«Мерседес» взял стритрейсера-рентача в «Ф-2». Он гонял по 300 км/ч на дорогах, но €2 млн перевесили
Худший пилот молодежек в 26 лет: 0 подиумов и столько же очков.
Прошлый сезон второго «формульного» дивизиона вышел чуть ли не самым конкурентным в истории. Мы увидели 12 разных победителей и 16 финишеров на подиуме из 26 участников, битва за титул кипела до последних заездов между тремя пилотами, а двое россиян (Роберт Шварцман и Никита Мазепин) временами поражали весь мир, уничтожая пелотон прорывами, тактиками и обгонами. В результате лучшим оказался Мик Шумахер – и сына Михаэля тут же вместе с Мазепиным направили на повышение в «Хаас», а еще один дебютант Юки Цунода (третье место в общем зачете) получил место Квята в «Альфа Таури».
В 2021-м большинство команд полностью или частично сменили составы: в «Према», «Виртуози», «Карлин», «АРТ», «МП Моторспорт» и «Кампосе» уже объявлены по одному новичку, «Хайтек», «ДАМС» и «ХВА» полностью сменили составы, а кокпиты в «Хароуз-Заубере» и «Трайденте» еще не распределены вообще.
Всего из объявленных 14 пилотов половина – новички, обкатанные в «Ф-3». Но если повышение чемпиона третьей по мощности серии Оскара Пиастри или молодой звезды «Ред Булл» Лиама Лоусона не вызывает вопросов, то формирование состава в «ХВА» немного удивляет (мягко говоря).
Речь о еще одном дебютанте, откатавшем прошлый сезон в «Ф-3» – Алессио Деледде. Это 26-летний итальянец с 34 гонками за последние два года в «Кампосе» – и выше 16-го ни разу не поднимался. Естественно, очков он не заработал – а в 2020-м и вовсе оказался последним среди всех поучаствовавших в сезоне на постоянной основе гонщиков – более того, его обогнали даже пятеро «временщиков».
Как же он пошел на повышение? В молодежных гонках обычно все решают деньги: сезон в «Ф-2» в среднем стоит 2 миллиона евро (по признаниям Лирима Зендели и Ральфа Бошунга – получивших места на 2021-й). Однако Деледда пробил себе контракт не в том же небогатом «Кампосе» или середняке «МП Моторспорт»: «ХВА» – гоночная команда дочерней компании «Мерседеса» HWA Racelab, и именно она, к примеру, занимается обслуживанием и организацией соревнований головного бренда в «Формуле Е». В прошлом году программа дебютировала в «Ф-2» с россиянином Артемом Маркеловым и итальянцем из системы «Феррари» Джулиано Алези – и уж в отсутствии денег ее точно нельзя было заподозрить.
«Огромный бюджет «ХВА» не всегда шел на пользу: было задействовано слишком много людей, что стало ошибкой, – резюмировал для «Чемпионата» свой сезон с пятью зачетными баллами Маркелов после ухода из команды. – У нас большая часть людей до этого работала только с техникой ДТМ, некоторые из них перешли в «Ф-2» как раз в 2020-м».
Однако Деледда все равно туда попал – так может, его взяли именно за скрытый талант? Давайте разбираться.
У Алессио нет побед и подиумов в профи за 3 года. В автоспорт он пришел в 23, пропустил весь картинг и стартовал с мотоциклов
До 2017-го мировой авто- и мотоспорт вообще не знал гонщика по имени Алессио Деледда – именно тогда римлянин впервые появился на байке MV Agusta F3 series в низшем итальянском дивизионе серии «Суперспорт» – «Суперсток 600».
Тогда же он засветился и на четырех колесах – в любительской серии «Трофео 600». Никакой предварительной подготовки на картах – римлянин просто арендовал болид на несколько заездов и даже не попал в итоговые протоколы.
Однако неудачи в любительских чемпионатах не помешали ему перейти в итальянскую «Формулу-4» в 23 года в команде под единственную машину. Там Алессио провел целых 20 гонок против 15-16-леток, набрал ровно 0 очков, не поднялся выше 17-го места и занял 39-е место из 44 участников (включая «временщиков», приходивших на один-два этапа).
Какой следующий шаг можно было ждать после настолько потрясающего дебюта? Естественно, повышение до «Ф-3» – Деледда подписал контракт с «Кампосом» и попал в вертикаль «Ф-1», сертифицированную ФИА! Результаты вы помните – все те же 0 очков, хотя для подготовки парня испанцы наняли бывшего резервного пилота «Минарди» в «Ф-1» и даже организовали ему собственные частные тесты.
Даже в зимней серии «Открытой Евроформулы» в паре гонок он остался без очков – как и в 11 заездах «Еврокубка «Рено» (снова не поднимался выше 15-й позиции).
