Редкое душевное интервью Себастьяна Феттеля: о провале в «Феррари», фермерстве и нелюбви к славе
Таким четырехкратного чемпиона вы еще не знали.
Себастьян Феттель – один из самых титулованных и при этом один из закрытых пилотов «Формулы-1». У него до сих пор нет смартфона и соцсетей, его жена и дети почти никогда не попадают на фото и видео даже во время редких посещений Гран-при, немец нечасто дает большие интервью о себе, личной жизни, интересах или любых вещах за пределами гонок.
Именно поэтому мир не так уж хорошо знает Себа как человека. Чем он увлекается? О чем он думает, когда не сидит в болиде? Если главный соперник Льюис Хэмилтон постоянно транслирует мысли абсолютно обо всем в инстаграме, то Феттель лишь изредка и вскользь затрагивает такие темы в 2-3 интервью за год.
Однако теперь есть шанс понять четырехкратного чемпиона – если не до конца, то хотя бы чуть больше. Искренний и душевный разговор о неудаче в «Феррари», пересмотре гонок, безумных поступках, ценности побед, любимых машинах, фермерстве и месте в истории – в подкасте Beyong The Grid.
Признал провал в «Феррари» – раз победа в чемпионате так и не покорилась. И не хочет выдвигать оправданий
«Не думаю, что мне стоит сожалеть. Да, я действительно провалился, потому что поставил перед собой цель, миссию – стать чемпионом в «Феррари». Так что я провалился – потому что не добился этой цели.
Возможно, какие-то вещи я мог бы сделать лучше, увидеть раньше, в какие-то битвы не стоило ввязываться. Но опять же все случившееся привело меня сюда, сейчас.
Я говорю о тех битвах, которые, возможно, не стоили того, чтобы в них ввязываться. Но, возможно, участие в таких битвах – просто часть меня, понимаете? Для меня естественно было в них поучаствовать. И у меня была своя точка зрения в этих маленьких сражениях. В общем, именно так ты и учишься, именно так и взрослеешь.
В целом я сейчас даже не говорю о том, что случалось на трассе. Например о том, как потерял машину на «Хоккенхаймринге» в полудождевых-полусухих условиях – многие считают этот момент низшей точкой. Но я даже не хочу говорить о конкретных событиях – скорее об общей картине того, что происходило.
И если честно и жестко смотреть на вещи – то, да, я провалился. Были ли причины? Возможно. Но я не хочу выдвигать их как оправдания. Ведь все случившееся позволило мне шагнуть вперед, подняться на следующий уровень. И привело меня сюда, и теперь я могу сделать новый шаг вперед».
Лучшая гонка: нет такой. Себ их просто не вспомнит
«Мой ответ: я не знаю, какая моя гонка – лучшая. У меня их было 250. Я не знаю. Можно напомнить о какой-нибудь победе, но я думаю, что были менее заметные гонки, после которых я ощущал удовлетворение, хоть результат в них не был таким же выдающимся.
Гран-при Абу-Даби 2012-го? Хорошая гонка. Вообще я без понятия, когда что было: если назвать какой-то Гран-при и попросить описать – я не вспомню. Но вот если перечислить пару событий – гонка моментально всплывает в памяти. Невозможно помнить каждую, но когда говорим о них — они вспоминаются. Странно, как работает память.
Гран-при Бразилии 2012-го? Тоже хорошая, да. Просто остаться в гонке было важнейшим моментом. Но в Абу-Даби… Я свалился в хвост пелотона, обогнал половину машин, сбил пенопластовый указатель DRS, повредил переднее антикрыло и поехал на пит-стоп для долгой замены, вновь свалился в хвост пелотона… Мне еще повезло с автомобилем безопасности. И в итоге, мне кажется, я поднялся на третье.
Там была смешная вещь: люди говорили, будто мне не обязательно нужно было обгонять Дженсона Баттона в финальной части. Типа четвертого места было достаточно в свете всей остальной гонки. Но если бы я не обогнал его там и не выбил дополнительные 3 очка – не думаю, что стал бы чемпионом мира в том сезоне. Оно того стоило. Может, это и была хорошая гонка, но я не люблю говорить о себе. Давай поговорим о чем-нибудь другом. Будет сложное интервью (смеется).
