«Мерседес» продал контроль над командой «Ф-1», но сохранил бренд в Гран-при и ключевого босса. А контракта с Хэмилтоном все нет
Заработали на сделке до $280 млн.
В «Формуле-1» есть железная примета грядущих больших новостей: если какой-то инсайд очень настойчиво и долго опровергают все заинтересованные (по рассказам журналистов) лица – то, скорее всего, переговоры между ними и правда идут. В очередной раз истинность приметы доказало заявление «Мерседеса», опубликованное в 18 декабря в самый разгар ожиданий подтверждения контракта Серхио Переса и «Ред Булл».
Прогнозы бывшего владельца команды «Ф-1» Эдди Джордана и еще одного неназванного источника, близкого к переговорам, оказались правдой: головной завод «Даймлер» продал контроль над командой сразу после завоевания седьмого подряд личного и конструкторского титулов.
Правда, не полностью: объем пакета акций концерна из Штургарта снизился с 60 до 33 процентов. Вторая треть ценных бумаг команды перешла британской компании Ineos – спонсору «Мерседеса» с 2020-го (трехлетнюю сделку оценивали в $150 миллионов за весь срок). Остальное досталось бессменному шефу спортивной организации Тото Вольффу – по сути он нарастил пакет с 30 до 33,3 процента.
Брендинг команды не изменится: она сохранит шильду и логотип «Мерседеса» вместе с заводским статусом и формальной поддержкой концерна. Самым серьезным изменением, скорее всего, станет переход от серебристого к черному в цветах ливреи на постоянной основе – ради лучшего соответствия корпоративному оформлению Ineos.
Теперь точно можно не ждать никаких резких движений вроде потенциального ухода из «Ф-1»: накануне Вольфф подписал Договор согласия на участие в Гран-при в ближайших пяти сезонах. И более того: раз теперь ни у кого из партнеров нет контрольного пакета акций, то никто и не сможет единолично принять настолько судьбоносные решения. Их просто заблокируют другие держатели ценных бумаг.
Да, теперь у владельца бренда «Мерседеса» больше нет власти по своему усмотрению направлять собственное творение в «Формуле-1». Сколько же «Даймлер» получил за такое?
Если верить октябрьскому инсайду, всю команду оценили в $1,2 миллиарда – следовательно, Ineos мог заплатить за свою долю около $400 миллионов. Судя по пропаже из списка акционеров умершего в 2019-м Ники Лауды, семье великого австрийца достались 120 миллионов – за его 10 процентов. Остальное (примерно 280 миллионов) как раз и ушло в «Даймлер».
Шефа сохранили на ближайшие три года. Он – ключ к хорошей атмосфере в команде и новой сделке с Хэмилтоном
Австрийский менеджер работает в «Мерседесе» с января 2013-го – именно с ним команда выиграла семь личных и конструкторских титулов подряд. До 2019-го Тото помогал в управлении Ники Лауда (на должности неисполнительного директора), но последние полтора года без легендарного трехкратного чемпиона «Ф-1» доказали: Вольфф способен вести организацию к титулам и единолично.
Задача сохранения австрийца выглядела весьма серьезной со стратегической точки зрения: именно Тото считается архитектором максимально дружественной и спокойной атмосферы в «Мерседесе» в последние четыре года. После ухода Нико Росберга менеджер подписал Валттери Боттаса и создал зону максимального комфорта для прогресса Льюиса Хэмлитона – в ответ №44 каждый год делал шаг вперед в пилотаже и стабильности и добрался до титула одного из сильнейших гонщиков в истории. Хоть оно по большей части и опирается на бесконфликтность и терпение финского напарника.