Редкие очки Деледда завоевал только в азиатской зимней «Ф-3» за команду Мазепина «Хайтек»: один раз приехал в топ-7 в прошлом сезоне (всего 8 гонок в очках) и однажды оказался 6-м в нынешнем. Однако выше Алессио приезжали и десятки азиатских ноунеймов, и девушки с нулями очков за долгие годы в молодежках (Татьяна Кальдерон), и даже симрейсеры (Кем Болукбаси из виртуальной «Формулы-1»).
Даже в клубных гонках на «Ламборгини» Деледда взял всего 4 балла!
В общем, лучший кандидат для сильной программы «Мерседеса» в «Формуле-2» на смену русскому вице-чемпиону и юниору «Феррари». Настоящий скрытый талант вроде Николаса Латифи, готовый разрывать с увеличением наката.
Деледда прославился как стритрейсер и лихач: разгонялся по обычным дорогам до 300 км/ч, превышал на сотни км/ч
Однако трансфер 26-летнего итальянца прошел бы практически незамеченным (все же в 2020-м целый год отъездил почти такой же Гильерме Самайа), если бы он не прославился буквально накануне огромным скандалом с многократными превышениями скорости. Которые он постил в сториз собственного инстаграма!
Например, вот эта ночная гонка мимо обычных машин по автостраде.
Или вот здесь он преследует мотоциклиста по дороге общего пользования на скорости 170 км/ч – пользователи реддита обнаружили этот участок автострады неподалеку от Муджелло (где у Алессио была гонка), и там ограничение – 90 км/ч.
А на этом видео из сториз машина валит по проселочной дороге на скорости 150-180 км/ч.
Здесь – машина выжимает 300 км/ч.
И еще разок – обгоняя фуры и других участников движения.
«Было не так уж плохо, у меня была публика» – гласил комментарий Делледы.
На чем же безумный итальянец творит всю эту дичь? Два последних ролика явно записаны за рулем вот этого «неарендованного» «Ламборгини» Urus мощностью 641 л.с. и стоимостью от 220 тысяч долларов.
Посмотрите: приборная доска в точности совпадает!
Естественно, в современном мире интернета такие художества никак не остались бы безнаказанными. Пользователи реддита разнесли ролики по всем крупным медиа, пара видео на ютубе о пилоте-стритрейсере собрали под сотню тысяч просмотров – и, кстати, Деледда потребовал их снести, грозя судами.
Но в итоге Алессио пришлось нелепо отмазываться и оправдываться в соцсетях.
«Мне жаль, что действия на видео связали с моим именем, – написал гонщик. – В мои намерения входило только лишь предупредить своих подписчиков о том, как глупо совершать такие поступки. Однако я допустил ошибку, не пояснив, что это видео выложено с целью осудить такое поведение. Я люблю автоспорт, а не безрассудную езду, которую демонстрирует этот водитель».
Правда, после перехода в «Ф-2» заявление пропало с его страниц в инстаграме и твиттере. Зато теперь там красуется вот это.
«Моя машина быстрая, скользит по грани, когда я избегаю голосов всех хейтеров» – гласит подпись.
Как же тогда Деледда попал в «Ф-2» и гонки? Благодаря господрядчику из Италии с контрактами на десятки миллионов евро
С первых же заездов в байках и «Трофео 600» Алессио поддерживали три компании – Gruppo Distribuzione S.P.A, Utility и Let’s Call And Go. Вообще их было больше, но именно эти следовали за ним с первых же гонок до контракта с «ХВА». На самом деле, названия почти всех из них не так существенны, поскольку спонсоров 26-летнего римлянина объединяет одна важная деталь – владелец. Его зовут Микеле Деледда, он предприниматель и руководит Gruppo Distribuzione c 1980-го. Остальные компании – по сути ее дочки и сестринские компании из Бразилии и Румынии: всего в географии «империи» Деледды пять филиалов и 4000 сотрудников.
К сожалению, мировая или итальянская пресса не предоставляет подтверждений или информации насчет степени родства Микеле и Алессио. Но вряд ли такая массированная поддержка от Gruppo – совпадение и вера в однофамильца.
Несмотря на долгую историю компании, финансовый взлет произошел только в последние годы: выручка мощно взлетела с 20 миллионов евро в 2016-м до 57 миллионов в 2019-м, а прибыль достигла 7 миллионов. Все благодаря контрактам с итальянскими госкомпаниями: муниципалитетом Рима, Почтой Италии, нефтегазового гиганта Eni, крупнейшего национального телеком-оператора Telecom Italia SpA и другим структурам поменьше. Gruppo предоставляет им услуги аутсорса колл-центров и техподдержки, а также некоторое обслуживание в сфере IT.
