Окаянные дни. Самые провальные сезоны Ferrari в истории
Бывало и хуже
В этом сезоне Ferrari познает новые грани ужаса и безысходности. Происходящее сейчас для фанатов скудерии выглядит, как страшный сон. После расследования FIA двигателя Ferrari скудерия серьезно сбавила по сравнению с прошлым сезоном. Команда, которая когда-то могла брать 5 титулов подряд сейчас не всегда может приехать в очки. Апогеем катастрофы для Ferrari стал требовательный к двигателям этап в Спа-Франкоршаме. Мало того, что Леклер и Феттель с трудом прошли во второй сегмент так ещё и в гонке капитанский мостик вновь поразил своими мудрыми решениями. Глядя на то, в каком состоянии сейчас находится Ferrari, создается впечатление, что это худший сезон в истории итальянской команды. Однако это совсем не так. Как бы ни была ужасна скудерия сейчас, а были сезоны и хуже.
1962-й год (6-е место в кубке конструкторов)
К 1962-му году Ferrari обосновалась в качестве главного мастодонта королевских гонок. За те 12 сезонов, что состоялись в Формуле 1, пилоты Ferrari 5 раз становились чемпионами. К тому же главные конкуренты скудерии - Mercedes, Maserati, Alfa Romeo ещё в 1950-е по разным причинам свернули свои гоночные программы. А британская угроза в лице Cooper, Lotus и BRM только набирала обороты.
1961-й год прошел под эгидой доминирования красных. 5 выигранных гонок из 8 при том, что на последний этап в США Ferrari не поехала в связи с гибелью своего пилота Вольфганга фон Трипса. Ключом к гегемонии скудерии в 1961-м году стал экспериментальный двигатель на Ferrari 156 F1. Особенностью двигателя, который разработал Карло Кити, стал угол развала цилиндров на 120 градусов. Именно эта разработка вернула Ferrari на вершину. Плюс ко всему конкуренты красных долго воевали с новым регламентом (который стал известен ещё в 1958-м году) и не успели подготовить двигатель к сезону 1961.
Показательной стала гонка в Бельгии, в которой болиды скудерии заняли первые 4 места. По завершению триумфального сезона Ferrari покинул главный творец успеха - Карло Кити, а вместе с ним ещё 7 конструкторов и директоров. В этот момент для команды из Маранелло прозвучал тревожный звонок. Когда уходит человек, ставший главным фактором успеха, не стоит ждать ничего хорошего. Следующим фатальным шагом для Ferrari стал отказ дорабатывать болид на следующий сезон. Уверовав в непобедимость своего болида, в Маранелло к новому сезону обновили только лишь коробку передач. В свою очередь главные преследователи скудерии зря время не теряли и наконец-то построили болиды под новый регламент.
Начало нового сезона сразу же дало понять Ferrari, что зря они не дорабатывали машину в межсезонье. По скорости скудерия проигрывала сразу нескольким командам. О борьбе за победы уже не шло и речи. В первых трех гонках Ferrari удавалось приезжать на подиум, но только за счет происшествий у конкурентов.
Далее в судьбу скудерии вмешиваются внешние обстоятельства. На четвертый этап во Франции Ferrari не смогла прибыть из-за забастовки рабочих в Италии. Сезон и так складывается неудачно, так ещё и этап приходится пропускать совсем не по спортивным причинам. Всё из-за той же забастовки Ferrari не смогла должным образом подготовиться к следующему этапу на трассе Эйнтри. И в Великобританию пришлось отправить только один болид Фила Хилла, который в итоге так и не смог завершить гонку по причине возгорания двигателя.
Уже тогда было понятно, что сезон для Ferrari провален. Проведя ещё две невзрачные гонки Энцо Феррари решил, что хватит с команды мучений. И на заключительные два этапа скудерия попросту не поехала (жаль, что сейчас так нельзя). Особенно обидно от этого было американцам ведь уже третий сезон подряд команда из Маранелло не приезжала на этап в США (Филу Хиллу обидно вдвойне). Так для Ferrari закончился первый провальный сезон. Скудерия конечно и раньше не каждый сезон становилась чемпионом, но как минимум ежегодно находилась в группе лидеров. А по итогам сезона 1962 Ferrari опередили сразу 5 команд (BRM, Lotus, Cooper, Lola, Porsche). 1960-е и в дальнейшем не принесут Ferrari много радости за исключением одного чемпионского сезона. Это было только началом не самого удачного десятилетия.
1973-й год (6-е место в кубке конструкторов)
Пережив неблагополучные 1960-е, Ferrari входила в новое десятилетие с оптимизмом. В 1969-м году Энцо Феррари заключает сделку с FIAT о продаже 50% акций. Эта сделка должна была разрешить финансовые проблемы скудерии, которые возникли в конце 1960-х и стали причиной плачевных результатов. Имея новые финансовые возможности, Энцо Феррари сразу же начинает вкладывать средства в преображение команды.
