Россия - самая прогрессирующая страна в мире Формулы 1
Раньше о таком можно было только мечтать
С начала XXI века, наверное, ни одна страна так сильно не прогрессировала в мире Формулы 1 как Россия. Предстоящий гран-при в Сочи не воспринимается как нечто эпохальное и из ряда вон выходящее для нас, как и для всего мира это всего лишь очередной этап сезона. Однако ещё в начале 2000-х годов этап в России казался несбыточной мечтой. Да и в целом в мире Формулы 1 Россия никак не присутствовала. Сегодня можно сказать, что Россия уже заявила о себе в королевских гонках. Да, у нас пока что нет своих чемпионов. Тем не менее, в Формуле 1 уже дебютировало трое российских пилота. Есть пилоты, входящие в гоночные программы Red Bull и Ferrari. Уже седьмой год проводится гран-при России в Сочи. И всё это было достигнуто практически с нуля менее чем за два десятилетия. И этот прогресс отнюдь не случайность.
С чего всё начиналось. Тест-пилоты в аутсайдерах. Первый потенциальный пилот Формулы 1 - Алешин.
Ещё во времена СССР наша страна время от времени проявляла странный интерес к королевским гонкам. Мы, конечно же, помним все эти истории о попытках советских конструкторов создать болид Формулы 1 о том, как боссы королевских гонок желали организовать этап Формулы 1 в Советском Союзе и о странном сотрудничестве ленинградского кооператива «ПИК» с командой Life. Во всех этих историях до конкретики так и не дошло. Первые шаги для того чтобы наша страна хоть как-то стала ассоциироваться с миром Формулы 1 были сделаны уже в 1990-е. Сначала в виде всплеска энтузиазма появляется первый российский пилот формульной серии – Алан Берков (Британская Формула 3). На стыке тысячелетий российские спонсоры впервые начинают помогать нашим пилотам. Так благодаря Лукойлу в Формуле 3000 проведет три безуспешных сезона Виктор Маслов, а благодаря Газпрому тест-пилотом Minardi станет Сергей Злобин.
Эти попытки были скорее исключением из правил, чем зарождением системы спонсорской поддержки пилотов. В то время в нашей стране автоспорт был недостаточно популярным явлением, чтобы привлечь инвесторов. Да и потенциальных инвесторов было не так много. Первым российским пилотом, который добился локального успеха, стал Роман Русинов. В 2000-ом году он стал первым российским пилотом, выигравшим гонку международной серии, одержав победу во французской Формуле Renault 2000. В начале 2000-х именно Русинов выглядел самым перспективным российским пилотом. Дошло до того, что в 2006-ом году Роман стал тест-пилотом команды Midland выступавшей под российским флагом.
На тот момент даже такое соприкосновение России с миром Формулы 1 казалось прогрессом. История Русинова выгодно отличалась от истории Злобина. В пользу Романа говорили результаты выступлений в младших формульных сериях. В европейской Формуле 3000 Русинову даже удалось завоевать один поул, да и в целом он показывал неплохой темп, пару раз заехав в очки. В сотрудничестве Русинова и Midland, конечно, было больше символизма, чем реальных перспектив. И отсутствие российских спонсоров закономерно не позволило Русинову стать первым российским боевым пилотом Формулы 1.
К середине 2000-х уже был заметен прогресс России в мире автоспорта хоть и протекал он достаточно размеренно. Участие наших пилотов в младших формульных сериях уже не выглядело как что-то новое и необычное. Стали появляться новые персоналии - Мове, Петров Алешин, последний, наверное, выглядел наиболее перспективным. Как-никак Алешину удалось стать участником молодежной программы Red Bull. Михаил провел несколько приличных сезонов в Формуле Renault 3.5 и даже в 2010-ом стал чемпионом серии, опередив на финише сезона Даниэля Риккардо. Но для попадания в Формулу 1 этого не хватило. Главный спонсор Алешина - Лукойл не ставил перед собой задачу, во что бы то ни стало протащить российского пилота в Формулу 1. Наверное, до сих пор Михаил считается самым талантливым российским пилотом, который так и не дебютировал в королевских гонках.
Прорыв в 2010-х. Дебют Петрова. Квят - главный российский талант.
2010-е поистине стали революционными для России в Формуле 1. За одно, лишь десятилетие в королевских гонках дебютировало трое российских пилотов. В чём же именно заключался переломный момент и благодаря, чему участие наших пилотов в Формуле 1 стало возможным? На этот вопрос можно ответить одним словом – деньги, но мы зайдем чуть-чуть издалека.
Дело в том, что наша страна по-настоящему познакомилась с Формулой 1 только лишь в 1990-е. И новому для россиян виду спорта, однозначно потребовалось время для обретения какой-никакой популярности. Ведь популярность гонок внутри страны прямым образом влияет на появление в ней пилотов Формулы 1. Например, есть такие страны как Турция, Катар, Китай в которых, казалось бы, можно найти крупных спонсоров для продвижения местных пилотов в Формулу 1. Но дело в том, что внутри этих стран Формула 1 имеет достаточно низкую популярность. Вследствие чего в стране недостаточно потенциальных пилотов, а спонсоры не заинтересованы в их продвижении.
