11 мин.

В «Ф-1» готовят новый трансферный блокбастер: Феттель – в «Ред Булл» к Ферстаппену. Место Квята в Гран-при теперь под угрозой

Нашему гонщику некуда податься.

Трансферное безумие «Формулы-1» раскручивается все сильнее с каждым днем: после майского развода Себастьяна Феттеля и «Феррари» Скудерия подписала на замену Карлоса Сайнса. Исход испанца из «Макларена» вызвал сделку Даниэля Риккардо из «Рено» с английской командой, а французы всего через полтора месяца взорвали медиапространство возвращением Фернандо Алонсо.

Фернандо Алонсо возвращается в «Формулу-1»! Третий заход в «Рено» – сейчас это лишь депрессивный середняк

Но, кажется, главный трансферный блокбастер еще впереди. По данным немецкого журналиста Кристиана Ниммерфоля (первым сообщил об уходе Феттеля из «Феррари» и анонсировал точное время объявления Алонсо в «Рено»), на рынке «Ф-1» готовятся взорвать совсем уж царь-бомбу.

«Полагаю (и у меня есть конкретная информация), что Дитрих Матешиц (глава концерна «Ред Булл» – Sports.ru) поручил Гельмуту Марко вернуть «заблудшего сына» домой не позднее 2021 года. Алекс Албон в таком случае перейдет в «Альфа Таури», а Даниил Квят потеряет свое место, – написал Нимерфоль в колонке на Motorport-Total. – Но что для этого должно произойти:

Во-первых, скорость Албона должна резко упасть в сравнении с Максом Ферстаппеном. Да, таец мог выиграть первую гонку в Шпильберге, но по чистой скорости он отстает от нидерландца.

Во-вторых, Матешиц должен убедить тайскую семью Йювидья – ей принадлежит 51 процент акций компании «Ред Булл» – что это хорошая идея.

В-третьих, этого должен захотеть Феттель. Ему потребуются яйца, чтобы после Шарля Леклера перейти в напарники к чрезвычайно талантливому и молодому Максу Ферстаппену.

Только при выполнении всех трех условий трансферу ничто не помешает».

Кажется, пора прекращать мечтать о паре Хэмилтон-Феттель в «Мерседесе». Расклад Нимерфоля выглядит намного конкретнее.

Инсайду можно верить?

 

В последние месяцы главный редактор Motorport-Total в самом деле отметился как очень осведомленный журналист с весьма неплохими источниками. Естественно, он даже не собирается их разглашать – а потому нам остается только оценивать изложенные данные.

Судя по информации Нимерфоля, главным двигателем идеи возвращения четырехкратного чемпиона мира в «Ред Булл» стал именно руководитель и совладелец концерна Дитрих Матешиц. «Формула-1» – огромная личная любовь бизнесмена: он смотрит Гран-при с детства и даже купил рекламное место на шлеме Герхарда Бергера еще в 1984-м (одновременно с запуском компании). Он основывал первые рекламные кампании именно на гонках, и потому успехи Феттеля для него – как первая любовь. Он отлично помнит первую победу компании в «Формуле-1», одержанную силами Себастьяна на Гран-при Италии в 2008-м (еще за «Торо Россо») и все четыре титула – с другими пилотами австрийская организация и близко не добиралась до подобного успеха. Поэтому мысль о некрасивом расставании с «Феррари» и перспективой завершения карьеры Феттеля на спаде и под шквалом критики глубоко печалит бизнесмена – он хочет вернуть бывшего протеже, чтобы дать шанс на мощный завершающий аккорд в «Формуле-1».

Тем временем сам Себ в последние годы сблизился с Матешицем еще сильнее: даже купил небольшой домик в горах Штирии – родной области Дитриха (владелец «Ред Булл» живет неподалеку, тут же располагается трасса «Ред Булл Ринг»). Похоже, личная связь решает намного больше результатов на трассе.

Тем не менее, команда «Ф-1» обычно управляется исходя из здравого смысла, а не одних лишь сантиментов. И потому перед сторонами встает закономерный вопрос: если Феттеля хотят так проводить на пенсию – то на сколько же лет тогда заключат сделку? Для «Ред Булл» идеально годовое соглашение – но Себ пойдет на него только в случае новых возможностей в 2022-м. Недаром же и Гельмут Марко (которому №5 сразу же позвонил за советом после оповещения о разрыве от «Феррари») продолжает повторять о сезоне перерыва с возвращением через год.

С другой стороны, Феттель любит трехлетние контракты, но заключать столь длинную сделку с пилотом на явном спаде – не самое разумное решение, а «Ред Булл» не замечали в опрометчивых ходах примерно никогда. Себ все-таки за зиму, весну и часть лета так и не вернул былую гоночную форму и на недавнем Гран-при Австрии допустил новую результативную ошибку с пируэтом.

