Легендарная битва за титул между Макреем и Сайнсом в 95-м. Как Subaru Impreza стала самой известной в истории ралли
По мнению почти всех, кому посчастливилось побывать на чемпионате мира в 1995 году, в титуле чемпиона мира по ралли Колина Макрея больше всего примечательно то, что это было более 25 лет назад. Для многих - полжизни. Понятно, что воспоминая неоднородны. Многое уже забылось, но есть моменты, которые произошли, как будто только вчера.
Немного похоже на пролистывание альбома, где отсутствуют некоторые фотографии. Сувениры того сезона представляют собой лоскутный калейдоскоп моментов, не обязательно в хронологическом порядке, которые в совокупности создают ностальгический привкус того, что на самом деле произошло.
Большинство из вас уже знакомо с этой историей. Все с трепетом ожидали старта сезона 95-го года, когда борьба за титул развернулась с легендарным испанцем Карлосом Сайнсом-старшим. Финал сезона стал раллийным эквивалентом 1976 года в «Формуле-1». Столкновение двух гениев-индивидуалистов, которое превратилось в громкий британский триумф.
Что, пожалуй, еще более интересно, так это то, как время изменило восприятие достижений Макрея. Для людей, которые были там, точки зрения немного изменились. Сейчас нам предстоит вспомнить события, которые определили жизни и карьеры многих людей.
Макрей – это Ферстаппен наших дней
Тогда, как и во все хорошие времена, было ощущение, что все будет длиться вечно. Это был апогей эпохи Группы А, когда производители, в первую очередь Subaru, пришли в спорт, а звезда Колина сияла так же ярко, как звездное скопление Плеяды, которое вдохновило знаменитого японского производителя.
Макрей провел отличный сезон 1994 года – первый полноценный сезон в чемпионате мира по ралли. Ему удалось победить в Новой Зеландии и Великобритании. Impreza была новой, и ожидалось, что она станет лучше только в следующем году. Активно создавался образ нового мирового лидера в ралли.
«Было ощущение, что это, скорее всего, вопрос времени», - вспоминает отец Джимми Макрей. Он сопровождал сына на большинстве этапов, скорее в роли поддержки, а не как официальный представитель. «Было не так много советов, которые я мог бы дать Колину. Машина, на которой он тогда выступал, немного отличалась от того, что я водил. При этом он был намного быстрее меня! Я мог лишь посоветовать ему выбор шин и тому подобное».
Нигде выбор шин не является более важным, чем на Ралли Монте-Карло. Макрей стартовал хуже некуда. Британец сошел, а его главный соперник и по совместительству напарник Сайнс выиграл.
«Наша команда предупреждала нас, что в поворотах может быть немного льда, но, когда мы добрались туда, это был абсолютно чистый лед, и мы поехали», - вспоминает Дерек Рингер, штурман Макрея. «Мы рассказали Карлосу, что случилось, и он сказал: “Да, конечно, там всегда был лед”. Спасибо Карлос…»
Многое было сказано о соперничестве между Макреем и Сайнсом на протяжении многих лет, но, по крайней мере, в начале 1995 года все начиналось на дружеской основе. При этом напряжение все же присутствовало. Вероятно, это единственный аспект истории, который больше всего изменился за эти годы. Из-за отношений, которые к концу 1995 года, казалось, окончательно испортились, они постепенно сблизились, несмотря на все, что произошло. После нескольких лет работы в Ford, а затем и в Citroen, они снова стали уважать друг друга как напарники по команде. Как вспоминает Сайнс, они были в наилучших отношениях, чем когда-либо за годы до смерти Колина. Именно Макрей первым предложил Сайнсу подумать об участии в Дакаре.
«В конце концов, Колин стал моим лучшим другом в ралли», - говорит Сайнс. «Не проходит и дня, чтобы я по той или иной причине не думал о нем. Но тогда все было по-другому. Мы оба были моложе. Оба хотели побед. Я действительно был доволен нашим сезоном 1995 года, но к концу он был немного напряженным. Особенно после Испании…»
Второй этап чемпионата проходил в Швеции – он обернулся катастрофой для команды. Все три машины сошли из-за мотора. К марту все проблемы были решены, но победа в Португалии досталась именно Сайнсу, а Макрей был вынужден довольствоваться лишь третьим местом (шестой подиум в карьере).
Этап во Франции сложился тяжело для обоих. Их разделило всего 25 секунд, но четвертым оказался Сайнс, а пятым Макрей.
Голливуд отдыхает
Затем всех ждал длинный перелет в Новую Зеландию – это стало поворотным моментом.
