9 мин.

Эпоха великого Хуана Мануэля Фанхио. Главные моменты «Формулы-1» в 50-е

«Формула-1» празднует свое 70-летите. Самое время вспомнить яркие события, определившие первое десятилетие чемпионата мира.

За 70 прошедших лет 33 разных пилота становились чемпионами мира, 108 одерживали победы и 342 побывали в очках.

Десятилетие господства Хуана Мануэля Фанхио, в течение которого великий аргентинец взял пять титулов, также было одним из рыцарских неслыханных на сегодняшний день и значительных технических достижений, поскольку машины с задним расположением двигателя вышли на первый план.

Первая гонка в истории

На «Альфа Ромео» под номером 3 мчится вперед Луиджи Фаджоли, а вместе с ним его напарник Фанхио. Так стартовал самый первый Гран-при «Формулы-1», состоявшийся на трассе Сильверстоун.

Нино Фарина уступает немного своим напарникам, но зато сможет выиграть эту гонку, что заложит основы для того, чтобы в конечном счете стать первым в истории чемпионом мира.

Вот так 21 автомобиль положил начало новой послевоенной эпохе. Такое событие не могли пропустить король Георг VI и королева Елизавета, а также принцесса Елизавета (впоследствии займет престол). Для них была сделана специальная ложа.

Первая победа «Феррари» в «Формуле-1»

Упорный коренастый Хосе-Фройлан Гонзалес опережает соотечественника Фанхио на пути к первой победе «Феррари» в истории на Гран-при Великобритании 1951 года в Сильверстоуне.

Эта победа прервала серию «Альфа-Ромео» из девяти побед.

Свою вторую и последнюю победу в карьере Гонзалес одержит здесь же в 1954 году, что подчеркнет его близость к аэродрому.

Аскари становится первым многократным чемпионом

Знакомая панорама для всех, но незнакомый контекст. Альберто Аскари за рулем «Феррари» идет лидером гонки в Бельгии 52-го.

«Альфа-Ромео» же покинула «Формулу-1». Появляется «Формула-2».

Аскари, пропустивший первый этап в Швейцарии, а также сошедший затем в Индианаполисе, выиграет оставшиеся шесть гонок сезона. В 1953 году он продлит свою серию до девяти побед, что позволит ему завоевать второй титул подряд.

Дебют команды «Мерседес»

Они были не с нашей планеты. Футуристический и невероятно обтекаемый Mercedes W196 дебютировал на Гран-при Франции 1954 года в Реймсе, подчеркивая немецкие технологии, поскольку страна смогла восстановиться после войны за десять лет.

Управлять таким шедевром пригласили маэстро, а именно Фанхио. Они вместе с напарником Карлом Клингом сделали дубль в гонке, опередив всех других более, чем на минуту.

До этого Фанхио выиграл еще две гонки за рулем «Мазерати». В то время как за рулем «Мерседеса» он собирался выиграть свой второй титул в карьере.

Мистическая смерть Аскари

На фото показа вылетевшая в воду Lancia D50, за рулем которой Аскари выступал на Гран-при Монако 1955 года. Его единственная травма - перелом носа. Через четыре дня он будет выступать на тестах «Феррари» в Монце.

Аскари, который никогда не выступал без своего личного шлема и перчаток, одолжил их у Эудженио Кастеллотти, что стало фатальной ошибкой.

Первого многократного чемпиона мира, умного и в то же время очень суеверного Аскари, оплакивали далеко за пределами родного Милана.

На четырех первых местах четыре машины «Мерседеса»

Прекрасные пилотаж сэра Стирлинга Мосса за рулем Mercedes W196 во время Гран-при Великобритании в Эйнтри в 1955 году. Он стал лишь вторым британским пилотом в истории, выигравшим гонку. Первым же был Майк Хоторн на Гран-при Франции в 1953 году.

Фанхио преследует его дома – на пути к своему третьему титулу. Мосс никогда не узнает, а не подарил ли ему аргентинец эту победу.

