Четыре десятилетия семьи Уильямс в «Ф-1»: победы с Мэнселлом и Вильневом, гибель Сенны и противостояние автогигантам
Сэр Фрэнк ушел из жизни.
От редакции: 28 ноября в возрасте 79 лет умер один из важнейших людей в истории «Формулы-1» – сэр Фрэнк Уильямс, основатель успешной гоночной команды. За рулем болидов «Уильямс» в «Ф-1» становились чемпионами мира Алан Джонс, Кеке Росберг, Найджел Мэнселл, Нельсон Пике, Ален Прост, Дэймон Хилл и Жак Вильнев. Именно в «Уильямсе» раскрылся гений конструктора Эдриана Ньюи, и именно за рулем сине-белой машины погиб Айртон Сенна.
Этот текст на «Трибуне», впервые опубликованный в сентябре 2020-го, рассказывает о важнейших эпизодах в истории английской гоночной организации, боссом которой долгое время был сэр Фрэнк, а после – его дочь Клэр. Год назад семья Уильямс окончательно покинула автогонки – сегодня «Уильямсом» владеет компания Dorilton Capital.
В преддверии Гран-при Италии 2020 года руководитель легендарной команды «Уильямс» Клэр Уильямс объявила об уходе со своей должности после гонки в Монце. С этого момента семья Уильямс разорвала связи с гоночной организацией из Гроува, а его управлением занялась американская компания Dorilton.
«С учетом того, что теперь будущему «Уильямса» ничего не угрожает, для нас настал подходящий момент для того, чтобы уйти из спорта, – сказала Клэр, дочь сэра Фрэнка Уильямса, основателя команды. – Как семья, мы всегда отдавали приоритет «Уильямсу». Мы продемонстрировали это в недавнем процессе стратегического пересмотра структуры работы команды и считаем, что сейчас настал подходящий момент для того, чтобы передать бразды правления новым владельцам, дав им возможность вести команду в будущее».
Долгое время «Уильямс» оставался последней частной конюшней без крупного владельца, каким является, к примеру, миллиардер Дитрих Матешиц для «Ред Булл». Хроническая нехватка больших денег привела к неспособности конкурировать с более обеспеченными соперниками. Но эта часть истории все же завершилась.
Что же произошло с великой командой за четыре десятилетия руководства семьи Уильямс?
Первая попытка создать команду оказалась неудачной
Не секрет, что Фрэнк Уильямс был с детства фанатом гонок и некоторое время даже сам участвовал в заездах. Но когда ему показалось, что пик достигнут, англичанин сменил род деятельности. Он решил дать возможность другим и создал Frank Williams Racing Cars. Пилотом стал Пирс Каридж, друг Фрэнка.
Они успешно провели сезон в «Формуле-2» и в 1969 году, купив болид «Брэбэма», отправились покорять «Ф-1». Фрэнку даже удалось договориться с «Фордом» и заполучить мотор «Косуорт».
Первый сезон оказался ошеломляющим: Пирс дважды финишировал на подиуме, оба раза на втором месте. При этом команда Уильямса оставалась участником «Ф-2», где за нее выступал Жаки Икс.
Однако с 1970 года начался тяжелый период: во время Гран-при Нидерландов – в Зандворте – погиб Каридж. После этого долго не получалось найти пилота, который смог бы добиться таких же высоких результатов. Начались финансовые проблемы, Фрэнку пришлось выкручиваться.
Пирс Каридж
В 1971-м Frank Williams Racing Cars стала клиентом March Engineering, другой британской команды. С 1973 года Фрэнк начал сотрудничать с Isa-Rivalta, итальянским ответвлением Marlboro, а также его согласился спонсировать гонщик Нанни Галли. Однако поддержка оказалась бессмысленной. Ни платные места, ни внешнее финансирование не помогли команде. Результаты были все так же ужасны, и в 1974-м спонсоры ушли от Фрэнка. Он пытался спастись сотрудничеством с канадским предпринимателем Вольфом – но тот, получив контроль над командой, переименовал ее. В 1976 году Frank Williams Racing Cars прекратила свое существование.
Фрэнк основал легендарную команду на складе ковров
Когда Уильямс узнал, что больше не участвует в «Ф-1», то решил все начать заново. Британцу удалось повлечь за собой некоторых сотрудников прошлого коллектива, включая конструктора Патрика Хэда. При спонсорской поддержке пива Belle-Vue они основали новую команду – Williams Grand Prix Engineering. В качестве основной базы выбрали огромный склад старых ковров на Стейшн-роуд в Дидкоте. Кроме того, Фрэнку финансово помогла саудовская авиакомпания Saudi.
Первый сезон (1977-й) начался не слишком удачно, поэтому экономный Уильямс решил переключить команду на работу над новым болидом, в который закладывалась только-только появившаяся в «Ф-1» идея «автомобиля-крыла». Концепция оказалась удачной – машина поехала заметно быстрее предшественницы, и австралиец Алан Джонс вскоре финишировал вторым в США.
