Отношение «Мерседеса» к гонщикам – чистое лицемерие: лишь Хэмилтону дают право на собственную стратегию. Даже когда лидирует Боттас
А потом заявляют о равноправии.
«Мерседес» после гонки в Имоле – официально первая команда, оформившая семь титулов «Формулы-1» подряд. Только вдумайтесь в эту фразу: ни «Феррари» Шумахера, ни монструозный «Макларен» Сенны и Проста не смогли сотворить подобного, а у организации Хэмилтона – получилось. Значит, наверное, они все делают правильно и лучше, чем кто-либо в истории.
Может, с точки зрения общекомандного успеха так и есть – и результат говорит сам за себя. Но все-таки болельщики помнят не только итоговое количество завоеванных кубков. К примеру, эра Шумахера запомнилась не только победами – большинство следивших за «Ф-1» расскажут о неуместных приказах Рубенсу Баррикелло посторониться даже когда лидерству Михаэля в общем зачете ничего не угрожало. Конечно, бразилец никогда и не спорил с превосходством Красного барона на треке, но небольшой налет скандальности останется на титулах «Феррари» навсегда.
«Мерседес» на первый взгляд пытается действовать дипломатичнее и честнее: разрешает бороться напарникам колесо в колесо (пока они не создают опасных ситуаций) и на бумаге предоставляет обоим одинаковые тактики. А еще, наверное, ни разу за все последние семь лет немцы не провели пит-стопов с четким ощущением, что формального №2 только что цинично слили: у «серебряных стрел» не происходит внезапных косяков с гайковертами и не принесенными покрышками.
Но если всмотреться глубже – через показную честность и постоянные уверения шефов «Мерседеса» в равных статусах пилотов проглядывается огромное лицемерие. Во времена выступлений Нико Росберга чемпионы мира и правда позволяли напарникам гоняться и соперничать во всем, но не теперь: с приходом Валттери Боттаса организация из Бракли превратилась в поместье Льюиса Хэмилтона без шансов для второй стороны гаража.
Если вдруг в мире еще оставались сомневавшиеся – гонка в Имоле сдернула покрывало с истинного внутрикомандного расклада и продемонстрировала, как на самом деле «Мерседес» относится к правам своих пилотов.
Дело в стратегии Льюиса Хэмилтона. Шестикратный чемпион мира и новоявленный рекордсмен по победам проиграл старт Максу Ферстаппену и оказался на третьем месте – на нем лидер сезона и ехал вплоть до 19-го круга, жалуясь на шины и трудности с преследованием соперников.
Затем в боксах остановился №33, вслед за ним за новой резиной отправился и Боттас (чтобы исключить возможность подрезки со стороны «Ред Булл»), а после по идее настал черед и Хэмилтона – но что же он сказал?
«Не останавливайте меня! – отрезал №44 по радио. – Я ускорюсь!»
Что же, Льюис не соврал: напарник столкнулся с трудностями при прогреве «харда» на первых 10-20 километрах нового отрезка, и потому шестикратный чемпион даже на изношенном «софте» оказался на секунду с круга быстрее. Правда, затем Хэмилтон столкнулся с трафиком и деградацией покрышек – но все равно продержался до 29-го круга (то есть на 10 петель больше). Его преимущество над Боттасом составило 28,437 секунды – а на пит-стоп в Имоле обычно уходит от 27 до 28 секунд (в зависимости от скорости работы бригады механиков). Так что Льюис шел на вполне легитимную победу благодаря собственной просьбе и собственным стараниям на треке – только ему теоретически пришлось бы еще побороться с Валлтери.
Но на 30-м круге сломалась «Рено» Эстебана Окона – юниор «Мерседеса», гоняющий во французской команде в аренде, припарковал болид на обочине и вызвал режим виртуального автомобиля безопасности. Хэмилтон, естественно, свернул в боксы на бесплатный пит-стоп, и примерно одна секунда преимущества превратилась в десять. Трудная гонка обернулась беспроблемной победой.