Феттель в Австрии – король фэйлов: запорол квалификацию, опять развернулся и 10 кругов провисел за Квятом

За пять лет Феттель и «Феррари» так и не выиграли чемпионат мира: помешали кризис лидерства, вектор развития техники и пилотажные проблемы

К тому же, долгосрочное подписание 33-летнего немца снова убьет логику существования молодежной программы, ввергнув ее в хаос. Сейчас в основной команде «Ред Булл» постепенно прогрессирует Албон, а в «Формуле-2» амбиции уже обозначают Джехан Дарувала и Юки Цунода (последний – вообще протеже «Хонды»). В «Ф-3» в свою очередь мощно начал сезон юный гений Лиам Лоусон и там же сезон проведет сверхперспективный 17-летний Деннис Хаугер – даже если убрать Квята (да и Гасли), к 2024-му мест на всех в программе просто не хватит. Нарушится главный принцип всей системы «Ред Булл» – «выживает и получает повышение сильнейший».

Два гарантированных года – тоже слишком много для запланированных «проводов» Себа на пенсию. И здесь неуместны сравнения с недавним контрактом Алонсо с «Рено»: Фернандо явно торговался на рынке покупателя с альтернативами в виде «Рейсинг Пойнт» и сам мог диктовать условия, а №5 застрял на рынке продавца.

Похоже, самым логичным выходом стал бы контракт по системе 1+1 с опцией команды – в случае прекращения разворотов и прочих ошибок. Если представить, что Феттелю и правда будет комфортно работать на таких условиях – инсайду от Ниммерфоля можно однозначно верить. По крайней мере, Себ определенно не против.

«У «Ред Булл» есть машина, способная побеждать – я так считаю, – рассказал немец. – У них очень сильная команда, я знаю это по прошлому опыту. Да, конечно, наполовину команда с тех пор уже изменилась, но не изменились ее цели. Я здесь, чтобы соревноваться, бороться за победы – поэтому да, вероятно, я бы согласился».

Но раньше «Ред Булл» вообще не рассматривал Феттеля из-за требований по зарплате?

Все верно: с самого объявления о разводе №5 и «Феррари» журналисты раз за разом спрашивали у Марко насчет будущего Себа – и постоянно получали один и тот же ответ: австрийская организация не может позволить себе двух топ-пилотов с именем чисто по финансовым соображениям.

«Мы не можем и не хотим позволить себе такой альянс с точки зрения денег, – твердил консультант программы «Ред Булл». – Контракт Феттеля будет стоить очень дорого».

Однако в понедельник Себ пришел на интервью ServusTV – «дочке» австрийской компании – и рассуждал о своем положении в «Формуле-1» в присутствии доктора Марко, босса основной команды Кристиана Хорнера, Ферстаппена и Гасли. И при всех основных боссах «Ред Булл» (за исключением Матешица – но он явно наблюдал за шоу по телевизору) Феттель открыто и понятно отмел все возможные преграды с финансовой точки зрения.

«Деньги – вообще не основа для моих решений, – заявил четырехкратный чемпион мира. – Когда ты гоняешься в «Ф-1» достаточно долго – как я – и ты достаточно успешен, то получаешь определенную финансовую независимость. Так что [деньги] не стали бы препятствием».

Других препятствий шефы «Ред Булл» пока не высказывали – а Макс Ферстаппен вообще не увидел каких-либо проблем в возможном напарничестве с Феттелем.

«Два пилота-победителя в одной команде – это может сработать, – признал №33 в эфире все того же шоу на ServusTV. – У меня не было бы проблем с Себом в качестве напарника. Это не должно стать проблемой. Каждый пилот хочет побеждать».

Возможно, слова Макса – выражение нового мнения концерна, которое предложили озвучить именно гонщику, чтобы обстоятельства не выглядели как поиск замены Алексу Албону уже после первого Гран-при. Дополнительное давление на тайца сейчас команде совершенно ни к чему – потому и Гельмут Марко как бы опроверг возможность трансфера, напомнив о наличии тайского пилота на контракте. Но старый австриец точно так же год назад обещал Гасли весь сезон в основной команде – а после летнего перерыва Пьер отправился обратно в «Торо Россо».

Причем тут второй акционер «Ред Булл», ведь раньше Матешиц запросто решал такие вопросы в одиночку?

Да, ранее Дитрих как СЕО концерна управлял всеми активами по своему усмотрению, но теперь ситуация усложнилась.

Дело в национальности Албона: Алекс – наполовину таец и выступает под флагом азиатской страны. Министерство спорта Таиланда настолько впечатлилось взлетом №23 в прошлом году, что даже запустило особую программу по повышению узнаваемости пилота среди всего населения: о гонщике рассказывают в школах и по местному ТВ. В планах – охват 80 процентов жителей.

