10 любимых постов года про авто- и мотогонки: о «Дакаре», «Формуле-1» и переходах из моделей на трек
Разбор жуткой аварии Грожана, сравнение Хэмилтона и Шумахера и советский автопром в ралли.
Привет!
Это максимально понятный пост: мы собрали 10 текстов за 2020-й, которые вы плюсовали больше всего. Перечитывайте любимые или открывайте для себя новые материалы – их можно добавить в закладки на будущее.
Португалец – легенда: он один из немногих продолжавших карьеру мотогонщиков, гонявшихся еще по Северной Африке: его дебют пришелся на два последних каноничных рейда в 2006-м и 2007-м.
Всего Паулу 13 раз появлялся на «Дакаре» – в пяти он сошел, четырежды финишировал в топ-10 и выиграл три спецучастка. Ярче всего он проявил себя в 2015-м, когда до последнего этапа рубился за победу с нынешним штурманом Фернандо Алонсо Марком Комой – победил в итоге испанец, а Гонсалвеш получил только серебряного бедуина.
Кастера не зря назвал вице-чемпиона 2015-го символом «Дакара»: даже несмотря на прозвище («Спиди Гонсалвеш» – в честь Спиди Гонсалеса из Looney Tunes) Паулу был не самым быстрым, но одним из самых упорных и неунывающих гонщиков. Как раз из тех, кто никогда не сдается – только в совсем уж безвыходных ситуациях.
9. Бывшая Мисс Москва променяла модельный бизнес на гонки: взяла подиум в первом же заезде +206
«В прошлом, в юности, у меня была модельная карьера и конкурсы красоты — я прошла все, что можно было. Работала в Европе, взяла все титулы, которые вообще предлагались: мисс Москва, мисс Penthouse 2010, мисс Лучшая фигура России 2008… Когда все испытал – становится неинтересно.
В моем возрасте можно было бы продолжать «моделить»: такой возраст в модельной сфере считается уже «бабушкинским» — возрастных моделей очень мало. Кто-то уходит с ребенком сидеть, кто-то выходит замуж и становится уже ни до чего, бывает и муж запрещает или с фигурой проблемы — и взрослых тетенек в этом бизнесе фактически не остается, как и конкуренции. Когда приходят молодые девочки на кастинг, там конкуренция просто невозможная — выбирают 1 из 300, например. А когда тебе тридцать, то вас приходит совсем мало, конкуренция минимальна — я могла бы спокойно остаться в этой сфере, но уже неинтересно, хочется другого»
8. Участница «Мисс Вселенная» теперь яркая раллистка. Гоняет по Африке на грузовике наравне с мужиками +210
В итоге главная красотка Польши-2011 финишировала на 41-м месте в сводном классе внедорожников и грузовиков (да, на «Эко Рэйс» такие правила) из 49 экипажей, добравшихся до клетчатого флага. Выше 29-го на этапе она ни разу не поднялась, но в общем-то ее результат все равно трудно не назвать мощнейшим – для сравнения, на «Дакаре» женщины на 10,5-тонных монстрах давно не ездили сильно лучше (а в 2020-м в классе Т5 вообще не было).
Но Завадска и не ставила перед собой цель выиграть или впечатлить гоночный мир на трассе: главная задача польской модели и телеведущей заключалась в благотворительности и привлечению внимания к команде в целом. Девушка очень популярна у себя на родине и в инстагрме (500 тысяч подписчиков), а потому ее участие мгновенно прибавило польским гонщикам интереса от потенциальных рекламодателей и партнеров.
В итоге по договоренности с командой на грузовик Марселины нанесли символ польской организации Uratujecie.pl.
№44 и правда косит рекорд за рекордом и выигрывает гонки пачками. За его спиной в самом деле один из величайших дебютов в истории «Ф-1» и драматичнейшая история жизни и первого титула. Количество подозрений в читерстве и скандальных историй с унижением напарников у Хэмилтона и правда меньше – никто не сможет поспорить с реальностью битв с Росбергом и Баттоном.
Льюис в самом деле занял свое место в истории – без оглядки на орду хейтеров всех национальностей. Но все-таки достижения №44 трудно назвать «наследием» или «истинным величием» – это просто истории о чертовски хорошем гонщике.
Рейд от Парижа до столицы Сенегала по пустыням Сахары родился из случайного спасения: в 1977-м французский мотогонщик Тьерри Сабин потерялся в нигерской пустыне Темере во время участия в ралли «Абиджан-Ницца» (фактически прообраз «Дакара»). Он на 50 км отклонился от верного маршрута, и организаторы случайно нашли его спустя три дня при облете зоны на самолете. Именно тогда сразу после спасения Тьерри и придумал по-настоящему мощное испытание – эпичный ралли-рейд через африканские пески.
