Ради Феттеля «Астон Мартин» избавился от давнего лидера с контрактом на три года. Карьера парня в «Ф-1» схлопывается на пике
Текст был опубликован 25 июля 2020 года.
В «Формуле-1» все сильнее слухи о грядущем переходе Себастьяна Феттеля в «Астон Мартин» – причем возможный интерес к трансферу не отрицают и команда, и четырехкратный чемпион мира.
«Со стороны звучит интересно, проект «Рейсинг Пойнт»-«Астон Мартин» может получиться успешным. В данный момент все и правда выглядит здорово», – отвесил комплимент организации Себ после Гран-при Венгрии.
«Феттель сказал, что его привлекает наш проект – нам приятно это слышать – ответил через прессу шеф «Рейсинг Пойнт» Отмар Сафнауэр. – Интересует ли нас Себ? А можно не интересоваться пилотом, на счету которого четыре титула? Я думаю, ответ очевиден».
Однако еще за месяц до этого «Рейсинг Пойнт» отвечал на слухи жестким отказом по одной простой причине: на долгосрочных контрактах были оба пилота – Серхио Перес и Ланс Стролл. И второму вылет из «Формулы-1» не угрожает, ведь он – сын канадского миллиардера, владельца команды и новоявленного покупателя четверти акций «Астон Мартин» Лоренса Стролла.
Логичнее выглядел размен мексиканца на немца. И Перес почти сразу осознал свое положение: от уверений в наличии долгосрочного контракта и определенного будущего он перешел к более фаталистичным интервью.
«Если кому-то придется уйти, то выбор, как мне кажется, будет очевидным, – признал №11 после Гран-при Венгрии. – Я сам отец и не выкинул бы из своей команды собственного сына. Даже не знаю, что еще добавить. Слухов ходит много».
Так и случилось – в преддверии Гран-при Тосканы мексиканец объявил об уходе.
Перес объявил об уходе из «Рейсинг Пойнт» по окончании сезона-2020
Теперь пилот вплотную подходит к перспективе ухода из «Формулы-1». Ситуация крайне печальная: Серхио вышел на пик формы, получил конкурентоспособную машину для демонстрации мастерства и обладает отличным спонсорским пакетом, но обстоятельства побеждают все. Судьба Чеко – наверное, самая драматичная и печальная история сезона-2020.
Трехлетний контракт не спас Переса
В конце 2019-го пилот подписал новое трехлетнее соглашение, фактически – вполне флагманское: за «Рейсинг Пойнт» он выступал с 2014-го и являлся лидером команды все последние шесть лет. Именно его усилиями организация завоевала все пять подиумов в прошедшем десятилетии. Заключение хорошего контракта на несколько лет с прицелом под новый регламент и превращение команды в заводскую выглядело вполне логично.
Однако юристы «Рейсинг Пойнт» хитро структурировали документ, включив в него пункты о возможном досрочном расторжении с выплатой компенсации в размере от 6 до 9 миллионов долларов. По разным данным, действие опционов завершалось летом.
Наличие пунктов о досрочном разрыве контракта подтвердил в интервью Movistar и сам Перес – правда, увязал их с действиями спонсоров. Однако в «Формуле-1» подобные вопросы решаются отступными. Мир автоспорта небольшой, и скандальное расставание всем только вредит.
Переса убрали справедливо?
Серхио стал настоящим символом стабильности последних шести лет в «Рейсинг Пойнт». У него бывали отдельные провалы, трения с напарниками (особенно с Эстебаном Оконом) и моменты откровенного безумия, но в большей части гонок №11 выступал очень сильно для команды-середняка с небольшим бюджетом и отстающим на два года болидом.
Сейчас же в распоряжении «Рейсинг Пойнт» очень быстрая машина – третья или даже вторая по скорости в пелотоне, по признанию Ланса Стролла. Результаты канадца вполне соответствуют амбициям: в Венгрии он квалифицировался третьим (а Перес – четвертым) и добрался до финиша ровно за «Мерседесами» и Ферстаппеном.
