Mission impossible???
Давно меня тут не было. Сначала писать было по сути не о чем, этакий творческий кризис, потом лень, потом работа навалилась, а потом... забыл. :)
В предверии нового сезона решил оглянуться на год назад. Год назад все было практически то же самое – команды представляли новые болиды, гадали, как изменение правил повлияет на расстановку сил, ставили цели на сезон. Вот о целях и хотелось бы поговорить. Какие цели ставили руководители команд перед своими подчиненными, и, самое главное, кому именно удалось эти самые цели достичь.
Red Bull Racing. Понятно, что после чемпионского титула Феттеля и победы в кубке конструкторов у команды цель могла быть только одна – отстоять оба титула. По сути, многого тут не скажешь, поэтому, про победителей писать ничего не буду, но, к моему удивлению, RBR оказалась чуть ли не единственной командой, которая добилась поставленных целей. Тем не менее, один человек из Red Bull задачу не выполнил. Марк Уэббер собирался участвовать в споре за титул, тем не менее, проиграл напарнику, как говорится, в одну калитку.
Ferrari. После поражения в Абу-Даби в Ferrari решили усилить состав, пригласив Пэта Фрая и Нила Мартина. Цель на сезон 2011 – победа в обоих чемпионатах. Амбициозным планам Стефано Доменикали сбыться было не суждено. Одна единственная победа, да и та, одержанная благодаря разному стечению обстоятельств, а именно запрет на выхлопную систему, заминка RBR в боксах с обоими пилотами, а также погодные погодные условия в Англии, благодаря которым удалось избежать использование более жесткого типа резины. Итог - третье место в чемпионате и одна победа. В общем, Ferrari сезон провалили полностью, и, если бы не кое-какие команды, то Скудерии можно было бы смело присуждать звание – Неудачник года.
McLaren. Мартин Уитмарш: «У нас одна цель – победа в чемпионате. В прошлом году мы выиграли пять Гран При, трижды заработали дубль и заняли второе место в Кубке Конструкторов, опередив наших старых соперников из Ferrari. Многих устроил бы такой результат, но только не нас. Как я уже сказал, у нас одна цель – победа, и в этом году мы будем стремиться к большему». McLaren, как и все остальные топ-команды также ставили цель – победу в обоих чемпионатах, впрочем, меня бы удивило, если бы цель была иной. Тем не менее, творению Эдриана Ньюи противопоставить было практически нечего. Впрочем, McLaren уже который сезон подряд показывает неплохую скорость, и будь RB7 чуть менее надежна, уокингцы смогли бы в серьез побороться за титул. С другой стороны, нельзя однозначно сказать, что сезон подопечными Уитмарша провален полностью. 6 побед за сезон, плюс в той же Малайзии и Испании McLaren был явно быстрее на дистанции, но, соперники из RBR по ходу всего сезона были стабильнее и надежнее.
Mercedes. Перед началом сезона в стане серебрянных стрел никто не говорил о победе в чемпионате, хотя в 2010 команда грозилась в скором времени бороться за титул, но, тем не менее, и Росс Браун, и Росберг с Шумахером грозились бороться за победы если не во всех, то хотя бы в отдельных гонках. Да и результаты тестов были многообещающими. В результате команда не смогла завоевать ни одного подиума, не говоря о победах. Mercedes снова боролся в своей лиге – до грандов не достать, а остальные слишком медленные. На некоторых трассах, правда, удавалось бросить вызов Ferrari, впрочем, и конкуренты вроде Renault и Force India также бывали впереди. Задача минимум – остаться в числе топ-команд была выполнена, задача одержать первую победу – провалена.
Renault. Булье перед началом сезона обещал огромный шаг вперед, прогресс команды, высокие темпы развития и модернизации. По сути, цель была схожа с Mercedes – регулярно бороться за подиумы, одержать пару-тройку побед, если повезет, финишировать минимум пятыми, а в идеале побороться за третье-четвертое место. И, начавшийся с неприятностей (потеря ведущего пилота) сезон, команда начала действительно сильно – два подиума подряд. Инновационная система выхлопа приносила свои плоды поначалу. Булье светился от счастья и грозился включиться в борьбу чуть ли не за титул. Тем не менее, по темпам прогресса команда стала чуть ли не последней. И если в первой части сезона пилоты регулярно попадали в третий сегмент и боролись за очки, то во второй половине сезона попадание в третий сегмент было чуть ли не праздником. А кошмарный гран-при Сингапура, думаю, руководству будет сниться еще долго. Что странно, в 2010-м году Renault по темпам прогресса была чуть ли не первой, привозя по нескольку модификаций крыльев на каждый гран-при, то в 2011-м прогресса не было вообще никакого. Что тому причиной сказать не возьмусь. Может быть сказалось отсутствие Кубицы, может быть ошибки в калибровке аэродинамической трубы, а может быть и твердолобость руководства, не пожелавших отказываться от своей системы выхлопа. Впрочем, команда сумела отстоять пятое место в КК, чудом но сумела. Но никакого «шага вперед» не последовало, скорее даже два шага назад. Многие болельщики, кстати, несмотря на результаты Williams и Ferrari, именно Renault назвали разочарованием сезона.