Естественно, тайским совладельцам «Ред Булл» (с контрольным пакетом акций, на минуточку) абсолютно точно нравится поворот дел в «Формуле-1»: благодаря гонкам мнение об их бизнесе на родине стремительно улучшается, а государство фактически проводит бесплатную рекламную кампанию продукта. На трассе Албон тоже пока намного лучше прошлогоднего пилота «Ред Булл» Пьера Гасли – он меньше проигрывает Ферстаппену и не боится атаковать именитых соперников. Формально понижать его обратно в «Альфа Таури» пока нет причин – либо Алекс и правда должен резко сдать, либо у Матешица должны найтись аргументы посерьезнее.

Прежде всего нужно понимать: «Ред Булл» – не чисто гоночная организация. Она занимается производством и продажей энергетиков, а все остальные активности для них – лишь реклама, маркетинг и пиар. Любое событие внутри австрийской спортивной империи делается и рассматривается исключительно с точки зрения медийной отдачи – будет ли бренд мелькать рядом с одобрительной или негативной реакцией.

Однако понижение Албона без веских гоночных причин вряд ли получит одобрение среди болельщиков и зрителей. Хотя нежелательную реакцию может перекрыть грандиозный и громкий трансфер Феттеля. Здесь потери не выглядят катастрофическими.

С другой стороны, рекламный потенциал Таиланда – 70 миллионов человек против сотни миллионов в зоне «Германия-Австрия-Швейцария». В Европе живут более обеспеченные потребители, да и перевод Албона в «Альфа Таури» не значит одномоментную потерю азиатского рынка: скорее благодаря Феттелю «Ред Булл» может вернуть интерес к себе в германоязычной области – ведь больше в пелотоне гонщиков из этого региона нет.

Особенно сбалансированно выглядело бы решение дать Алексу всего год без давления топ-команды для наработки наката: после года с Себом возвращение тайца в основу и (возможные) более качественные результаты от №23 выглядели бы настоящим триумфом и еще одной медийной бомбой. С точки зрения бизнеса подобные перестановки точно имеют смысл.

Квят тогда, похоже, и правда все. У него вообще не осталось альтернативных вариантов в «Формуле-1»

Похоже, главным проигравшим от грядущей многоходовочки окажется именно российский пилот: именно его Ниммерфоль называет однозначным претендентом на потерю места гоночной программе.

Почему именно №26, а не его напарник? Вряд ли из-за выступлений на треке: все-таки Даниил пока провел слишком мало совместных гонок с Пьером Гасли, чтобы определить однозначно лучшего. Пока понятно только одно: француз быстрее на одном квалификационном круге, а россиянин лучше обгоняет и управляется с шинами на длинных отрезках.

Возможно, выбор между ними продиктует новая сущность «Альфа Таури»: теперь дочерняя команда «Ред Булл» рекламирует бренд модной одежды – и Гасли все-таки намного больше подходит на роль стильной модели. У него многие фото из инстаграма – и так словно с профессиональных фотосессий, и №10 смотрится намного фотогеничнее.

Вне зависимости от причины вылета из «Альфа Таури» Квята ждет тупик: в «Формуле-1» просто нет свободных мест. В «Мерседесе» – и так трое претендентов на два кокпита, в «Феррари», «Макларене», «Рейсинг Пойнт» и «Рено» все занятно как минимум на два сезона, «Хаас» и «Уильямс», похоже, займутся поисками рента-драйвера, а в «Альфа Ромео» пока не определились с Райккореном и Джовинацци – и в случае появления места туда скорее возьмут Мика Шумахера или Роберта Шварцмана из «Ф-2».

Еще два месяца назад лучшим (да и единственным) вариантом победа из «Ред Булл» для Квята виделась именно «Рено», однако опция закрылась с возвращением Алонсо. Теперь у Даниила остается лишь одна дорога по сохранению места в «Формуле-1» (впрочем, она никогда не теряла и не потеряет актуальности): собраться и порвать Гасли во всех ближайших гонках, чтобы начисто уничтожить саму идею выбора между ними. В противном же случае №26 ждет второй вылет из Гран-при – но только если вся остальная многоходовочка с трансферами сработает как надо.

Квят закончил гонку в Австрии без очков, с проколом и поломками. Свалил на столкновение, но полностью виноват сам – контакта не было!

Новый путь привел «Феррари» к катастрофе. Теперь у нее пятая машина в «Ф-1» и ноль шансов на победы в ближайшие два года

Карточки пилотов от «Ф-1» в стиле FIFA – сенсация. Ферстаппен – №1 по обгонам, Леклер ниже Феттеля с Райкконеном и даже не в топ-5

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Pool/COLOMBO IMAGES, s04/ZUMAPRESS.com