Главный талант популярнейших гонок США казнил карьеру расистским выкриком на стриме. Его выкинули и команда, и спонсоры
Сказочный идиот.
Затишье в автоспорте коснулось не только «Формулы-1»: в мире встали вообще все серии – включая американские «Индикар» и NASCAR. Пилоты в ожидании рестарта сезона развлекаются тем же методом, что и европейские коллеги – виртуальными заездами в iRacing и других симуляторах. Правда, кажется, далеко не всех участников местных чемпионатов можно назвать гениями.
В ночь с 12 на 13 апреля самая популярная серия США NASCAR Cup Series и гонщик Ландон Кассиль организовали виртуальный заезд по старому овалу Монцы Monza Madness со стримами на всех официальных каналах серии и приглашенными звездами из «Индикара» (позвали даже бывшего пилота «Ф-1» Нельсона Пике-младшего). К показу подключилось и большинство пилотов с твич-каналами, но в самом начале ивента на тренировочных заездах случилось катастрофа по меркам США.
Во время стрима пилот NASCAR Кайл Ларсон долго пытался понять, слышит ли его споттер (человек, который следит за ситуацией на треке и отрывами) – тот никак не реагировал на вопросы парня. А потом… гонщик «Чип Гэнасси» зачем-то произнес в микрофон на весь общий чат «Эй, ниггер». И лицо чемпиона «Индикара» Джозефа Ньюгардена приобрело крайне занятное выражение в стиле «это что, парень сейчас убил карьеру в прямом эфире?»
«Вау!» – отреагировал Аарон Макикран.
«Кайл, ты вообще говоришь со всеми», – просветил Энтони Альфредо.
«И да, мы все слышали», – Аарон Макикран.
«Да, упс!» – отреагировал Конор Дэйли (который сам недавно потерял спонсоров из-за полурасистских высказываний отца 25-летней давности).
Но это еще что – реакция восходящей звезды «Индикара» Колтона Херты оказалась еще эмоциональнее!
«Да ладно! Какого хера только что произошло?!»
Недоумеваете, с чего такой крик? Просто момент попал в прямой эфир – а онлайн смотрели суммарно около 200 тысяч человек. Как сказал Дэйли, масштабный «упс».
В США крайне болезненно относятся к любым проявлениям расизма и уничижительного отношения к другим расам (особенно к настолько идиотским и неуместным) – Ларсон моментально словил отстранение от команды без зарплаты, а потом и увольнение с бессрочным баном от NASCAR вместе с принудительным обязательством посещения курсов по расовой терпимости.
Но мерами от чемпионата дело не закончилось: день спустя Кайл внезапно обнаружил, что остался практически без спонсоров. Банк CreditOne – крупнейший партнер пилота – объявил о разрыве отношений. Далее все связи обнулила компания Fiserv. Последовал отказ в сотрудничестве и от «Маклональдс». Третий личный спонсор (совсем небольшая наклейка на машине) Advent Health поддержал отстранение пилота и осудил его высказывание, но официально о разрыве отношений не объявлял. Тем не менее, формулировки намекают на скорое решение – а ведь эти три компании составляли пул партнеров Кайла на 28 из 36 заездов сезона-2020.
Но эпичнее всего стал бан от «Шевроле» – теперь Ларсон не сможет гоняться в NASCAR на машинах этой марки. Это половина пелотона!
Лишь один партнер пока остался с парнем – компания Plan B Sales, производящая модели машин NASCAR. Они объявили о «гордости за Ларсона за способ, с которой он разобрался в ситуации».
Сколько же составят потери в деньгах? Самые крупные партнеры лучших команд (вроде альянса компании Farmers и Hendrick Motorsports в поддержку пилота примерно сходного уровня с Ларсоном) платят примерно по 660 тысяч долларов за гонку. Кайл выступал за середняков и пока ни разу не шел на титул, так что его стоимость явно ниже примерно вдвое – так что Credit One платил вряд ли более 300 тысяч. «Макдональдс» и остальные компании за маленькие наклейки добавляли еще до 100 тысяч – итого ориентировочно 400 тысяч долларов за гонку, или 11,2 миллиона за весь сезон.
Правда, все спонсоры останутся с командой «Чип Гэнасси» – фактически финансово пострадает один лишь Ларсон. Конечно, пилот без титулов и регалий редко получает большой процент от сделок с личными спонсорами – как правило, речь идет о доле в 5%. Итого одного слово стоило Ларсону примерно 560 тысяч долларов – и это без призовых, бонусов (могут составлять несколько миллионов за сезон в зависимости от результатов) и стандартных гонораров от команды. Неудивительно, что теперь приходится извиняться.
«Мне нет прощения. Меня растили не так, я сказал чудовищную вещь, – заявил Кайл через твиттер. – Мне стыдно перед семьей, друзьями, родителями, сообществом NASCAR и в особенности перед афроамериканским сообществом. Я понимаю, что нанесенный мной урон, скорее всего, невосполним, и я полностью признаю свою ответственность. Просто хотел, чтобы все знали, как мне жаль. Надеюсь, все будут в порядке в это безумное время».
