«Ф-1» потеряет миллиард долларов: гонки без зрителей скосят доходы почти вдвое. Спасение команд гарантирует убытки на сотни миллионов
Финансовый коллапс.
27 апреля в мире «Формулы-1» случилась монументальная вещь: наконец появилось хоть какое-то подобие определенности с возможным стартом сезона. На данный момент (без форс-мажоров) предполагаемым первым Гран-при 2020-го станет заезд в Австрии – он запланирован на 5 июля.
Также серия опубликовала последнюю итерацию планов, в соответствии с которой нас ждет от 15 до 18 гонок: с июля по сентябрь – в Европе, в сентябре-октябре к календарю подключится Азия, в ноябре – Северная и Южная Америки, а финиширует сезон в декабре на Ближнем Востоке заездами в Бахрейне и Абу-Даби.
С учетом нынешних обстоятельств в Европе с карантинами, самоизоляцией и запретами на массовые мероприятия понятно, что как минимум до октября команды точно будут соревноваться на пустых треках без зрителей. Промоутеры Гран-при Великобритании объявили о недопуске публики и перенос всех билетов на следующий год, а правительство Австрии согласилось обсудить гонку в начале июля только при условии соблюдения всех правил самоизоляции и отсутствия болельщиков.
Казалось бы, любые новости о грядущем старте сезона стоит воспринимать с радостью и оптимизмом – наконец-то скоро увидим любые гонки! Но за благополучие участников тревожно: новая реальность не просто обнуляет весь финансовый успех «Формулы-1» последних лет, но и рискует толкнуть серию в затяжной кризис, из которого вряд ли вытащат даже миллиардные субсидии головной компании Liberty Media.
Пустые трибуны переворачивают экономику Гран-при: теперь за гонки платит «Ф-1»
Обычная схема заработка на гонке заключалась во взаимодействии между государством, серией и промоутером: организаторы платили взносы за право проводить Гран-при (в некоторых странах – с госсубсидиями), а затем продавали билеты и спонсорские баннеры. Разница между доходом и расходами на лицензионный платеж и операционную деятельность и составляла прибыль промоутера. Государство наслаждалось экономическим бустом в регионе от внутреннего и внешнего туризма (все-таки 200 с лишним тысяч посетителей одного заезда – это колоссальный рост покупки услуг отелей, ресторанов и прочих бизнесов). «Формула-1», в свою очередь, зарабатывала на взносе, продаже прав на телетрансляции, активностей от паддок-клаба (VIP-гости, спонсорские ивенты), а также на части баннеров на треках – их промоутер также передает по условиям контрактов.
Однако отсутствие зрителей предсказуемо рушит всю схему: без билетной выручки организаторам (разве что кроме арабских и бахрейнских шейхов) нет смысла тратить десятки миллионов долларов на гонку. Государство тоже не станет помогать – ведь повышения деловой активности в регионе не будет. В итоге если «Формула-1» захочет проводить Гран-при – ей придется самостоятельно арендовать треки и нести все расходы вместо получения миллионных взносов.
«Если «Формула-1» собирается проводить гонки без зрителей – ей придется все оплатить, – подтвердил спортивный директор Гран-при Нидерландов Ян Ламмерс – Организаторы этого делать не будут. То есть мы готовы обсудить такой вариант, но при одном условии – если нам не придется платить».
Потеря взносов от промоутеров – колоссальный удар для «Формулы-1»: по рассчетам «Форбс», в 2019-м сразу 602,1 миллиона долларов из годового дохода в 2,01 миллиарда пришлась именно на лицензионные платежи. Пока трудно предположить, какой процент чемпионат потеряет, но с учетом обстановки на сегодня с продлениями запретов на массовое мероприятия как минимум до осени – статья дохода значительно ужмется. А с учетом потенциальной второй волны (к примеру, китайский десятимиллионный мегаполис Харбин уже закрыт из-за нее) ограничения на посещение подобных ивентов запросто могут остаться до конца года – и тогда чемпионат потеряет практически все. Повезет, если сохранятся 100 миллионов взносов от Бахрейна и Абу-Даби.
Во сколько же обойдется плата за организацию 18 Гран-при? Заместитель директора промоутера российского этапа Сергей Воробьев в 2019-м ориентировал «Форбс» на сумму «в меньше миллиарда [рублей]», в валюте итог составил 18,5 миллиона долларов. Выходит, весь сезон обойдется серии в 333 миллиона долларов одних только расходов.
Также из-за отсутствия публики «Формула-1» потеряет еще и на паддок-клубе и VIP-билетах: обычно за сезон чемпионат зарабатывал на них до 100 миллионов. Эти деньги не вернутся совершенно точно.
С другой стороны, отсутствие зрителей не исключает необходимость в организации трансляций гонок – даже напротив, лишь увеличивает их роль. В 2019-м чемпионат потратил 528 миллионов долларов (также по данным «Форбс») на съемочные группы и весь процесс – примерно по 25,14 миллиона на гонку. Если цены не изменятся, затраты в 2020-м на 18 Гран-при встанут в 452,6 миллионов.
Выйдет ли чемпионат в прибыль при таких условиях? В 2019-м поступления от продажи телеправ составили 604 миллиона долларов – при 18 Гран-при сумма ужмется до 517,7 миллионов. Спонсорские поступления с учетом нового контракта с богачами из Saudi Aramco прогнозировались на уроне 320 миллионов – их теперь тоже ждет неминуемое сокращение как минимум до 274,3 миллионов.