Наверняка если бы китайцы сходили с ума по гонкам в пелотоне давно бы уже был китайский пилот. Так и получается, что помимо денег для причастности страны к миру Формулы 1 нужна ещё и должная популярность. Ну а что касается денег, то здесь всё проще. К началу 2010-х в стране банально появилось больше возможностей для финансовой поддержки автоспорта, которой, как правило, занимались окологосударственные компании.
2010-й год, можно сказать, стал переломным в плане восприятия россиянами Формулы 1. Отныне Россия больше не являлась обычным наблюдателем, а становилась полноправным участником. Как бы это пафосно не звучало, а в 2010-ом подписание контракта Петрова с Renault не иначе как победа не воспринималось. И тут нужно сказать, что Виталию определенно повезло с командой. Повезло в том плане, что Петров получил относительно конкурентоспособную машину, которая позволяла бороться как минимум за очки.
Вообще у выборгской ракеты было несколько вариантов, среди которых были Sauber, Force India, Campos (будущая Hispania) и Renault. И как оказалось, вариант с Renault был самым удачным. Петров отнюдь не был статистом в пелотоне, коим мог быть за рулем Hispania. Для 2010-го года путь Петрова в Формулу 1 достаточно оригинален, можно даже сказать уникален. Не имея опыта в картинге начав с гонок на льду в 14 лет, Виталий смог адаптироваться к младшим формульным сериям. В 2009-ом году Петрову удалось стать вице-чемпионом GP2, и в 25 лет он дебютировал в Формуле 1.
Карьеру Петрова в королевских гонках можно считать удавшейся. Выборгской ракете удалось провести три неплохих сезона, два из которых за вполне хорошую команду. На Петрова изначально не взваливали слишком много. Статус первого в истории российского пилота Формулы 1 был словно оберегом от завышенных ожиданий общественности. Эпохальности самого факта дебюта уже хватало, чтобы назвать выступление Виталия удачным. Однако Петров не стал довольствоваться только лишь одним историческим статусом. Виталий плюс ко всему принес России первые в истории очки и первый в истории подиум. Можно сказать, что свой потенциал Петров использовал по полной и чувства недосказанности не осталось.
Со вторым российским пилотом в Формуле 1 Даниилом Квятом ситуация несколько иная. Квят уже относится к другому поколению наших пилотов. В отличие от Петрова Даниил свой первый гоночный опыт получил как раз таки в картинге. Его путь в Формулу 1 не был похож на американские горки как у Петрова. Всё прошло куда более традиционно и академично по вертикали «Картинг – Младшие формульные серии».
В 2010-ом году Квят становится участником молодежной программы Red Bull. Подписание контракта с австрийским концерном предопределило всю дальнейшую карьеру уфимца. Можно сказать, что это воспринималось как достижение. Ведь российского пилота продвигали не какие-то спонсоры, а сам Red Bull. И Red Bull правда видел в Квяте потенциал. В начале 2010-х австрийцы стали одержимы своей молодежной программой и в каждом втором пилоте видели будущего чемпиона, Квят как раз таки попал в эту категорию.
В 2013-ом году Марк Уэббер объявил об уходе из Red Bull по окончании сезона. Место Уэббера со следующего года должен был занять Даниэль Риккардо. Соответственно в Toro Rosso появилось вакантное место пилота на сезон 2014. Руководство австрийской команды выбирало между тремя пилотами - Квятом, Сайнсом и Да Коштой. В итоге как мы знаем выбор пал на россиянина. За Даниила говорили успешные выступления в GP3 (по слухам одним из аргументов в пользу Квята стал паспорт, российский рынок виделся руководству Red Bull достаточно перспективным).
Дебютировав в 19 лет в Формуле 1, Квят в первой же гонке установил рекорд став на тот момент самым молодым пилотом набравшим очки. В целом первый сезон в королевских гонках складывался для Даниила достаточно неплохо. Однако самое главное для россиянина случилось под конец сезона. В результате перехода Феттеля в Ferrari Red Bull в экстренном порядке начал искать замену немцу. В виду политики протекционизма касательно пилотского состава у боссов австрийской команды было всего два варианта – Квят или Вернь. Между опытом и потенциалом в Red Bull выбрали потенциал. И на гран-при Японии было объявлено о том, что со следующего сезона Квят идёт на повышение.
Это решение стал судьбоносным для всей карьеры россиянина. Тогда этот переход воспринимался с максимальным оптимизмом. Россиянин переходит в топ-команду, ещё 5 лет назад о таком даже мечтать было странно, а сейчас это стало реальностью. Можно сказать именно этот момент и стал пиком карьеры Квята, момент предвкушения чего-то великого. Сезон 2015 Даниил провел очень даже неплохо. Сумел завоевать один подиум и на финише сезона опередил партнера по команде Риккардо. На тот момент ничего не предвещало беды. Ну а далее случилось, то, что случилось.
Инцидент с Феттелем №1 в Шанхае.