Уже в 1970-м году Ferrari занимает второе место в кубке конструкторов. Однако как показал следующий сезон, оптимизм был преждевременным. Должного прогресса команде из Маранелло добиться не удалось, результаты стали только хуже. Болид построенный, к сезону 1971 был катастрофически ненадежен. В следующем сезоне скудерия участвует на том же болиде - Ferrari 312B2, разрешив только лишь проблемы с надежностью. В остальном же болид был достаточно устарелым и не мог бороться за высокие места. Как итог 4-е место в кубке конструкторов на финише сезона.
В конце сезона во всех бедах скудерии обвинили главного конструктора Мауро Форгьери. Отныне разработкой болида занимались конструкторы FIAT под руководством Алессандро Коломбо (кстати, решение об отстранении Форгьери продавило руководство FIAT). Главным новшеством разработанного Коломбо болида Ferrari 312B3 стал корпус типа монокок. Кстати, своими силами скудерии не удалось разработать корпус, который в итоге был произведен в Великобритании. За что болид прозвали «англичанкой». Помимо монокока болид мало чем отличался от прошлогодней версии.
Первые три этапа сезона 1973 Ferrari использовала прошлогодние болиды. Результаты были не самые лучшие, но и катастрофой их тоже назвать нельзя (три четвертых места). В Маранелло ожидали дебюта «англичанки». А вот происходящее дальше как раз катастрофой назвать можно. Новый болид Ferrari 312B3 оказался совсем неконкурентоспособен. За 6 этапов, на которые у Энцо Феррари хватило терпения, скудерия всего лишь дважды финиширует в очковой зоне на пятом и шестом месте.
Не оправдавший ожиданий Коломбо покидает команду по ходу сезона. На место руководителя команды приходит Лука ди Монтедземоло, который впоследствии станет одной из главных фигур в истории Ferrari. Также в команду вернулся главный конструктор Мауро Форгьери. Неудачный болид скудерия стала дорабатывать уже по ходу сезона. Для этого потребовалось взять паузу и пропустить два этапа в Нидерландах и Германии, что не понравилось Жаки Иксу, и гонку в Германии он провел за рулем McLaren. Впоследствии Жаки Икс проведет за Ferrari только одну гонку и покинет команду по окончании сезона.
Что касается обновленного болида, то он также не блистал скоростью на оставшихся этапах. В итоге Ferrari завершила год на 6-ом месте в кубке конструкторов и впервые в истории ни разу в сезоне не финишировала на подиуме. Результат поистине катастрофичный. Однако в этой истории куда важнее, то какие выводы были сделаны, и какая работа над ошибками была проведена. К следующему сезону Форгьери продолжил дорабатывать Ferrari 312B3 и создал болид способный побеждать. К тому же в 1974-м году к команде присоединился Ники Лауда, который впоследствии вернет Ferrari на вершину. Так и получилось, что именно в провальном 1973-м году закладывался фундамент будущих побед Ferrari.
1980-й год (10-е место в кубке конструкторов)
Вот мы и подобрались к самому худшему сезону скудерии в истории королевских гонок, по результатам так точно. Достаточно успешные 1970-е для Ferrari завершились взятием третьего титула в личном зачете. Сезон 1979 завершился для итальянской команды как нельзя лучше. По сути борьбу за чемпионство вели между собой два пилота Ferrari - Джоди Шектер и Жиль Вильнев. Тогда ещё никто не знал, что титул, который завоевал Шектер, станет для Ferrari последним на долгие годы вперед.
К сезону 1980 в Маранелло разрабатывали болид Ferrari 312T5, ставший последним в поколении 312T. Изменений по сравнению с прошлогодним болидом было немного, только лишь было доработано шасси. Снова план скудерии «не ломать, то, что и так работает» провалился. Главная ставка в Ferrari была сделана на мотор, который последние годы был одним из главных преимуществ команды.
Однако в новом сезоне одной лишь мощности двигателя было недостаточно. Дело в том, что многие команды пелотона использовали более компактные моторы Ford Cosworth DFV, которые давали преимущество в развитие аэродинамики болида. Таким образом, Ferrari, обладая одним из самых мощных моторов пелотонов, серьезно проигрывала в аэродинамике. Болидам банально не хватало прижимной силы. Плюс ко всему у скудерии возникли проблемы с резиной. Дело в том, что Michelin максимально адаптировали резину под Renault (10 французских заговоров из 10) и Ferrari стала проигрывать ещё в одном компоненте.