Чеко тоже отлично выглядит по воскресеньям: оба раза в Австрии приехал шестым, причем на Гран-при Штирии пробился с 17-го на 5-е и даже прессинговал второго пилота «Ред Булл» Алекса Албона. Гонку в Венгрии Чеко слегка завалил из-за плохого самочувствия и неудачного старта, но все-таки судить о потенциале мексиканца по одному заезду было бы неправильно.
В целом №11 сейчас на пике формы – по признанию технического директора команды Энди Грина.
«Чеко вообще недооценен. Он сейчас на пике карьеры, – – рассказал инженер в подкасте Beyond The Grid. – Его отзывы всегда шикарны, ментальная способность к пилотажу, анализу поведения машины и слежению за происходящим вокруг – феноменальны.
Он один из лучших. Его эффективность в работе с шинами… Думаю, он входит в топ-2 или топ-3 пелотона. Не так уж много человек может лучше. Когда он в поворотах, то просто чувствует, что надо делать с покрышками. И невероятно точно контролирует педаль газа. Словно в него встроен трэкшн-контроль! Его слабость – квалификации, но он любит настраивать машину под свой стиль пилотажа в гонке. И раз за разом он оказывался прав. Иногда он слишком сильно старается и проваливается в оба дня, но очень редко.
Главное – пережить первые круги, а затем Чеко ловит ритм воскресного дня и превращается в одного из лучших пилотов. Абсолютно. Думаю, он – один из тех немногих пилотов, кто реально дальше всех продвинулся в эффективной работе с шинами, чувстве машины, понимании, что и когда нужно делать с покрышками, как долго надо ехать спокойнее, когда атаковать».
Более того, стиль Переса идеально подходит структуре и главной философии работы «Рейсинг Пойнт» последних лет. Только сравните сильнейшую сторону мексиканца с описанием главным вектором развития команды по версии Грина.
«Мы все возможное вложили в симулятор и оборудование для него – именно это и привело к лучшему пониманию, в каких местах машины мы можем выжать больше всего скорости, – рассказал инженер. – Еще за несколько лет до того периода предвидели, что одним из важнейших факторов в будущем станет работа с шинами. Нам стало ясно, что именно резина станет важнейшей переменной в эффективности работы машин. И мы инвестировали огромное количество сил и времени в этот вопрос, внедрили лучшие технологии, которые нам только были известны на тот момент, наняли лучших людей – все для исследования взаимодействия с покрышками».
Обычно с пилотами подобного уровня и качества синергии с командой просто так не расстаются – нужна гигантская внешняя причина. Но, к несчастью для Чеко, он попал в нестандартную ситуацию.
Уход из «Рейсинг Пойнт» очень похож на конец карьеры. Не помогут даже богатые спонсоры
В отличии от большинства пилотов, у Серхио никогда не было проблем с финансированием карьеры: его семья в хороших отношениях с Карлосом Слимом (главным магнатом Мексики – владельцем всей телекоммуникационной инфраструктуры страны и концерна Altria Group – которому принадлежит многолетний спонсор «Феррари» Philip Morris). Отец Чеко много лет работал с бизнесменом с состоянием в 53 миллиарда долларов, да и сам пилот рассказал в интервью о знакомстве с патроном с детства.
Слим постоянно поддерживал карьеру Переса: именно благодаря деньгам магната Чеко после слабых результатов в молодежной «Формуле-БМВ» попал в хорошую команду в британской «Ф-3», а потом – и в один из лучших коллективов GP2.
Спонсорская помощь Temex и Telcel помогли Пересу перейти в «Заубер», затем подписать контракт с «Маклареном», а после неудачи в составе английской команды заключить сделку с «Форс-Индией». Причем каждый год компании Слима выкладывали целую кучу денег: контракты обеспечивали до четверти бюджета команды в 2015-2018 годах! С учетом затрат на уровне примерно от 100 до 120 миллионов долларов за сезон – легко рассчитать ценность одного только факта нахождения Чеко в составе любой организации.