Вот только вряд ли весь денежный поток сгенерирован исключительно честным путем: Gruppo и ее ответвления обвиняли в сливе персональных данных клиентских баз на сторону, а также из-за кошмарных санитарных рабочих условий. Весной 2020-го ультраправые итальянские издания широко раскручивали историю смерти 34-летнего сотрудника колл-центра прямо на рабочем месте из-за плохой вентиляции. Компанию обвиняли в жесткой экономии на кабинетах, превышении всех норм по количеству работников в помещениях и отвратительном кондиционировании: уволившиеся сотрудники рассказывали о массовых мононуклеозах в зимние месяцы и о найденной в вентиляции дохлой крысе.
А в августе 2020-го взорвалось еще сильнее: 170 молодых людей подали в прокуратуру Рима групповое заявление на мошенничество при трудоустройстве: им обещали обязательную работу в системе Gruppo после прохождения платного обучения, но в итоге контрактов они не дождались. Ущерб только этих ребят завесил в 75 тысяч евро, но якобы практика подобного – обычная для компании: каждый год она выжимает подобный «бонус» на сотни тысяч евро.
Зачем «Мерседесу» такой имиджевый удар? В мире молодежных гонок – спонсорский кризис
После прожигания большого по меркам «Формулы-2» бюджета с не самыми выдающимися результатами (13 очков, последнее место в зачете команд) «ХВА» явно потребуется реорганизация – и денег у головной компании на расширение или изменение программы коллективу явно не найдется из-за коронакризиса. Именно поэтому даже дочерняя компания «Даймлера» вынуждена отказываться от призовых пилотов (которым был Маркелов в 2020-м) и подписывать сразу двух рента-драйверов – причем как можно более обеспеченных (денег у Маттео Наннини хватило и вовсе на двойную программу и в «Ф-2», и в «Ф-3»).
В то же время все тот же коронакризис отправил в нокаут все спонсорство молодых пилотов даже в программе «Формулы-1»: по рассказу отца Джулиано Алези Жана, компании-партнеры запустили массовый выход из сделок еще в июле, и с тех пор ситуация особенно не изменилась.
«Я могу привести с собой каких-то спонсоров и дать им доступ в паддок «Формулы-1», чтобы они могли насладиться всем уик-эндом в компании Джулиано, – рассказывал бывший пилот «Феррари». – Однако теперь это станет невозможно, потому что в паддок будут пускать только участников и технический персонал.
Спонсоры не слишком довольны этими ограничениями, потому что теперь они не будут получать преимущества от нахождения своих логотипов на болидах «Формулы-2». И они уже отказываются от соглашений с пилотами – рассылают письма о разрыве контрактов».
А стоимость выступлений даже в самой слабой команде остается неизменной – старт обсуждений со все тех же 2 миллионов евро для достаточно талантливых парней. И платить их теперь смогут только те, кому не очень-то важен возврат инвестиций в наклейку на болиде – то есть как раз люди вроде Деледды. Практически каждый гонщик с уже подтвержденным контрактом на 2021-й имеет либо спонсора за плечами, либо поддержку гоночной программы – и 8 мест в пелотоне до сих пор свободны за 50 дней до старта сезона.
Так что, похоже, «Мерседес» просто схватился за самую денежную возможность, чтобы не ждать и не снижать требования ближе к первой гонке в конце марта. Удерживать команду на плаву во время кризиса и снижения всех спонсорских поступлений всегда непросто.
Вот только с настолько токсичным персонажем в кокпите немецкий производитель может ждать мощного удара по репутации практически в любой момент. И еще повезет, если проблема окажется исключительно в слабых результатах.
А вся субкультура стритрейсеров точно должна праздновать прорыв Деледды. Нечасто все-таки лихачи-мажоры с обычных городских улиц добираются до последней ступеньки перед «Формулой-1» – особенно в современном сверхпрофессиональном автоспорте.
Фото: instagram.com/alessiodeledda; fiaformula2.com; globallookpress.com/HOCH ZWEI; Gettyimages.ru/Bryn Lennon
Да и не крутится такой движок почти до 9000 оборотов.
Это была одна из вариаций Huracan.
Только тот хоть и бездарность, но паренёк с интересной историей, а тут просто отмороженная скотина.
Очевидно, главная цель на ближайший сезон - никого не покалечить, ни в гонках, ни по пути на них.
https://www.reddit.com/r/F1FeederSeries/comments/l2kpd0/matteo_nannini_joins_hwa_for_fia_f3_and_f2/
https://www.reddit.com/r/F1FeederSeries/comments/k3v66q/f3_driver_alessio_deledda_is_threatening_to_sue/
https://www.reddit.com/r/formula1/comments/k1pj42/ot_nico_c_greene_on_twitter_this_is_not_the_first/
Об автоспорте можно узнать не только на спортсе.