Трибуна
4 мин.

Погибший в гонке чемпион «Ф-1» молил команду сделать болид безопаснее за год до смертельной аварии. Но инженер не послушал

А история сохранила то самое официальное письмо.

«Он был невероятным талантом и фантастическим парнем», – так описывает Йохена Риндта двухкратный чемпион Эммерсон Фиттипальди.

И австрийский гонщик и правда невероятно показал себя в «Формуле-1»: в свой последний сезон он выиграл 5 из 6 гонок, в которых добрался до финиша. Но завершить тот год Риндту не удалось: он погиб в Монце. Тем не менее, опередить Йохена никто не смог: вице-чемпион Жаки Икс отстал на 5 очков (бельгиец и поныне безумно рад поражению – считает его лучшей вехой в карьере). Так австриец стал обладателем уникального и единственного в «Ф-1», но ужасного по сути достижения – посмертного чемпионства.

Символично: Йохен всегда сомневался в надежности болидов того времени и не разделял взгляды босса «Лотуса» Колина Чепмена на безопасность. Риндт считал, что постоянные новинки несут больше вреда, и предпочитал стабильность. Колин же верил в силу инноваций: к примеру, в том самом трагичном сезоне-1970 «Лотус» использовал три версии болида.

Риндт знал о специфичном характере Чепмена с первого же сезона – и не хотел смириться с ситуацией. Авария в Испании – второй гонке календаря – стала последней каплей.

Йохен написал боссу письмо с претензией касательно безопасности болидов «Лотуса».

«Дорогой Колин,

Я только что вернулся в Женеву и собираюсь провести второе обследование по поводу состояния головы завтра. Я чувствую слабость, чувствую себя больным, мне все еще приходится проводить большую часть дня в кровати. После встречи с новым доктором и его мнения мы сможем принять окончательное решение касательно [Гран-при ]Монако и «Инди»[-500].

У меня уже сложилась общая картина, которая во многом объясняет произошедшую аварию. Я не думал, что подлечу так высоко. Робин Херд [один из инженеров «Лотуса»]? судя по всему, видел, как отлетело крыло, но не видел всей аварии, поскольку она произошла за поворотом.

А теперь обо всей ситуации, Колин: я участвую в «Ф-1» 5 лет, и допустил только 1 ошибку (протаранил Криса Амона в Клермон-Ферране), а также попал лишь в одну аварию в Зандворте из-за неправильно выбранной передачи – в противном случае обошлось бы без инцидента. Ситуация кардинально изменилась с моим приходом в вашу команду: [аварии в] Левине, Айфеле, новые поперечные рычаги и вот теперь Барселона.

Честно говоря, ваши машины настолько быстры, что мы бы и так могли биться за титул на них с небольшими денежными вложениями в усиление слабых частей. К тому же, думаю, вы должны проводить больше времени, наблюдая за действиями работников. Уверяю, что в таком случае ситуация с поперечными рычагами была бы совершенно иной. Пожалуйста, обдумайте мои предложения: я могу ездить только в той машине, от которой чувствую уверенность. А сейчас я ощущаю, что точка уверенности ни разу не близка.

Всего наилучшего».

Но Колин Чепмен никогда не менял своей позиции. Письмо Риндта никак не повлияло на мнение британского конструктора-новатора:

«У гоночной машины есть одна задача – выигрывать гонки. Если она ее не выполняет, то она – ничто. Обычная трата времени, денег и усилий. Это кажется очевидным. Но все равно нужно помнить: неважно, насколько удобен болид в управлении, сколько инвестиций на него ушло, насколько легко его контролировать или даже насколько он безопасен. Если он регулярно не выигрывает, то он ничто».

В пелотоне знали о характере Чепмена – и не все разделяли его взгляды. Американский пилот «Ф-1» Дэн Герни пересекался с Колином в 1962-м и остался с однозначным впечатлением: «Колин был фантастическим инженером, но в то же время бесцеремонным человеком. Если бы вы заговорили с ним о поломке, то он сказал бы, что лучшая машина – которая развалилась при пересечении финишной черты. Если вы пилот, то для вас всегда оставалось загадкой, выживете ли вы с ним».

Йохен не смог…

«Я похоронил 57 товарищей». Полвека назад в гонках выживали

Учитель первого чемпиона «Ф-1» был талантливым безумцем: крал машину у отца, гонял в гипсе и без руля, дурачил самого Феррари

Первая девушка в истории «Ф-1»: отказала «Феррари», удивила пятикратного чемпиона скоростью и наткнулась на сексизм в Гран-при

Источник: Reddit

Фото: globallookpress.com/Thomas Zimmermann Koln, imago sportfotodienst via imago-images.de; twitter.com/RetroRacingCo