Примечательно, что на первых четырех позициях машины «Мерседеса». Фанхио в двух десятых позади от Мосса. Вдали Клинг и 48-летний седовласый итальянский ветеран Пьеро Таруффи.

Мосс одерживает победу на британском болиде в Великобритании

Мосс был идеальным кандидатом, чтобы одержать первую победу для британского автомобиля на Гран-при. Произошло это в Великобритании в 1957 году, но только не на том «Вануолл», на котором он стартовал, а за рулем машины напарника по команде Тони Брукса.

Лидирующий автомобиль под №18 заехал на пит-стоп для ремонта, что отбрасывало его далеко назад. Брукс, испытывающий боль из-за недавней аварии в Ле-Мане, останавливается, чтобы отдать свою машину Моссу.

Мосс возвращается на третью строчку. Лидирующий Жан Бера на «Мазерати» сходит из-за поломки сцепления.  Идущий вторым пилот «Феррари» Майк Хоторн получает прокол колеса.

Пятый титул Фанхио

Это был прекрасный день на залитом солнцем Нюрбургринге. Фанхио за рулем Maserati 250F идет позади Майка Хоторна на «Феррари» и впереди второго их пилота Питера Коллинза на Гран-при Германии 1957 года. Позже аргентинец одержит свою самую знаменитую победу.

«Мазерати» побывала на запланированном пит-стопе, а вот «Феррари» не остановилась. Фанхио требовалось отыгрывать по десять секунд с круга, чтобы их догнать.

Ему это удалось! В погоне он даже на 8 секунд проехал быстрее круг, чем в квалификации, чтобы одержать 24-ю и последнюю победу в карьере на пути к пятому титулу.

Победа Коллинза

Дубль команды «Феррари» на Гран-при Великобритании 1958 года. Питер Коллинз выиграл гонку, а его напарник Майк Хоторн приехал вторым.

Коллинз, который упустил свой лучший шанс выиграть титул, когда отдал свою машину Фанхио в Италии в 1956 году, безусловно, заслуживал стать чемпионом. Вот только титула так никогда и не достигнет.

Две недели спустя он разобьется на Гран-при Германии на Нюрбургринге, что опустошит Хоторна.

Хоторн становится первым британским чемпионом «Формулы-1»

На старте Гран-при Португалии 1958 года лидировали Хоторн на «Феррари» и Жан Бера за рулем BRM.

Хоторну удастся финишировать вторым позади Мосса, чтобы стать первым британским чемпионом «Формулы-1».

Но судьи могли оштрафовать того за неправильное возвращение на трассу. Мосс же встал на защиту своего друга, хотя сам бы тогда стал чемпионом мира, но об этом никогда не пожалел впоследствии.

Первый титул машины с задним расположением двигателя

На фото показано Монако 1959 года, когда Джек Брэбем за рулем «Купер-Климакс» мчался в погоне за Бера («Феррари») и Моссом («Роб Уокер Купер») на пути к первой победе в карьере и титулу.

На обочине лежат Брюс Хэлфорд («Лотус»), Клиф Эллисон («Феррари») и Вольфганг фон Трипс («Порше»).

Успех Брэбема положит начало сезону, который даст ему первый из трех титулов чемпиона мира и, что существенно, поставит автомобили с задним расположением двигателя на первые роли в «Формуле-1».

Самая странная трасса в истории - это АФУС

Возможно, самая странная трасса в истории, принимавшая «Формулу-1». Дело было в Германии в 1959 году на трассе АФУС. Результаты считали по итогам двух заездов.

Берлинская трасса представляла из себя две длинные прямые с бетонной шпилькой на одном конце и поворотом на 43 градуса на другом. Неудивительно, что поставщик шин «Данлоп» беспокоился о нагрузке на резину. В результате гонку разделили на две части.

Тони Брукс принес «Феррари» победу за рулем болида с устаревшим передним расположением двигателя.

Источник.

Напоследок вам победный поцелуй от Фанхио: