«Ф-1» возвращается! «Феррари» в депрессии, «Ред Булл» готовится побеждать, в «Мерседесе» – напряжение, но мегановинки
Cостояние всех команд пелотона – перед стартом сезона.
3 июля «Формула-1» впервые за семь месяцев выкатит болиды на официальные зачетные сессии, а уже 5 июля полноценно вернется к гонкам на Гран-при Австрии. Да, мы наконец-то дождались!
Но кто же лучше всех пережил долгий перерыв? Кто привезет самые инновационные, серьезные и мощные обновления? Кто их пилотов подготовился круче всех и уже заявляет о лучшей форме в жизни?
«Ред Булл» готовится побеждать: привезет обновления моторов и шасси, шансы на победу растут
Австрийская команда уже после тестов выглядела главным соперником действующих чемпионов из «Мерседеса» и по скорости на одном круге, и по гоночному темпу: инженеры собрали идеальную машину для Макса Ферстаппена, учтя все его пилотажные предпочтения.
Во время длинного весенне-летнего перерыва организация из Милтон-Кейнса не остановилась и продолжила эволюцию. К примеру, на недавний съемочный день на «Сильверстоуне» (фактически экспресс-тест для болида после простоя) «Ред Булл» уже привез новое днище.
И это лишь самые заметные изменения: советник гоночной программы компании Гельмут Марко пообещал сразу два пакета обновлений. Также новую версию мотора привезет и «Хонда» – инсайдеры говорят о значительном повышении мощности двигателя, хоть и не называют точных значений.
Но еще больше шансы «Ред Булл» повышают свойства австрийского трека, на котором пройдут две первые гонки. Высокогорное расположение местности вместе с большим количеством новинок однозначно влияют на расстановку сил: Ферстаппен двигается в фавориты старта сезона – даже букмекеры постепенно меняют коэффициенты в его пользу.
Но готовы ли пилоты? Нидерландец под номером 33 ударно провел перерыв – поддерживал форму через симулятор и даже выиграл титул в серии профессиональных симрейсеров от команды Redline. Макс точно должен быть в порядке – вряд ли в этом кто-то засомневается.
Его напарник Алекс Албон меньше времени работал на полноценных имитаторах гоночных болидов – больше гонялся в официальной виртуальной серии «Ф-1» на слегка аркадном симе от Codemasters, повышал популярность через твич и тренировал всю семью по программе пилота Гран-при. Тем не менее, он единственным из команды поучаствовал в обкатке (Ферстаппена прокатили из-за ограничений на въезд в Великобританию) – и, судя по его словам, можно не сомневается в его готовности.
«Уже через пять-шесть кругов все вернулось, – обнадежил фанатов Алекс. – Я поддерживал связь с механиками и инженерами еще с Мельбурна, так что почти ничего не изменилось, вернуться к работе было легко».
«Ред Булл» собирается биться за все возможные победы и титулы – так что старт сезона выйдет интересным!
«Мерседес»: напряжение внутри команды, Боттас в лучшей форме, уникальные новинки
Действующие чемпионы формально возглавили предсезонные тесты, да и по приблизительным расчетам гоночного темпа Хэмилтон и Боттас возглавляли пелотон. Также фанатов поразила революционная система DAS, представленная «Мерседесом»: теперь пилот может не только вращать рулем, но и двигать его вперед-назад (да, прямо как на самолетах!), меняя угол развала-схождения колес.
Тем не менее, за шесть дней испытаний моторы немецкой компании отказали семь раз – и технические проблемы внесли немного интриги на тему «смогут ли чемпионы и на этот раз победить неполадки».
Большую часть продленного межсезонья «Мерседес» провел практически вне медийного поля – даже инсайдеры не передавали новости о предметах работы на базах в Бракли и Бриксуорте. Ясность появилась лишь под начало сезона: чемпионы придумали способ перенести систему DAS еще и на задний мост болида, а также разработали вместе с партнерами из Petronas топливо, решающее главную уязвимость машины – перегрев. Также анонсирован прогресс и аэродинамического обвеса – ну а решить проблему с отказами мотора чемпионы обещали еще до несостоявшегося Гран-при Австралии.
Казалось бы, невозможно потерять статус фаворита при настолько активном техническом развитии – но в «Формуле-1» решает тандем пилота и машины. И готовность гонщиков вызывает чуть больше вопросов.
К примеру, Валттери Боттас заявил о максимальных амбициях и лучшей форме в жизни.
«Три или четыре недели назад я провел фитнес-тест, который обычно делаю раз-два в год, и показал свой лучший результат, – рассказал финн. – Я вместе с командой инженеров работал над своим стилем пилотажа, и у меня есть пара новых навыков, которые я могу использовать. На тестах в Барселоне я чувствовал улучшения в определенных типах поворотов, и занимался этим во время карантина. Я чувствую, что стал более совершенным пилотом. С физической точки зрения я сейчас на пике формы».
Мика Хаккинен тоже подогрел ожидания от соотечественника, спрогнозировав «невероятные результаты» Боттаса. Но так ли финн безупречен во время летнего перерыва? Например, он позволял себе восстанавливаться пивом в середине дня после многокилометрового веломарафона – вряд ли так можно достичь лучшей формы.
Также Валттери должен напрягать один маленький, почти незаметный факт: у него все еще нет контракта на 2021-й, а в прессе все чаще рассуждали о желании руководства команды сменить второго пилота. Босс Тото Вольфф якобы присматривается к возможности предоставить шанс молодому гонщику из программы развития Джорджу Расселлу (сейчас гоняет за «Уильямс»), а завод мечтает о самой титулованной паре в истории «Ф-1» – Феттеле и Хэмилтоне. Конечно, любая публикация может оказаться лишь слухом, но в конце весны появились еще и инсайды о переговорах агента Боттаса с «Рено» и «Ред Булл». Возможно, психологическое состояние Валттери далеко от зоны комфорта.
Льюис Хэмилтон в последние месяцы больше занимался борьбой с расизмом: посещал семинары о неравенстве в роли спикера и открыл комиссию своего имени для расширения возможностей привлечения темнокожих в науку и автоспорт (совместно с Королевской инженерной академией). Так он планирует повышать уровень обучения среди представителей своей расы – и исправить неравенство.
Но главным поступком шестикратного чемпиона стал выход на массовый протест в Лондоне – всего за две недели до старта Гран-при Австрии. Льюис опрометчиво рискнул здоровьем прямо перед гонками – ведь в Великобритании положение с коронавирусом по-прежнему самое тяжелое в Европе, и Хэмилтон запросто мог заразиться. Нашлись ли у чемпиона время и силы еще и на тренировки с удвоенной силой – вопрос открытый.
«Феррари» в депрессии: разрыв с многолетним лидером и очередная перестройка
После тестов итальянская команда входила в сезон третьей силой в пелотоне и связывала ожидания со сверхмотивированным Феттелем: предполагалось, будто Себ будет рвать всех подряд в борьбе за новый многолетний выгодный контракт с любимой командой детства.
Теперь же №5 точно разойдется со Скудерией после завершения сезона – ситуация запуталась окончательно. Теперь чемпион будет гоняться только за себя. Если в нем осталась злость из-за неудачного завершения альянса – веселье нам обеспечено. Правда, уровень результатов Себа предсказать очень трудно: немца нет в соцсетях, он ничего не рассказал о подготовке за время длительного простоя и только несколько раз мелькнул в Кубке всех звезд от The Race – заездах на симуляторе против других ветеранов «Ф-1».
Не меньше вопросов и насчет готовности новоявленного №1 Скудерии Шарля Леклера. Монегаск провел весну и лето дома, поднял с нуля полмиллиона подписчиков на твиче, стал лицом «Армани» и снялся в итальянской социальной рекламе против домашнего насилия над карбонарой.
Можно ли сказать, будто №16 занимался гонками? И да, и нет: с одной стороны, большую часть всего времени он проводил с друзьями в аркадных симуляторах вроде F1 2019 (и регулярно стримил все это дело), а с другой – поучаствовал в серьезном виртуальном заезде «24 часа Ле-Мана». И даже добился третьего места в общем зачете неофициальной онлайн-серии от «Формулы-1» и двух побед в Гран-при – в профессиональном подходе даже к полуразвлекательным заездам Шарлю не откажешь, но создалось впечатление, будто пилот «Феррари» чаще веселился на стримах, чем тренировался. По крайней мере, на картинговый трек он вышел только в конце июня.
Что же может раздуть внутреннее противостояние в Скудерии еще сильнее? Конечно, отсутствие обновлений и анонс разворота в развитии болида, объявленный боссом команды Маттией Бинотто 30 июня. Итальянцы единственными из топ-команд не привезут в Австрию новые детали и займутся изучением нового вектора развития SF1000 – первые плоды мы увидим только через 3 недели в Венгрии, так что тифози уже могут готовить носовые платки. Трудно даже представить, какая же депрессивная атмосфера сейчас царит в составе самой титулованной и богатой организации «Ф-1».
«Рено» вляпалась в скандал, пообещала три пакета обновлений и равный статус для главной звезды и дебютанта
Французская команда активизировалась только под конец перерыва — и сразу попала под огонь конкурентов: Гельмут Марко заподозрил «черно-желтых» в использовании нового мотора на тестах со старой машиной 2018 года – что вообще-то запрещено регламентом. Поскольку подобных прецедентов в прошлом не было, трудно предсказать итог дела – но «Рено» запросто может напороться на какие-то санкции со стороны ФИА.
С другой стороны, советник «Ред Булл» в том же интервью отметил повысившуюся надежность французского болида, да и боссы организации из Вири пообещали сразу три пакета обновления к старту сезона. Фактически для обоих болидов успели выполнить обычную программу агрессивного развития для нормального календаря, так что машины «Рено» изменятся больше всех по сравнению с тестами в Барселоне.
После первых заездов в феврале официальный сайт поставил «желто-черных» на пятое место по силе в пелотоне, но конкуренты по середине таблицы пока не объявляли о такой же масштабной программе обновлений. Пока тормозит даже «Феррари», так что реальная скорость болидов Даниэля Риккардо и Эстебана Окона может стать главным сюрпризом Гран-при Австрии.
А что же сами пилоты? Кажется, среди них появился явный аутсайдер с контрактом в 25 миллионов долларов в год: Риккардо объявил о переходе в «Макларен» после завершения сезона – и тут же наткнулся на намеки о недостаточной лояльности в официальном пресс-релизе команды. Перед стартом сезона его догнало заявление босса Сириля Абитебуля об отсутствии №1 среди гонщиков в 2020-м – и это при явной командой тактике в пользу Даниэля в прошлом году (к примеру, на Гран-при Италии). Для №3 и главной звезды «Рено» последних лет ситуация выглядит явным понижением статуса – а вместе с ним обычно падает и мотивация, и желание помогать команде изо всех сил.
Атмосфера во французских боксах будет не самая здоровая – а в условиях усложнения технических процедур именно заряженность механиков на максимально быструю работу может сыграть решающую роль. Вывод: далеко не факт, будто масштабные обновления сдвинут «Рено» с пятого места Кубка конструкторов.
«Макларен» уволил 70 человек, спасся от финансовых проблем и боится падения результатов
Главной проблемой легендарной английской команды за время летнего перерыва оказалась даже не форма пилотов, не закрытие базы без возможности работать над обновлениями и даже не грядущий уход лидера Карлоса Сайнса в «Феррари». «Макларен» столкнулся с мощными финансовыми проблемами – даже пришлось уволить 70 человек из гоночного подразделения.
Нехватка денег (с учетом автопроизводственной и технологической ветвей компании) приобрела реально угрожающий масштаб: акционеры в начале весны влили в «Макларен» 372 миллиона долларов – но их хватило только до мая. Летом англичане бились с кредиторами и правительством Великобритании за новый займ хотя бы на 187 миллионов, но государство решило не выдавать деньги команде, а держатели старых обязательств изо всех сил блокировали новые заимствования.
В итоге история все-таки закончилась благополучно: «оранжевые» получили 187 миллионов долларов дешевого кредита от государственного банка Бахрейна, связанного с главным акционером – холдингом Mumtalakat. По сути, владельцы «Макларена» просто дали организации еще денег, чтобы она выжила – зато, по мнению всей верхушки компании из Уокинга, финансово команде больше ничего не угрожает.
С другой стороны, обладатель 20 чемпионских титулов (в личном и командном зачетах) не смог уделить достаточно сил и времени обновлениям. В итоге «Макларен» может потерять звание лучшего середняка и четвертое место в Кубке конструкторов – в руководстве организации не скрывают опасений насчет скорости конкурентов.
«Я могу представить, что мы станем четвертыми, но можем опуститься и на шестое место. Все будет зависеть от надежности, стабильности пилотов, работы команды», – заявил директор всей компании «Макларен» Зак Браун.
Вторая положительная новость для «оранжевых» – отличная атмосфера даже несмотря на грядущий уход Сайнса. Ландо Норрис же (по собственным словам) избавился от нервов, мешавших ему в дебютном 2019-м, и больше готов выжимать все из машины.
