«Ред Булл» взял нового гонщика – ради броска за обоими титулами «Ф-1». Албона не спасли подиумы: его понизили до тестера
Уход «Хонды» поменял все планы.
18 декабря «Ред Булл» взорвал главную трансферную бомбу зимы в «Формуле-1»: в напарники Максу Ферстаппену все-таки взяли Серхио Переса, а Алекса Албона даже после хорошей гонки в Абу-Даби и двух подиумов в сезоне отправили в тестеры.
Буквально месяц назад казалось, будто карьера Чеко в «Ф-1» завершена: количество свободных мест в топовой гоночной серии стремительно сокращалось, а сам №11 не хотел выступать в составе аутсайдеров и надеялся на подиумы. Шанс виделся лишь в «Ред Булл» – но шефы австрийской организации постоянно выражали безграничное доверие Алексу, заявляли о верности №23 и ждали от него прогресса. Потому позиции Албона начали казаться пуленепробиваемыми – особенно в свете тайского гражданства (второй главный акционер концерна «Ред Булл» – тоже таец) и широкой государственной программы по знакомству населения с соотечественником из «Формулы-1».
Но судьба вернула долг Серхио: после некрасивого расставания с «Рейсинг Пойнт» без компенсации ему выпал шикарный шанс добавить еще пару побед к первому месту в Сахире. И даже стать важнейшей составляющей для двух чемпионских титулов.
Ситуацию Албона и Переса разрешила моторная эпопея «Ред Булл» из-за ухода «Хонды». Команда рвется ва-банк за обоими титулами
Новость о подписании мексиканского пилота – все же не самая важная для австрийской организации в 2020-м. В октябре рвануло все же сильнее: «Хонда» объявила об уходе из «Формулы-1» после следующего сезона и по сути загнала партнера в тупик.
«Ред Булл» теряет заводские моторы в «Ф-1» из-за бегства «Хонды»
Четырехкратные чемпионы мира столкнулись с перспективой возвращения к сотрудничеству с доставшей «Рено» и развернули самую настоящую политическую войну. Она заключалась в шантаже чемпионата уходом: «Ред Булл» выразил готовность купить мощности японского производителя и собирать двигатели самостоятельно – но только в случае заморозки их развития. «Рено» и «Феррари» идею не поддержали, а 17 декабря ФИА уже объявила о переходе на новое экологичное топливо с 2021-го. Изменение технологий горючего потребует полной перестройки мотора, а значит, договориться об остановке перестройки и улучшения моторов в «Ф-1», скорее всего, не выйдет.
В таком случае «Ред Булл» возвращается к полной неизвестности насчет будущего после 2022-го и ухода «Хонды». Теперь им придется снова работать с «Рено» (а у французов далеко не лучший мотор) или гонять несколько лет подряд на устаревших японских моторах, объявив одностороннюю заморозку. С учетом нынешнего проигрыша «Мерседесу» по мощности где-то 20 л.с. (и прибавки в 25 л.с. у чемпионского агрегата в 2021-м) перспектива бороться за победы даже с новым аэродинамическим регламентом для «Ред Булл» весьма туманна.
А в следующем сезоне нас ждет совсем другой расклад: «Хонда» пообещала прощальный подарок в виде мощного и абсолютно нового мотора с полной заводской поддержкой. Японцы мечтают покинуть «Формулу-1» чемпионами, консультант гоночной программы австрийцев Гельмут Марко тоже надеется на «больше пяти побед» – по сути, «Ред Булл» намерен выжать все возможное из последнего года чемпионского окна. Поскольку дальше их ждет полная неизвестность, они идут ва-банк прямо сейчас и включают режим win now.
Именно поэтому в Милтон-Кейнс и перевозят Переса – причем всего на годичном контракте.
Нестабильность Албона не оставила ему шанса: претендент на титул не может позволить себе такого второго пилота
Албон в 2020-м лишь раз за 17 Гран-при по-настоящему включился в борьбу за победу и помог команде удержать первое место – и включился он только в Абу-Даби. Во всех остальных гонках Алекс подтягивался вперед либо благодаря сэйфти-карам, либо из-за самоуничтожения лидеров – и даже два подиума не изменили ситуацию.
Более того, №23 так и не смог показать способность регулярно набирать большие очки и демонстрировать устойчивый прогресс. Только посмотрите на динамику его отставаний от Ферстаппена в квалификациях.
В гонках вышла примерно та же история: после 3-го места в Муджелло он выдал абсолютно кошмарный отрезок из 10-го в России, хаоса и ужасных маневров в Айфеле, 12-го в Португалии и 15-го в Имоле. Команда на последнем году чемпионского окна и в режиме «все в игре» просто не может позволить себе ждать его взросления еще один год – им нужен максимально стабильный второй второй пилот из всех доступных. И Алекса явно таковым не назвать: месяцами у №23 не выходило укротить RB16 с нестабильностью в задней части, в Турции тайца тоже развернуло в тот самый момент, когда, казалось, он поехал на результат и зарубился за победу, да и у шестого места в Сахире осталось неприятное послевкусие.
В итоге Албона не понизили в «Альфа Таури» по двум причинам: во-первых, Гельмут Марко мечтал продвинуть в «Ф-1» японского новичка Юки Цуноду, а во-вторых Алекс отказался сам. По крайней мере, такая мысль возникает из его многочисленных интервью.