В 2020-м вероятность ухода Вольффа казалась высокой: инсайдеры регулярно передавали новости о переговорах Тото с его другом Лоренсом Строллом, купившем команду «Рейсинг Пойнт» и автопроизводителя «Астон Мартин». По слухам, канадский миллиардер звал австрийца в директоры всей компании – с прицелом на прокачку бизнеса английской марки и строительства нового чемпиона «Формулы-1». Интерес Тото (по предположениям источников инсайдов) заключался в желании войти в историю и освободиться от излишнего контроля «Даймлера» – регулярные вмешательства СЕО концерна Олы Каллениуса здорово раздражали австрийца. Серьезным индикатором возможного перехода называли приобретение нескольких процентов акций «Астон Мартин» – Тото вложил в компанию друга несколько миллионов долларов.
Команда без побед заманивает босса непобедимого «Мерседеса»
В итоге Вольфф явно добился своего: завод больше не имеет решающего голоса в вопросах управления команды, да и доля самого менеджера увеличилась до паритетной с другими партнерами. Причем, судя по всему, 3 процента акций выглядят бонусом за семь титулов и отказ от трансфера к конкурентам – вряд ли Тото за них платил.
Теперь перед бессменным шефом «Мерседеса» стоит важнейшая задача – заключить контракт с Льюисом Хэмилтоном. Но, судя по всему, вряд ли со сделкой в реальности возникнут сложности: чемпион, похоже, ждал разрешения переговоров о продаже команды ради понимания возможностей новых владельцев и собственных перспектив на ближайшие два-три года. Также его точно волновали и возможные перестановки в руководстве – вдруг новый босс оценил бы скорее заслуги инженерного штаба «Мерседеса» (вместо вклада Льюиса) и нанял бы более сильного пилота вместо удобного Боттаса.
Теперь же неопределенность разрешена, дело сделано – и грядущему перезаключению контракта точно ничего не угрожает.
«Мы всегда отдавали приоритет тому, чтобы сначала закончить чемпионат, не отвлекаясь на сложные обсуждения – а переговоры всегда получаются именно такими. А потом ударил ковид. Это немного нас задержало, но не обеспокоены и уверены, что со временем вопрос будет решен. Контракт подпишем точно до начала предсезонных тестов», – пообещал после объявления о продаже Тото Вольфф. И сомнений в его прогнозе нет никаких.
«Даймлер» – главный победитель сделки: сократил инвестиции, получил деньги, сохранил маркетинговую отдачу
Как мы писали в октябре, момент завоевания седьмого титула «Формулы-1» виделся лучшим для сделки о продаже «Мерседеса» – как раз на пике медиаславы, цитируемости и силы организации. Оставлять переговоры до следующего сезона было слишком рискованно: вдруг «Ред Булл» все-таки достал бы семикратных чемпионов и прервал их доминирование.
Вместе с тем маркетинговый вклад от бесконечных побед и титулов давно посчитан: еще перед стартом сезона-2020 «Даймлер» оценил его в 5 миллиардов долларов с 2010 года. Если сумма кажется вам завышенной, то сравните с альтернативной историей: СЕО польской нефтяной компании «Орлен» Даниэль Обайтек только за один год титульного спонсорства (даже не брендинга!) команды-аутсайдера «Альфа Ромео» без постоянных финишей в топ-10 и собственного боевого пилота насчитал маркетингового эффекта на 110 миллионов. Естественно, отдача от семи титулов окажется выше.
Меж тем инвестиции концерна из Штутгарта постоянно сокращались: если в 2019-м вложения в команду составили $40 миллионов (по данным немецкого издания AMuS), то в 2020-м «Даймлер» не перевел «Мерседесу» ни цента. Его вклад как раз и закрыли спонсорским контрактом с Ineos.
В будущем году в «Формуле-1» вводят потолок бюджетов в 145 миллионов – скорее всего, с учетом всех исключений для семикратных чемпионов он составит около 250 миллионов (из-за одной только зарплаты Хэмилтона в 50 миллионов). И расходы все равно окажутся меньше нынешних: в 2019-м, например, «Мерседес» потратил 425 миллионов.
Выходит, уже в ближайшее время команда может выйти даже в прибыль – но вне зависимости от ее финансовых дел «Даймлер» сохранит маркетинговый эффект и площадку для обкатки новых технологий. При этом получив со сделки 280 миллионов и минимизировав дальнейшие затраты!