«Альфа Таури»: новый мотор, обновления шасси и надежды на битву с «Рено»
Команда Даниила Квята входит в сезон с ворохом довольно оптимистичных новостей: обоих гонщиков ждет новый мотор «Хонды» наравне с «Ред Булл», а также еще несколько обновлений аэродинамического пакета – улучшенные детали поставили уже для съемочного дня на Имоле.
Вместе с доработкой машины растут и предполагаемые амбиции: если после тестов сайт «Ф-1» поставил болид Квята на седьмое место по силе в пелотоне, то теперь Гельмут Марко заявил, что «был бы счастлив атакам на «Рено».
С другой стороны, в том же интервью старый австрийский доктор разрушил все надежды фанатов на выстраивание полноценной сестринской команды, равной «Ред Булл».
«Несмотря на все взаимодействие, «Альфа Таури» всегда будет позади, так как мы не можем обслуживать две команды одновременно, – объяснил Марко. – Благодаря техническому оснащению «Ред Булл» способен внедрять обновления гораздо быстрее. Один этот фактор уже подразумевает отставание «Альфа Таури».
Готовы ли гонщики биться с «Рено»? Как минимум Пьер Гасли – да: №10 вторым после Боттаса заявил о лучшей физической форме в жизни после двух месяцев безостановочных тренировок в Дубае. Квят же не рассказал об уровне готовности к старту сезона – лишь посетовал на невозможность заниматься на профессиональном симуляторе «Ред Булл» из-за все тех же ограничений, из-за которых мимо подготовки пролетел и Ферстаппен.
«Уильямс»: финансовые проблемы, разрыв со спонсором, новые детали, гонщик-чемпион
Для некогда великой английской команды долгое межсезонье выдалось, наверное, самым насыщенным среди всех в пелотоне.
Прежде всего организации из Гроува пришлось бороться с ухудшающимся состоянием дел: рефинансирован кредит на 40 миллионов долларов, расторгнут контракт с задолжавшим спонсором, а акции всей компании выставили на широкую продажу. Да, случилось историческое событие: устоявшая в прошлом против предложений «Хонды» и «БМВ» теперь на торгах – владельцы готовы уступить и полный контроль (вплоть до смены имени), и частичный пакет акций (Тото Вольфф уже купил 5 процентов на франкфуртской бирже).
После разрыва с прошлогодним спонсором главными партнерами и финансовыми источниками «Уильямса» стали компании, связанные с новичком Николя Латифи – Sofina и Lavazza.
Тем не менее, дефицит наличных на операционные расходы в 20 миллионов долларов и убытки в 15 миллионов не помешали англичанам подготовить-таки новинки для Гран-при Австрии. Это не слухи, а официальное заявление босса организации – она даже назвала форму команды «отличной»!
Выглядит как огромный прогресс – особенно если вспомнить постоянные перебои с деталями в 2019-м и пропуск первых двух дней тестов из-за провала поставки нескольких ключевых запчастей. Вполне возможно, «Уильямс» уйдет, наконец, с последнего места в пелотоне и даже временами зарубится за очки.
Особые надежды на возрождение легендарной команды вселяет форма Джорджа Расселла: за время перерыва он не только не замедлился, но еще и стал быстрее!
«Я начал работать на симуляторе «Уильямса» и первые пять кругов получились просто ужасными, – рассказал Джордж перед вылетом в Австрию. – Но к двенадцатому поехал даже быстрее, чем был перед Гран-при Австралии – хотя условия не изменились: та же трасса, те же настройки. Честно говоря, я был шокирован».
В чем секрет – Расселл не признается, но мы точно знаем, как он выиграл виртуальный чемпионат «Формулы-1» (и четыре онлайн-Гран-при подряд) – практически без шансов для конкурентов. Похоже, слухи о возможном переходе в «Мерседес» действуют окрыляюще.
«Хаас»: ноль новинок, тестов и надежд
Если вас волнует судьба последнего места в пелотоне, то вот вам главный претендент на погружение на дно – «Хаас». Пока все конкуренты (и даже «Уильямс»!) озаботились развитием болида, американская организация просто ждет определенности.
«В данный момент мы не планируем обновления машины, пока точно не узнаем, какой у нас бюджет и какой будет календарь, – объявил еще в середине июня босс команды Гюнтер Штайнер. – Я не могу тратить деньги, не зная, заработаем ли мы их. Отсутствие новинок упростит задачу по подготовке запчастей».
Пока большинство соперников по середине пелотона тренирует гонщиков на частных тестах со старыми болидами, на съемочных днях или хотя бы при помощи картов и техники для «Ф-3» (например, «Макларен»), «Хаас» продолжает отдыхать.