Первые успехи привлекли и спонсоров в виде TAG и Albilad. Команда расцвела.
В 1979-м пришли и первые победы – тандем Джонса и Регаццони помог коллективу Фрэнка стать вице-чемпионами. А в сезоне-1980 Алан вовсе стал чемпионом мира, а «Уильямс» – обладателем Кубка Конструкторов впервые в истории. Через год команде удалось повторить достижение в командном зачете, однако между Джонсом и его новым напарником Карлосом Ройтеманном произошел конфликт, в результате которого чемпион мира-1980 покинул команду. На его место пришел Кеке Росберг. И сходу выиграл уникальный и трагичный сезон-1982 всего с одной победой.
Однако к тому времени атмосферные двигатели «Косуорт» перестали на равных конкурировать с мощными турбомоторами, и в сезоне-1984 команда нашла партнера, который через несколько лет станет синонимом слова «победа» – «Хонду». Японские силовые агрегаты поначалу были ненадежными и далеко не самыми мощными, но уже в следующем году повезли «Уильямс» к подиумам: в 85-м Росбергу и Найджелу Мэнселлу удалось добраться до третьего места в коллективном зачете, а в 1986-м альянс «Уильямс-Хонда» и вовсе принялся разрывать пелотон.
Однако год сложился трагично: Фрэнк Уильямс попал в автомобильную аварию после тестов во Франции и навсегда остался прикованным к инвалидному креслу, а пилоты Найджел Мэнселл и Нельсон Пике, имевшие огромный запас в скорости над преследователями в гонках, умудрились упустить чемпионский титул в заключительном Гран-при в Аделаиде. Утешительным призом для «Уильямса» стал Кубок конструкторов (который глава команды, кстати, всегда почитал больше главного трофея в личном зачете).
В 1987-м «Уильямс» все же достиг вершины: Пике и Мэнселл разыграли титул между собой и, конечно же, привезли сэру Фрэнку и Кубок конструкторов.
С уходом «Хонды» к «Макларену» команда снова откатилась назад: после года мучений с маломощным атмосферником «Джадд» Уильямсу удалось заручиться поддержкой «Рено», но французы построили чудо-мотор тоже не сразу – на устранение всех недостатков силовой установки ушло практически три года. Впрочем, изредка пилотам в сине-желтым машинах удавались чудеса: Риккардо Патрезе добился победы в одной из дождевых гонок в 1989-м, а его напарник Тьерри Бутсен (трижды забиравшийся на верхнюю ступень подиума) впечатлил тем, как удержал быстрых конкурентов позади на «Хунгароринге» (Мэнселл в эти годы пытался выиграть титул вместе с «Феррари» – неудачно).
Золотая эпоха и постепенный спад
Перед сезоном-1991 в «Уильямсе» появился конструктор Эдриан Ньюи, прежде работавший в «Индикаре» и команде «Марч». Именно решения этого инженера помогли команде сэра Фрэнка вернуться к регулярным победам и провести самый успешный сезон в своей истории.
Англичанин под руководством Хэда создал одну из самых впечатляющих машин в истории – FW14B с передовыми аэродинамическими свойствами, потрясающей электроникой и уже ставшими одним из лучших в «Ф-1» двигателями «Рено». Вернувшийся в команду Мэнселл за два года выиграл почти полтора десятка гонок и в 1992-м оформил долгожданный титул – соперничать с ним не мог никто. Победный сезон для Найджела выглядел следующим образом: 14 поул-позиций, 12 подиумов, 9 побед, оформленный титул задолго до окончания сезона – в августе.
Доминирование продолжилось и в 1993-м – на смену Мэнселлу пришел Ален Прост, который также досрочно взял свой четвертый титул.
Казалось, что «Уильямс» будет побеждать и в 1994-м, тем более, что в команду пришел уже ставший легендой при жизни Айртон Сенна. Однако ряд запретов в технических правилах привел к тому, что новое шасси английской команды оказалось плохо управляемым, и даже гений бразильца не мог справляться с техникой на протяжении всей гоночной дистанции.
В третьей гонке в Сан-Марино произошла главная трагедия в истории спорта – поломка рулевой колонки привела к вылету машины на огромной скорости в повороте «Тамбурелло».
Сенна погиб.
Черный сезон не спасли не постепенно раскрывшийся Дэймон Хилл, ни вызванный из «Индикара» на несколько гонок Мэнселл, ни новичок Дэвид Култхард – в последнем Гран-при скандальное столкновение Хилла с Шумахером поставило точку на последних надеждах завершить год с поднятой головой.
1995-й был годом «Бенеттона», однако «Уильямс» все же взял свое в 96-м и 97-м – команда первенствовала как в Кубке конструкторов, так и в личном зачете – титулы брали Дэймон Хилл и Жак Вильнев соответственно. Это были последние яркие успехи «синих».