В те времена полномасштабные многодневные ралли по сложным условиям редко проходили на постоянной основе – как раз из-за трудностей в навигации и организации, опасности и нехватки финансирования (компании просто не хотели светиться в новостях вместе с рассказами о пропавших или пострадавших гонщиках). На участии и даже победе в подобных соревнованиях нельзя было заработать, а потому они оставались уделом любителей – самых смелых, отважных и сумасшедших, желающих потратить отпуск не на отдых на пляже, а на покорение дикой природы. Ралли «Абиджан-Ницца», в котором и участвовал Сабин, было как раз таким: нерегулярным и со слабой организацией – люди гоняли на свой страх и риск, понимая, что в случае непредвиденных обстоятельств их могут и не найти.
Бывший механик «Макларена» Марк Пристли по фото обратил внимание на отсутствие системы дозаправки в разломанном болиде. Хоть та и встроена в корпус и понтоны 25 болтами – те не предназначены для противостояния настолько огромным нагрузкам.
Вместительность системы оценивается по-разному – в зависимости от заполненности бака и аккуратности заправки. В целом там могло остаться от 2-3 килограммов вплоть до максимальной загрузки в 100 литров – так что мы и правда увидели лишь демо-версию реальных взрывных возможностей болида «Формулы-1».
И вновь заметен положительный эффект от регламента ФИА: если бы требования к безопасности оказались слабее и топливный бак реально пострадал, детонация сотни килограммов горючего не оставила бы Грожану шансов на спасение. Вылившиеся несколько литров сгорели довольно быстро – именно потому и хватило мощности легкого огнетушителя, чтобы сбить пламя и высвободить Ромена.
Контракт в «Ф-1», естественно, ни в какое сравнение не шел с финансовыми затратами в молодежках: за место в «Рено» французы потребовали с вице-чемпиона GP2 15 млн евро. Такой большой суммы у Петровых не оказалось даже при наличии обширной бизнес-сети: отцу Виталия пришлось задействовать связи.
Как потом Александр сам рассказывал региональным изданиям, место в команде удалось получить за счет первого взноса в 7,5 миллиона евро – его Петров взял в кредит в банке «Санкт-Петербург» под 8 процентов, «воспользовавшись знакомством с председателем совета директоров».
А откуда остальные деньги? Отец Виталия вместе с менеджером Оксаной Косаченко, по их уверениям, обратились почти в 500 различных российских компаний – но везде получили отказ. Помощь внезапно пришла со стороны руководства страны – за Петрова вступился Владимир Путин. На тот момент премьер-министр во время встречи с главой концерна «Рено» заявил: команда получит 5 млн евро по линии «Лады».
Гран-при Бахрейна прервали красными флагами на первом же круге из-за самой жесткой аварии «Формулы-1» за последние 5 лет: Ромен Грожан из «Хааса» (у котрого, кстати, одна из последних гонок в карьере) отруливал от напарника, наехал колесом на ничего не подозревавшего Даниила Квята – и улетел в барьеры.
Болид влетел в ограду на скорости около 300 км/ч, пробил ее насквозь и разлетелся надвое. Структура безопасности вокруг бензобака разрушилась, и топливо просто взорвалось – такого пожара в «Формуле-1» не видели лет 30!
– Почему российские машины выглядят плохо? Хоть сейчас и появились улучшения.
– Да, сейчас уже получше. Просто механизм, который приводит все к общему знаменателю, – это рынок. Если машины выходят на рынок, где импортный товар делается насильно дороже, они остаются сами с собой и не развиваются. Так было с американским автопромом, пока в Штатах не появились недорогие японские автомобили. Американцы увидели, что делают хуже, и начали переосмысливать подход. Начиная от безопасности и качества – заканчивая эстетикой. И сегодня американские производители живут с тем, что вынуждены конкурировать с внешним импортом.
Думаю, качество «Лады» и «ВАЗа» растет в первую очередь потому, что они видят конкуренцию на рынке. Если правительство выступает арбитром, пытается субсидировать отечественные марки и удорожает импорт, качество отечественной продукции страдает.
Кстати, важным моментом для потенциального спасения стало как раз экстренное прибытие на место происшествия медкара с медицинским делегата Иэном Робертсом и водителем Аланом ван дер Мерве. Их помощь стала бы критической, если бы Ромен пострадал серьезнее, но они и так сразу же помогли пилоту убраться подальше от пылающей машины
«За всю свою карьеру водителя медицинской машины я никогда не видел такого пожара, – описал ван дер Мерве. – Это было нечто незнакомое. Мы могли опираться только на подготовку и свои мозги. Мы проводим множество тренировок, отрабатываем разные сценарии, но это было просто безумие.
Когда ты видишь одну половину машины и не знаешь, где другая, а вокруг бушует огонь, и при этом у тебя только считанные секунды – помогает лишь подготовка. А еще мы действовали инстинктивно и быстро думали».
Фото: globallookpress.com/Panoramic/ZUMAPRESS.com, Sutton Motorsports/ZUMAPRESS.com; instagram.com/marcelina_zawadzka; instagram.com/selinailona; passion-dakar.com; instagram.com/sashaselipanov