Поняв всю безысходность происходящего, руководство скудерии просто махнуло рукой на тот сезон, начав готовиться уже к следующему. В сезоне 1980 пилоты Ferrari всего в пяти гонках смогли набрать очки при этом, не поднимаясь выше пятого места. Лучшей иллюстрацией к сезону стала квалификация в Канаде, в которой Шектер попросту не смог квалифицироваться в гонку. В конце сезона Ferrari займет антирекордное 10-ое место в кубке конструкторов. Из команд, которые смогли набрать очки, ниже расположилась только Alfa-Romeo. Этот сезон словно обозначил новую главу в истории скудерии. В скором времени Ferrari выиграет 2 кубка конструкторов. Однако пройдет 21 год с триумфа Шектера, прежде чем пилот Ferrari снова станет чемпионом.
1992-й год (4-е место в кубке конструкторов)
1990-е для Ferrari были достаточно тяжелыми временами. Десятилетие ознаменовалось решениями, повлиявшими на дальнейшую судьбу команды. Пришествие в Ferrari Шумахера и Брауна состоится только во второй половине 1990-х. А начало десятилетия стало едва ли не худшим отрезком в истории команды. Эта история отличается от предыдущих тем, что к сезону 1992 в Маранелло построили абсолютно новую машину. То есть не стали дорабатывать старый, не стали выставлять прошлогодний, а создали новый болид - Ferrari F92A, разработанный Харви Постлтуэйтом и Жан-Клодом Мижо.
Эти люди точно могли привнести в Формулу 1 что-то новое, ведь именно они создали приподнятый носовой обтекатель. Однако со временем стало понятно, что прогрессивные конструкторы перемудрили с разработкой Ferrari F92A. Многие из новаторских аэродинамических решений не давали должного преимущества. Особые надежды возлагались на «двойное днище», но в итоге оно замедляло болид на прямых и было полезно только в дождевых гонках. Мотор и коробка передач стали только хуже по сравнению с предыдущим годом (двигатель стал слабее на 30 л.с.). Итогом работы конструкторов стала неконкурентоспособная и ненадежная машина к старту сезона.
По скорости Ferrari F92A и близко не могла подобраться к лидерам. Между тремя командами Williams, McLaren, Benetton и всеми остальными образовалась пропасть. Всего два раза за сезон Ferrari смогла финишировать на подиуме и то за счет проблем у соперников. Настоящей проблемой для скудерии стала надежность. В восьми гонках Ferrari сходила двумя машинами. В итоге два подиума и редкие очки принесли Ferrari четвертое место в кубке конструкторов. Конечно, скудерия и ранее неоднократно завершала сезон на таком же месте. Однако именно это четвертое место было ближе к аутсайдерам, чем к лидерам. Занявший третье место Benetton имел четырехкратный очковый перевес относительно Ferrari (91 против 21). Тем самым скудерия стала лучшей среди худших. Однозначно не такие цели ставила перед собой легендарная команда.
2005-й год (3-е место в кубке конструкторов)
До 2005-го года Ferrari 7 раз в истории занимала третье место в кубке конструкторов. Результат хоть и не выдающийся, но и не катастрофичный. Однако в этой истории определяющую роль играет контекст. После турбулентных 1990-х для скудерии начинается одна из самых ярких страниц в истории. Шумахер 5 раз подряд становится чемпионом, утверждаясь в статусе легенды автоспорта. И начало 2000-х именуется не иначе как «эра Ferrari». Никогда ещё бренд Ferrari так не ассоциировался с победой.
Сезон 2005 начинался с изменений в регламенте. Доминирование скудерии устраивало далеко не всех. Прежде всего, от этого страдала зрелищность и как следствие популярность Формулы 1 (в будущем Mercedes будет доминировать 7 лет, но это другое). Дабы как-то усмирить Ferrari и внести в чемпионат интригу были приняты изменения в регламенте. Больнее всего по Ferrari ударило шинное правило, согласно которому в квалификации и гонке можно было использовать только один комплект резины. По сути, это нововведение в регламенте убило доминирование скудерии. К новому болиду Ferrari F2005 не было никаких претензий. Провал команды в сезоне 2005 был обусловлен выносливостью шин Bridgestone, а точнее её отсутствием. Для того чтобы шины Bridgestone могли выдержать полную гоночную дистанцию японским производителям пришлось использовать более жесткие составы резины, что в конечном итоге сказалось на результатах.
Уже на первых этапах нового сезона стало понятно, что в этом году произойдет смена власти. Редкие подиумы, сражения за очки и борьба с Toyota за третье место в кубке конструкторов. Предположить подобное в 2004-м году было просто невозможно. В плане восприятия реальности сезон 2005 стал для Ferrari настоящим кошмаром. Третье место в кубке конструкторов удалось завоевать только лишь благодаря очкам, набранным на скандальном этапе в США. Даже единственная победа в сезоне не принесла радости Ferrari. От прошлогоднего доминирования скудерии не осталось и следа. Следующий сезон станет последним для Шумахера в Ferrari. Вместе с ним уйдет целая эпоха. Эпоха побед.