8 мин.

«Ред Булл» взял нового гонщика – ради броска за обоими титулами «Ф-1». Албона не спасли подиумы: его понизили до тестера

Уход «Хонды» поменял все планы.

18 декабря «Ред Булл» взорвал главную трансферную бомбу зимы в «Формуле-1»: в напарники Максу Ферстаппену все-таки взяли Серхио Переса, а Алекса Албона даже после хорошей гонки в Абу-Даби и двух подиумов в сезоне отправили в тестеры.

Буквально месяц назад казалось, будто карьера Чеко в «Ф-1» завершена: количество свободных мест в топовой гоночной серии стремительно сокращалось, а сам №11 не хотел выступать в составе аутсайдеров и надеялся на подиумы. Шанс виделся лишь в «Ред Булл» – но шефы австрийской организации постоянно выражали безграничное доверие Алексу, заявляли о верности №23 и ждали от него прогресса. Потому позиции Албона начали казаться пуленепробиваемыми – особенно в свете тайского гражданства (второй главный акционер концерна «Ред Булл» – тоже таец) и широкой государственной программы по знакомству населения с соотечественником из «Формулы-1».

Новый победитель Гран-при «Ф-1» – двойник Тома Круза. А его сезон (и карьера) – чистая «Миссия невыполнима»

Но судьба вернула долг Серхио: после некрасивого расставания с «Рейсинг Пойнт» без компенсации ему выпал шикарный шанс добавить еще пару побед к первому месту в Сахире. И даже стать важнейшей составляющей для двух чемпионских титулов.

Ситуацию Албона и Переса разрешила моторная эпопея «Ред Булл» из-за ухода «Хонды». Команда рвется ва-банк за обоими титулами

Новость о подписании мексиканского пилота – все же не самая важная для австрийской организации в 2020-м. В октябре рвануло все же сильнее: «Хонда» объявила об уходе из «Формулы-1» после следующего сезона и по сути загнала партнера в тупик.

«Ред Булл» теряет заводские моторы в «Ф-1» из-за бегства «Хонды»

Четырехкратные чемпионы мира столкнулись с перспективой возвращения к сотрудничеству с доставшей «Рено» и развернули самую настоящую политическую войну. Она заключалась в шантаже чемпионата уходом: «Ред Булл» выразил готовность купить мощности японского производителя и собирать двигатели самостоятельно – но только в случае заморозки их развития. «Рено» и «Феррари» идею не поддержали, а 17 декабря ФИА уже объявила о переходе на новое экологичное топливо с 2021-го. Изменение технологий горючего потребует полной перестройки мотора, а значит, договориться об остановке перестройки и улучшения моторов в «Ф-1», скорее всего, не выйдет.

В таком случае «Ред Булл» возвращается к полной неизвестности насчет будущего после 2022-го и ухода «Хонды». Теперь им придется снова работать с «Рено» (а у французов далеко не лучший мотор) или гонять несколько лет подряд на устаревших японских моторах, объявив одностороннюю заморозку. С учетом нынешнего проигрыша «Мерседесу» по мощности где-то 20 л.с. (и прибавки в 25 л.с. у чемпионского агрегата в 2021-м) перспектива бороться за победы даже с новым аэродинамическим регламентом для «Ред Булл» весьма туманна.

А в следующем сезоне нас ждет совсем другой расклад: «Хонда» пообещала прощальный подарок в виде мощного и абсолютно нового мотора с полной заводской поддержкой. Японцы мечтают покинуть «Формулу-1» чемпионами, консультант гоночной программы австрийцев Гельмут Марко тоже надеется на «больше пяти побед» – по сути, «Ред Булл» намерен выжать все возможное из последнего года чемпионского окна. Поскольку дальше их ждет полная неизвестность, они идут ва-банк прямо сейчас и включают режим win now.

Именно поэтому в Милтон-Кейнс и перевозят Переса – причем всего на годичном контракте.

Нестабильность Албона не оставила ему шанса: претендент на титул не может позволить себе такого второго пилота

Албон в 2020-м лишь раз за 17 Гран-при по-настоящему включился в борьбу за победу и помог команде удержать первое место – и включился он только в Абу-Даби. Во всех остальных гонках Алекс подтягивался вперед либо благодаря сэйфти-карам, либо из-за самоуничтожения лидеров – и даже два подиума не изменили ситуацию.

Более того, №23 так и не смог показать способность регулярно набирать большие очки и демонстрировать устойчивый прогресс. Только посмотрите на динамику его отставаний от Ферстаппена в квалификациях.