Где же здесь лицемерие «Мерседеса»? А в оправданиях, которыми Тото Вольфф поделился с прессой после предыдущего Гран-при Португалии. Напомню, что в Портимане Боттас запросил альтернативную тактику (более мягкие шины против более жестких, которые поставили лидировавшему Хэмилтону – тоже ради шанса побороться за первое место) – однако стратеги чемпионов проигнорировали предложение №77.
«Если просишь лидирующего гонщика перейти на «хард», потому что веришь в правильность выбора, а затем второй пилот начинает убеждать в другом – очень сложно потом объяснять, что вы просто поменяли машины местами, – объяснил после финиша ситуацию Вольфф. – Мы не хотели вмешиваться слишком сильно, и будут ситуации, когда мы выполним такие предложения».
Что же выходит теперь? Боттасу поставили все тот же «хард», Хэмилтон попросил изменить стратегию – и на сей раз, выходит, команде не придется объяснять, что «они просто поменяли машины местами?»
Нет, безусловно, со стороны «Мерседеса» ситуация выглядела по-другому: в Португалии дублю ничего даже теоретически не угрожало, и желание Валттери зарубиться за победу виделось опасным фактором на финише. В Имоле же Хэмилтон ехал третьим, и требовалось что-то предпринять ради возвращения дубля – потому команда и переключилась на альтернативную стратегию. Тактически решение мостика выглядит правильным: зазеркалить стратегию главного оппонента лидирующей машиной, а второй (которой нечего терять) удариться в эксперименты.
Вот только опять при сравнении с Гран-при Португалии логические аргументы превращаются в оправдания класса «ой, как удобно!» На «Алгарве» при запросе Боттаса дублю уже никто не грозил – и его не требовалось отбивать. Более того, боязнь возможного столкновения между напарником выглядит как очень слабая отмаза: №44 и №77 НИ РАЗУ за все совместные 4 года не столкнулись при гонках колесо в колесо.
Я ни в коем случае не хочу сказать, будто в Имоле «Мерседес» поступил неправильно. Нет, решение поехать по стратегии Льюиса – на все сто справедливое: Хэмилтон рискнул, постарался и получил заслуженное вознаграждение. Вот только откуда тогда берутся эпизоды и оправдания, как в Португалии? Ответ один: к сожалению, чемпионы из организации, предоставляющей реально равные возможности, превратились в команду Хэмилтона с немного лицемерной позицией по поводу второго гонщика.
Кто-то может возразить: Валттери сам уступил в Португалии, а затем отстал в Имоле, к чему этот разговор? Все так, но в Италии ему помешал здоровый кусок болида «Феррари», застрявший в днище еще на втором круге и портивший весь баланс.
Попробуй с таким поддерживать темп шестикратного чемпиона мира!
А насчет гонки на «Алгарве» – можно зазеркалить ситуацию с поражением Хэмилтона в Имоле. Он уступил на старте, но придумал способ отыграться – и Боттас пытался проделать то же самое. Ведь гонщикам позволено думать, даже если у них нет кучи чемпионских титулов, не так ли?
Безусловно, «Мерседес» вряд ли волнуют имиджевые издержки от подобных моментов: все-таки победы, дубли и кубки говорят чуть громче таких стратегических моментов. Но как-то становится грустно каждый раз, когда у пилотов без большого веса в пелотоне просто забирают шанс показать себя и прикрываются откровенно дырявой накидкой. «Мерседес» вправе поступать как угодно – но пусть потом не удивляется новому нашествию хейтеров и саркастических комментариев в соцсетях.
«Ф-1» в Имоле: Хэмилтон выиграл, Квят прорвался на рестарте на четвертое место
Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox, Joe Portlock, Luca Bruno – Pool; REUTERS/Davide Gennari
P.S. Кстати, Луису надели те же шины, что и Боттасу. Это - первое отличие от Португалии. А второе - никто из нас не знает, какая изначально тактика была у Луиса. Возможно, такая, на которой он и ехал.
Зашёл- и правда Рубанков. Читать я это, конечно, не буду, но минус поставлю.
на медиуме он был.
вы бы гонку смотрели, а не теории заговора строчили...