В прошлом году сумма поступления от «других коммерческих доходов» составила 340 миллионов долларов – это сувенирная продукция и прочие лицензионные отчисления. Без зрителей большая часть доходных статей предсказуемо обнулится, но, с другой стороны, болельщики могут покупать атрибутику в онлайне, а права на официальный симулятор также давно проданы. Интернет-оборот «Ф-1» оценен «Форбс» в 40 миллионов – предположим, что он не изменится.
Что же тогда будет с доходами чемпионата? Вместо 2 миллиардов соберется максимум в 932 миллионов – обвал на 46,65 процента! Причем расходы составят по меньшей мере 785,6 миллионов, и результате операционная прибыль окажется в районе 146,4 миллионов – но это если не придется платить за аренды автодромов.
Призовые усилят катастрофу
В 2019-м команды получили 1,005 миллиарда долларов призовых – 50 процентов всей выручки серии, в точности по договору согласия.
С учетом предполагаемых финансовых показателей те же выплаты после 2020-го составят приблизительно 466 миллионов долларов – вдвое меньше!
«Форбс» предположил, что в качестве поддержки гоночных организаций «Формула-1» готова рискнуть с перечислением 68 процентов выручки в качестве призовых – или даже сохранении из на старом уровне. В таком случае команды получат либо 633,76 миллионов, либо прежний миллиард.
Любой вариант означает огромные убытки: при обычном распределении менеджеры серии недосчитаются 300 миллионов после конца сезона, во втором – 487,36 миллионов. В третьем затраты организации и вовсе станут монструозными – около 900 миллионов, однако другого выбора у «Ф-1» может и не оказаться: команды уже стонут из-за финансовой неопределенности.
Просто бюджет аутсайдеров вроде «Уильямса», «Хааса» и «Альфа Ромео» практически на 40 процентов наполняются именно призовыми – и сокращение выплат вместе с неминуемым снижением спонсорских поступлений грози участникам огромными проблемами. «Альфа Таури» оценила потерю каждой гонки в 2,2 миллиона – а значит, одно только сокращение календаря уже обошлось всем подобным коллективам в районе 10 миллионов (от 7 до 10 стандартного бюджета). Если «Ф-1» не хочет потерять половину пелотона – им нельзя снижать выплаты командам.
Но хватит ли у чемпионата денег? По оценкам рейтингового агентства Moody’s, денежный запас на 31 декабря составлял 400 миллионов долларов в деньгах и в неиспользованной кредитной линии еще на 500 миллионов. Также на менеджерской организации все еще висит долг в 2,5 миллиарда – но даты его погашения пока не подошли.
Предвидя скорые финансовые проблемы, владельцы чемпионата из Liberty Media устроили небольшую реструктуризацию собственных бизнесов: к «Ф-1» добавили активы и пассивы из побочного бизнеса организатора концертов Live Nation. Общая стоимость помощи составила 2,8 миллиарда долларов, однако 1,3 миллиарда закрыли долги компании – так что ликвидное портфолио чемпионата выросло только на 1,5 миллиарда.
В итоге у «Ф-1» есть 1,9 миллиарда долларов запаса на 2020-й, еще полмиллиарда срочных кредитов и долгосрочные обязательства на 3,8 миллиарда. Выходит, первый сезон в новых реалиях чемпионат должен выдержать – а вот устойчивость финансовой модели для 2021-го пока сложно предсказать.
Гонки без зрителей могут продолжаться до конца года – и даже в следующем сезоне
Эпидемиологическая обстановка в мире далека до полной ясности: с одной стороны, в Европе падает заболеваемость и ослабляются карантины, но с другой в Сингапуре и на севере Китая количество новых выявленных случаев только растет. Пока эксперты не могут дать однозначного ответа насчет возможных второй и третьей волн, не доказана выработка иммунитета, нет достаточно точных тестов на антитела (с погрешностью в 5 процентов массовые проверки сотен тысяч человек теряют всякий смысл), не существует лекарств с доказанной эффективностью. Появление вакцины и вовсе прогнозируют не раньше, чем через 12 месяцев при большом везении при прохождении всех необходимых проверок.
В таких условиях вероятность проведения гонок с 200 тысячами зрителей стремится к нулю: на автодромах просто не смогут организовать зоны социального дистанцирования. Снимут ли государства ограничения на массовые мероприятия в такой ситуации? Скорее всего, при повороте в сторону неблагоприятного сценария (новые волны эпидемии или сезонные всплески) их будут держать вплоть до повсеместного распространения вакцины.
Тогда возвращение гонок в старом формате возможно только при одном условии: массовой проверке каждого на входе на трек. Сейчас экспресс-тест с результатом через 15 минут стоит 230 долларов за комплект из 10 проб – то есть на 200 тысяч зрителей (средняя посещаемость Гран-при) потребуется затраты в 4,6 миллиона. На сезон – уже больше сотни миллионов. Не говоря уже об общем необходимом количестве тестов в 4,4 миллиона штук.
Следующий вариант может заключаться в снижении количества билетов ради соблюдения дистанции на трибунах – но подобное все равно обвалит посещаемость в четыре раза. Промоутеры на такое не согласятся – иначе их ждут многомиллионные убытки и банкротства. «Формуле-1» снова придется организовывать сезон самостоятельно. И хватит ли у нее денег еще и на 2021-й?
Пандемия спасла будущее «Ф-1»: расходам свыше $400 млн – конец, впереди – невиданная конкуренция
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI, Jure Makovec/ZUMAPRESS.com, Mateusz Slodkowski/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli
"Выходит, первый сезон в новых реалиях чемпионат должен выдержать – а вот устойчивость финансовой модели для 2021-го пока сложно предсказать."
Тень Берни маячит над серией - как бы через пару лет он не вернул Ф1 у Либерти за доллар:)
Правда отдавать потом будут долго и нехотя, а в паддоке наступит продвинутый социализм.