«Наши пилоты готовы, – Штайнер не скрывает своей позиции. – Не думаю, что им требуется много тренировок. Да, всегда лучше потренироваться, но обкатка болида в данный момент точно не входит в список приоритетных задач команды».
В каком же настроении пилоты? Кажется, у них есть заботы и посерьезнее отсутствия наката: из-за финансовых проблем команды их места запросто могут отдать рентачам.
«Если финансовая ситуация потребует – мы обсудим возможность приглашения рента-драйвера с владельцем», – подтвердил и босс «Хааса».
На тестах американские болиды проигрывали «Уильямсу» везде, кроме медленных поворотов – но без обновлений разрыв может сократиться. Также и Ромен Грожан, и Кевин Магнуссен не отличаются устойчивостью под давлением – оба не раз допускали ошибки в сложных ситуациях. У каждого из них заканчивается контракт в конце сезона, и ни одна из конкурирующих команд не обозначила интереса в приглашении парней из «Хааса» – и французу, и датчанину будет очень непросто.
Главные загадки: «Рейсинг Пойнт» и «Альфа Ромео»
Розовая машина, прозванная копией «Мерседеса» за сильное внешнее сходство, впечатлила всех темпом на тестах – эксперты даже отдали ей четвертое место в расстановке сил пелотона. Сама «Феррари» (хоть и с иронией) признала: RP20 им стоит опасаться.
С тех пор организация из Сильверстоуна анонсировала единственный пакет обновлений на середину сезона – так что Гран-при Австрии «Рейсинг Пойнт» начнет с базовой версией с тестов в Барселоне. Сохранят ли англичане в таком случае предполагаемое третье место или провалтся в аутсайдеры середины пелотона – можно будет сказать только после первых практик.
Примерно такая же ситуация с «Альфа Ромео»: итало-швейцарская команда оценена как №8 в пелотоне после тестов, где всех выносила на прямых (да, даже «Мерседес» с «Ред Булл») и всем же проигрывала в поворотах. После длительного перерыва бывший «Заубер» пообещал привезти один небольшой пакет обновлений – но, кажется, более быстрые конкуренты спрогрессируют больше. «Альфе» придется сражаться с «Уильямсом» и «Хаасом».
С другой стороны, готовность обоих пилотов сателлита «Феррари» до сих пор не ясна: Кими Райкконен в принципе не особенно привык вкалывать на тренировках – к примеру, бывший соперник Мика Сало предположил возможную потерю интереса к гонкам после долгого отпуска с семьей. Антонио Джовинацци в прошлом сезоне никак не проявил себя на фоне 40-летнего Айсмена – и ближайшие 8 гонок продемонстрируют направление его дальнейшей карьеры. На №7 вообще нет никакого давления – он волен гоняться как и сколько захочет, а на №99 выпадают максимальные требования, которые он не выдерживал. Все зависит именно от персоналий: в случае огромной мотивации «Альфа Ромео» может и воспрять до постоянной борьбы за очки, а может и совсем сдаться.
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI, Ollie Millington / Rmv, Daniele Nicli/Keystone Press Agency, Memmler /Eibner-Pressefoto via w; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Charles Coates, Rudy Carezzevoli; twitter.com/AlbertFabrega; twitter.com/williamsracing
ИМХО, конечно, но ценность текущего титула будет околонулевой. Любая техническая ошибка будет по сути стоить титула. Любой гоночный инцедент не по твоей вине и ты в заднице. Времени на исправление ситуации нет и не будет.
Смотреть всё равно буду, но по сути всё равно, кто выиграет чемпионат. Бумажный чемпион - это бумажный чемпион.
P.S. как ни крути, но чемпион 2020 года навсегда войдет в историю Ф-1, по крайней мере из-за розыгрыша данного сезона.
Я буду рад, если увижу реальную борьбу. Буду рад, если эти 8 ГП будут интереснее, чем весь прошлогодний чемпионат. Но шансы на это минимальные. Скорее всего будет максимально аккуратное вождение без жести, т.к. ошибок допускать уже нельзя.
Хотя - может и палец дел натворит. Может Макс решит биться до последнего. Сейчас как раз такой момент, что чемпионом может стать буквально кто угодно. Может и Боттас затащит. Может и Макс. Леклер в прошлом году показал, что способен конкурировать с топами. Феттеля тоже нельзя со счетов скидывать.
Но опять же, я при своем мнении останусь - ценности в текущем чемпионстве особой не будет. Это фикция, а не чемпионат.