Худшая гонка десятилетия «Феррари»: темп как у главных аутсайдеров, хаос с планами на пит-стопы и злые пилоты в радиоэфире
Скудерия-бинго.
30 августа 2020 года «Феррари» официально провела худшую гонку за 10 лет. Нет, серьезно: пилоты Скудерии финишировали обоими болидами вне очковой зоны – Феттель приехал 13-м, а Леклер – 14-м. Последний раз подобное случилось в 2010 году: Фернандо Алонсо и Фелипе Масса расположились на 14-й и 15-й строчках по итогам Гран-при Великобритании. С того момента прошло 195 гонок.
Вот только квалифицировались тогда итальянские машины на 3-й и 7-й позиции (а не на 13-й и 14-й), а Алонсо установил лучший круг в гонке. Провалился же он из-за штрафа в виде проезда по пит-лейн за обгон за пределами трассы, да и оба пилота провели больше пит-стопов: когда весь пелотон проехал гонку с одной остановкой в боксах, Фернандо навестил механиков трижды. Фелипе вообще потерял кучу времени из-за прокола и съездил в боксы дважды.
Предыдущий катастрофический результат без непредвиденных чрезвычайных происшествий был на Гран-при Абу-Даби 2009-го, когда Кими Райкконен приехал 12-м, а Джанкарло Физикелла – 16-м. Правда, следующую гонку (уже в следующем сезоне с новыми правилами) итальянская команда выиграла.
У нынешней «Феррари» ситуация намного хуже: скорость SF1000 просто никакая. Настолько, что Феттеля и Леклера даже обставил Кими Райкконен на едва живой «Альфа Ромео» с тем же (слабым) мотором и примерно схожими проблемами с прижимной силой.
А закончили заезд Себ и Шарль практически в одно время с главным аутсайдером – рента-драйвером Николасом Латифи на безочковом «Уильямсе». Феттель выиграл у него 5 секунд, а Леклер – 2,8 секунды. Не помогли даже особые настройки с минимумом прижимной силы – SF1000 хоть и разгонялся до 362 км/ч, но в реальности пилоты Скудерии не могли никого обогнать даже с DRS.
Представьте, как бы повернулась гонка, если бы более быстрый Джордж Расселл не сошел из-за жуткого невезения на 10-м круге! Скорее всего, и юниор «Мерседеса» объехал бы обе «Феррари», довершив образ отвратительного сезона.
Но на самом деле Скудерия не была бы Скудерией, если бы не создала проблемы и предпосылки к провалу еще и стратегией и тормознутой коммуникацией.
Тактика Леклера – смех, а Феттель паниковал и ругался с инженером ради особой тактики
Посмотрите на вот эту табличку со стратегиями на Гран-при Бельгии. Не видите здесь ничего странного?
Да, Леклер единственный из пилотов со свободным выбором шин почему-то вышел на старт на самом мягком и быстром составе – «софте». Теоретически, конечно, резина с высоким уровнем сцепления должна была здорово помочь монегаску с прорывом на первых кругах – так и случилось: №16 выдал лучшие первые метры в пелотоне и ворвался в топ-10.
Вот только радость длилась недолго: сперва с ним разделался Пьер Гасли, а потом Серхио Перес и Даниил Квят. Шарль вернулся на исходную 12-ю позицию (+1 еще до старта из-за схода Карлоса Сайнса) и оказался на изношенных покрышках против остальных конкурентов на более-менее выносливом «медиуме».
О чем думали в «Феррари» перед гонкой, предлагая Леклеру старт на «софте»? Спа – это не Венгрия, здесь много прямых и участков, где скорость напрямую зависит от скорости мотора. Также здесь и достаточно жестких точек торможения для атак. Хватает и зон DRS. Удерживать позицию не так просто (а точнее, совсем непросто) – недостаточно лишь попадать на апексы во многочисленных поворотах и вовремя нажимать на газ на выходах из виражей.
Если Шарля собирались оставить до 18-го круга на «софте» (базовая стратегия на гонку по версии «Пирелли»), то его под конец обогнали бы вообще все – №16 никак не смог бы защититься, если уже на первых кругах его объезжала «Альфа Таури» на «харде». А если его собирались перевести на две остановки (на 14-м круге для «медиума» и 30-м для нового «софта»), то Леклеру пришлось бы уже прорываться – а скорости у «Феррари» для такого трюка откровенно не хватало.
Так что ранний выезд автомобиля безопасности по сути спас итальянские задницы – можно было ставить «хард» по примеру конкурентов и сетовать после на не сработавший первоначальный план.
Хотя, с другой стороны, в «Феррари», кажется, и сами до конца не знали, что будут делать. Даже после пит-стопа у Леклера состоялся удивительный разговор с гоночным инженером.
Гоночный инженер: Шарль, мы рассматриваем планы B и C – оба.
Шарль: Да-да-да, но какой именно из них – они совсем разные!
Гоночный инженер: Мы рассматриваем оба!