«Мы по-прежнему твердо намерены поддерживать проект в «Формуле-1», а предстоящее появление в чемпионате ограничения бюджетов наряду с новой акционерной структурой лишь усиливает наши позиции, – описал ситуацию Каллениус. – С 2021 года сотрудничество командой с нашим подразделением AMG только усилится, а Тото Вольфф останется лидером организации в ближайшие годы, «Мерседес» в «Формуле-1» ждет светлое будущее, а «Ф-1» остается для нас тестовой зоной в экстремальных условиях».
«В среднесрочной перспективе мы хотим достичь безубыточности для всего гоночного подразделения, – уточнил Вольфф. – Возможно, для отдела моторов хорошей идеей станет развитие подобия франшизы».
Более того, из-за грядущего потолка бюджетов «Мерседес» уже запустил особое подразделение Applied Science – прикладной науки и инженерии (аналог инженерного отдела «Макларена», «Уильямса» и «Ред Булл» – они каждый год зарабатывают свыше сотни миллионов долларов). Туда как раз переведут тех инженеров и специалистов, кого команда не сможет удержать из-за сокращения расходов. Новая ветка сконцентрируется на разработке прорывных технологий в смежных областях вроде яхтостроения, конструирования сверхнавороченных велосипедов, исследования возможностей летающих машин или двигателей на водороде – и во всех этих сферах заключен интерес компании Ineos: у британского химического гиганта есть либо соответствующие команды, либо проекты, либо намерения проводить туда экспансию.
Так что вскорости мы вполне можем услышать о новых технологиях, пришедших в мир благодаря «Формуле-1» и силами соответствующих инженеров. Спасибо новому потолку бюджетов – введение лимита уже окупилось полностью.
Фото: globallookpress.com/Federico Basile/Keystone Press Agency, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Sebastian Gollnow/dpa; Gettyimages.ru/Bryn Lennon, Matthias Hangst
Но яиц, чтобы вложиться в "Астон Мартин" до конца у него не хватило. К примеру, у Цетше хватило яиц вернуться в "Формулу-1" в 2010, когда половина мирового автопрома лежала мордой в грязи, а те, кто поднялись, только-только начали отряхиваться.
Радует одно - ближайшие пять лет "Мерседес" никуда не денется и можно с упоением смотреть на потуги "Ред Булла" найти себе поставщика моторов. Даже если эти токсикоманы вдруг свалят из "Формулы-1", нишу закроют частники. А лично я буду скучать только по Эдриану Ньюи.
Сегодня все контракты подписаны.
Ну допустим контракт ЛХ и Вольф ГП не подписывают, что дальше?
С требуемой зп его потянет только Феррари, да вот он зачем им? Даже если сократит свои аппетиты, то все равно у Феррари есть Леклер, на которого делается ставка и добротный Сайнц и в разы дешевле ЛХ. И отсутсвие чемпионской машины.
РБ? Есть Ферстаппен, да и не вытянут они две таких зп, да и риск для Хэмилтона быть битым либо Максом, либо Леклером.
Что ещё? В другие команды он не пойдёт. Разве в Мак, но Мак там есть Риккардо и падающий надежды Норрис. Да и денег лишних нет, им на развитие деньги нужны + отсутсвие чемпионской машины.
Кто поедет в Мерседесе? Рассел. И будет выигрывать.
Что Мерседес потеряет?
Рекламные контракты? Но один победный сезон все перевернёт + несколько десятков миллионов на улучшение машины, а рулить Мерседесом желающих хоть отбавляй.
Ineos нужен Хэмилтон для фотосессии ? Подписывайте личный контракт и все, от ухода титулы у него никто не отберёт.
Итог, Хэмилтона ждёт либо продление на условиях Мерседеса, либо уход из Ф1.
P.S. Все это при условии, что контракт за последнии пару дней не был продлён, т.к новости последних дней особо не читал.