Сайнс, возглавлявший чемпионат, не совершил 24-часовое путешествие на другой конец света, потому что несколько дней назад упал с горного велосипеда и повредил плечо. Худшего момента для травмы просто было не подобрать. Испанца заменил молодой Ричард Бернс, финишировавший седьмым на Ралли Португалии, но здесь ему было не суждено финишировать из-за мотора.
«Мы с Колином были на разных этапах своей карьеры, - вспоминает Роберт Рид, штурман Ричарда Бернса. «Не только я, но и Ричард, были теми, кто знали Колина лучше других. В прошлом я был всегда за Колина. Мы оба были частью шотландской «мафии», в которой Ричард никогда не участвовал. Было интересно наблюдать за тем, как развиваются отношения между Колином и Ричардом. Как он превращался из дублера в боевого пилота. В 1995 году мы определенно были дублерами. Мы даже не провели полноценный сезон. Только несколько этапов вроде Новой Зеландии».
Не было никаких сомнений в том, кто выиграет Ралли Новой Зеландии в 1995 году. Свою первую победу Макрей одержал двумя годами ранее на Subaru Legacy. Вместе с Impreza был хорош в 1994 году. Макрей собирался повторить успех.
Он должным образом выиграл 10 из 33 отрезков, чтобы набрать максимальное количество очков. Именно тогда он понял вмести с британскими фанатами, что титул реален. Некоторые люди говорят, что падение Сайнса с велосипеда стало поворотным моментом в сезоне, что, возможно, все могло бы сложиться иначе, если бы испанец мог управлять двухколесным транспортом, как четырехколесным. Но это неправда. Новая Зеландия была предрешена еще до того, как самолет Колина приземлился в Окленде.
«Настоящий поворотный момент, вероятно, произошел в Австралии», - говорит Дерек Рингер. «Новая Зеландия не имела большого значения, поскольку Колин все равно выиграл бы. Но в Перте мы были вовлечены в упорную борьбу за победу с Кеннетом Эрикссоном из Mitsubishi. Люди подумают, что это на него не похоже, но Колин весьма мудро решил довольствоваться вторым местом и накопить очки. не могу похвастаться этим или сказать, что я его уговорил: это было собственное решение Колина, и я думаю, именно здесь ситуация действительно начала меняться».
Это означало, что он покинул Австралию с отрывом в пять очков от восстановившегося Сайнса. Оставалось всего два этапа: Испания и Великобритания. Сценария лучше придумать. Это было эпично. Но мало кто мог предсказать, насколько ядовитой или спорной станет борьба.
Макрей проиграл Сайнсу под давлением команды – это сломило испанца
Сайнс ворвался на родную территорию. Энергичный и нервный мужчина с блестящими глазами. Ему поклонялись. Он трудился так, как никто прежде. Тренировался до тех пор, пока не сотрет пальцы до крови. Прежде всего, ему нужна была эта победа, чтобы обеспечить комфортное преимущество над Макреем, прежде чем снова сразиться с шотландцем на Ралли Великобритании, где Макрей выигрывал в прошлом году.
Много было сказано и написано о том, что произошло в Испании в 1995 году. Это было сложное событие, которое стало еще более спорным из-за последующей дисквалификации Toyota за уловку с ограничителем турбины. В Subaru решили, что лучшие шансы на победу им принесет Сайнс. Команда приказала дать возможность выиграть испанцу. Макрею такие приказы не сулили ничего хорошего.
Члены команды даже были отправлены на спецучастки, чтобы замедлить Колина, но только угроза мгновенного увольнения убедила его согласиться на второе место после Сайнса при самом последнем вздохе. Перед финальным этапом у них было поровну очков. Но этого было достаточно, чтобы окончательно испортить отношения между командой и Сайнсом. Следующий сезон тот проведет в Ford.
Хоть ему и удалось победить на родной земле, но он стал находиться в еще большем напряжении перед финальным этапом. Не было никаких сомнений в лояльности команды.
«В конце концов, Карлос действительно оказал Колину услугу всем тем, что произошло в Испании», - заключает Джимми Макрей. «На самом деле он не был так расстроен всем этим, но он был чрезвычайно полон решимости стать лучше. С того момента мы все знали, что он это сделает. Его просто невозможно было остановить. Конечно, это действительно та часть сезона, которую теперь все всегда вспоминают».
Без смартфона, интернета и GPS
Один из самых известных раллийных журналистов Дэвид Эванс, освещающий серию на протяжении 20 лет, в 95-м еще учился в университете в Стаффордшире. Вместе со своим отцом Дереком они вместе за рулем Vauxhall Calibra мчались по сельской местности, чтобы стать свидетелями момента славы Макрея.
