«КАМАЗ» занял весь подиум жесткого «Дакара». Другие лидеры постоянно попадали в аварии – вплоть до больницы
Еще один русский – в топ-6 внедорожников.
На старте 2021-го мы все-таки не остались без топового автоспорта: «Дакар» несмотря на жесткие ограничения в виде закрытия границ в Саудовской Аравии, все же добрался до клетчатого флага, торжественного подиума и раздачи золотых бедуинов. Правда, в этом году Россию в тройках сильнейших представили только «КАМАЗы» в классе грузовиков – зато они же заняли все призовые места. Сама победа стала десятой с 2010-го – это и есть настоящее безальтернативное доминирование.
В действительности «Дакар» вышел максимально сложным и напряженным. В категориях мото- и вездеходов победитель определился буквально на последних двух сотнях километров (перед стартом финального этапа лидеров разделяли 4 минуты!), а по ходу рейда разрывы между подиумными позициями составляли всего несколько секунд. В половине категорий лидеры менялись чуть ли не после каждого спецучастка – марафон вышел сверхконкурентным.
Причем борьбу простимулировала совсем не простота: весь рейд участники жаловались на бесконечные вкрапления каменистых участков в маршруты. Похоже, организаторы решили сделать такие зоны фирменной фишкой Саудовской Аравии (как резкие смены условий, температур и порой времен года в Южной Америке и океаны песков в Африке), но, похоже, гонщики не оценили.
«Если говорить именно о местности, то по сравнению с Южной Америкой навигация куда более сложная, – объявил девятикратный чемпион мира по ралли Себастьян Леб (впоследствии сошедший на 8-м этапе из-за дикой усталости и вечных проколов и поломок). – Честно говоря, от гонщика тут вообще ничего не зависит. Я просто делаю то, что мне говорят. Это гонка штурманов, а не пилотов».
Яркая иллюстрация правоты великого француза – полуминутное видео о блужданиях чемпиона «Дакара» Карлоса Сайнса.
Однако к дорожной книге претензии возникают практически каждый год – заблудившиеся и просто недовольные ее составлением есть всегда. А вот к формированию маршрутов у гонщиков на этот раз возникли отдельные вопросы.
«Не знаю, зачем организаторы «убивают» людей в камнях, – резюмировал русский раллист и обладатель Кубка мира по бахам-2020 Владимир Васильев. – Там никакой спортивной дисциплины нет: кому-то повезет не пробить колесо, кому-то – нет. Это уже не ралли-рейд и спорт, когда едешь еле-еле, лишь бы не пробить колеса и надеяться на удачу».
«Как и в прошлом году – постоянно проблемы с шинами, – подтвердил трехкратный чемпион «Дакара» Нассер Аль-Аттия после одного из последних спецучастков. – Надеюсь, в следующем году правила будут лучше для всех. Проколов было слишком много. Только сегодня я пробил больше 16 шин!»
Раллисты буквально собирали запаски по самым щедрым конкурентам – такого на «Дакаре» еще не было. Смотрите, как выглядела машина одного из чемпионов рейда прошлых лет Жинеля де Виллерса
И если для пилотов внедорожников и SSV перепады покрытия и камни гарантировали лишь огромное количество пит-стопов под пустынным солнцем, то для мотогонщиков рейд выдался максимально болезненным и суровым. И не только для неопытных любителей без особенной подготовки – из борьбы жестко вылетали фавориты один за другим.
Двукратный чемпион рейда Тоби Прайс – сошел из лидирующей группы после падения и переломов, тут же доставлен в больницу. То же самое случилось с удерживавшим первое место Хосе Игнасио Корнехо Флоримо – чилиец еще рискнул проехать несколько десятков километров, а затем снялся из-за головной боли. После неприятных аварий из лидерской группы выбыли Ксавье де Сультре и Лусиано Бенавидес – каждые 50-100 километров кто-то постоянно падал.
А выиграл рейд в классе мотоциклов брат Кевин Бенавидес (брат Люсиан) – хотя первая половина дистанции для него закончилась вот так.
«Ударился головой, разбил GPS и другие приборы. Порезался – потерял много крови на этапе. Лодыжка болит. Нос сломан. Шлем, кстати, тоже», – описал аргентинский мотогонщик приключения на пятом этапе – который он, между прочим, завершил с быстрейшим временем
Не всем повезло отделаться разбитыми носами и легким сотрясением: после двух погибших в песках Саудовской Аравии в 2020-м теперь добавился и третий – мотогонщик Пьер Шерпен. Он упал с байка на середине седьмого спецучастка, врачи нашли его без сознания и прооперировали в нейрохирургическом отделении местного госпиталя, но при транспортировке на самолете в более продвинутую клинику он скончался.