Неизвестно, какой именно сценарий выбрали в итоге в Скудерии, но на 24-м круге Леклер снова заехал в боксы – но уже за «медиумом». И уехал в полном неудовлетворении долгой (10,5 секунд!) остановкой. Когда же он попытался узнать о причинах задержки – ему сказали: «расскажем позже».
Феттелю повезло с более понятной стратегией – его выпустили на трек на «медиуме» и поставили «хард» на 11-м круге. Казалось, ему можно спокойно ехать до финиша, выжимать из покрышек все возможное и надеяться на провалы конкурентов, но… Любые попытки Себа пообщаться с командным мостиком насчет нужного темпа или прочих вариантов наталкивались на предложения подождать, и в конце концов он не выдержал.
Себ: Да я никак не смогу никого обогнать, так что ##### подумайте о пит-стопе!
Инженер Себа: Окей, понял. Мы думаем. Лучшая стратегия – оставаться на трассе.
Себ: Ну, мы ничего не выиграем, если останемся на трассе.
Инженер Себа: Принял.
Но в итоге спор так ни к чему и не привел: №5 продолжал попытки получить более внятные инструкции и придерживался размеренного темпа ровно до того момента, пока покрышки совсем не потеряли температуру. Атаковать Райкконена оказалось уже невозможным.
Зато хотя бы Леклер нагнал напарника после медленного пит-стопа – хоть какое-то утешение для «Феррари». С другой стороны, в середине гонки в похожем моменте №16 даже пошел в атаку – и обе SF1000 даже слегка соприкоснулись.
Повезло – обошлось без последствий.
Коммуникация в «Феррари» – особый вид искусства
Уже насладились великолепным обращением Феттеля к командному мостику Скудерии? Это еще не все!
Знаете, почему Феттель и Леклер поменялись местами после выезда сэйфти-кара? На пит-стопе Шарля возникла заминка (он длился дольше пяти секунд), а следующий круг №16 оказался медленнее, чем петля Себа.
Но самое занятное произошло практически у пит-лейн: Скудерия изначально позвала обоих пилотов на пит-стоп на 10-м круге, но вот в таком положении Феттель услышал истерическое «Оставайся, оставайся!»
Не совсем понятно, из-за чего именно гении из Маранелло передумали, но именно из-за поспешного решения Шарль в итоге оказался позади напарника.
К слову, Леклеру тоже не понравился долгий пит-стоп – когда он выехал с пит-лейн, то бросил по радио аналог «Да ладно! ##### #####» (проследуйте к черту) на французском.
«Выключи радио», – последовал ответ.
«Да, я не был особо вежливым, но все равно», – тут же сказал Шарль. Правда, после гонки все равно пришлось извиняться – хоть и через соцсети.
«Мне следовало выключить радио, я не специально, – написал монегаск. – Извините за радио!»
Но идеальное резюме гонки подбила реакция Леклера после финиша на любые попытки инженера рассказать ему о результатах – полное молчание.
Звучит как шансы на успех «Феррари» во всех ближайших гонках на итальянской земле (а их будет целых три), да и в следующем году.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency, HOCH ZWEI/Pool/COLOMBO IMAGES
Ведь если разобраться, это нормально для Феррари. Они же так всю жизнь выступают, с редкими исключениями. Может выступление Лауды, ну и конечно время Тодта, Брауна и Шумахера.
По сути это такой итальянский стиль. У нас скажут разгильдяйство ( ну или по другому)и будут правы.
Ведь по воспоминаниям того-же Шумахера, он был в шоке от внутренней организации процесса, когда перешёл в Феррари из Бенетона, и главной его задачей было переманить к себе своих руководителей-единомышленников Брауна и Бирна.
После их ухода они накатом выиграли одно чемпионство, хотя там его подарил Макларен. Хотя уже в том сезоне были гениальные статегические решения (в Китае или Малайзии, не помню) когда Кими переобули в дождевые шины за два круга до дождя🤦♂
Так что, это привычный уровень организации Феррари, не стоит удивляться. Конечно они могут придумать что-то инновационное, как допустим двиг в том сезоне, но проблемы никуда не уйдут. Без серъёзных перестановок в рук-ве.
Может Серджио Маркьонне имели ввиду
Именно это причина, по которой Феттеля попросили проехать еще круг.
Обе машины Феррари не имели темпа для попадания в очки. При чём темпа не было на всех типах шин.
А 4 темп в гонке показал Риккардо. Леклеру до него было как до луны.
Про непроходимость ХААСа отсылка для того, чтобы понять степень бессилия. Если Леклер на более свежем медиуме не может сходу пройти Грожана на более старом харде, то как он прошёл бы хотя бы Квята? Не говоря уже про РП и Гасли.
Красные, научитесь уже принимать поражения достойно! Вас в этом сезоне "уделывают" и ничьей вины, кроме вашей собственной, в этом нет!
Никаких исключений! Можете валить хоть в Индикар, рейтинги и без вашего цирка будут нормальные.