Их приключение началось несколькими неделями ранее, когда прибыл официальный «раллийный набор»: папка, содержащая исчерпывающий набор карт и инструкций, которые помогут зрителям спланировать свою одиссею. Тогда этап представлял собой скоростной тур, который пересекал всю страну, участвовали ли вы в соревнованиях или просто смотрели. Все это было во времена, когда не было интернета, спутниковой навигации или смартфонов, что делало планирование всей поездки и владение приличной картой необходимым условием.
Нам встретилась кучка неряшливых шотландских парней на потрепанном Peugeot. Они застряли и попросили помощи. Эвансы были рады помочь. Вмести они продолжили путь и на следующий день. В разговоре выяснилось, что они друзья Колина. Конечно, в тот год все были друзьями Колина, поэтому Дэвид и Дерек не воспринимали это слишком серьезно, вплоть до того момента, когда их новые знакомые ворвались в дом на колесах Колина, обернулись к Дэвиду и Дереку: «Вы идете или как?».
Для Дэвида, который в то время писал ралли-репортажи о джентльменах-водителях для своей местной газеты, это было что-то вроде ошеломляющего опыта. Волшебные выходные. Несмотря на прокол и множество других мелких проблем Колин выиграл. «все просто знали, что это должно было случиться. Иначе и быть не могло», - вспоминает Дэвид. «Это была полная уверенность в себе».
Сайнс тоже это знал. «Я очень скоро понял, что у нас мало шансов. Давили, но шансов на победу не было», - говорит испанец. «Я не помню, что чувствовал тогда, но сейчас я очень рад, что Колин победил. Это было хорошо для него, его семьи и всего спорта».
Возможно, третьими людьми, которые имели лучший вид на этап, были Ричард Бернс и Роберт Рид. Все три экипажа Subaru финишировали на подиуме. Брат Колина Алистер за рулем Ford Escort Cosworth финишировал четвертым! Хоть и в шести минутах позади.
Сказочный финал и забытый брат Макрея
«В то время мы этого не понимали», - говорит Рид. «У нас была работа, которая заключалась в том, чтобы представлять команду и набрать как можно больше очков. Так что в то время мы, вероятно, не ценили всех достижений Колина. Только оглянувшись на это, вы поймете, насколько это было важно. И у вас определенно другая точка зрения, когда вы смотрите на это сейчас как на часть истории ралли, чем на конкурента. Но я помню, что мы все вышли в тот вечер в Честер, чтобы отпраздновать победу. Мы были рады за него, действительно рады не только потому, что мы были напарниками по команде».
Подробности того, что происходило в тот вечер, туманны. Вероятно, к лучшему. Буквально никто не может вспомнить, что произошло тогда - как и большую часть следующего дня.
Многое вошло в историю, например четвертое место Алистера Макрея. «Можно сказать, что Алистер был забытым человеком на этом празднике жизни!», - шутит Джимми Макрей. «Это был абсолютно фантастический драйв с его стороны. Он действительно выиграл чемпионат Великобритании в том году, но, очевидно, все взоры были прикованы к Колину. И это понятно, потому что это было невероятно. Самый молодой чемпион мира. Потребовалось несколько дней, чтобы это осмыслить. СМИ очень долго тиражировали эту историю».
Невероятная популярность Макрея. Почти 10 лет на всех возможных платформах гремела легендарная серия игр Colin McRae Rally
Одним из журналистов, способствовавших созданию этой шумихи, был Джерри Уильямс, писавший для Daily Mail. На следующий день после того, как Макрей выиграл титул (23 ноября), шотландец появился в заголовках газет. «Это были потрясающие новости», - вспоминает Уильямс. «В то время ралли было спортом, который попадал в заголовки газет. Все знали, кто такой Колин Макрей. Так что, оглядываясь назад, можно сказать, что тогда успех Колина значил даже больше, чем сейчас, потому что с тех пор этому спорту никогда не уделялось столько внимания».
Но с годами из этого мысленного альбома выпадает все больше фотографий. Подписей все меньше. Для многих то, что произошло в 1995 году, было другой эпохой. То, что мы видим сейчас, — это совершенно другой вид спорта.
В наши дни Дерек Рингер, по его собственным словам, отдыхает от жизни в маленькой деревушке на севере Испании. Он ушел из ралли после последнего полноценного сезона Макрея в ралли за Citroen в 2003. Пару раз возвращался с американским смельчаком Трэвисом Пастраном в 2008 году.
«Мне понравился момент», - просто говорит он. «Я думаю, нам очень понравился этот момент. Это было особенное достижение и кульминация всего, над чем мы работали. Нет причин, по которым Колин не смог бы продолжить и выиграть еще несколько чемпионатов после этого, но оказалось, что это именно тот, в котором я чувствую себя привилегированным участником. Если было бы больше титулов, был бы этот особенным? Я так не думаю. В конце концов, только ваше тело говорит вам, что это было так давно. Остальное кажется вчера».