Естественно, после разрыва с «Рейсинг Пойнт» спонсорская поддержка никуда не денется – и о ней уже мечтают команды-аутсайдеры. Перес не просто так перед началом уик-энда в Венгрии упомянул об интересе соперников: «Альфа Ромео» и «Хаас» точно готовы забрать пилота с подобным бэкграундом хоть сейчас. Более того, по инсайду из паддока (озвученному репортером официального сайта «Ф-1» Лоренсом Барретто), бывший «Заубер» уже предложил Серхио контракт на следующий сезон – на место 40-летнего Кмми Райкконена.
Однако вряд ли Перес выразит встречный интерес: его амбиции намного выше возможностей «Хааса» и «Альфа Ромео». Оба клиента «Феррари» в новом сезоне свалились в хвост пелотона из-за потерявшей в мощности силовой установки и в обозримом будущем не смогут совершить рывок к подиумам: в 2021-м машины останутся такими же, как и в 2020-м, а Скудерия вряд ли сумеет отыграть отставание в 50 л.с. за одно лето.
Чеко же нужно принимать решение прямо сейчас – и он вообще-то не склонен снова вариться в разборках нижней половины турнирной таблицы.
«Я уже переступил экватор карьеры, – рассказал Чеко журналу Racer в прошлом году прямо перед подписанием нового контракта. – Сказал сам себе, что уйду из чемпионата, если к 2021-му не получу возможность бороться за подиумы. Но все в команде очень надеются, что мы сможем выступать на этом уровне в будущем. Я вижу ее прогресс и знаю о запланированных изменениях».
Расчет Переса сработал: «Рейсиг Пойнт» теперь и правда как никогда близок к регулярной борьбе за топ-3. Ни у «Альфа Ромео», ни у «Хааса» не будет подобного шанса вплоть до ввода нового регламента – и вряд ли именно эти организации выиграют в лотерею 2022-го.
Кто же еще в «Формуле-1» сейчас может предоставить шанс на битву за подиумы? В «Мерседесе» места, похоже, заняты – Боттас и Хэмилтон останутся минимум на год. В«Макларене», «Феррари» и «Рено» мест тоже нет – уже вполне официально. Остается лишь «Ред Булл» – и о нем Серхио даже спрашивали в интервью.
«Считаю, в «Формуле-1» ты должен быть готов бороться с кем угодно. Ты должен верить в том, что сам являешься лучшим, одним из лучших. Так что почему нет?» – отреагировал Перес.
Правда, в австрийской организации все-таки не принято брать пилотов из-за пределов гоночной программы. Да и чисто с коммерческой точки зрения за Алексом Албоном стоит большой рынок Юго-Восточной Азии, и менять его на Переса не вполне разумно.
Так что, похоже, у Переса нет другой дороги, кроме «Индикара» или «Формулы Е» – даже сам Чеко признал интерес команд из других серий. Хотя с его спонсорской поддержкой ему даже не обязательно с кем-то договариваться: можно основать и собственную организацию – 25-30 миллионов из «Ф-1» на «Индикар» вполне хватит. В американских гонках мексиканец точно станет одним из флагманов и моментально включится в битву за титулы.
Будет ли Серхио жалеть о завершении карьеры в Гран-при? Вряд ли. Еще при съемках первого сезона Drive To Surive он говорил: «Формула-1» – суровый спорт. Мало шансов, всего 20 кокпитов. Однажды [на вылете] буду я». Что ж, похоже, сейчас настал как раз тот самый момент.
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI/Pool/COLOMBO IMAGES, HOCH ZWEI/Pool/Mark Thompson, Hoch Zwei/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Peter Fox, Clive Mason