В дальнейшим «Уильямс» оставался сильной командой, но за титул боролся лишь эпизодически. В эпоху доминирования Шумахера и «Феррри» британцы держались высоко: с 2000 по 2004 дважды стали третьими (2000, 2001) и дважды вторыми (2002, 2003). В те времена за рулем болида Фрэнка сидели такие звездные пилоты, как Ральф Шумахер и Хуан-Пабло Монтойя.
Однако после разрыва отношений с мотористами «БМВ» команда начала затяжное падение. Вместе с Нико Росбергом инженеры пытались переломить ситуацию, но все было бесполезно, хотя немцу и удалось пару раз побывать на подиуме. Кроме того, он регулярно приносил неплохие очки. А вскоре началась эпоха «Ред Булл» и Себастьяна Феттеля.
Однако были и позитивные моменты. Например, поул-позиция Нико Хюлькенберга в Бразилии-2010.
И, конечно, нельзя забыть о победе Пастора Мальдонадо в Испании-2012. Благодаря штрафу Льюиса Хэмилтона венесуэльцу повезло стартовать с первой позиции, а за счет тактики в гонке удержать позади Фернандо Алонсо, и даже ошибка на одном из пит-стопов не помешала сохранить преимущество в 3 секунды вплоть до финиша. Это была первая победа «Уильямса» за 103 гонки.
И последняя.
Команда неплохо провела сезоны-2014 и 2015, заняв в обоих третье место. Но это больше связано с удачным переходом на мощные двигатели «Мерседес» в начале турбоэры. Однако как только конкуренты решили свои проблемы, оказалось, что «Уильямс» не прогрессирует.
Команда медленно падала вниз, набирая все меньше и меньше очков. В 2019-м единственный зачетный балл удалось заработать в безумной гонке в Германии. Не факт, что в этом сезоне получится повторить подобное, хотя Джордж Расселл старается изо всех сил.
Что теперь ждет «Уильямс», точно никто не знает. Многим хочется верить в светлое будущее команды с великим именем. Однако грустно осознавать, что семья-основатель больше не будет заниматься своим коллективом, ведь раньше это была славная особенность «Ф-1». Но она также ушла в прошлое. Несмотря на трудный период для команды, основателей проводили достойно.
Утро в Монце началось с подарков. Инженеры вручили Клэр на память переднее антикрыло болида, подписанное всеми сотрудниками.
Интервью перед гонкой «Уильямс» начал также с благодарности семье-основателю. Один из механиков держал табличку с надписью: «Спасибо, Клэр + Фрэнк».
В Италии Уильямс сама руководила выездом Николаса Латифи из боксов. Канадец высоко оценил ее работу: «Клэр, позволь мне сказать – это было изумительно!»
А вот уже историческое фото. Всего лучшего семье Уильямс пришел пожелать Ален Прост.
Еще в честь прощания инженеры специально нарисовали бабочку на болиде.
Несмотря грустное завершение эпохи, печалиться не стоит – команда по-прежнему существует, и теперь у нее будут деньги, чтобы попытаться вернуться в элиту.
На эту тему лучше всех высказался чемпион «Ф-1» Льюис Хэмилтон:
«Я большой поклонник сэра Фрэнка и того невероятного вклада, который он внес в наш спорт. Он всегда был добр ко мне, он один из тех людей, которых я больше всего уважаю. Он был одним из самых честных и откровенных людей в «Формуле-1». Так что мне, конечно, грустно видеть, как эта глава закончилась, но его наследие будет жить…»
Фото: Glenn Dunbar / LAT/REPORTER; Gettyimages.ru/Vladimir Rys, Allsport Hulton/Archive, Len Trievnor/Daily Express/Hulton Archive, Steve Powell, Reg Lancaster/Daily Express/Hulton Archive, Marcus Brandt/Bongarts, Pascal Rondeau, Anton Want/Allsport, Mike Hewitt/ALLSPORT, Clive Rose, Sandra Behne/Bongarts, Leonhard Foeger, Charles Coates; globallookpress.com/Sutton Motorsport Images, National Motor Museum, imago sportfotodienst, SVEN SIMON; en.wikipedia.org
В принципе это так, но вывез бы кто-то другой - не факт.
Время романтиков в f1 закончено, остались крупные концерны и и играющиеся миллиардеры
Лижье
Тиррелл
Минарди
Прост
Джордан
Заумбер
теперь Уильямс...
Джин Хаас тоже не сможет вывезти, хотя имеет гораздо больше ресурсов, но когда пропадёт эффект глобальной рекламы его станков от участия команды в Ф1 - он уйдёт..
Уйдёт и Стролл, когда сын перестанет выступать - содержание команды Ф1 убыточно..
Сможет ли FIA и Liberty Media изменить эту ситуацию? Посмотрим, но я сильно сомневаюсь в успехе этого предприятия..
И дальше идёт рассказ про Frank Williams Racing Cars, которая существовала с 1969 по 1976-й.. а что Фрэнк Уильямс не имел отношения к этой команде? Почему не написать, что после 50 лет участия в Ф1 Фрэнк Уильямс и его семья покидают формулу 1.