Квалификационные итоги «Ф-1» сезона-2020: Ферстаппен вынес напарника всухую, Феттеля разгромили, Квят сократил отрыв вдвое

В гонках вышла примерно та же история: после 3-го места в Муджелло он выдал абсолютно кошмарный отрезок из 10-го в России, хаоса и ужасных маневров в Айфеле, 12-го в Португалии и 15-го в Имоле. Команда на последнем году чемпионского окна и в режиме «все в игре» просто не может позволить себе ждать его взросления еще один год – им нужен максимально стабильный второй второй пилот из всех доступных. И Алекса явно таковым не назвать: месяцами у №23 не выходило укротить RB16 с нестабильностью в задней части, в Турции тайца тоже развернуло в тот самый момент, когда, казалось, он поехал на результат и зарубился за победу, да и у шестого места в Сахире осталось неприятное послевкусие.

В итоге Албона не понизили в «Альфа Таури» по двум причинам: во-первых, Гельмут Марко мечтал продвинуть в «Ф-1» японского новичка Юки Цуноду, а во-вторых Алекс отказался сам. По крайней мере, такая мысль возникает из его многочисленных интервью.

По сообщениям «Ред Булл», Алекс сходу займется работой с болидом для 2022-го в роли тестера и пилота по развитию. Его ждет огромная занятость на симуляторе и ключевая роль в развитии машины по новым правилам – а значит, он сможет ментально перезагрузиться, поправить минусы своего пилотажа, подстроить технику под себя и вернуться через год в основную команду.

Карьера Переса по-голливудски спасена в последний момент – Чеко создал хэппи-энд сам

«Ред Булл», очевидно, принял решение переходить в режим all in совсем недавно – и сильных стабильных пилотов, способных держать постоянный высокий темп и пользоваться любыми малейшими возможностями, на рынке осталось не так много. Да, без контракта все еще сидит Льюис Хэмилтон – но сомневаться в неминуемости сделки семикратного с «Мерседесом» может только истинный мечтатель.

За исключением №44 самым сильным свободным пилотом оказался именно Серхио Перес. Он блестяще работает с шинами (с чем у Албона регулярно возникали проблемы, стоившие темпа), не перегружает мотор благодаря природному чутью педали газа в поворотах, находится на пике формы и в очередной раз доказал способность тащить команду даже в тяжелейшей ситуации. Только вдумайтесь: оставшись без контракта, он приехал четвертым на Гран-при Айфеля, упустил подиум в Имоле только из-за неправильного стратегического решения команды, финишировал вторым в Турции, потерял третье в Бахрейне из-за отказа мотора на последних кругах, а потом вообще выиграл!

Но главное: Чеко крайне редко ошибался. По сути, главной промашкой стало нарушение правил пузыря в перерыве между Венгрией и Великобританией – тогда №11 подхватил коронавирус и пропустил два Гран-при. В остальном же Перес даже на более слабой машине временами прессинговал «Ред Булл» (в Сахире даже умно обогнал Ферстаппена на старте) и регулярно пользовался любыми шансами подняться на одну-две позиции. Лучшего варианта в качестве временного решения на сезон ради борьбы за титул и быть не может.

Из соперников у него оставался только Нико Хюлькенберг, но немец все-таки пропустил почти весь сезон и вошел в историю как пилот с рекордным количеством гонок без подиумов. №27 постоянно ошибался и сдавал именно в ключевые моменты Гран-при, когда финиш в топ-3 зажигался впереди со всей вероятностью – так что в некотором смысле его подписание даже ухудшило бы потенциал «Ред Булл» (с Албоном все-таки такого не происходило – он чаще ошибался в тех гонках, где не сильно-то на что-то претендовал).

И вообще, все-таки после некрасивого разрыва контракта с «Рейсинг Пойнт» Перес больше заслуживал хэппи-энд. С Чеко расстались совсем не из-за нехватки денег, скорости или мастерства – и новый шанс закрепиться в «Ф-1» вместо тихого завершения карьеры (обещанного мексиканцем в случае невозможности борьбы за подиум) выглядит максимально честным. Трансфер «Ред Булл» выгоден всем: команда получает сильнейший импульс для похода за титулом с 2013-го, №11 – год в топовой организации и время на поиск нового места в пелотоне (явно с лучшими шансами обнаружить сильную команду из-за потолка бюджетов и нового регламента), а Албон – передышку от постоянного давления и возможность обогнать, наконец, Ферстаппена по части понимания машины и вернуться в следующем году с более весомыми перспективами.

Место под Феттеля в «Астон Мартин» расчистили совсем некрасиво. Пилот спас команду от закрытия, а теперь его уволили без компенсации

Лучшие гонщики года по версии экспертов сайта «Ф-1»: Хэмилтона сбили с первого места, напарник Квята – в топ-3, Боттас – лишь 10-й

«Ред Булл» вырастил замену Квяту: привел в «Ф-1» новичка из Японии. Он удивлял «Ф-2» яркими обгонами и рубился за титул с Шумахером

Фото: globallookpress.com/Prix of Austria – Free Practice Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Dppi/Antonin Vincent, Hoch Zwei/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Ian Gavan/Getty Images for Formula 1