По сообщениям «Ред Булл», Алекс сходу займется работой с болидом для 2022-го в роли тестера и пилота по развитию. Его ждет огромная занятость на симуляторе и ключевая роль в развитии машины по новым правилам – а значит, он сможет ментально перезагрузиться, поправить минусы своего пилотажа, подстроить технику под себя и вернуться через год в основную команду.
Карьера Переса по-голливудски спасена в последний момент – Чеко создал хэппи-энд сам
«Ред Булл», очевидно, принял решение переходить в режим all in совсем недавно – и сильных стабильных пилотов, способных держать постоянный высокий темп и пользоваться любыми малейшими возможностями, на рынке осталось не так много. Да, без контракта все еще сидит Льюис Хэмилтон – но сомневаться в неминуемости сделки семикратного с «Мерседесом» может только истинный мечтатель.
За исключением №44 самым сильным свободным пилотом оказался именно Серхио Перес. Он блестяще работает с шинами (с чем у Албона регулярно возникали проблемы, стоившие темпа), не перегружает мотор благодаря природному чутью педали газа в поворотах, находится на пике формы и в очередной раз доказал способность тащить команду даже в тяжелейшей ситуации. Только вдумайтесь: оставшись без контракта, он приехал четвертым на Гран-при Айфеля, упустил подиум в Имоле только из-за неправильного стратегического решения команды, финишировал вторым в Турции, потерял третье в Бахрейне из-за отказа мотора на последних кругах, а потом вообще выиграл!
Но главное: Чеко крайне редко ошибался. По сути, главной промашкой стало нарушение правил пузыря в перерыве между Венгрией и Великобританией – тогда №11 подхватил коронавирус и пропустил два Гран-при. В остальном же Перес даже на более слабой машине временами прессинговал «Ред Булл» (в Сахире даже умно обогнал Ферстаппена на старте) и регулярно пользовался любыми шансами подняться на одну-две позиции. Лучшего варианта в качестве временного решения на сезон ради борьбы за титул и быть не может.
Из соперников у него оставался только Нико Хюлькенберг, но немец все-таки пропустил почти весь сезон и вошел в историю как пилот с рекордным количеством гонок без подиумов. №27 постоянно ошибался и сдавал именно в ключевые моменты Гран-при, когда финиш в топ-3 зажигался впереди со всей вероятностью – так что в некотором смысле его подписание даже ухудшило бы потенциал «Ред Булл» (с Албоном все-таки такого не происходило – он чаще ошибался в тех гонках, где не сильно-то на что-то претендовал).
И вообще, все-таки после некрасивого разрыва контракта с «Рейсинг Пойнт» Перес больше заслуживал хэппи-энд. С Чеко расстались совсем не из-за нехватки денег, скорости или мастерства – и новый шанс закрепиться в «Ф-1» вместо тихого завершения карьеры (обещанного мексиканцем в случае невозможности борьбы за подиум) выглядит максимально честным. Трансфер «Ред Булл» выгоден всем: команда получает сильнейший импульс для похода за титулом с 2013-го, №11 – год в топовой организации и время на поиск нового места в пелотоне (явно с лучшими шансами обнаружить сильную команду из-за потолка бюджетов и нового регламента), а Албон – передышку от постоянного давления и возможность обогнать, наконец, Ферстаппена по части понимания машины и вернуться в следующем году с более весомыми перспективами.
Фото: globallookpress.com/Prix of Austria – Free Practice Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Dppi/Antonin Vincent, Hoch Zwei/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Ian Gavan/Getty Images for Formula 1
Интересный будет сезон, хотя и вряд ли в плане борьбы за титул.
И если РБ станет середняком, то это будет убийство их маркетинга. Тогда вместо девиза "Ред Булл окрыляет" правильно написать "Ред Булл превращает орла в синицу".
Всё намекает на вероятность того, что через год на трассе останется 16 болидов. Развитие серии уже давно непонятно какое. Зрители пострадают - ну кроме фанатов чёрного рыцаря, которым всё равно, в каких условиях чёрный рыцарь набивает себе статистику. Хоть против Марусь и Катерхемов с Джовинацци и Латифи
И это вполне может реализоваться.
Макс когда против него стоят пилоты с яйцами - средний пилот, который умеет только в чистую скорость.
Перес - просто средний пилот, но с амбициями топа
Хонда могут быть прекрасными ребятами (нет) но даже они в новом движке не совместят производительность и надежность
Так что никакого Кубка РБ даже близко не светит
Зато годом позже придется выбирать между Рено и вариантом с приобретением непонятного наследства Хонды
Ну, не знаю. Его контракт рассчитан всего на год, т.е. ему почти сразу после начала сезона придется как-то двигать свой контрактный вопрос по сезону 2023.
Судя по комментариям из РБ, складывается ощущение, что они через не могу подписывали Переса, не знали, чтобы им ещё проанализировать, чтобы решить этот вопрос, короче сделали Серхио большое одолжение...
В РБ хорошо относятся только к Максу, всех остальных своих пилотов там за людей особо не считают и относятся соответственно. Мексиканцу не стоит ждать там поддержки.
Удачи Серхио, крепись!