Но потеря огромной суммы денег за одно лишь слово в виртуале – еще не пик иронии. Самое смешное – в пути Ларсона на вершину NASCAR: вообще-то он попал в самую популярную серию Америки в 2014-м после участия в специальной программе чемпионата для расширения представительства национальных меньшинств! Просто его мать – потомок японских иммигрантов, и потому у Кайла и появился шанс пробиться в элиту местных гонок (денег у его семьи не было, и без помощи NASCAR пиком его карьеры стали бы региональные овалы на грязи в старых колымагах).
Причем Ларсона вообще-то считали одним из самых перспективных пилотов США: в 2014-м под его приход «Чип Гэнасси» даже зачистил кокпит увольнением самого Хуана-Пабло Монтойи – бывшей суперзвезды «Ф-1» и одного из самых ожесточенных соперников Шумахера!
В итоге за шесть лет Кайл выиграл «24 часа Дайтоны» (в 2015-м), победил в 6 гонках высшей серии NASCAR Cup Series и считался будущим чемпионом.
«Нет никаких сомнений: Ларсон – среди лучших гонщиков NASCAR с 2016-го», – написал в колонке на The Race спец по американским сериям Джек Бенайон.
Именно Ларсона называли главным лотом в грядущем вале трансферов в 2021-м – когда у множества лучших команд завершались контракты с действующими гонщиками. №42 связывали слухами с лидерами серии Hendrick Motorsports, Stewart-Haas Racing и Joe Gibbs Racing. Теперь переход к первым абсолютно исключен (как минимум по линии бана «Шевроле»), а контракт в других топах ему светит только в случае отказа всех остальных гонщиков. Все-таки в США очень долго помнят расистские скандалы.
Внезапный камбек возможен – из-за грядущих массовых проблем со спонсорами
Есть ли шанс на возвращение? Невероятно, но теоретически это возможно. Пандемия, коронавирус и карантины творят в этом году не только ужасы, но и чудеса.
Все из-за спонсорской модели, существующей в NASCAR: в отличии от Европы, партнерские сделки заключаются не на сезон, а по количеству гонок. То есть компания платит команде фиксированный прайс за заезд, добавляет оговоренные бонусы, а после может смело прекращать сотрудничество без ошеломительных штрафных санкций и убытков.
Из-за надвигающегося кризиса, связанного с бесконечными карантинами, большинство компаний точно потерпит огромные убытки – многие из них уйдут из гонок просто для сокращения затрат и сохранения рабочих мест. Система контрактов в NASCAR запросто позволит провернуть подобное – и заодно откроет возможности для мелких фирм. Падение доходов от крупных спонсоров снизит требования команд к плате за гонку, и желающие рискнуть и проверить эффективность интеграции с автоспортом вполне могут войти в чемпионат на короткой и недорогой сделке.
Здесь и появляется шанс для Ларсона: если он добьется снятия бана от NASCAR, найдет деньги на один-два заезда и порвет всех (относительно уровня машины и команды, конечно же) – то теоретически может вернуться в шорт-лист топов на 2021-й. Все-таки в условиях кризиса и меньших спонсорских вложений сторонние компании не смогут с той же силой диктовать условия по найму гонщиков лучшим коллективам – результат и шансы на титул станут важнее.
Правда, найти даже мелкого партнера в наши безумные времена будет очень непросто: компании чрезвычайно болезненно относятся к любым скандалам. К примеру, в начале апреля другой пилот NASCAR Бубба Уоллес потерял реального спонсора просто из-за того, что в ярости отключился от официального виртуального заезда после столкновения с конкурентом. В мире с пандемией к каждой секунде даже онлайн-гонки надо относиться к максимальной серьезностью – и, похоже, непонимание новой реальности казнило карьеру Ларсона в максимально идиотском стиле.
По крайней мере, теперь вы знаете еще одну причину смотреть виртуальные гонки. Да, в них настолько весело.
Трехкратный чемпион NASCAR врезал по лицу болельщику после гонки
Фото: Gettyimages.ru/Matt Sullivan; instagram.com/kylelarson42
Ну не должно случайно оброненное слово, причем когда человек думает, что говорит в узком кругу, стоить карьеры.
"По крайней мере, теперь вы знаете еще одну причину смотреть виртуальные гонки. Да, в них настолько весело."
Нет, это вообще нихрена не весело.
"...Конор Дэйли (который сам недавно потерял спонсоров из-за полурасистских высказываний отца 25-летней давности)"
И это тоже.
Негры между собой: эй нигга, йоу нигер. Всё нормально, расизма нет.
Где логика в этом мире?
Я не к тому, что я все это одобряю или осуждаю такую систему кординат. Я к тому, что логика есть, конечно.
---
Курсы расовой терпимости - это уже добивание с пыра
Профессионализм - это не только крутое нажимание на кнопок в гоночках, но и понимание функционирование бизнеса. Ты развлекаешь людей своей игрой и комментированием.
Если ты не понимаешь, что "ниггер" (или любая другая оскорбительная лексика) в прямом эфире заденет неограниченный круг лиц и приведет к их негативной реакции, ты непрофессионал. Умение себя контролировать - очень важное качество для любой сферы деятельности.
Ну и этого человека не арестуют, не побьют плетьми и не лишат гражданства. Просто ряд блогером, сми и просто пользователей соцсетей напишет, что он тупой и использовать оскорбительную лексику - плохо.
Из-за этого его, скорее всего, уволят - чтобы компания не связывала свой образ с образом непрофессионала, который бесит клиентов.
В чём сюр-то?