Force India. Отмар Сафнауэр: В прошлом году мы уверенно заняли седьмое место, но в ходе сезона в основном занимали шестую строчку в командном зачете. Мы всегда стремимся к прогрессу, и в этом году наша цель – закончить чемпионат с более высоким результатом.Поэтому наша задача – пятое место в Кубке Конструкторов, и чтобы этого добиться, необходимо зарабатывать очки с самых первых гонок и до конца чемпионата. В ходе всего сезона мы должны вести модернизацию машины – если все пойдет удачно, то, вероятно, мы можем рассчитывать на один-два подиума.
Команда оказалась всего в шаге от выполнения поставленной задачи. Будь в чемпионате после Бразилии еще один гран-при и Renault не устояла бы. В принципе, цель можно считать достигнутой, и если бы не слабое начало сезона, то пятое место было бы гарантировано. По темпам развития VJM04 была чуть ли не на первом месте в пелотоне, учитывая количество очков, заработанных командой в первой и во второй половине сезона.
Sauber. Питер Заубер перед началом сезона поставил довольно скромную цель – стабильно зарабатывать очки и финишировать на лучшей позиции. Впрочем, от своей команды требовать большего вряд ли стоило. Подопечные Заубера с задачей справились. Очки зарабатывались может быть и не так стабильно, как хотелось бы, но все-таки зарабатывались, а позицию в КК удалось улучшить по сравнению с 2010-м годом и подняться на одну ступеньку вверх. Видимо, Питер Заубер – самый трезвый реалист во всем паддоке, и цели команде ставит вполне достижимые. Впрочем, опять таки, не провались Williams, вполне возможно, что швейцарцы вряд ли бы добились 7-го места.
Toro Roso. Еще одна команда, выполнившая поставленную перед собой цель. Асканелли перед началом сезона заявил, что цель команды – 8-е место в кубке конструкторов. Цель выполнена, опять таки благодаря провалу Williams. Впрочем, Toro Roso были всего в шаге от перевыполнения плана. Ведь до Sauber им оставалось всего 3 очка, а скорость «телята» к концу чемпионата набрали вполне приличную. Так что прошедший сезон можно смело засчитать команде в актив.
Williams. Легендарная команда ставила перед собой, пожалуй, самую амбициозную цель – вернуться в число лидеров чемпионата. Впрочем, такую цель Френк ставит своим подопечным практически каждый сезон в последние, как минимум, 20-30 лет. Однако вышло все наоборот. FW33 на равных смогла соперничать лишь с аутсайдерами, уступая не только лидерам, но и прямым конкурентам по прошлому сезону. Модернизация и наличие в команде опытного пилота ничем помочь не смогли, в итоге звание «Провал года» достается именно этой команде. Впрочем, проблемы команды были явно в двигателе Cosworth, а точнее в его неспособности контролировать выхлоп так, как это делали двигатели конкурентов, а среди клиентов Cosworth Williams был явно быстрее.
Team Lotus. Гаскойн и Фернандес возлагали на T128 большие надежны и ставили перед своими пилотами задачу бросить вызов более сильным командам и заработать очки в сезоне. Задача же минимум была опередить остальных новичков чемпионата – Марусю и HRT. Что ж, с задачей минимум команда справилась на отлично, россияне и испанцы никакой конкуренции составить пилотам зеленых болидов не смогли, задача максимум – бороться на равных с более сильными командами оказалась не выполненной, если не считать Бруно Сенну. Впрочем, задатки у команды явно есть, особенно учитывая количество персонала, который Гаскойн переманил из стана Renault. Тем не менее, несмотря на отличный от прямых конкурентов и превосходящий двигатель большого прогресса команда добиться не смогла, финишировав на 10-м месте. Хотя, оправдание Гаскойн быстро нашел – эх, вот если бы у нас был KERS… Что ж, в этом году у Майка подобного оправдания не будет.
Marussia Virgin. Джон Бут, по сути, никаких явных целей в прессе перед командой не ставил, сказал лишь, что 2011 год должен принести команде полезный и позитивный опыт, однако Фоменко заявил, что цель на предстоящий сезон – опередить прямых конкурентов из Lotus и HRT и бросить вызов более сильным командам. Кроме того, Фоменко обещал, что новый болид будет намного быстрее и надежнее. Да, в надежности команда явно прибавила, а вот в скорости… К чему привел подход разработки болида без аэродинамической трубы всем известно. Результат – последнее место второй сезон подряд. Итог – цель не выполнена.
HRT. Коллес перед началом сезона был весьма сдержан, обещаний не давал, но отметил, что положение команды куда лучше, чем в прошлом году. Шасси разрабатывалось под руководством опытного Джеффа Уиллиса, были даже запланированы некоторые модернизации, однако цель команды была абсолютно ясна – выжить. Именно выживание команды была задачей номер 1. Что ж, задачу Коллес выполнил, после чего ему указали на дверь. Посмотрим, выживет ли испанская конюшня в этом году без своего кризис-менеджера. Ждать осталось недолго.