11 мин.

Самая кровавая авария в автоспорте произошла 65 лет назад в Ле-Мане. Погибло 82 человека

В 1955 году во время «24-часов Ле-Мана» погибло 82 человека. «Мерседес» Пьера Левега срикошетил в трибуну со зрителями. Борьба за победу между Майком Хоторном («Ягуар») и Хуаном Мануэлем Фанхио («Мерседес») якобы заставила Ланса Маклина ошибиться и подрезать Левега.

Черный день в истории автоспорта, когда в Ле-Мане погибли 82 человека, большинство из которых были обезглавлены, наслаждаясь спортом в теплый и мягкий день на севере Франции.

Среди 300 000 зрителей были десятки тысяч британцев, которые пришли посмотреть знаменитую 24-часовую гонку. Но несчастных - раненых и мертвых – увозили на рекламных щитах, которые превратились в самодельные носилки, после того, как «Мерседес» француза Пьера Левега срикошетил на трибуну на стартовой прямой.

Зрители стояли буквально в 50 метрах от трассы, чтобы почувствовать дух гонки. Смерть настигла их неожиданно. Без разбора.

Тело французского пилота Пьера Левега лежит на земле после того, как его «Мерседес» разбился в Ле-Мане в 1955 году

Осмотр обломков после смерти 82-х человек во время марафона «24 часа Ле-Мана»

«Мерседес» Левега продолжил гореть после того, как врезался в трибуну и взорвался

«Мужчина лежит без признаков жизни. Рядом без сознания невеста. Бабушка, которая не подает никаких знаков. Семилетняя внучка. Еще четыре парня, двое из которых коротких и двое длинных», - так описывал ситуацию покойный Кристофер Хилтон в книге: «Ле-Манн ’55: авария, которая изменила лицо гонок».

«Высокие увидели удар и пригнулись, а коротышки услышали шум и встали на кончики пальцев ног, чтобы увидеть».

«Бельгийский врач отправился на поиски жены. Нашел ее и отвез в Брюссель. Молодая девушка в шоке блуждала и говорила: “Моя мама умерла, кто-нибудь отвезите меня домой, пожалуйста”. Священники, которые были зрителями, перемещались среди павших, давая им последний обряд».

Выжившие 11 июня 1955 года вспоминали, как видели бинокль, накинутый на шею, к которой больше не крепилась голова. Но гонка продолжалась.

Фанхио против Хоторна. «Мерседес» против «Ягуара». Нацисты против британцев

В центре этой истории была одна из самых знаковых фигур британского спорта – это Майк Хоторн. Бывший школьник, который был настолько безрассудным, что писатель-фантаст вряд ли смог бы такое придумать.

Любил выпить пиво. Любил красивых девушек. Любил галстук-бабочка в горошек. На вопрос о том, какой у него самый быстрый круг был в жизни, он в шутку ответил, что «от летчатого флага в Гудвуде до орла в Мидхерсте».

Британский гонщик Майк Хоторн был ключевым пилотом в гонке. Его задача состояла в том, что не дать «Мерседесу» выиграть марафон

Центральным противостояниям стала борьба Хоторна (6) и живой легенды Хуана Мануэля Фанхио (19)

Хоторн ненавидел немцев и поэтому просто не мог позволить «Мерседесу» Фанхио выиграть

Ланс Маклин, непринужденный старый итонианец, также сыграл решающую роль в драме, развернувшейся в 18:26. За рулем «Остин-Хили» его уже четырежды заносило. Два ведущих автомобиля, «Ягуар» Хоторна и «Мерседес» Хуана Мануэля Фанхио, боролись до предела, прежде чем замаячить в зеркалах Маклина.

Прошло только десять лет после войны. Хоторн ненавидел немцев. Не стеснялся в выражениях. Предполагалось, что это будет гонка на выносливость, но Хоторн и Фанхио бились словно насмерть.

Фанхио дважды обновил рекорд круга. Хоторн дважды его перебил. Фанхио перебил его еще два раза. Хоторн вновь ответил. Фанхио установил еще один рекорд. Хоторн и его перебил. Ни в коем случае Хоторн не хотел позволить немецкой машине победить британскую машину.

Тотальная атака была тактикой «Ягуара», чтобы подтолкнуть «Мерседес» к техническому сходу. Причина в том, что «Ягуар», который использовал только британских водителей, дал в напарники Хоторну неопытного Айвора Буеба. Тот не мог соответствовать скорости Фанхио и Стирлинга Мосса.

Хоторн лидировал, прежде чем заехать на пит-стоп

Хоторн (справа) станет чемпионом Ф1 в 1958 году. Фанхио же выиграет пять титулов

«Хоторна послали взорвать Мерседес», - говорит Норман Дьюис, который был тогда еще одним пилотом «Ягуара». – «Не было никакой реальной мысли о том, что машина Хоторна выиграет». Идея заключалась в том, чтобы позволить другому «Ягуару» одержать победу.

Зритель, который был ранен в результате несчастного случая, снял видеозапись того, что произошло на прямой. На ней запечатлен Хоторн с правой стороны трассы перед Маклином. Фанхио отстает и находится вне опасности.