А еще один мотогонщик – Си-Эс Сантош – до сих пор остается в искусственной коме после столкновения 6 января с соперником.
В классе вездеходов происходило примерно то же самое: лидер менялся почти на каждом этапе, и кто-то из фаворитов постоянно попадал в аварию: улетал с трека, ломал колеса, напарывался днищем на острые камни и так далее. Лишь из-за большей безопасности авто никто из гонщиков не последовал в больницу вслед за райдерами.
У «КАМАЗа» не нашлось реального соперника
Условия были одинаковыми для всех – и команде из Набережных Челнов тоже пришлось нелегко. Вот только она лишилась большей части всех конкурентов еще до старта из-за коронавируса – главного доминатора марафона по сути никто и не подгонял, не заставлял атаковать на полную и ошибаться.
Лишь беларуский «МАЗ» с самого старта пытался гнать на победу: оформил дубль в прологе и прессинговал лидера Дмитрия Сотникова все четыре первые этапа – даже несмотря на разбитые окна, сломанные пальцы и отказавшие тормоза.
Но Сергей Вязович вскоре сошел из-за трех разных поломок одной и той же детали за два дня. У второго «МАЗа» таких проблем и не возникло, но менее опытный Алексей Вишневский потерял слишком много времени на старте из-за технических проблем и проколов и в итоге занял шестое место.
Другие конкурентов у «синей армады» так и не появилось: Мартин Мацик на «Ивеко» поднажал лишь под конец рейда, когда отставание от лидера выросло почти до двух часов. Он выиграл три этапа и обогнал соотечественника Алеша Лопрайса, но выше четвертого места подняться не сумел – даже от подиума отстал на полчаса.
Естественно, без реального давления россиянине спокойно держали удобный темп и вряд ли выкручивали грузовики на полную мощность – фактически больше соревнуясь друг с другом. Реальную зарубу за победу придется ждать до 2022-го: в следующем рейде с обновленным «Ивеко» обещает возвращение легендарная команда Жерара де Роя, «МАЗ» анонсировал исправление технических неполадок, да и экипаж Мацика постепенно набирается опыта для битвы в высшей лиге.
А пока «КАМАЗ» безальтернативно лучший даже с сокращенным бюджетом и минимальным пакетом доработок. И отсутствие пятикратного чемпиона рейда Эдуарда Николаева команду не ослабило.
Карякин претендовал на подиум в мотовездеходах, но ошибся в решающий момент и угодил в судейский скандал
Чемпион «Дакара-2017» из Екатеринбурга попал в рейд фактически в последний момент: до последнего дня подачи заявок у его команды не было контрактов со спонсорами, и даже на взносы для выступлений не хватало 25 миллионов рублей. Сергей выставил личное авто на продажу ради финансирования поездки и вдвое сократил количество экипажей – и за день до дедлайна ситуация все-таки разрешилась.
С ограниченным бюджетом у его Snag Racing оставалась только одна тактика: ехать максимально экономно и спокойно, не попадать в аварии, объезжать проблемы и ловить ошибки соперников – благо в SSV сейчас невероятная конкуренция, и потому большинство экипажей атакуют на полную с первого же этапа.
До девятого спецучастка стратегия Карякина работала: он следовал четвертым с отставанием в 47 минут от первого места и 17 минутах – от третьего. И на этапе фавориты Рейналдо Варела, Арон Домжала и Остин Джонс потеряли не меньше 30 минут из-за аварий и проколов – казалось бы, Сергей непременно вырвется на подиум, но проблемы возникли и у экипажа из Екатеринбурга.
«Мы на скорости 120 км/ч улетели с дороги, – рассказал Карякин официальной странице команды в инстаграме. – Едва не врезались в дерево, чудом не перевернулись. Ну и, конечно, говорить о результате уже нельзя. О подиуме и прочем. Обидно, потому что Остин сегодня потерял 40 минут, Арон 50 минут. Мы были бы на втором месте».
Сергей вылетел из списка претендентов на топ-3 и тут же угодил в судейский скандал: ему с буксировкой помогли местные, и инцидент засняли. Особую пикантность ситуации добавил контекст: буквально накануне россиянин обвинил в посторонней помощи пилота из Саудовской Аравии – а после публикации видео представитель команды буквально оправдался словами «это другое».
Не очень красивая ситуация, но Карякин уже пообещал все исправить в 2022-м: вернуться только за победой. Сейчас же после второго места в предыдущем сезоне он оказался на финише лишь 16-м.
