же вернулись к крепостному праву. Недостаточно отдать элите свои деньги. Необходимо отдать им и свои чувства. Как у Тургенева в му-му. Утопи свою собачку. Потому что я, барыня так хочу. И люби меня и моего сыночка-мажора. Это у них называется - любить Россию. Грустно это все...
Ну а эпизод, на который так активно набросились моралисты с извращенной моралью: тут двойственно все, с одной стороны Никита не совершил ничего плохого, с другой, учитывая текущий тренд на поиск харасмента или токсичного поведения в любой ситуации, где их и близко нет, ему стоило бы не светить на публику в инстаграмме свой стиль отдыха.
Но еще раз, поведение Никиты, за рамками потасовки с Айлоттом, у меня не вызывает никаких претензий. В отличие, от поведения, моралистов всех мастей, на которых тошнотворный рефлекс подымается. И из-за которых публичным людям приходится скрывать обычные, для обычного обывателя вещи.
Ну а какой Мазепин гонщик, мы узнаем уже скоро, пока много недосказанности по его очень разным сезонам в младших сериях. Именно как гонщика, оценивать его и планирую. А так, пусть хоть оргии после каждой гонки устраивает, лишь бы по всеобщему согласию участвующих в них.