Хоторн позиционируется так, чтобы заехать на пит-лейн и, кажется, замедляется. Маклин, возможно, глядя в зеркала, не успевает среагировать. Затем он поворачивает влево, чтобы не попасть в заднюю часть машины Хоторна, слишком сильно корректирует траекторию, прежде чем задет другой «Мерседес» под управлением 49-летнего Левега.

Дальше начинается кровавая резня.

Машина Маклина служит трамплином для Левега, который летит в воздухе. Он летит от левого барьера в сторону зрителей, создавая огненный шар в месте падения. Обломки машины пролетают мимо ограждений.

Через пару секунд этот провинциальный город на юго-западе Франции превращается в морг.

После аварии Левега все конкурирующие «Мерседесы» снялись с соревнований

Французская пресса обвиняла Левега в несчастном случае, но он не мог защитить себя после смерти

Отменить гонку? Бред какой-то

Отменить гонку? Бред какой-то. Сотни тысяч болельщиков могли бы просто устроить коллапс на дорогах. Тогда бы скорым было бы еще сложнее сюда добраться.

«Мерседес» снялся с соревнований в 1:45. «Это была огромная трагедия», - говорит Мосс. – «Наш уход никого не вернет. Я не заметил, чтобы это на кого-то повлияло».

«Мерседес» решил завязать с автоспортом. Лишь 39 лет спустя они вернутся в качестве поставщика двигателей для болидов «Формулы-1».

«Ягуар» отказался сниматься с соревнований. Хоторн выиграл. Один из самых известных снимков – это Хоторн, празднующий победу с шампанским, льющимся из его рта. Французские газеты вышли с таким заголовком: «Ваше здоровье, мистер Хоторн».

Его биограф Пол Скиллетер сказал мне, что фото не отражает реальной картины. «Это было двухсекундное фото», - сказал он. – «Именно в том момент Хоторн улыбался. На других же фото вы не увидите ничего подобного».

Игра в полицейского началась. Французская пресса признала виновным Левега. Мертвого очень просто обвинить. Он ведь уже не сможет ответить.

Механики выполняют свою работу несмотря ни на что

Обломки машины Левега после того, как он, по-видимому, пытался избежать столкновения с Маклином

Кто-то же обвинил Хоторна. Несколько лет назад Би-би-си выпустила документальный фильм, где напарник Левега Джон Фитч, которому на тот момент было уже 92 года, сказал: «Из того, что я видел, слышал и знал, Хоторн был виновником аварии».

«Он сам сказал, что был виновником аварии, что его карьера пилота закончена. Он был весь разбит. В слезах. Пару дней спустя на публике же он все уже отрицал».

Хилтон был так же против Хоторна, намекая на антигерманское рвение пилота: «Одна из теорий заключается в том, что несмотря на то, что он заезжал на пит-стоп, он не мог замедлиться, чтобы позволить Фанхио пройти его прямо перед зрителями. Поэтому он превысил скорость. Не смог правильно оценить дистанцию и поставил Маклина в сложное положение».

Но в письме от очевидца, которое мы впервые публикуем здесь в газете, утверждается, что виновником был не Хоторн. Хранится он в архиве британского клуба. Написано оно майором Брюсом Си Дженни, бывшим следователем по авиационным происшествиям ВВС США. В нем говорится о том, что Маклин «очень быстро и прямо поворачивает» в Левега.

 «Хоторн не совершал ошибок», - продолжает он. - «Он ехал с той же скоростью, что и другие пилоты, заезжавшие на пит-лейн».

Маклин подал в суд на своего бывшего друга Хоторна после заявлений о том, что он несет ответственность за аварию

Хоторн погиб, но «Мерседес» не пропустил

Авария произошла в результате нескольких факторов. Трасса протяженностью 13 км была всего лишь набором проселочных дорог, впервые использовавшихся, когда средняя скорость машин составляла 100 км/ч. В 1955 году же средняя скорость составила 200 км/ч. Между трассой и заездом на пит-лейн не было никакого разделения, что было опасно, когда на трассе одновременно могли расположиться три машины.

Хоторн в своей автобиографии обвиняет Маклина (видео свидетельствует о том, что он был более ответственным, чем любой другой человек). Маклин подал в суд на своего бывшего друга за клевету. Дело не было решено. Многие вопросы остались без ответа. Хоторн умер всего четыре месяца спустя после победы в «Формуле-1» в 1958 году. Он погиб за рулем своего «Ягуара» на объездной дороге Гилфорда, потому что отказался пропустить «Мерседес».

Машина Маклина была продана за $1 млн несколько лет назад на аукционе. Он участвовал в гонках только три раза после Ле-Мана 1955 года. Умер в Испании в 2002 году в возрасте 82 лет.

Толпа людей в замешательстве от произошедшего

В Ле-Мане нет никакого постоянного мемориала, который признал бы ужас того июньского дня. Но на днях Пьер Фийон, президент местного автомобильного клуба de l'Ouest, возложил венок, чтобы почтить память погибших.

Многие тысячи британских фанатов, которые совершают ежегодную поездку в Ле-Ман, могут увидеть ее на месте аварии.

Изготовлена она из 82-х белых роз.

Источник.

Невероятный короткометражный анимационный фильм про эти события