Мегарезультат во внедорожниках: выиграл 55-летний француз. В 14-й раз – при помощи подозрительного навигатора
Стефана Петеранселя не просто так называют «Мистером «Дакаром»: впервые он победил в рейде еще в 1991-м – ровно 30 лет назад. Правда, тогда Стефан гонялся на байках и пересел на внедорожники лишь в 1999-м (спустя 6 выигрышей), но и в новой категории продолжил всех рвать: вырвался в лидеры на втором этапе и спокойно дотащил отрыв всего в 16 минут от Нассера Аль-Аттии до финиша.
Катарский трехкратный чемпион «Дакара» много жаловался на проколы, более мощную технику у Петеранселя и ставшего третьим Карлоса Сайнса, но, похоже, главными факторами победы Стефана стали все-таки не только скорость и опыт, но и навигация.
Мегачемпион совершил невероятно хитрый ход: подписал на роль штурмана Эдуара Булажье – бывшего раллиста-мотогонщика, а в последнее время лучшего маппера современности в заводской команде «КТМ» (с ним в байках австрийский производитель одержал 5 побед подряд).
Кто такие мапперы в рейдах? Это люди, прокладывавшие и объяснявшие гонщикам в ночи маршруты по Google Maps и другим источникам после получения дорожной книги накануне вечером. Формально практика мапперства всегда находилась вне закона, но проблема заключалась в невозможности доказать нарушение: ведь к каждому гонщику конвой не приставишь и тратить время на пролистывание роудбука не запретишь. Решили проблему радикально: теперь дорожные книги выдают за 15 минут до старта (а во внедорожниках, SSV и грузовиках их еще и перевели в электронный вид – теперь даже за минимальное отведенное время ее нельзя пролистать), так что командное мапперство перестало существовать.
Однако в картографы всегда брали только самых сообразительных и хитрых навигаторов – именно потому легкие подозрения в адрес Петеранселя и его нового штурмана остались.
«Что-то мне подсказывает: ой неспроста Петерансель посадил к себе штурманом человека, который несколько лет работал маппером в заводской команде «КТМ» ой неспроста», – написала в инстаграме русская гонщица Анастасия Нифонтова (пропустившая этот «Дакар»).
Но расчет Стефана сработал – легально или нет, но его экипаж допустил минимальное количество навигационных ошибок и реже других вляпывался в сложные участки трассы с острыми камнями и зыбучими песками. В итоге Петерансель стал 14-кратным чемпионом, даже проигрывая по чистому темпу где-то десятку других раллистов (от Себастьяна Леба и Карлоса Сайнса до арабских пилотов Язида Аль-Раджи или шейха Халида Аль-Кассими).
Васильев приехал шестым – выше двух чемпионов и почти достав третьего. Достойный результат
Русский гонщик и бизнесмен Владимир Васильев (один из владельцев новой трассы под Питером «Игора Драйв», кстати говоря) – сильнейший раллист страны в категории внедорожников. В 2020-м он выиграл второй в карьере Кубок мира по бахам, но с «Дакаром» в последние годы у него не складывалось: в 2019-м он попал в жесткую аварию, а в 2020-м его машина сгорела практически на старте (а потом его еще и поймали на читерстве).
В новый рейд Васильев вошел с новой тактикой – похожей на стратегию Карякина: не атаковал на победу на каждом этапе, собирал финиши в топ-10 и старался сохранить машину. Итог – 8 этапов Владимир завершил в числе сильнейших и показал общее шестое время – всего в 8 минутах от двукратного чемпиона Нани Ромы на новом спортпрототипе богатой бахрейнской команды BRX. Также россиянин привез 4 минуты шейху из Абу-Даби с собственным коллективом, финансируемым из госсредств, полчаса выиграл у еще одного победителя прошлого Жинеля де Виллерса, обставил пятикратного чемпиона Сириля Депре и выстоял в гонке, с которой снялся девятикратный чемпион мира по ралли Себастьян Леб!
«Для меня эта была очень волнительная гонка, – поделился впечатлениями Владимир. – На двух «Дакарах» подряд у меня были сходы на третий день, так что было неприятное ощущение, словно он меня отталкивает. А до этого я два раза ехал на «Африка Эко Рэйс». То есть практически четыре «Дакара» меня не было. В начале еще были какие-то небольшие проблемы…
Но к концу мы стабилизировались, вторая половина «Дакара» у нас прошла хорошо, даже отыграли время. В десятку въехали — хороший результат».