Никогда не пересматривал удачные гонки. Мне бы и не хотелось этого делать. Я ехал в этой гонке – зачем мне еще и смотреть на это снова? Иногда бывает интересно, когда показывают лучшие моменты – просто чтобы понять события с другими пилотами, вообще оценить ход гонки. Но смотреть на трофей два часа подряд – лучше, чем пересматривать гонку! Это же просто пустая трата времени, нет?»
Перейти в «Астон Мартин» убедил владелец команды
«Меня убедил Лоренс Стролл [владелец команды и миноритарный акционер завода «Астон Мартин»]. Тем фактом, что команда растет. Да и вообще, многими факторами. Их легко было принять, в смысле динамики выступлений, гоночной составляющей: где команда сейчас, где она может быть, потенциал и так далее.
Но вещи, о которых я думал больше всего – образ мышления и воля сделать что-то хорошее, привнести что-то новое вместе. Звучит как веселый проект, и, да, я решил, что не прочь побыть его частью.
Очевидно, он очень сильно отличается от «Феррари». Нынешний «Рейсинг Пойнт» в следующем году превратится в «Астон Мартин», будет расти, многие вещи случатся с ними в первый раз. Думаю, это великолепное трудное путешествие для всей команды. С моим участием – я надеюсь – смогу принести многие вещи, сделать много хорошего в машине и за ее пределами.
Хочу ли я вернуться в обычную гоночную команду вместо огромной «Феррари»? Ну, я люблю гонки. С нетерпением жду возможности гоняться, так что да… То есть, как я сказал, не жалею о последних годах и многому научился за время в «Феррари». Но это другая команда, другая культура. Я завел там много друзей. Конечно, «Феррари» – во многих смыслах особенная команда, и, думаю, там, куда я направляюсь, все будет по-другому. Но… Да. Жду с нетерпением».
Неизвестные стороны Феттеля: Себ – бунтарь, но бунтарь спокойный. Со скучными и дикими интересами
«В глазах разных людей в паддоке и медиа я – разный. Но я – это я, не пытаюсь скрыться, просто у меня есть не так уж много вещей, которыми можно поделиться. Я в гармонии с собой. Весьма счастлив тем, какой я есть. Не думаю, что я как-то…
То есть, я бунтарь, но не тот, который сумасшедший, дикий. Очевидно, все, что я делаю, считаю нормальным, но не знаю – вдруг мое «нормально» считается кем-то еще «диким» или «скучным». Думаю, меня интересуют многие вещи, которые люди считают скучными, и многие, которые люди считают дикими.
Том Кларксон: Я понял дикую сторону Феттеля, когда в 2008-м мы взбирались на Фудзияму вместе спустя всего пару часов после того, как он финишировал 6-м в «Торо Россо» на Гран-при Японии того сезона. Себ пожелал взобраться на 4 тысячи метров ночью, чтобы вернуться в номер к рассвету. Мы достигли цели, но там оказалось холодно: -20 градусов по Цельсию. Себ сказал: «Че-то холодно. Какой быстрейший способ спуститься?» И затем просто спрыгнул с вершины! И поехал на лыжах – по крайней мере, так все выглядело – по склону вниз. Франц Тост [босс «Торо Россо»] сказал мне: «Если он не сможет гонять в Китае на следующей неделе – я тебя убью!»
Себ: Может, я был наивным и юным, но я бы сделал то же самое сегодня (смеется). Все было не так плохо, как описано. Ты всегда должен пробовать! Если у тебя есть подозрение, что какая-то вещь сработает – просто пробуй. Все узнаешь в процессе. Я так смотрю на вещи. Если ты беспокоишься о чем-то слишком много – не делай этого. Но, думаю, сделать – всегда полезно и весело.
Нужно наслаждаться. Просто не беспокойся. Просто делай. Если бы выяснилось, что идея ужасная – мы бы сразу прекратили. Но в итоге решение оказалось гениальным: я оказался намного быстрее, да и ехать так было очень весело.
Мне кажется, это тот самый образ мышления, в котором и надо находится все время. Просто делать вещи, которые прямо перед тобой. Если что-то обернулось проблемой – правь ее. Определись с тем путем, которым хочешь идти – и иди. Не думай слишком долго».