И инцидент с Феттелем №2 в Сочи.
По итогам гран-при России Квят пойдет на понижение в Toro Rosso. Его место в Red Bull займет Ферстапен и выиграет следующую гонку. Это было моральное Fatality. По сути именно с Квята Доктор Марко начал свою традицию менять пилотов по ходу сезона. После понижения в Toro Rosso Даниил перестал прогрессировать. Сезон 2016 он безоговорочно проиграл своему напарнику по новой команде Карлосу Сайнсу. Следующий год россиянин проведет ещё хуже и на последних этапах сезона его заменит Пьер Гасли. Сезон 2018 Квят пропустит и в 2019-ом году вернется в состав Toro Rosso. Скорее всего, нынешний сезон станет последним для Квята в составе Alpha Tauri. И тут самое время вспомнить, какие надежды возлагались на Квята. Так уж вышло, что те, кто эти надежды возлагали сами же и поспособствовали их крушению. Для нас же Квят запомнится как самый талантливый российский пилот, который так и не смог до конца реализовать свой потенциал.
Третьим российским пилотом в Формуле 1 стал Сергей Сироткин. Пожалуй, ему не повезло даже больше чем Квяту. У Даниила хотя бы был шанс как-то проявить себя, а вот у Сергея даже шанса толком не было. Начнем с того, что изначально Сироткин приходил совсем в другую команду. В 2017-ом году Williams был железным середняком, как минимум можно было ожидать регулярную борьбу за очки. Однако в 2018-ом году именно с приходом Сергея в Williams начинаются трудные времена.
Свой единственный сезон в Формуле 1 Сироткин провел за рулем самого медленного болида пелотона. На фоне Стролла россиянин смотрел совсем неплохо. К концу сезона квалификационный счет между партнерами был равным. В гоночных результатах между пилотами Williams глобальной разницы тоже не было. От того обиднее где сейчас находится Стролл, а где Сироткин. Канадец проводит вполне неплохой сезон за Racing Point, а россиянин выполняет функции резервного пилота Renault.
Здесь конечно можно пофантазировать на тему вариантов продолжения карьеры Сироткина. Дело в том, что Сергей прошел достаточно длинный путь от первых слухов об участии в Формуле 1 до дебюта в королевских гонках. Впервые о возможности участия Сергея в Формуле 1 заговорили 2013-ом году, когда россиянин подписал контракт с Sauber. Изначально рассчитывалось, что Сироткин уже с 2014-го года станет боевым пилотом Sauber. Однако мексиканские спонсоры Гутьерреса оказались сильнее российских, и Сергею пришлось довольствоваться статусом тест-пилота. После неудачи с Sauber Сироткин провел два сильных сезона в GP2 (два третьих места в личном зачете), успел побыть тест-пилотом Renault и только потом сумел дебютировать в Формуле 1. К сожалению, настоящего шанса проявить себя в королевских гонках Сироткин так и не получил.
Перспективы. Два пилота на подходе к Формуле 1. SMP Racing - главный проект по поддержки российских пилотов.
Сегодня перспективы России в Формуле 1 связывают, прежде всего, с Робертом Шварцманом и Никитой Мазепиным. Оба пилот проводят хороший сезон в Формуле 2, находясь в группе лидеров в общем зачете. Шансов попасть в королевские гонки у Роберта, конечно же, больше, нежели у Никиты. Как-никак Шварцман входит в молодежную программу Ferrari и является одним из претендентов на свободное место в Haas. Однако если посмотреть на ситуацию более глобально станет ясно, что главная перспектива для России в Формуле 1 – это SMP Racing.
Наличие отдельных личностей способных заявить о себе в Формуле 1 это, конечно же, хорошо. Однако при отсутствии в стране программы развития автоспорта появление этих самых личностей станет делом случая. SMP Racing не первый российский автоспортивный проект. В начале 2000-х относительно активно автоспортом интересовался Лукойл. Начав с поддержки Виктора Маслова и созданием под него команды в Формуле 3000, Лукойл продолжил поддерживать российских пилотов. Со временем у компании появилась своя гоночная программа LUKOIL Racing Team. В рамках, которой было создано несколько команд в основном в российских формульных сериях. Другим российским нефтегазовым гигантом, который проявлял интерес к автоспорту, был Газпром, который со временем переключил внимание на кузовные серии и основал команду G-Drive Racing.
Проект SMP Racing на сегодняшний день выглядит самой большой силой в российском автоспорте. При SMP Racing действует гоночная академия и что самое главное программа развития российских пилотов. При поддержке SMP Racing в Формулу 1 уже попал Сергей Сироткин. На подходе к королевским гонкам другой протеже SMP Racing Роберт Шварцман. В сериях помладше при поддержке программы выступают Александр Смоляр и Михаэль Белов. Наличие подобной программы и есть первый шаг к российским победам в Формуле 1. Ведь в автоспорте нет универсального рецепта по взращиванию чемпионов. Всё банально зависит от количества пилотов, ведь чем больше российских пилотов будет попадать в Формулу 1, тем больше вероятность, что среди них найдется будущий чемпион.