Может, в следующем году Васильев все-таки и поборется за подиум – русские болельщики давно ждут от него прогресса.
«Дакар» запомнился судейскими скандалами: вода вместо бензина, нелегальная помощь местных, странный штраф за сбой GPS
По иронии Сергей Карякин, первым заявивший о нарушениях со стороны соперников, единственным и получил штраф за вмешательство зрителей: организаторы «Дакара» дали ему 6 дополнительных часов за «съезд с дистанции». Однако россиянин не единственным воспользовался услугами добродушных саудовцев: по его рассказам (подтвержденным еще одним литовским экипажем), местный пилот Салех Аль-Салиф, выступавший на деньги министерства спорта страны в категории SSV, вообще нарушал по-черному: с нелегальными запасными деталями на марафонских участках и сливами его местоположения.
Судьи потребовали доказательств нарушения регламента, но даже их предъявление вряд ли что-то изменило: буквально на следующем спецучастке Аль-Салиф разворотил днище об острые камни и сошел.
А вот Мартину Прокопу из категории внедорожников повезло больше: его тоже засняли в процессе буксировки местными жителями еще 8 января на 6-м спецучастке – но чех так и не получил вообще никакого штрафа и сохранил девятую позицию в тотале.
Вопросы к соперникам возникли и у «КАМАЗовцев» – завершивший гонку третьим Айрат Мардеев заметил на одном из конкурирующих грузовиков признаки нелегального ремонта, но не сдал виновников.
«Есть такое подозрение к одним из участников нашего грузового зачета, – заявил он после седьмого спецучастка. – Не буду называть фамилии, но да, мы видели, что у них были заменены узлы, которые возить с собой просто нецелесообразно – я на сто процентов уверен, что у них их с собой не было. Но, как говорится, не пойман – не вор. Пускай это останется на его совести».
Неприятная история вышла и Лебом: он понадеялся на сигнал GPS и превысил скорость на участке с ограничением, получил 5 минут штрафа за 2-3 секунды преимущества и мощно выбомбился в соцсетях.
«За эти годы вы немного меня узнали, и я очень редко кривлю лицо, – написал в инстаграме девятикратный чемпион мира. – Но сегодня я должен рассказать о некомпетентности стюардов на таком легендарном соревновании как «Дакар». Нам выписали штраф в пять минут за превышение максимальной скорости в контрольной зоне. Во время всех гонок, всех этапов и всех контрольных зон я всегда максимально уважал это правило. Единственным условием при въезде в эти «невидимые» зоны было оповещение системы GPS. Сегодня оповещения не было, так что я не смог замедлиться вовремя.
Несмотря на наши объяснения и, в особенности, на признание поставщика системы GPS, что проблема была, судьи не хотели ничего знать. Расслабленно сидя за своим столом, где единственный риск заключается в том, что можно разлить кофе, они выписали штраф – гораздо больший, чем мы отыграли из-за бага GPS (максимум 2-3 секунды), в то время как мы в машине каждый день рискуем жизнью.
Я отношусь к гонкам со страстью, но – самое важное – я борец. Когда выступаешь на такой гонке как «Дакар», в первую очередь хочешь выполнить свою работу: показать результат, достойный амбиций команды и своих собственных. Поэтому здесь нет места некомпетентности и некомпетентным лицам».
Правда, спортивный директор рейда нашел что ответить – предложил Лебу слушать штурмана, читающего дорожную книгу, в которой указаны все ограничения. Дальше историю с превышением скорости развивать не стали, так что здесь можно засчитать ничью.
А самая странная история случилась на самом старте «Дакара» – в конце второго этапа. На пункте дозаправки одному из фаворитов класса мотоциклов Эндрю Шорту залили в бак воду вместо топлива – американцу пришлось сойти, поскольку перезапустисть технику посреди пустыни не представлялось возможным. Впоследствии объявились еще трое пострадавших с менее серьезным исходом, организаторы признали проблему – но отказались возвращать Шорта в гонку, сославшись на отсутствие соответствующего пункта в регламенте!
Так что «Дакар»-2021 вышел максимально жестким для каждого участника реально со всех сторон. Каждый добравшийся до финиша точно может считать себя настоящим героем.
«КАМАЗ» на финише «Дакар» подбил летящий вертолет. Это как вообще?!
Фото: REUTERS/Hamad I Mohammed; globallookpress.com/Dppi/Julien Delfosse, Panoramic/ZUMAPRESS.com, Panoramic/Keystone Press Agency; instagram.com/snagracing; instagram.com/vasilyevracingteam
Будешь потом возмущаться?