Сейчас победы значат для Феттеля все меньше и меньше. И процесс снижения веса первого места продолжается с годами
«Долго ли ощущение победы длится после финиша гонки? Недостаточно! Не знаю, не хочу звучать глупо, но сегодня оно значит все меньше и меньше. Думаю, все потому, что со временем осознаешь: дело в путешествии, в том, что приводит тебя к этому [победам]. Именно это на самом деле запоминаешь. Я люблю трофеи, и очень…
Думаю, победы дают наивысшее подтверждение достижения. Так что я очень люблю соревнования, и результаты мотивируют меня. Но не знаю… 50 побед, 52 победы, 53 победы – я не помню точно число моих побед. Сколько поулов? Я не знаю. Четыре чемпионата – это довольно просто. Но когда мы говорим о той же гонке в 2012-м – дело больше в истории, чем в самом факте победы. Вот почему я говорю, что сами по себе они для меньше важны все меньше и меньше.
Не поймите меня неправильно: очевидно, я здесь, чтобы побеждать, а не просто чтобы тусоваться. Все не так. Я люблю пилотировать болид, поймите меня правильно, люблю гонки, но не стал бы соревноваться только из-за этого. Мне нужно ощущение «я могу выиграть», осознание возможности победы в гонке.
Конечно, соревнования за 16-е позиции не настолько захватывают. Особенно когда уже побываешь на вершине. Сейчас, когда я погонялся на 17-м, а попал на 12-е – уже большой хайп, но все эти позиции не дают мне эйфорию. Победы все еще важны. Но только больше в качестве подтверждения.
Плохие гонки не дают мне уснуть ночью? Да. Тоже меньше. Немного привык. У меня в жизни и другие вещи происходят. И, знаете, иногда хорошо отвлечься: возвращаешься домой – а мой дом вообще не про гонки. Совсем наоборот. Там нет фотографий меня на стенах и всего такого прочего. И мне все нравится. Никогда не хотел другого дома – он же не про меня. Дом есть дом, он для семьи.
То есть у меня есть место, где хранятся все эти вещи. Я немного… Не подвержен ностальгии, но собираю разные вещи. Не коллекционер, но сохраняю многие вещи, потому что думаю: «может, однажды будет приятно ими обладать». Маленькие подарки от фанатов, их рисунки, поделки. Такие вещи. Но они отнимают очень много места (смеется)».
Любимая машина – и какие в коллекции
«Моя любимица на все времена – F40! А если речь о гоночных машинах… Ну, у меня не то чтобы их целые гаражи. У меня есть пара старых болидов, которые мне очень нравятся. Вроде «красной пятерки» Найджела Мэнселла. Еще не ездил на ней пока, но уже планирую.
Многие люди покупают такие машины, а потом никогда не используют. Очень жаль. Они же произведения искусства! Обычно их вешают на стену, смотрят и используют таким вот образом, но прелесть машин в том, что в произведении искусства можно сидеть и вести его. И так ощущать его.
Но, думаю, мой самый любимый болид – это «Феррари» 2004-го. На которой гонял Михаэль Шумахер. Я вырос на той «Формуле-1». Невероятно, какими громкими были машины тогда и насколько же тихие они сейчас».
Любимая машина Себастьяна Феттеля. Культовая «Феррари»
Про Мика Шумахера
«Мик мне очень нравится. Он замечательный парень. Да, Мик похож на отца. И конечно, сейчас Мик находится в очень сложной, тяжелой ситуации. И он справляется с этим очень спокойно и рассудительно, он ведет себя как взрослый. Чего обычно не ожидаешь от парня, которому чуть больше двадцати».
Интересуется фермерством, окружающей средой и грустит из-за низкого уровня заинтересованности людей
«Джоди Шектер (чемпион «Ф-1» 1979 года, теперь крупный фермер в Южной Африке – Sports.ru) говорил мне: «Интерес – в лучшей еде и лучшем вкусе». Если подумать, это же не просто «окей, садим семечко, поливаем, срываем и кладем на тарелку».
В конце концов, как и во всем остальном – в процессе намного больше, чем кажется на первый взгляд. Для меня удивительное в фермерстве вот что: грустно и шокирующе, как мало мы знаем, а большинство людей даже не интересуется и не смотрит за кулисы. Мы потребляем все это – причем даже не в смысле натягивания на себя, как ботинки или майку. Мы засовываем это внутрь, едим все это. А ведь мы – это то, что мы едим. И людям не интересно! В моей жизни тоже был период, когда мне было не интересно. Очевидно, я вошел в тему через спорт и выступления – однажды тема все равно пересекается с питанием, и тогда начинаешь разбираться: где же лучший способ запитать себя.
Я не специалист, просто много читал и говорил с людьми вроде Джоди. И я обнаружил, как все грустно и удивительно: насколько далеко реальное фермерство отстоит от того, как мы должны этим заниматься. Просто потому, что так эффективнее и прибыльнее. Не хочу звучать пессимистом, но мы относимся к вещам с недостаточным уважением. И речь не только о животных.
Да, за последние 10-15 лет я изменил свою жизнь в более дружественной к окружающей среде манере. В последние годы люди в общем стали больше за этим следить, и это хорошо. Молодые люди привлекают к теме все больше и больше внимания.
Для меня проблема заключается в безграничной любви к гонкам, ведь гонки – определенно не на первом месте в списке дружественных к окружающей среде вещей у многих людей. Это правда, но, по-моему, нужно больше сфокусироваться на том, что мы можем сделать, а не на том, что не можем. «Ф-1» может измениться и улучшиться, но я не мистер «Ф-1» и не я определяю такие вещи. Зато я могу определить, что сам хочу делать, и перестроить свою жизнь. Растущее внимание означает рост осознанности в каждом из нас. И это большой вызов для будущего: получать от жизни такое же удовольствие, но с намного большей заботой об окружающей среде».
Не любит славу и предпочитает, чтобы его не узнавали
«У меня нет никаких сожалений. Я не хотел бы ничего переиграть в своей жизни. Слава… Я не очень-то ее большой фанат. И всего, что с ней приходит. Но я и не очень-то зависим от нее. Я счастлив, когда люди знают, кто я и чем занимаюсь. Второе меня радует даже больше, потому что для меня «кто я» и «что я делаю» – сильно различаются. Я – такой же, как и они, а многие люди моментально думают о фотографии. По-моему, это неправильно.
Когда я иду в магазин и говорю с владельцем, я его не знаю, но в процессе создаю впечатление. Хороший он или плохой – мне надо это выяснить. А когда люди узнают, чем ты занимаешься – они словно засовывают тебя в коробку. И меня тоже засовывают в коробку, а мне не нравятся коробки. Мне так же не нравится засовывать других людей в эти коробки.
Но я не жалею и об этом, потому что слава – это огромная привилегия. Прежде всего потому, что она идет с вещью, которую я очень люблю и которая заполняет меня. Мне не надо вставать по утрам в понедельник и мотивировать себя на неделю, потому что я люблю то, что делаю. Это огромная привилегия».
Цели на будущее – счастье
«Долговременные задачи? Счастье. Звучит странно, но вот так… Что такое счастье – вопрос уже более личный.
Краткосрочные цели – очевидно, я перехожу в новую команду и больше вернусь в колею. Очень сложно чего-то ждать, но я всегда представляю цель, которую хочу достигнуть и оцениваю свои способности. Но да: быть счастливым, расти, узнавать новое – и, прежде всего, никогда не прекращать познания.
Останусь ли в «Ф-1»? Буду ли управлять командой? Не знаю. Я открыт большому количеству вещей. «Может быть» – вот ответ. Но с тем же успехом он может звучать как «точно нет» – потому что я могу влюбиться во что-нибудь еще. Прямо как Джоди. Не хочу сказать, что это произойдет, потому и говорю – прежде всего цель в счастье и попытке заполнить себя. По-моему это та вещь, которую просто заявить, но намного сложнее достичь. Много ли вы знаете людей, которые в самом деле довольны своей жизнью? Моя цель – сказать через 30 лет, что я удовлетворен».
Пока не гордится своим местом в истории «Формулы-1»
«Пока нет. Во-первых, она еще не окончена. Во-вторых: я вообще не думаю таким образом. Однажды, возможно, ответ окажется «да». Уже сейчас у меня много замечательных воспоминаний. Они, безусловно, вызывают во мне определенную гордость, но это не те чувства, которые мне нужно нести наружу и всем рассказывать. В глубине души я знаю, что она есть, но с тем же успехом я не зацикливаюсь на тех моментах и счастлив двигаться дальше».
Феттель обожает помогать с разбитыми им болидами «Формулы-1». Убирает обломки и даже саму машину
Наплевательское отношение «Феррари» к Феттелю высмеяли пятью картинками. Грустно, но справедливо
Источник: Подкаст Beyong The Grid
Фото: Gettyimages.ru/Lars Baron, Mark Thompson, Peter Fox, Vladimir Rys/Bongarts, Darko Bandic/Pool, Christian Fischer/Bongarts, Charles Coates, Dan Istitene
надеюсь в АМ найдет то, что ищет и гонки будут приносить ему удовольствие